Очевидно, что IT-сфера – одна из самых быстрорастущих не только с точки зрения валовых показателей, но по востребованности на рынке труда. Многих привлекает хорошая заработная плата, комфортные условия труда и возможность уехать за рубеж. Это влечет за собой борьбу за кадры. В ситуации, когда система образования не полностью удовлетворяет потребности бизнеса, а уровень зарплат в разных компаниях приблизительно одинаков, появилась необходимость в создании дополнительных факторов, обеспечивающих удержание персонала. Организации стали активнее работать с образовательными учреждениями, спонсировать мероприятия, посвященные IT-сфере, предлагать такие социальные бонусы, как бесплатный спортивный зал, медицинское обслуживание, обучение английскому языку.
Все эти меры – здоровая реакция бизнеса на конкуренцию за узкопрофильных специалистов. Но важно, чтобы подобные итерации внедрялись системно и последовательно. С точки зрения маркетинга, все эти преимущества, которые отдельные компании предоставляют сотрудникам, – всего лишь продукт на полке. Как производитель молока предлагает потребителям творог, так и IT-компании предлагают соискателям эти бонусы. Творог, который выпускают разные молочные комбинаты, чаще всего, по сути, один и тот же. Но упаковка у него разная, есть разные нюансы состава. И вот здесь в дело вступает брендинг – последовательная система активных действий по созданию четкого имиджа у продукта, которые влияют на наш выбор.
Благодаря брендингу функциональные преимущества продукта дополняют эмоциональные: потребитель начинает ассоциировать свою личность или образ жизни с тем или иным продуктом. Если продукт был разработан и внедрен правильно, любое слово, место, символ, которые с ним связаны, становится значимым, приобретает смысл. А, как водится, смысл для многих людей гораздо ценнее в конечном счете.
Если перенести данный пример на рынок труда в IT-сфере, мы плавно перейдем к HR-брендингу. Как покупатель, который может пять минут простоять возле полки, выбирая творог, так и потенциальный работник выбирает компанию, которая будет удовлетворять его по всем параметрам. Неслучайно существует такое понятие, как бренд работодателя. HR-брендинг – комплекс целенаправленных мероприятий по формированию положительного имиджа работодателя с целью повышения эффективности привлечения кадров, вовлечения и удержания специалистов своего дела.
Грамотный HR-брендинг – это не набор бонусов для сотрудников или приятные глазу тексты в объявлениях о найме. Грамотный HR-брендинг – это целая система, создающая необходимую для конкретной организации атмосферу, которая притягивает, вовлекает и удерживает людей необходимого типа, используя при этом как рациональные, так и эмоциональные аргументы. На постсоветском пространстве наиболее ярко HR-брендинг заметен именно в IT-сфере. Почему? На это есть несколько причин.
- Спрос на IT-специалистов превышает предложение. Условия труда в крупных компаниях приблизительно одинаковые. Поэтому привлекая таланты, необходимо предъявлять им какие-то другие аргументы, кроме зарплаты. Один из них – имидж бизнеса.
- Средний возраст людей, работающих в IT-сфере, сравнительно невелик. Согласно исследованиям, молодежь больше подвержена влиянию брендов, чем старшее поколение.
- Белорусские и российские IT-компании – чаще всего аутсорсинговые фирмы, головное подразделение которых находится в США или Европе. И вместе с заказами в наши страны плавно перетекает и зарубежный опыт ведения бизнеса. В том числе – опыт HR-брендинга.
- IT-сектор растет достаточно быстро. Компании за несколько лет могут увеличить свой штат и выручку. А именно на этапе роста, когда происходит полное переосмысление эффективности работы компании и разрабатывается долгосрочная стратегия ее развития, внедрение HR-бренда помогает существенно оптимизировать расходы на персонал.
К каким результатам приведет внедрение HR-бренда?
Изначально нужно понимать, что HR-брендинг, как и любой брендинг, не дает существенного преимущества в краткосрочной перспективе. Но со временем благодаря тому, что сотрудники работают в комфортной среде, максимально соответствующей их внутреннему ощущению, повышается производительность и качество их работы. Снижаются расходы на поиск персонала, его удержание и обучение. И все ли в IT гладко с HR-брендингом? Однозначно положительный ответ дать сложно. Некоторые внутрикорпоративные конфликты, информация о которых иногда выходит за пределы компаний, не позволяют идеализировать ситуацию.
В целом, HR-брендинг – достаточно гибкий инструмент, он позволяет решать именно те задачи, которые ставит перед собой руководство компании. Это могут быть как задачи по оптимизации расходов на персонал, так и улучшение имиджа, получение преимуществ перед конкурентами. Несмотря на все плюсы, которые получает организация в результате внедрения HR-бренда, не так много компаний в Беларуси задумываются о его внедрении. Но так как в развитых стран этот процесс уже достаточно хорошо отлажен, мы верим, что и в нашей стране он может найти широкое применение.