Чем чаще Executive.ru обращается к теме цифровизации, тем чаше в форумах портала звучит вопрос: «А что это такое?». На исходе 2018 года редакция решила поставить точки над i, и попросила экспертов объяснить, в чем суть процесса и к каким трансформациям он приводит.
Ключевой процесс – стратегическое управление данными
Александр Тарасов, управляющий партнер DIS Group
Цифровая трансформация (цифровизация, диджитализация) – изменение формы бизнеса в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация – прежде всего, означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Ключевой процесс цифровой трансформации – Data Governance – стратегическое управление данными.
Цифровая трансформация не ограничивается применением технологий, таких как Big Data, интернет вещей, дополненная реальность, блокчейн и так далее. По отношению к цифровой трансформации все компании можно разделить на два сектора: сектор условно виртуальных и сектор условно реальных компаний. Для каждого из сегментов цифровая трансформация будет иметь свои особенности.
К условно виртуальному сектору относятся операторы связи, СМИ, все виды компаний новой цифровой экономики (онлайн-магазины, агрегаторы, маркетплейсы), организации финансового сектора. Основную ценность для компаний этого сегмента представляют клиентские данные. Главная цель – повысить эффективность использования клиентских данных. Границы между индустриями этого сектора стираются очень активно: бизнес строится вокруг данных о клиенте. Зная предпочтения и привычки клиента, одна и та же компания может продавать ему и банковские услуги, и авиабилеты, и путевки.
К условно реальному сектору относятся компании, бизнес которых строится в большей степени на активах физического мира. Для них актуален сбор данных для создания цифровых двойников активов. Такие цифровые двойники должны объединяться в цифровых двойников предприятия. Цифровых двойников можно анализировать и проверять на них гипотезы для поиска скрытых резервов предприятия. Гипотезы могут быть по оптимизации бизнес-процессов, режима работы оборудования, технологических цепочек, ремонтных кампаний, инвестиций в инновации. Результаты анализа и проверок можно использовать для повышения производительности, оптимизации, улучшения устойчивости производства... В этом секторе особенно актуальны технологии Big Data, предиктивная аналитика, интернет вещей и дополненная реальность.
Условно виртуальные компании дальше продвинулись в цифровой трансформации, чем условно реальные. Но принимая во внимание существующие тенденции, могу уверенно говорить, что в ближайшие два года ситуация кардинально изменится.
Наиболее востребованные технологии – искусственный интеллект
Павел Боровков, «Партнеры и Боровков»
Необходимо разделить три ключевых термина:
1. Автоматизация – это перевод существующих в бизнесе процессов «Как есть» на базу компьютерных вычислений, электронного хранения и обмена данными.
2. Цифровизация – это изменение бизнес-процессов компании «Как надо» таким образом, чтобы они больше соответствовали новым инструментам и технологиям цифровой экономики.
3. Цифровая трансформация бизнеса – это изменение всей бизнес-модели: стратегии, процессов, организационной структуры, финансов, продаж, логистики… – для наиболее эффективного использования возможностей цифровой экономики.
Наиболее передовые отрасли в части перехода в «цифру» в России – это банковская сфера, нефте- и газодобывающие компании, ритейл, масс-медиа и развлечения.
Наиболее востребованные технологии – искусственный интеллект (машинное обучение, нейросети), распределенные реестры данных (блокчейн), интернет вещей, роботизация, виртуальная и дополненная реальность.
Активнее всего цифровизируются финансовые компании
Константин Ян, сооснователь, технический директор CloudPayments
Цифровизация – процесс переноса документов (текст, фото, видео, голосовые сообщения, карты, музыка) в электронный формат и последующий обмен этими данными через электронные каналы связи. Цифровизация – решение бизнес-задач с помощью цифровых технологий. Там, где раньше были живые люди и рабочие места, теперь работает либо простой скрипт, либо робот.
Среди передовых отраслей цифровизации – банковские услуги, e-commerce, СМИ, обучение, еда, такси и каршеринг, социальные сети и мессенджеры. Активнее всего цифровизируются финансовые компании.
Из необычных примеров я могу вспомнить компанию «Додо пицца», которая одна из первых на рынке внедрила в производство и доставку пиццы свои информационные системы, контролирующие процесс от начала до конца.
Еще интересно следить за цифровизацией сельского хозяйства, сейчас, как и механизация в 1950-е годы, она позволит увеличить эффективность использования земли и других ресурсов, при уменьшении человеческого труда. Сюда можно отнести и роботизированную технику, и Big Data эффективности сортов культур, и долгосрочные метеопрогнозы, и моделирование эффективности использования местности.
Переход на «цифру» произойдет во всех секторах экономики
Константин Анисимов, СЕО Rusonyx
Цифровизацию можно считать естественным процессом, сопровождающим переход к информационному обществу. Это предполагает трансформацию методов и способов передачи информации: замену аналоговых инструментов цифровыми. Если говорить о конкретных отраслях экономики, то в первую очередь цифровизация затронула финансовый сектор, торговлю, производство, а также значительную часть средств массовой информации. В перспективе переход на «цифру» стоит ожидать практически во всех секторах экономики, включая сельское хозяйство, медицину, логистику.
Цифровизация предполагает полную смену бизнес-модели
Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group
Цифровизация – это использование цифровых технологий для повышения эффективности бизнеса, предполагающее изменение бизнес-процессов и даже полную смену бизнес-модели компании. Новая цифровая эпоха говорит о том, что подобные изменения в перспективе затронут все отрасли и все компании. Если даже самые консервативные учреждения – крупные банки – становятся в большей степени IT-бизнесом, то что говорить о тех, кто всегда был на острие прогресса? Первыми к цифровизации приходят те, кто наиболее остро чувствует конкуренцию и работает с большими данными: ритейл, электронная торговля, госкорпорации... Однако пока, по данным Всемирного банка, большая часть российских компаний (около 65%) не используют преимущества цифровизации.
В процесс трансформации должны быть вовлечены и «верхи», и «низы»
Дмитрий Карандин, руководитель проектов Smart City Lab
Цифровизация, диджитализация и цифровая трансформация – это все очень тесно связанные вещи, но если ссылаться к некоему референсу, то у компании Gartner есть два видения на определение цифровизации:
1. Использование цифровых технологий для изменения бизнес-моделей и создания новых источников доходов, а также создание ценности.
2. Процесс перехода к цифровому бизнесу.
Цифровизация не ограничивается добавлением нового функционала к существующим каналам, продуктам или сервисам. Она охватывает и пользовательский опыт, который ушел в «цифру», и бизнес-процессы. Затрагивая как сотрудников компании, клиентов, так и продукты, бизнес-модели, партнеров, технологии и инфраструктуру. Наиболее быстро адаптируются B2C-бизнесы и продукты: финансы и ритейл, путешествия и туризм, медиа и развлечения.
Индустрии, в которых цифровизация происходит медленнее – сельское хозяйство, энергетика, здравоохранение, промышленность и госсектор. Это объясняется несколькими факторами, включая скорость принятия решений, затраты на диджитализацию, возможности на эксперименты и время, требуемое на адаптацию к изменениям и коррекции стратегии.
Одна из ключевых проблем, на которой следует сфокусироваться, – кадры. Топ-менеджмент компании должен понимать необходимость и цели трансформации. При этом трансформация – это процесс, в который должны быть активно вовлечены и «верхи», и «низы» компании.
В больших компаниях цифровая трансформация представляет собой долгосрочные проекты, которые должны возглавляться управленцами с лидерскими компетенциями, нестандартным взглядом, творческим мышлением, при этом, знающими технологии. Очень тяжело найти хорошего CIO или CDO, который может возглавить процесс цифровой трансформации.
Скоро мы будем разговаривать с утюгами
Александр Ильин, технический директор MSK-IX
Цифровизация – переход из аналоговых сфер в цифровую – наблюдается во всех областях бизнеса. Если раньше офлайн-сервисы считали, что интернет не для них, то теперь встретить юрлицо без представительства в интернете нереально. Любой стартап, выходя на рынок, первым делом регистрирует домен, создает сайт и электронные адреса, а уже потом задумывается об уюте в офисе или даже об офисе вообще.
То же самое наблюдается и в государственных сервисах: все крупные госкорпорации переводят продукты и услуги в цифровой формат. В отраслях экономики задействованы все категории бизнеса – от мелких услуг до глобальных проектов. В цифровой формат переходит финансовый сектор, строительные материалы, торговля, рукоделие, мастер-классы и обучение. Также не забываем об интернете вещей.
В скором будущем мы с вами будем разговаривать с утюгами, не вставая с дивана регулировать температуру нагрева воды, заказывать доставку еды непосредственно холодильнику и спорить с микроволновой печкой. Система «умных домов» уже развита во многих странах и Россия не будет исключением.
