Почему рынок ритейла движется по худшему сценарию развития

В 2022 году оборот розничной торговли продовольственными товарами начал снижаться. Падение составило свыше 1,5% в денежном выражении, а в натуральном – более 10%, если учитывать рост цен. Больше всего пострадали крупные торговые сети. По прогнозам некоторых экспертов, тенденция к снижению оборота сохранится, а уже через 5 лет большинство крупных торговых сетей станут убыточными. Парадоксально, но крупные ритейлеры оказались не настолько востребованными, как считалось раньше. К этому привело сразу несколько причин.

Ритейл стоит на пороге больших изменений. С одной стороны его подкосили сложные политическая и экономическая ситуации, которые привели к выходу из отечественного рынка зарубежных поставщиков и снижению общей покупательской способности населения. С другой стороны повлияли социальные факторы и реструктуризация рынка с появлением новых игроков. Смогут ли торговые сети и традиционный ритейл выстоять? Давайте разбираться.

Устаревшая модель торговли разрушает ритейл

Текущая модель ритейла была разработана еще в ХХ веке, и базируется на трех составляющих:

  1. Наличие офлайн-магазина для продажи товара. При этом важную роль играет вопрос логистики: чем ближе торговая точка находится к потребителю, тем лучше.
  2. Налаженная схема поставок товара. Качественная логистика предусматривает минимальные затраты времени и ресурсов на доставку товара от завода производителя до полки магазина.
  3. Активное привлечение покупателей. Для этого задействуют разные маркетинговые инструменты, включая яркую наружную рекламу.

С приходом интернета старые модели начали работать хуже. Удачного расположения, налаженной логистики и продуманной рекламы уже недостаточно. Оказалось, даже крупным гипермаркетам сложно конкурировать с сервисами онлайн-доставки.

Отток покупателей из офлайна в онлайн-магазины начался давно, но пандемия ускорила этот процесс. Именно в период карантина огромное количество потребителей выяснили, что покупать онлайн удобно и выгодно. А чтобы получить хороший выбор товаров, вовсе не обязательно идти в гипермаркет. Все необходимое можно найти всего в пару кликов.

С появлением маркетплейсов многие производители начали предлагать свой товар покупателям напрямую. А это ставит под вопрос необходимость такого посредника как торговая сеть. Ведь покупать у производителя всегда дешевле, а доставка делает процесс покупки намного удобнее.

Поведение потребителей меняется

Позиции торговых сетей пошатнулись из-за изменений в поведении потребителей. Новое поколение так или иначе практикует философию осознанного потребления. Покупателю больше не нужен огромный выбор товаров из десятков позиций. Достаточно базового ассортимента, который включает выбор из 3-5 вариантов. К тому же, в условиях быстрого ритма жизни потребители не хотят тратить время на поход в гипермаркет и поиск нужного товара, им проще сделать заказ онлайн и получить свою покупку у двери.

Отношения производителей и торговых сетей трансформируются

Свою лепту в изменение рынка ритейла внесли перемены в традиционной модели взаимоотношений производителя и торговой сети. Принцип следующий: если производитель хочет, чтобы его товары продавались через ритейлера, он должен поспевать за темпом работы торговой сети. Это значит, что масштабы производства должны быть достаточными, чтобы покрывать спрос. При этом качество товара стоит на втором месте. Если производитель не успевает нарастить достаточный темп производства, у него есть два возможных пути: искать новые рынки сбыта или быть поглощенным более крупным предприятием.

Учитывая тотальную глобализацию, найти альтернативный рынок сбыта сложно. Поэтому для многих производителей маркетплейсы стали идеальным решением – можно напрямую предложить товар потребителю, и нет требований к скорости производства и сбыта товаров.

Для многих производителей выход нашелся в сотрудничестве с небольшими специализированными магазинами. В отличие от торговых сетей такие магазины предлагают товары лишь нескольких категорий, например, разные виды кофе или молочной продукции. При этом выбор товаров может быть шире, а их качество – выше, чем в супермаркете. Кроме того, на полки таких торговых точек часто попадают нестандартные товары, которые не востребованы в гипермаркетах, но находят своего покупателя именно в таких магазинчиках.

Что ожидает рынок ритейла в будущем?

Прогнозы многих экспертов на ближайшие несколько лет сдержанные, но оптимистичные. M.A.Research прогнозируют, что в 2023 году выручка от розничных продаж в крупных торговых сетях вырастет на 8,8% в денежном выражении. Однако это все равно ниже роста цен, поэтому можно прогнозировать дальнейшее сокращение спроса. Проблема в том, что этот прогноз сделан на основании Big data – большого объема данных, собранных за последние десятилетия. Он не учитывает всех факторов, влияющих на состояние рынка ритейла. Это значит, что реальность может оказаться менее радужной, чем прогнозируемые цифры.

