Краудфандинг или «народное финансирование» — это сбор средств от множества людей для реализации проекта, идеи или решения социальной проблемы. Тут участвуют две стороны: автор проекта — тот, кто собирает средства и будет реализовывать проект; и участник — тот, кто верит в начинания автора и готов его поддержать.
Ключевая особенность краудфандинга — это вознаграждения, стимулирующие участие целевой аудитории. За поддержку проекта потенциальные участники получают различные лоты, которые могут быть как материальными (сам продукт, эксклюзивные товары, мерч), так и нематериальными (участие в эксклюзивном мероприятии, указание в титрах).
Таким образом, автор получает необходимые средства для реализации проекта, а также возможность протестировать продукт, получив обратную связь от потенциальных участников еще до запуска основной партии товара. Например, один из таких проектов — Seamarmelad — производство крафтового мармелада с дальневосточными морскими водорослями. Долгое время автор искала пути финансирования своего проекта, обращаясь к различным источникам, включая бизнес-ангелов. Именно они, оценив потенциал проекта, предложили альтернативу традиционному инвестированию — тестирование продукта и привлечение средств при помощи краудфандинга. Тогда идея создания продукта на основе водорослей изначально вызывала сомнения у бизнес-ангелов. Они задавались вопросами: «Будет ли спрос на такой продукт? Сможет ли он заинтересовать потребителей?» Тем не менее автор проекта не сдалась: воспользовавшись краудфандингом, она смогла протестировать рынок и собрать сообщество сторонников, готовых поддержать новинку.
Краудфандинг стал для автора ключевым инструментом для демонстрации востребованности продукта. Проект удалось представить на краудфандинговой платформе, где потенциальные покупатели могли ознакомиться с идеей, задать вопросы и, главное, сделать предзаказы. Краудфандинговая кампания подтвердила востребованность продукта. После проекта бизнес-ангелы инвестировали 600 тыс. рублей под 6% годовых в бизнес автора вне крауд-платформы.
Благодаря этим инвестициям мармелад был выпущен и вскоре начал продаваться в крупной ритейл-сети. Это стало доказательством того, что даже самые необычные идеи могут найти свою аудиторию, а краудфандинг способен существенно помочь в их реализации.
Как запустить крауд-проект
1. Не распыляться на аудиторию, которой не интересен ваш проект
Главная ошибка всех новичков — трансляция проекта для «всех и каждому». Поэтому прежде чем прийти на краудфандинговую платформу, автору важно понять, кто же те люди, которые готовы помочь реализовать его идею. Распространенное заблуждение среди начинающих краудфандеров заключается в том, что успешная кампания сводится к простому объявлению о сборе средств. Однако краудфандинг — это не только сбор средств, но и формирование сообщества вокруг вашей идеи.
Поэтому задумайтесь:
- Кто потенциальные участники вашего проекта? Может быть студенты, пенсионеры, художники или у вас массовый продукт? Например, если ваш проект касается экологической инициативы, то среди участников могут оказаться студенты, заинтересованные в защите природы, а также пенсионеры, которые ценят здоровый образ жизни.
- Какими ценностями руководствуются потенциальные участники? Важно понимать, какие ценности объединяют ваших потенциальных сторонников. Защита природы? Тогда многие участники готовы поддержать проекты, способствующие охране окружающей среды, например, производство безотходных товаров или возобновляемых источников энергии. Или социальная справедливость? Люди, поддерживающие проекты, направленные на улучшение жизни людей с инвалидностью или с низкими доходами. Может быть они хотят просто улучшить качество жизни в регионах? Проекты, которые помогают развивать местные сообщества, как, например, создание кооперативов или местных фермерских рынков, могут заинтересовать тех, кто хочет видеть положительные изменения в своем районе.
- Что их мотивирует? Получить уникальный лот, желание просто помочь, солидарность с идеей? Для многих людей важно ощущение участия в чем-то значимом. По нашим данным, около 60% участников заявляют, что их вдохновляет возможность внести свой вклад в реализацию идеи, которая им близка.
2. Предложить участникам интересные вознаграждения
Для автора важно поблагодарить участников за поддержку и предложить привлекательные вознаграждения, которые отражают ценность проекта. Тут автору нужно помнить, что лоты должны быть разнообразными, соответствовать проекту и интересам потенциальной аудитории и быть действительно ценными.
Это могут быть как материальные, так и нематериальные лоты:
- Небольшие благодарности в виде персональных отметок участников в социальных сетях проекта, электронная версия продукта или услуги, доступ к эксклюзивному контенту и др.
- Эксклюзивные бонусы с ранним доступом к продукту с возможностью поучаствовать в тестировании, личная встреча с создателями проекта, уникальный сувенир с символикой проекта.
- Особые предложения, например, возможность кастомизировать версию продукта под себя и др.
3. Не пропадайте с радаров участников
Еженедельно рассказывайте о проекте не только на страничке крауд-проекта на платформе, но и в соцсетях. Это нужно, чтобы отвечать на вопросы аудитории, делиться информацией о проекте или новом этапе. Также можно привести онлайн-мероприятия в виде фан-встречи для личного общения. Для дополнительного освещения привлекайте внимание СМИ и блогеров, которые могут дополнительно рассказать о проекте. Для этого обратитесь к инфлюенсерам в вашей нише, напишите на почты редакторов предложение посотрудничать. Это поможет расширить аудиторию и привлечь еще больше поддержки.
* * *
Краудфандинг — это не просто способ сбора средств, а возможность создать увлекательную историю или новое движение, которое будет не только привлекать внимание потенциальных участников, но и находить отклик в их сердцах.
Читайте также: