Интернет, который мы потеряли: что пошло не так?

Сейчас на слуху запреты, блокировки, цензура в Интернете и отключение целых онлайн-секторов. В Китае практически запретили онлайн-образование и ввели дресс-код для блогеров. IT-гиганты оказались на тонких дрожащих ножках и цепляются за провод, как интеллигент в коммуналке у Зощенко. Это понятный и важный ракурс, но он довольно очевиден.

Конечно, правительства стараются взять под контроль информационные и финансовые потоки (как ни странно). Например, нет ничего удивительного в том, что как только разглядели крипту – это стало началом ее конца, а вовсе не триумфальным вытеснением устаревшей финансовой системы. Спасибо за новую технологию, она пригодится. А криптаны нет. Точно так же и со всеми другими инновациями.

Причем все началось не сегодня, не вчера и даже не пару лет назад. Практически во всем мире запрещены торренты. Даже в Африке, просто там следить за порядком пока технически сложнее. Так в том ведь и дело — за чем рентабельно (ключевое слово), за тем и следят. Например, в Европе можно скачивать с торрентов, а вот за раздачу прилетит штраф. Может прилететь, если наступил на мозоль агрессивному правообладателю. 

Просто бизнес, ничего личного. Контроль новых технологий, в том числе IT, ужесточается по мере того, как растут объемы и бюджеты, это становится заметным рынком и рычагом. Здесь все настолько прозрачно, что как-то даже неловко обсуждать. Ну да, вот так работает гравитация — отпускаешь, оно падает. Не отпускаешь — потрясут дерево, спилят, помогут спуститься на землю. 

Интересно другое. Почему Интернет вообще пришел к такому виду, как сейчас, и куда он движется дальше? Безотносительно ограничений, регулирования: что из себя представляет сама сеть, чем она наполнена, как все это функционирует и взаимосвязано? Учитывая глубину проникновения онлайн во все сферы жизни, вопросы более чем практичные. Ведь, по сути, все происходящее было и остается самым масштабным опросом в истории человечества.

Десятки лет подряд миллиарды людей даже не деньгами, а буквально своими жизнями (активным временем жизни) голосовали за те или иные форматы данных, интерфейсы, сервисы, приложения. Долгое время не было никаких ограничений, никто не мешал собрать сеть иначе. Однако получилось то, что получилось и… а оно вам нравится? 

Онлайн-тренды «чем хуже, тем лучше» 

Бумеры помнят мониторы без графики, дискеты, АЦПУ и прочие слова, знание которых должно служить напоминанием о том, что пора выпить таблетки и идти на следующий медосмотр. Если расспросить стариков, они поведают удивительные вещи. 

Например, основой контента в сети были гиперссылки. То, что сейчас застенчиво называют перелинковкой — по своим ресурсам, естественно, не отдавать же драгоценный трафик наружу. А было прям отовсюду и везде, чтобы подкреплять все источниками, давать более полную картину. Как в Википедии, да.

А какой раньше был поиск! Сначала полные исчерпывающие каталоги, пока Интернет помещался в списки или хотя бы в списки списков. Потом индексы, ранжирование. Молодой Google старался произвести хорошее впечатление, его даже называли корпорацией добра. 

Все это звучит как «раньше трава была зеленее», но приглядитесь, к чему пришли те первые онлайн-начинания.

Сейчас каждый ресурс вцепляется в посетителя мертвой хваткой. Если раньше ему могли показать баннеры, то сейчас он, по сути, ничего кроме них и не увидит. Потому что все элементы контента что-то рекламируют, продвигают, вовлекают, мотивируют нажать вот сюда, заказать вот это. В крайнем случае подписаться, чтобы вам могли впарить на следующем круге «общения». 

И даже если человек настолько верткий, что отмахнулся от онлайн-консультанта, не оставил телефон, не заполнил форму, никуда не кликнул, не установил приложение, не оформил подписку — замечаете, что происходит? Айкидо какое-то, будто человек заглянул в библиотеку, а она оказалась торговым центром. Причем не простым, а из недоброго триллера. Когда за спиной захлопываются двери и отовсюду бегут «консультанты». 