Также ожидается существенный рост онлайн-продаж. Многие эксперты уверены, что доля продаж онлайн со временем в крупных городах сравняется или даже превысит офлайн-розницу. Дело в том, что крупные сети и маркетплейсы «вымывают» региональную розницу и производителей. Поэтому одна из важных функций развития онлайна состоит в формировании региональных площадок продаж, которые заменят традиционные магазины и поддержат производителей. Налицо еще один тренд – развитие региональных онлайн-сервисов доставки продуктов, в основе ассортимента которых лежат товары локальных производителей. А это, в первую очередь, фреш-продукция: молочные товары, хлеб, мясо и мясные полуфабрикаты, колбасы, фрукты и овощи, кулинария.

Будут ли торговые сети что-то предпринимать на фоне этой ситуации? Трудно сказать, но на текущий момент многие ритейлеры не видят угрозы и не воспринимают сервисы онлайн-доставки как серьезного конкурента в перспективе ближайших 3-5 лет. Более того, многие гипермаркеты решают идти по наиболее простому пути. Вместо того чтобы создать собственную службу доставки, которая могла бы конкурировать с маркетплейсами, они сами начинают пользоваться услугами таких сервисов, вроде, Сбермегамаркет, «отдавая» своих клиентов службам доставок. И через небольшое количество времени уже именно эти сервисы будут ассоциироваться с местами покупок, а не торговые сети.

С одной стороны, это дает ощутимую краткосрочную выгоду, но с другой, ставит торговые сети в невыгодное положение. Ритейлеры не могут управлять собственной доставкой – важным конкурентным преимуществом на рынке, а значит, теряют контакт с покупателем и контроль.

Это наводит на некоторые размышления: что будет, когда процент онлайн-продаж сравнится с офлайн? Ведь тогда конкурировать с маркетплейсами станет еще сложнее. А быстро создать собственную конкурентоспособную службу доставки получится далеко не у всех. Не начнут ли сервисы доставки диктовать свои условия ритейлерам? Этот вопрос остается открытым.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

На мой потребительский взгляд очень важная и умнная статья! Своевременная.

Да, большие магазины уже не очень интересуют. В наших условиях у них проявились некоторые дополнительные недостатки, которые казались мелочью. Наример, парковки, где треть парковочных мест "занаята" знаком "Для инвалидов". Инвалидов там нет, а вот сотруников автоинспекции полно. А ведь далеко не каждая женщина сможет дотолкать тачку с продуктами до машины. 


Кто-то решил, что периодически нужно менять расстановку товара в пределах магазина. Но ведь покупатели, особенно мужчины не любят бегать по магазину в поисках. Я тоже иду, как черепаха по знакомому маршруту. Думаю, что у нас мерчендайзинг расчитывает на женщин больше, чем на мужчин.

Есть магазины, где можно быстро пройти с небольшой покупкой к кассе, но в большинстве магазинов  такого нет. Ритейлеры, повернитесь к мужчинам!

Хотя я очень часто продукты, особенно долгосрочные беру с доставкой. 

Ещё один фактор - те, кто пристраивается со своим бизнесом возле больших магазинов как правило гораздо дороже. Особенно кафе. А чтоб получить большую прибыль при малом количестве посетителей, они поднимаю цену ещё выше. Замкнутый круг.

Но на мой взгляд самое главное - сейчас даже не цена интересует, не близость, не обилие товаров, а их свежесть и качество. Никогда человек не пойдёт второй раз туда, где ему даже просто по ошибке продали просрочненный товар. 

 

Консультант, Москва

Основной упор в падении прибыли в супнрмаркетах  крупных торговых компаний  автор делает на то, что  " ожидается существенный рост онлайн-продаж. Многие эксперты уверены, что доля продаж онлайн со временем в крупных городах сравняется или даже превысит офлайн-розниц"

Можно согласиться что жители крупных мегаполисов  будут пользоваться услугами онлайн продаж, но за пределами этих мегаполисов, которые в процентном отношении занимают всего  3 - 5 % всей площади огромного потребительского рынка  сеть торговых компаний не разориться, а  вполне даже сможет сохранить свою прибыль.

