Пути в IT: как использовать кадровый голод на рынке IT

Борьба с кадровым голодом – одна из насущных задач IT-бизнеса. Минкомсвязи, представляя недавно «Стратегию развития IT-отрасли России на 2014-2020 годы», предложило целый комплекс мер по изменению ситуации: от разработки профстандартов до привлечения в российские компании специалистов из-за рубежа. Однако у отечественного технологического бизнеса уже есть значительный опыт в заполнении кадровых лакун.

На всю российскую IT-отрасль приходится лишь около 300 тысяч занятых высококвалифицированных специалистов. Количество предложений на рынке труда для разработчиков в разы выше, чем число кандидатов. Всем памятна ситуация, когда внедрение SAP в Сбербанке РФ «высосало» с HR-поля почти всех классных внедренцев.

Kovalenko_Evgeny.jpgНо является ли кадровый голод проблемой только IT-компаний? И чувствуют ли себя вольготно специалисты, особенно молодые, которые намерены строить карьеру в этой сфере? Отнюдь нет. И связано это в первую очередь с тем, что IT-образование в России (как и любое другое, впрочем) больше стремится к фундаментальности, нежели к прикладной направленности. Да и специфика проектов в IT-бизнесе настолько разнообразна, что профессионалов, обладающих нужными компетенциями, не могут подготовить даже все вузы вместе взятые.

Кроме того, информационные технологии развиваются очень быстро, и специалисту самостоятельно отслеживать эту динамику крайне сложно. Компаниям же важно, чтобы новые сотрудники тратили как можно меньше времени на освоение новых технологий, программного обеспечения или оборудования, а как можно быстрее включились в рабочие процессы и не совершали ошибок.

Крупные информационно-технологические компании России, как правило, имеют на своей базе учебные центры: это Академия АйТи, Образовательный центр ЭЛАР, Сетевая Академия ЛАНИТ, учебные центры IBS, ABBYY и др. За годы своего существования эти структуры «обросли» множеством направлений деятельности, но ключевым остается подготовка IT-специалистов под те или иные производственные задачи конкретного бизнеса.

Как они это делают и как молодой специалист может использовать потребности IT-бизнеса, чтобы сделать карьеру в самой перспективной на сегодняшний день сфере рынка?

Образовательные структуры, созданные IT-компаниями, ведут научно-исследовательскую работу, создают электронные обучающие курсы, проводят открытые семинары и конференции. Сервисы, которые предлагают учебные центры, могут быть полезны и начинающим специалистам, и тем, кто хочет повысить квалификацию, и желающим определиться со специализацией в IT-сфере.

Кроме того, образовательные структуры занимаются разработкой и реализацией совместных с вузами программ и проектов.

Например, корпорация ЭЛАР в этом году запустила проект «Школа молодого IT-специалиста». Компания предложила студентам дневных отделений столичных вузов пройти курс обучения технологическим процессам в реализации IT-проектов – от разработки технологии, ее внедрения и сопровождения до оценки. Обучение ведущие тренеры-практики корпорации ЭЛАР проводили в вечернее время в форме лекционных занятий, а отрабатывались знания на материалах учебных проектов. Лучшим выпускникам Школы было предложено трудоустройство.

Дело в том, что ЭЛАР занимается обработкой и переводом в цифровой формат огромных объемов документов и данных (ежемесячно в производственных центрах только сканируется восемь млн условных листов). «Каждый проект компании – уникальный, и под каждый разрабатывается своя технология работы с информацией и данными. Представьте себе конвейер «Форда» с его восемьюдесятью операциями – только под каждую марку авто создается отдельная технологическая цепочка. Вот таких IT-специалистов, разрабатывающих технологические цепочки, не готовит сегодня ни один российский вуз», – комментирует ситуацию заместитель директора управления по работе с персоналом корпорации ЭЛАР Лариса Буканова.

То есть, с одной стороны, работу по формированию и подбору дорогостоящего и дефицитного человеческого капитала корпорация ведет в своих интересах. С другой стороны, молодой специалист получает к своему фундаментальному вузовскому образованию профессию и даже трудоустройство в одну из крупнейших отечественных IT-компаний.

«Школа молодого IT-специалиста» дала отличные результаты, и мы запустили еще один проект по взаимодействию ЭЛАР с профильными образовательными учреждениями – это стажировки», – рассказывает Лариса Буканова. Студенты и учащиеся колледжей и вузов трудятся в различных подразделениях компании, осваивают соответствующие профессии – от системного администратора до внедренца и разработчика программных продуктов. Корпорация дает стажеру занятость, удобный график, зарплату и, наконец, профессию. Четкая система обучения и оценки компетенций стажеров позволяет корпорации готовить высококлассных специалистов, а не искать на рынке труда «кота в мешке».

Задачу обучения узким IT-компетенциям корпорация ЭЛАР решает с помощью собственного Института тренинг-менеджеров. Идея создать такую структуру в компании возникла, когда пришло понимание того, что технологиям, используемым в ЭЛАР, научиться нельзя нигде. Более пятидесяти сотрудников корпорации, обладающих глубокими экспертными знаниями, прошли тренинговую подготовку и теперь передают свои знания стажерам и новым коллегам.

По словам руководителя Корпоративного университета ЭЛАР Натальи Гущиной, в корпорации работает принцип непрерывного обучения. Так, для молодых специалистов формируются программы вхождения в должность и действует система наставничества: корпорация мотивирует опытных сотрудников оказывать своим молодым коллегам всестороннюю помощь в адаптации и овладении знаниями о специфических процессах и технологиях.

Главный актив IT-бизнеса – человеческий потенциал, потому что именно люди производят высокотехнологичные продукты и программы и отвечают за их внедрение в реальную жизнь. Лучше всех это понимают и острее всех чувствуют сами IT-компании, и задачу подготовки специалистов они активно и успешно решают.

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Денис Родионов Денис Родионов Руководитель проекта, Москва

Спасибо за статью.
Мне кажется проблема кадрового голода ИТ специалистов на самом деле скрывает более серьезную проблему кадрового голода ИТ менеджеров.
На подготовку стабильного специалиста нужно около 3 лет. И это происходит намного быстрее ''в полях'', в ИТ проекте, чем в универе.
А вот менеджера хорошего поля не выращивают, в силу ''софтскильности'' профессии.

Однажды клиент попросил провести аудит процесса найма ИТ специалистов. В компании был недобор.
По итогам: входящих резюме было достаточно, собеседований тоже, но до оффера доходили единицы.
Оказалось, что около 80% кандидатов ''сливается'' из-за того, что руководитель не может четко сформулировать ожидания и требований к кандидату и оценивает их интуитивно.

ИТ менеджеров в лучшем случае готовят на курсах управления проектами, и стандартными управленческими - планирование, делегирование и т.д. И то на которые они ходят отсидеться.

P.S. стартапам без денег и соцпакета каким-то образом удается находить ИТ специалистов. Может HR-ам пора изучить этот ''секрет''?

Иван Кузнецов Иван Кузнецов Менеджер, Воронеж
Денис Родионов пишет: P.S. стартапам без денег и соцпакета каким-то образом удается находить ИТ специалистов. Может HR-ам пора изучить этот ''секрет''?
Чаще всего - это доля. HR-специалисты предлагать долю не будут.
Руководитель, Владивосток
А у нас IT специалисты не могут найти работу и уезжают кто в Китай, кто в Японию. PS Кстати, никому ''IT евангелист'' не нужен?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.