Так вот, пусть даже вырвался и выпрыгнул в незакрывающееся окно — это не поможет. Снарядят погоню, будут выслеживать. Помните, еще на входе с вами вежливо поздоровались и нежно обняли? Это ставили маячок. Теперь по нему вцепится ретаргетинг, а еще ваши координаты могут продать другим заинтересованным лицам. 

Если разобраться, в Интернете больше нет пользователей. Мы все стали чьим-то товаром. Нас подсчитывают, ранжируют, обвешивают бирками. Смешно наблюдать возмущение QR-кодами в пандемию, когда годами те же люди ходили фактически с трекерами и ежедневно отчитывались о каждом своем движении, реплике, покупке и контакте.

Старый ламповый поиск невероятно развился, казалось бы. Точнее должен был, учитывая сколько лет прошло и какие ресурсы получили поисковики. Но теперь в них очень сложно найти что-либо, помимо рекламы. И даже она бывает отсортирована так, что это бесит до трясучки. Например, почему нельзя раз и навсегда отказаться от показа определенных ресурсов в выдаче? Почему нельзя подписаться на готовый черный список, который ведут миллионы других пользователей? 

Деградация верстки контента маскируется все более зрелищной графикой и действительно подросшей типографикой. Однако уже почти не осталось текстов, которые можно просто взять и прочитать от начала до конца, не наткнувшись на баннер, подписку, перелинковку и какие-то отвлекающие заманухи. Это там, где вообще осталась возможность выбирать для чтения конкретные тексты. Ну или ладно, пусть конкретные видео для просмотра. 

В основном уже не так. Весь контент дается в виде лент, которые считаются все более умными (хотя так по ним не скажешь). Но они действительно умные, просто работают не в наших интересах. Например, соцсетям выгодно показывать лишние оповещения, потому что они дергают пользователей, затаскивая их снова и снова на свою территорию. Уже до того дошло, что перестали разворачивать ветки комментариев, предлагая самому отыскать место, где ответить на сообщение. 

Наверное, на очереди чат-боты с фейковых аккаунтов, которые будут подписываться на вас, лайкать, «дружить», изображать общение и добиваться все большего вовлечения. 

Все эти безумные тренды ведут к полной девальвации исходного Интернета, каким он был или казался в самом начале. 

Кроме того, ресурсов у старых сайтов, программ, приложений было в сотни, тысячи раз меньше. Это касается всего IT. Сейчас не то что в смартфоне, во многих детских погремушках больше памяти и компьютерных мозгов, чем было у бортового компьютера миссии Аполлон, которая доставила землян на Луну и обратно. 

Современные программы, начиная с браузеров, оперируют сотнями мегабайтов. Они не размениваются по мелочам, как и мобильные приложения, вообще любой софт. При этом несмотря на сомнительные маркетинговые фенечки в основном, на функциональном уровне, довольно мало чего добавилось. Разве что графика. Она, конечно, расцвела буйным цветом. Миллионами цветов в динамических 3D-моделях с текстурами и прочим фаршем. 

Только что мы получили таким образом? Телевидение 2.0. Интернет из проактивной среды стал тем, что смотрят. Это главное, что произошло. Творческий и проактивный потенциал пользователей аккуратно расфасовали по контейнерам соцсетей, где «творцы» сражаются за лайки и репосты. 

Важнейшим инструментом монетизации стала реклама. По большому счету, ничего нет кроме нее, потому что даже отсутствие рекламы теперь тоже реклама — самой площадки, чтобы собрать трафик и продавать уже настоящую рекламу. 

На очереди предиктивные, действительно умные нейросистемы, которые кстати давно есть и применяются. Просто они слишком хитры, чтобы не кричать о себе на каждом углу. Собирают свои BigData, жужжат в дата-центрах и манипулируют выдачей. 

Уже невозможно подписаться на кого-то, чтобы просто видеть посты этого человека. Система сама решит, кому, что и когда показать. Уже есть комменты и отзывы, которые видны только тебе самому. Ты написал, можешь зайти и полюбоваться — а другие этого не видят. Похоже на наклейку в виде кнопки на столб под светофором, чтобы пешеходы меньше нервничали, дожидаясь пока сработает реле.