Конечно, в этих новых условиях  значительно увеличится конкуренция между крупными торговыми компаниями за перераспределение потребительского рынка в свою пользу.. Это надо учитывать и предвидеть. И принимать привентивные меры  для сохранения своей прибыли и возможного её увеличения.

Генеральный директор, Москва
Валентина Путилина пишет:
за пределами этих мегаполисов, которые в процентном отношении занимают всего  3 - 5 % всей площади огромного потребительского рынка  

Полагаю, что как раз в мегаполисах сосредоточено 80% платёжеспособного спроса.

Консультант, Москва
Леонид Сохор пишет:
Валентина Путилина пишет:за пределами этих мегаполисов, которые в процентном отношении занимают всего  3 - 5 % всей площади огромного потребительского рынка  
Полагаю, что как раз в мегаполисах сосредоточено 80% платёжеспособного спроса.

Вполне возможно, что на 5% площади может быть сосредоточено 80% потребительского спроса, потому что высока плотность населения,  проблемы трудоустройства не так остры, доходы работающих могут обеспечить им высокое качество жизни и естественно потребители мегаполисов - не все естественно. могут позволить себе  покупать высокого качества продукты. И они же  предпочитают не толкаться в торговых залах, а совершать покупки онлайн. что по мнению автора статьи может снизить доходы ритейла на 50%.

Но не стоит забывать, что в каждом мегаполисе есть люди среднего достатка и есть бедные, которые вынуждены сами  ходить за покупками, в поисках различных бонусов и скидок на товары. И таких потребителей тоже 80%!  Закон Перето в действии! Так что супермаркеты у дома  вполне имеют право на жизнь и в мегаполисах и в крупных городах, и процент уменьшения дохода  сетевых компаний  будет гораздо меньше, может быть до 25%.

Только конкуренция в  крупных городах между  различными  торговыми компаниями будет острее - развернется  нешуточная борьба за каждого потребителя. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Статья, конечно, дискуссионная, так как все мы покупатели, но взгляд в ней изложен явно не изнутри ритейла 

Управляющий партнер, Москва

Отличная статья!
Вопрос
- В чем конкурентные преимущества  торговых сетей перед маркетплейсами?
Если посмотреть с точки зрения процесса выбора и покупки, то они явно проигрывают.
В гипермаркете  пока найдешь то, что нужно, то устанешь.
Можно сказать совмещение фитнес-центра и покупки еды:)
Продавцов, чтобы уточнить информацию не найдешь

В Маркетплейсе выбираешь сидя удобно перед компьютером с чашкой кофе.
Есть описание продукта и отзывы.

К тому же после выбоа наступает оплата.
Дома это сделать 2-3 клика.
В магазине выстоять очередь.
Главное, что все таблички типа, если очередь больше 3-5-7 человек звоните по телефону, не спасает.
За чем мне звонить? Это лишние усилия.
И конечно доставка.

Безусловно, что есть продукты, которые удобнее покупать в торговой сети, однако их количество очень небольшое.

Поэтому вопрос конкуретных преимуществ становится все острее, судя по этой статье.

Если не придумают, то их положение будет только ухудшаться,
Останутся специализированны емагазины  премиум-сегмента, типа Азбуки вкуса и Глобус-Гурмэ.


Консультант, Москва

 

Андрей Мамонтов пишет:
Статья, конечно, дискуссионная, так как все мы покупатели, но взгляд в ней изложен явно не изнутри ритейла

Естественно не из нутри. Ведь  автор  основатель и генеральный директор "АНАНАС ГРУПП" - развивающий онлайн лоукостер, и он заинтересован в том, чтобы  сетевые супермаркета  лишились потребителей. Конкуренция.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Валентина Путилина пишет:

 

Андрей Мамонтов пишет:
Статья, конечно, дискуссионная, так как все мы покупатели, но взгляд в ней изложен явно не изнутри ритейла

Естественно не из нутри. Ведь  автор  основатель и генеральный директор "АНАНАС ГРУПП" - развивающий онлайн лоукостер, и он заинтересован в том, чтобы  сетевые супермаркета  лишились потребителей. Конкуренция.

