Борьба с кадровым голодом – одна из насущных задач IT-бизнеса. Минкомсвязи, представляя недавно «Стратегию развития IT-отрасли России на 2014-2020 годы», предложило целый комплекс мер по изменению ситуации: от разработки профстандартов до привлечения в российские компании специалистов из-за рубежа. Однако у отечественного технологического бизнеса уже есть значительный опыт в заполнении кадровых лакун.
На всю российскую IT-отрасль приходится лишь около 300 тысяч занятых высококвалифицированных специалистов. Количество предложений на рынке труда для разработчиков в разы выше, чем число кандидатов. Всем памятна ситуация, когда внедрение SAP в Сбербанке РФ «высосало» с HR-поля почти всех классных внедренцев.
Но является ли кадровый голод проблемой только IT-компаний? И чувствуют ли себя вольготно специалисты, особенно молодые, которые намерены строить карьеру в этой сфере? Отнюдь нет. И связано это в первую очередь с тем, что IT-образование в России (как и любое другое, впрочем) больше стремится к фундаментальности, нежели к прикладной направленности. Да и специфика проектов в IT-бизнесе настолько разнообразна, что профессионалов, обладающих нужными компетенциями, не могут подготовить даже все вузы вместе взятые.
Кроме того, информационные технологии развиваются очень быстро, и специалисту самостоятельно отслеживать эту динамику крайне сложно. Компаниям же важно, чтобы новые сотрудники тратили как можно меньше времени на освоение новых технологий, программного обеспечения или оборудования, а как можно быстрее включились в рабочие процессы и не совершали ошибок.
Крупные информационно-технологические компании России, как правило, имеют на своей базе учебные центры: это Академия АйТи, Образовательный центр ЭЛАР, Сетевая Академия ЛАНИТ, учебные центры IBS, ABBYY и др. За годы своего существования эти структуры «обросли» множеством направлений деятельности, но ключевым остается подготовка IT-специалистов под те или иные производственные задачи конкретного бизнеса.
Как они это делают и как молодой специалист может использовать потребности IT-бизнеса, чтобы сделать карьеру в самой перспективной на сегодняшний день сфере рынка?
Образовательные структуры, созданные IT-компаниями, ведут научно-исследовательскую работу, создают электронные обучающие курсы, проводят открытые семинары и конференции. Сервисы, которые предлагают учебные центры, могут быть полезны и начинающим специалистам, и тем, кто хочет повысить квалификацию, и желающим определиться со специализацией в IT-сфере.
Кроме того, образовательные структуры занимаются разработкой и реализацией совместных с вузами программ и проектов.
Например, корпорация ЭЛАР в этом году запустила проект «Школа молодого IT-специалиста». Компания предложила студентам дневных отделений столичных вузов пройти курс обучения технологическим процессам в реализации IT-проектов – от разработки технологии, ее внедрения и сопровождения до оценки. Обучение ведущие тренеры-практики корпорации ЭЛАР проводили в вечернее время в форме лекционных занятий, а отрабатывались знания на материалах учебных проектов. Лучшим выпускникам Школы было предложено трудоустройство.
Дело в том, что ЭЛАР занимается обработкой и переводом в цифровой формат огромных объемов документов и данных (ежемесячно в производственных центрах только сканируется восемь млн условных листов). «Каждый проект компании – уникальный, и под каждый разрабатывается своя технология работы с информацией и данными. Представьте себе конвейер «Форда» с его восемьюдесятью операциями – только под каждую марку авто создается отдельная технологическая цепочка. Вот таких IT-специалистов, разрабатывающих технологические цепочки, не готовит сегодня ни один российский вуз», – комментирует ситуацию заместитель директора управления по работе с персоналом корпорации ЭЛАР Лариса Буканова.
То есть, с одной стороны, работу по формированию и подбору дорогостоящего и дефицитного человеческого капитала корпорация ведет в своих интересах. С другой стороны, молодой специалист получает к своему фундаментальному вузовскому образованию профессию и даже трудоустройство в одну из крупнейших отечественных IT-компаний.
«Школа молодого IT-специалиста» дала отличные результаты, и мы запустили еще один проект по взаимодействию ЭЛАР с профильными образовательными учреждениями – это стажировки», – рассказывает Лариса Буканова. Студенты и учащиеся колледжей и вузов трудятся в различных подразделениях компании, осваивают соответствующие профессии – от системного администратора до внедренца и разработчика программных продуктов. Корпорация дает стажеру занятость, удобный график, зарплату и, наконец, профессию. Четкая система обучения и оценки компетенций стажеров позволяет корпорации готовить высококлассных специалистов, а не искать на рынке труда «кота в мешке».
Задачу обучения узким IT-компетенциям корпорация ЭЛАР решает с помощью собственного Института тренинг-менеджеров. Идея создать такую структуру в компании возникла, когда пришло понимание того, что технологиям, используемым в ЭЛАР, научиться нельзя нигде. Более пятидесяти сотрудников корпорации, обладающих глубокими экспертными знаниями, прошли тренинговую подготовку и теперь передают свои знания стажерам и новым коллегам.
По словам руководителя Корпоративного университета ЭЛАР Натальи Гущиной, в корпорации работает принцип непрерывного обучения. Так, для молодых специалистов формируются программы вхождения в должность и действует система наставничества: корпорация мотивирует опытных сотрудников оказывать своим молодым коллегам всестороннюю помощь в адаптации и овладении знаниями о специфических процессах и технологиях.
Главный актив IT-бизнеса – человеческий потенциал, потому что именно люди производят высокотехнологичные продукты и программы и отвечают за их внедрение в реальную жизнь. Лучше всех это понимают и острее всех чувствуют сами IT-компании, и задачу подготовки специалистов они активно и успешно решают.
Источник
изображения: photogenica.ru
Спасибо за статью.
Мне кажется проблема кадрового голода ИТ специалистов на самом деле скрывает более серьезную проблему кадрового голода ИТ менеджеров.
На подготовку стабильного специалиста нужно около 3 лет. И это происходит намного быстрее ''в полях'', в ИТ проекте, чем в универе.
А вот менеджера хорошего поля не выращивают, в силу ''софтскильности'' профессии.
Однажды клиент попросил провести аудит процесса найма ИТ специалистов. В компании был недобор.
По итогам: входящих резюме было достаточно, собеседований тоже, но до оффера доходили единицы.
Оказалось, что около 80% кандидатов ''сливается'' из-за того, что руководитель не может четко сформулировать ожидания и требований к кандидату и оценивает их интуитивно.
ИТ менеджеров в лучшем случае готовят на курсах управления проектами, и стандартными управленческими - планирование, делегирование и т.д. И то на которые они ходят отсидеться.
P.S. стартапам без денег и соцпакета каким-то образом удается находить ИТ специалистов. Может HR-ам пора изучить этот ''секрет''?