Весь этот дивный мир автоматики работает не для того, чтобы сеть стала удобнее или полезнее. Он паразитирует на пользователях, подсаживая на все более жесткие дофамины и вводя гораздо больше цензуры, чем можно было мечтать. Попробуйте оставить негативный отзыв на маркетплейсе. Посмотрите математику рейтингов приложений, откуда берутся 4,5 звезды при километре недовольных. 

Что произошло, и почему это норма

Конспирологи, простите. Очень симпатично фэнтези про заговоры рептилоидов с Нибиру, но жизнь страшнее любой сказки. Все просто и брутально — мир движется туда, где блестит бабло. Виртуальный мир тоже, причем даже быстрее, потому что он автоматизирован, кипит инновациями и заряжен на успех. Вы же видели все эти мотивирующие картинки. 

Надо признать, что Интернет не может заменить эволюцию вида, который хочет залипать в лентах развлекательного контента все более низкого качества вместо доступа к знаниям и созидательному творчеству. Если пользователей устраивает, что ими пользуются — это и есть ответ.

Еще одна большая иллюзия заключается в том, что бизнес почему-то считает себя особой категорией. Но нет, это такой же пользователь. Просто другой сегмент. Товар на другой полке, вот и вся разница. Абсолютно похожие тренды и следствия действуют для компаний.

Бизнесу можно самовыражаться на уровне пресс-релизов, вести корпоративные блоги, собирать свои лайки и даже доплачивать за допинг в виде рекламных размещений, трафика, активностей. Когда уже начнут легально предлагать ботов и фейковые аккаунты, наконец? Все к тому идет. 

Но вендоры не гарантируют результатов, они только показывают. Отчаявшиеся мелкие игроки еще могут подрядиться по метрикам «на перфоманс», но только не вся основная индустрия. Правда в том, что да, вы получаете потенциально огромные охваты. Только это и без Интернета было. Если кричать в обычное окно достаточно громко, тоже услышат миллиарды. Просто везде есть физические ограничения, неважно офлайн или онлайн. 

Кризис доткома не на биржах и даже не в базах блокировок. Он в умах и клозетах. Мы потеряли Интернет, который оказался нежизнеспособным.

Потому что нельзя масштабировать университетскую библиотеку на всю планету — а телевизор можно. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

А Вам не кажется, что это просто период роста и интернет не умер он наоборот становится жизненным. 

Люди-пользователи не дураки и они начинают выбирать не то что блестит, а то, что им реально интересно, их нельзя долго обманывать, они платят своим временем.

А вот компании и особенно их отделы маркетинга, как раз очень сильно лажают, потому что миллионы Бузовой и Моргенштерна ничего не стоят на самом деле, их смотрят дети, у которых нет денег и нет влияния на решение о покупке, и поэтому глупо платить этим "звездам" за миллионые просмотры, это пустые миллионы.

Только сейчас начинают приходить к понимаю, что важно не количество, а качество.

Так, что стенать не надо по Интернету, он становится взрослее, и значит мудрее, хотя уже и не такой милый и наивный как раньше, мы же тоже с возрастом меняемся. 

Аналитик, Москва

Интересно! Я знаю довольно много людей, кторые не пользуются интернетом. И это не старики.

 

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Люди-пользователи не дураки и они начинают выбирать не то что блестит, а то, что им реально интересно, их нельзя долго обманывать, они платят своим временем. А вот компании и особенно их отделы маркетинга, как раз очень сильно лажают, потому что миллионы Бузовой и Моргенштерна ничего не стоят на самом деле, их смотрят дети, у которых нет денег и нет влияния на решение о покупке, и поэтому глупо платить этим "звездам" за миллионые просмотры, это пустые миллионы.

Да соглашусь. Интернет и вообще виртуальный мир (в котором наверное имеет значение не только интернет) находятся сейчас в очень ранней стадии своего развития. Это кажется что интернет уже достиг зрелости. Нет конечно. Вот когда виртуальные миры будут сопоставимы с мирами реальными, когда действительно отпадет необходимость личного контакта и встреч в реале для бизнеса например, тогда интернет будет уже зрелым. Пока это еще только самая начальная стадия освоения виртуала. Если сравнить с историей освоения Америки, то мы сейчас примерно находимся в той стадии, когда первые охотники за золотом уже умерли и в Америку поехали сектанты из Европы, то есть люди поехали туда жить, а не искать золото, чтобы вернуться богатым на прежнее место. 

