Помните, как в детстве нам говорили: учись как следует! Прочные знания и особенно диплом в твердой обложке — надежная опора, которая не даст пошатнуться офисному стулу твоей карьеры.
Так было раньше.
Закон Мура про удвоение числа транзисторов на микросхеме постепенно распространился на программистов. Теперь им тоже приходится удваивать свои транзисторы раз в несколько лет.
Впрочем, это касается уже не только программистов. Отчасти по их же вине, благодаря высоким темпам проникновения IT во все щели. Сегодня представитель любой профессии может сказать: «Знаете, я и сам своего рода разработчик». А профессия может еще добавить: «Ой, и правда. Тогда мы тебя автоматизируем».
Сначала автоматизаторы пришли за ткачами. Тогда весь мир удивился тому, насколько ограниченными и недальновидными могут быть луддисты. Ведь очевидно же, что станки помогают нам трудиться, а не лишают рабочих мест. Потом автоматизация пришла на конвейеры, в цеха по контролю качества, в упаковку, погрузку, вождение, юриспруденцию, бухгалтерию, написание программ и картин. Ой, горшочек, не вари! Завопили толпы сокращаемых. Но уже некому было за них заступиться, потому что программы HR-роботам написали роботы-программисты.
Назовите любую профессию, максимально невозможную для автоматизации — и окажется, что такое давно уже есть. Хирургические операции? Начали проводить с 1987 (что?!) года. Только тогда люди оперировали с помощью роботов, а теперь роботы начинают действовать под присмотром врачей. Очевидно, на очереди устранение этого запаздывающего, полного ошибок и субъективности архаичного «присмотра».
Кстати, самих программистов тоже автоматизируют будь здоров, только пыль от перфокарт. Это самое ироничное, сюр на уровне «Войны с саламандрами» Карела Чапека. Вообще одна из лучших антиутопий, вдруг кто не читал. В ней наглядно показано, как при полной ясности происходящего люди сотрудничают с межвидовыми врагами человечества. Потому что это выгодно.
Выгодно сейчас, «в моменте». А стратегически… Ну, там видно будет. О какой вообще стратегии можно говорить в мире, который начал перезагружаться раз в год и чаще?
Наша матрица сбоит. Речь уже не о единичных артефактах вроде одинаковых женщин в красном или кошке, перебежавшей дорогу главному герою. Сейчас мы на том уровне, где вертолет врезается в зеркальную гладь небоскреба, и она идет разбегающейся волной. Все разлетается вдребезги — и особенно планирование карьеры.
Да само это выражение, просто вслух его произнесите: Планирование. Карьеры. Каждое слово как шутка, а вместе – готовый каламбур. Сейчас профессии меняются быстрее, чем можно отучиться в вузе (ну если исходить из необоснованного предположения, будто там вообще чему-то учат). А главное ковид! Осторожно, двери закрываются. Какое там — они с треском захлопываются.
Уже не важно даже, есть ли на руках приглашение на работу с оплатой трансфера. Консульства закрыты, границы на замке. Никаким ПЦР-тестом и самоизоляцией не отделаешься. Можно хоть утыкаться чипами, но рабочую визу в штаты, например, получить нереально. Не только туда, во многие страны. И это только цветочки, а ягодки пойдут, когда местные рынки труда взорвутся болезненным перевесом спроса над предложением. Скоро к трудовым мигрантам начнут относиться крайне негостеприимно.
Ладно, не очень-то и хотелось. Где родился, там пригодился. Ой, так ли это? К сожалению, проблема глобальна. Она в том, что по разным причинам хорошей работы становится меньше везде. Она всегда будет, конечно, даже вакансии мечты. Просто если раньше картина жизни была довольно магистральна и беспечна — учишься, получаешь работу, все хорошо. То сейчас это уже не так однозначно. А судя по трендам, рельсы на горизонте событий сходятся в точку.
Это точка на прежнем подходе к обучению и карьере. Может многое измениться, и с ковидом справимся так или иначе, ну или просто привыкнем. Только затолкать обратно в тюбик всю эту зубную пасту никогда уже не получится. Пора задуматься о новых подходах к личным планам выживания и процветания. Вот несколько стратегий.