Поэтому одна пропаганда и не более ;)

Консультант, Москва
Андрей Мамонтов пишет:
Валентина Путилина пишет:   Андрей Мамонтов пишет:Статья, конечно, дискуссионная, так как все мы покупатели, но взгляд в ней изложен явно не изнутри ритейла Естественно не из нутри. Ведь  автор  основатель и генеральный директор "АНАНАС ГРУПП" - развивающий онлайн лоукостер, и он заинтересован в том, чтобы  сетевые супермаркета  лишились потребителей. Конкуренция.
Поэтому одна пропаганда и не более ;)

Согласна. Я живу в 30 км от столицы поселок не большой, в нем четыре  супермаркета, две "5", "Дикси" и "Магнит". Представить даже не возможно чтобы  из магазина в 200 меров от дома  мне доставляли бы заказ на дом. А прогулятся лишний раз, оторваться от компьютера, Полезно  для здоровья делать в день  как минимум 1000 шагов, Гиподинамия  ведет к разным болезням - мало ходят пешком, все больше на машинах сидя. а тут и в магазин за продуктами  тоже сидя - заказ продуктов питания на дом!  И потом читала в интернете отзывы о продуктовых заказах и доставке - овощи и фрукты не первой свежести, зелень вялая, и еще много всякого негатива - просрочка, завышенные цены.  лучше самому выбирать.

И таких поселков и городков очень много! Так что  пропаганда  не очнь действует на людей, которые привыкли  выбирать продукты сами. А привычку не возможно просто так взять и отменить.   

Руководитель группы, Москва
Александр Тимошин пишет:
- В чем конкурентные преимущества  торговых сетей перед маркетплейсами?Если посмотреть с точки зрения процесса выбора и покупки, то они явно проигрывают.

В то же время торговые сети имеют другие преимущества перед маркетплейсами:

- Экономия времени.

Чтобы купить что-то в торговой сети, достаточно дойти или доехать до магазина, зайти внутрь, выбрать и купить. На это уходит от 15 минут до полутора-двух часов, в зависимости от места расположения магазина.

Чтобы купить что-то на маркетплейсе, надо сделать заказ и потом ждать от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от того, как далеко твой дом находится от склада, с которого отправляют заказанный товар.

- Атмосфера.

Определенный процент людей любит ходить на шопинг, находя в этом именно ту прелесть, когда ходишь между полками с товарами, рассматриваешь их, трогаешь и выбираешь, что нравится. 

Рассматривание фотографий товара на сайте не дает возможности походить между полками, потрогать товары и ощутить эту атмосферу.

- Качество товара видно сразу. 

В офлайн-магазине сразу видно, из чего сделан товар (можно его потрогать и оценить, например, прочность).

В онлайн-магазине покупатель видит только фотографию товара. А современная аппаратура уже в момент фотографирования автоматически обрабатывает изображение (например, фото, сделанное на профессиональном аппарате,  выглядет иначе, чем на обычном). Плюс в программах графического дизайна можно подвергать фото дополнительной обработке. Таким образом, на фото товар выглядит не так, как на самом деле. Особенно одежда.   

- Простота и отсутствие напряга.

Когда надо купить одежду (например, 4 вещи - платье, брюки, рубашку и юбку), то человек приходит в магазин, примеряет вещи и покупает те, которые подходят по размеру и смотрятся хорошо на фигуре.

Если тот же процесс совершать через маркетплейс, то возможны два варианта:

Вариант 1.

Шаг 1. Заказать по одной вещи (одно платье, одну пару брюк, одну рубашку и одну юбку).

Шаг 2. Подождать от нескольких часов до нескольких дней, пока эти 4 вещи привезут.

Шаг 3. Когда привезли, примерить. Обнаружить, например, что платье и брюки по размеру и смотрятся хорошо. Юбка мала, а рубашка по размеру, но смотрится плохо.

Шаг 4. Сообщить продавцу в точке примерки (или курьеру, который доставил вещь на дом), что рубашку и юбку возвращаете.

Шаг 5. Сделать новый заказ на сайте - юбку на размер больше, а рубашку - другого фасона.

Шаг 6.  Подождать от нескольких часов до нескольких дней, пока привезут 2 заказанные вещи.

Шаг 7. см. шаг 3 и далее.

Вариант 2.

Шаг 1. Заказать каждую вещь в 2 разных размерах (2 платья, 2 пары брюк, 2 рубашки и 2 юбки).

Шаг 2. Подождать от нескольких часов до нескольких дней, пока эти 4 вещи привезут.

Шаг 3. Когда привезли, примерить. Выбрать 4 вещи, которые подходят по размеру, оформить возврат остальных. Оформление возврата платное. Либо бесплатное, но надо ждать, пока вернут на карту ранее уплаченные деньги. Если возврат бесплатный, а ждать, пока деньги вернут на карту, не хочется, то надо заранее сходить в банкомат и снять наличные, чтобы оплачивать ими при получении. 

Оба варианта сложнее, чем просто зайти в магазин, выбрать и купить.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.