Примерно так происходит сейчас, появляются самостоятельные, совершенно виртуальные валюты, виртуальный обмен ценностями. Так что в Интернет стоит инвестировать. Вопрос: во что именно? 

Руководитель, Москва

Практически во всем мире запрещены торренты. 

Ммм, - именно технология? передачи файлов p2p? 

Руководитель, Москва

 Если раньше ему могли показать баннеры, то сейчас он, по сути, ничего кроме них и не увидит.

Похоже, автор только их и видит.. На самом деле баннорорезки рулят..   Без них, на какой-нибудь РБК ходить - как себя не уважать

Руководитель, Москва

Мы потеряли Интернет, который оказался нежизнеспособным. 

Так что именно мы патереяли? какой именно интернет?
Да, он стал несколько более рагламентирован, но есть и дракнет, который вполне себе живет свой жизнью.. 

Аналитик, Москва

Много лет назад я работал главным инженером в одном очень старом и большом комплексе зданий. Самым сложным было разобраться с огромным пучком проводов связи и электричества. Никаких схеми строительных чертежей, никаких пасппортов и формуляров не сохранилось. Те, кто делал что-то давно ушли в мир иной. Половина кабелей была недействующей.


Интересно, а когда наступит предел интернета? То есть когда человек полностью потеряет контроль над тем, что там есть? Забудет исходники, потеряет первоисточники и человеки будут полность верить только лишь информации в инете. А библиотеки законсервируют - не рентабельно. Даже сейчас мы чаще опиремся на то, что выводят поисковые системы в первые строчки, не утруждая себя поисоком первоисточника. 
И вдруг лет через 50 в первой строке будет "Земля плоская", а проверить это люди не смогут. (((

Юрист, Великобритания
Анатолий Курочкин пишет:
Интересно, а когда наступит предел интернета? То есть когда человек полностью потеряет контроль над тем, что там есть? Забудет исходники, потеряет первоисточники и человеки будут полность верить только лишь информации в инете. А библиотеки законсервируют - не рентабельно. Даже сейчас мы чаще опиремся на то, что выводят поисковые системы в первые строчки, не утруждая себя поисоком первоисточника. И вдруг лет через 50 в первой строке будет "Земля плоская", а проверить это люди не смогут. (((

Когда то поколение, что дёргает за ручку двери, когда видит на ней надпись закрыто, отойдет в мир иной, тогда да. 

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Интересно, а когда наступит предел интернета? То есть когда человек полностью потеряет контроль над тем, что там есть? Забудет исходники, потеряет первоисточники и человеки будут полность верить только лишь информации в инете. А библиотеки законсервируют - не рентабельно. Даже сейчас мы чаще опиремся на то, что выводят поисковые системы в первые строчки, не утруждая себя поисоком первоисточника. И вдруг лет через 50 в первой строке будет "Земля плоская", а проверить это люди не смогут. (((

Все будет наоборот. Скажем те книги дореволюционные, которые я покупаю, доступны по низкой цене благодаря интернету. Раньше они были только в букинистических магазинах и там владельцу доставались копейки, а продавались они дорого. А теперь через аукционы обычная комиссия 17% и они стоят доступных денег. 

Придет время и они окажутся отсканированными или тексты будут внесены в интернет. Сейчас их нет нигде в доступном виде, текстов. Так что информация малодоступна. Можно ею манипулировать. 

А когда они из разных источников будут отсканированы и внесены то возникнет эффект блокчейн. Невозможно подделать источник, изданный сто лет назад в количестве 1000 экземпляров, которые находятся в разных местах. 

Так что у разного рода диктаторов и прочих желающих чего нибудь изменить в трактовке прошлого останется совсем мало инструментов. Изменить можно будет только интерпретации, но не саму информацию. Она будет доступной всем. Это уже так отсюда я и делаю вывод о принципиальной невозможности диктатур при нынешнем уровне информатики. 

Юрист, Великобритания

Все очень просто. Их ваши книги засекретят, а тех, кто будет эту информацию распространять - будут сажать за раскрытие гостайны. Будете сидеть как Ассанж в свободном мире. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.