1. Гедонист на «Титанике»
В экранизации, которая подарила миру Ди Каприо, был любопытный персонаж третьего плана. Это джентльмен с фляжкой, который прихлебывал из нее вряд ли морс, но вел себя трезвее многих других пассажиров. Он оценил обстановку и занял удачную позицию с идеальным обзором катастрофы. Что позволило до последнего наслаждаться шоу (не забывая, разумеется, про фляжку).
Пока все метались по трескающимся палубам, дрались за уплывшие шлюпки и вообще вели себя безобразно, он получил в свое распоряжение все последние минутки благоденствия, какие только были. Достойный план.
Нам постоянно обещают космические прорывы в медицине, но пока мы видим только то, что видим. Возможно, потом действительно появятся таблетки от старости, всякие чудеса с омоложением, защитой от всех болезней, ростом новых зубов и сердец взамен разбитых. Но если трезво прихлебнуть от фляжки, то прямо здесь и сейчас у нас времени не бесконечно много.
Возможно, стоит просто забить на все эти карьерные метания и выбрать позицию поудобнее? Не самую выгодную или перспективную. Не очень-то и денежную, лишь бы на жизнь хватало. Такую, чтобы ее автоматизировали в последнюю очередь. Чтобы на нее не претендовали все мигранты мира. Требующую специальных навыков, которых нет у толп, выходящих из зоны офисного комфорта на неуютную улицу.
Как говорил один из последовательных, кстати, апологетов такого подхода: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Заметьте, это не помешало ему ухватить нобелевку и целую охапку других ништяков. Нормальная стратегия, стоит присмотреться к ней без лишнего снобизма.
2. Чемпион UFC
Скучно дистанцироваться, хотите в гущу событий, чтобы выгрызать призы зубами? Для чемпиона нет преград. Все (ну почти все) шестеренки рынка труда пока еще крутятся. Можно играть и выигрывать по старым правилам, особенно если нарушать их почаще.
Технологии быстро обновляются — учитесь еще быстрее. И не на тягомутных курсах, а самостоятельно. Эффективнее нанять того же преподавателя, только сразу обсудить полезные KPI. Для себя полезные, не для него. Иначе цикл лекций будет посвящен истории вопроса с обширными цитатами из Википедии.
Как вариант, можно нанять одного консультанта, чтобы он помог отобрать других. Собрать из них удаленную команду, менеджерить ее самостоятельно. Не ждать ни от кого методик, сознательности, пунктуальности. Это ваш проект, ваша ответственность. Вы же не садитесь посреди библиотеки, ожидая что нужные книжки сами прибегут и раскроются на нужных страницах.
Конкуренция увеличивается — будьте самым лучшим. Игнорируйте нижние планки по вакансиям и конкурсам. Какая разница, как выглядит порог входа, если все призы раздают несколькими этажами выше. Вам туда! Полная аналогия со школой. Можно получить троечку просто за то, что занимаешь место за партой. Но нужно быть психом-ботаником, чтобы вырвать золотую медаль или красный диплом.
Весь бизнес стал авиационным, прячется за формулировки вроде «турбулентность» — штудируйте законодательство, чтобы приземлять воздухоплавателей на жесткую землю обязательств. Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, налоговое законодательство. Очень много чего найдется почитать на ночь, чтобы кто-то хуже потом спал.
Грубые силовые приемы помогут и отбирать клиентов у рефлексирующих коллег по цеху. Да, это не совсем этично. Пока судья не видит – на! – пальцем в глаз! Ой, так нельзя было? Надо же, извини. Это случайно. В отличие от серии побед без поражений — она не случайна.
3. Суперзвезда
Главное правило клуба сейчас — расскажи всем о клубе. Точнее, о себе. Про свои успехи. Дела. Планы. Идеи. Знакомых. Что ты читал, что ел на завтрак. Нужно быть на виду. Вести стримы, лайвы, блоги. Лучше влоги, конечно (и понимать еще разницу между ними).
Быть на волне. Избежать опасного образа бумера со спиннером, над которым все потешаются. Выступать публично просто обязательно, но важно еще делать это как следует. Найти свой образ, не переиграть. Генерить контент со скоростью студии, и это в виде фонового процесса.
Вам ведь долго не будут платить за все это около-профессиональное лицедейство. Наоборот, за рекламу придется платить вам. Это инвестиционный проект. Тут так много аспектов, что по идее нужна целая команда, начиная с продюсера. Только вряд ли вы можете себе это позволить — особенно если учесть, что найм команд в наше суровое время гарантирует только расходы.