Фото: unsplash.com
Цифровизация - это новая эра развития человечества, которая меняет всё и всех.
Хлеб с маслом цифрой не заменить.
Верно. Но верно и другое:
«Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни».
Шейх Заки Ямани, министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии.
цифровизация это следующая надстройка к производству разнообразных сложных товаров индустриальным способом
Спорить о необходимости цифровизации - дурной тон. Мы и сами не заметили насколько у нас изменился подход ко многим вещам. Показателен пример "Додо пиццы" - да, мы просто заходим в интернет выбираем. Самое удивительное, что это работает не только для Москвы и больших городов. Никто не мешает тоже самое создать или продвигать в глубинку. У меня мой товарищ владеет небольшой сельской пекарней + 2 "Газели". От Москвы - 500 км, от Нижнего Новгорода - больше 100. Он начал очень твёрдо внедрять свою локальную цифровизацию. Поразительные успехи: у него снизились расхода на сырьё - каждый заказчик вечером заказывает именно то, что хочет. У него нет поржняка. И т.д.
На мой взгляд, его технологичность выше, чем у отдельных предприятиях Роскосмоса, где к цифровизации относятся как к временному капризу.
Вот только не понравилось это:
Никто ведь и не ищет. Ищут молодых и красивых CIO. Увы, не все подпадают под этот критерий.
Что-то вспоминается эпопея с ожиданиями от мирного освоения энергии ядерного синтеза, и соответственно песня Пугачёвой "Что не может сделать атом:
https://yandex.ru/video/search?filmId=181407142957...
Идея авторам и исполнителям - клипа "что не может сделать цифра" я ещё не видел...
По теме: когда в массовом сегменте программной продукции кроме значений TRUE и FALCE появится значение MAY BE, эвристическое программирование выйдет на совершенно новый уровень и мы узнаем на два порядка больше о работе нейронных связей - тогда и посмотрим АВАТАР на земле и в её окрестностях, а пока что не меньше, чем "цифрой", можно восхищаться строительной техникой и технологиями, реально изменившими мир до неузнаваемости....
А я вот хочу поиронизировать в отношении антицифры. Один пожарник может сделать во сто крат больше для убеждения. Именно "пожарник", а не "пожарный".
Друг прислал очень свеженькое. У них очень крутая и достойная фирма, миллиардные обороты, стони сотрудников - сплошная цифра. Разговаривают не на русском, а на джавескрипте. Половина - удалённо. И вот:
Представляете - надо ехать черт те куда, тратить время, деньги, расписаться в журнале и уехать обратно. Друг капризничает?
Цифровизация, как способ повышения производительности и снижения издержек, как способ организации деятельности компаний с меньшими временными затратами работы персонала, которые компенсируются за ясеи цифровых технологий - это одна философия.
Цифровизация, которая ведет к лишению личной свободы, к зависимости и управляемости жизни людей теми, кто оцифровывает - философия другая.
Главный вопрос в том, что если общество не выйдет на новый уровень развития сознания и отношений, обеспечивающих гармоничное развитие человека, а сохранятся ценности и менталитет "раба" - за счет других, ныне действующий в обществе, то мы получим "цифровой " геноцид над человечеством.
Цифровые технологии в здравоохранении привели к тому, что доступ к услугам и их высокому качеству, получают избранные, остальным через цифрвизацию к врачу не пробиться, просто не к кому обратиться так как по любому вопросу вам предложат зайти на сайт, ... и ждать несколько месяцев прием в врачу и т.д. И это будет происходить во всех вферах, затрагивающих жизнь людей.
Цифровизация, как правильно написали авторы статьи, опирается в частности на использование методов обработки больших объемов данных (Big Data), на промышленный интернет (IoT), на так называемую "Интероперабельность" (иначе мы не сумеем в ближайшем будущем разговаривать с утюгами)... и т.п.
А вот как же понимать сам термин "цифровизация", как мне кажется, четкого определения в статье не приведено (декларативные и философские заявления вынесем за скобки).
Так ведь вопрос не в переводе очереди в поликлинике из офлайна в онлайн. При существующем сегодня организационном хаосе, любая его автоматизация породит цифровой хаос.
Почти все высказываются о том, что нужно вначале менять модель (организационную, процессную). Почти все здесь присутствующие хлебнули горюшка при автоматизации хаоса. В этом в первую очередь виноваты разработчики, которые в какой то момент решили, что они могут собой заменить кого угодно допилив коробочную версию (1С) под свои представления эффективного бизнеса. )))