Доходная часть целиком зависит от вас самих. Это не получится делегировать ни стажеру, ни владельцу бизнеса.
Главный урок из новой реальности в том, что разделение видов труда привело не к тотальному росту ответственности за результаты, а ровно наоборот. Узкие специалисты прячутся за свои еще более узкие специализации и думают что не видно, как по краям выглядывает их безразличие к интересам заказчика.
Но это еще как заметно. Что хорошо, поскольку не бывает проблем, есть только рыночные возможности. Это одна из них, возможно даже ключевая.
4. Выход за рамки
Сейчас почти невозможно повышать свою ценность экстенсивно, ввязываясь в безнадежную гонку демпинга и срочности. Допустим, вы получили все же эту работу или проект. И что толку, если это обошлось так дорого, что выгоднее было ничего не делать.
Серийное производство неизбежно будет монополизировано. Если вы не замечаете, что выигрываете в эту игру, значит вы в нее проигрываете. Зачем дожидаться, пока охрана поможет собрать вещи и проследит за тем, чтобы вы нашли двери. Раз зарабатывать на объемах не получится — нужно искать способы для повышения ставок.
Это гораздо сложнее. Всегда было, теперь особенно. Проблема в том, что помимо объективного взлета технологий еще быстрее растут ожидания. Скорее всего, вы не сможете удивить своих клиентов основным продуктом или услугой. Они всегда будут недовольны. А это не лучшая обстановка, чтобы просить прибавки.
Зато все эти узкие специалисты, в том числе b2b, норовят заниматься своим делом. Только у них нет никакого «своего» дела, речь идет об участии в непрерывной общей цепочке. Научитесь заглядывать в соседние области — и вам цены не будет.
Задача не в том, чтобы жадно отбирать задачи у смежников. Им даже помогать особо не придется. Главное вообще проявлять интерес, быть в курсе, разбираться. Заодно это помогает адекватно понимать свой участок работ. Профессионально принимать задачи, подавать результаты удобной стороной.
Расторопный подмастерье никогда не останется без куска хлеба. Может мастер поменяется, компания, город. Но человек, который помогает другим делать то, что они считают нужным, всегда будет при делах. Если внимательно свести баланс усилий и заработка, то подмастерья часто бывают в большом плюсе.
Лучше быть незаменимым помощником, чем главной мишенью.
Читайте также:
Боюсь спросить, а чем механизация отличается от автоматизации, с точки зрения автора статьи?
Статьи Сергея всегда интересно читать. Меня увлекает такое балансирование между очень серьёзным и просто весёлым.
Многие смыслы гениальны. Например это:
Многие мои подмастерья вышли в люди. Даже удивительно.
Помните, как в детстве нам говорили: учись как следует! Прочные знания и особенно диплом в твердой обложке — надежная опора, которая не даст пошатнуться офисному стулу твоей карьеры.
Так было раньше.
Недавно пришел к мысли, что "хорошее" управление - это контролируемое разрушение. Нельзя один раз сложить пазл в картинку, а потом ее поддерживать. Мир меняется и чем больше, тем дальше эта картинка от реальности и тогда, рано иди поздно, произойдет разрушение этой картинки, уже неконтролируемое и тотальное.
Все из перечисленных стратегий, кроме аутсайдерской, поддерживают вышеуказанный принцип, но особое внимание заслуживает третья. Только она не исходит из убеждений дефицита и, следовательно, только она, по-настоящему, может быть прорывной. Возможно, не в предложенном виде, конечно...
Хорошая статья, задорная. Спасибо)
Да, такова динамика.
Мой друг, директор огромного завода говорит так: такое ощущение, что я каждый день ставлю столб на плошади - он падает, а я ставлю. Он снова падает, а я снова ставлю.
В этом случае, наоборот, он должен сбивать столб, в надежде, что на том же месте, со временем, появится новый, но другой, более подходящий.
К сожалению, это правда. Хочется эту тенденцию проиллюстрировать юмористическим примером.
Просто ч'удно! Надо хорошенько запомнить и своему начальнику периодически выдавать )))
Обязательно нужно продолжение - а то гештальт не закроется.
Полюбил он себя - или?
Вы совершенно правы - это основы Change Management.
Но наша жизнь от этого знания легче не становится - все нужно уметь делать хорошо.