Привлечение талантов – дорогое удовольствие для любой компании. Многие из них по праву запрашивают высокие гонорары за свою работу. И если уже через неделю менеджмент не сумеет найти верного подхода к управлению этими людьми, то деньги окажутся потраченными впустую, что обернется огромными финансовыми потерями для организации и, возможно, неблагоприятно скажется на ее имидже и репутации как на рынке труда, так и в индустрии в целом.
Главная задача менеджмента в таком случае – трансформировать функции и подходы под специфику креативного коллектива, научиться управлять людьми творческих профессий.
1. Кто должен взять на себя управление?
Прежде всего, в этой ситуации высшему менеджменту компании логично будет назначать на работу по управлению творческими людьми таких же творческих менеджеров. Если назначить на эту должность менеджера, действующего всегда одинаково жестко, придерживающегося авторитарного стиля управления, использующего только инструменты формальной власти, то не стоит ждать положительных результатов от подобного взаимодействия. Каким бы профессиональным ни был этот менеджер, он не подойдет для данной должности. Здесь требуется особый человек – гибкий, способный к адаптации стиля управления, желающий идти на компромиссы, хорошо разбирающийся в людях, обладающий интуицией, опирающийся в работе более на личное влияние, чем на формальную власть. Только такой менеджер сумеет найти общий язык с творческими людьми – ведь, по словам Эда Кэтмелла, президента студий Pixar и Disney, «творческий коллектив обязательно должен гармонично сочетаться с творческим руководством».
Основными функциями менеджмента традиционно считаются планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Попытаемся понять, как они могут трансформироваться в управлении творческим коллективом.
2. Как планировать работу?
Планирование творческого процесса представляется весьма сложной задачей, но не совсем неосуществимой. Прежде всего, менеджеру необходимо установить ряд показателей, которые могут быть спланированы, и которые нет.
Как и в любой другой работе, в творчестве необходимо устанавливать сроки сдачи результатов. Для творческих людей характерно непрерывное совершенствование своих произведений, эскизов, рисунков, их постоянная доработка. Это в общем-то неплохо, однако обозначенный процесс может длиться до бесконечности. И менеджеру в этих обстоятельствах нужно заранее четко оговорить временные рамки работы. Для большинства людей искусства свойственно пренебрежительное отношение ко времени, поэтому менеджеру целесообразно это учитывать и заранее устанавливать чуть более узкие временные рамки, зная, что, скорее всего, возможно опоздание. То есть оставить резервный запас времени.
Кроме того, творческим людям свойственно вообще неприятие всяческих ограничений. Поэтому важной задачей является объяснение необходимости тех или иных рамок для снятия чувства отторжения. Например, объяснить, что временные ограничения необходимы, чтобы компания не отставала от конкурентов, чтобы производство успело вовремя реализовать задумки дизайнера, отдел маркетинга успел запустить соответствующую рекламную кампанию. Если же компания вовремя не успеет осуществить все эти действия, то она не получит запланированный размер прибыли и соответственно, не сможет оплачивать труд дизайнера. Важно объяснить, что это не просто прихоть руководства, а именно необходимость, и в ней заинтересованы, прежде всего, сами креативные сотрудники.
В процессе планирования менеджеру следует ясно, доступно и в понятной форме изложить креативной группе, чего именно от них ждет руководство компании. То есть должна быть обозначена конечная цель. А как достичь этой цели – дело креативной группы. Иными словами, нужно указать на вершину горы, к которой стремится компания, но не говорить дизайнеру, по какому пути лучше идти к ней. Выбрать оптимальный путь – и есть его работа, для этого его наняли. Часто, чтобы лучше донести свою мысль, недостаточно просто описать ее словами. Полезным бывает привести примеры для вдохновения, показать, что вам импонирует, а какие варианты категорически не приемлемы, подобрать визуальный ряд в качестве ориентира.
Также в процессе планирования необходимо сразу обозначить бюджет заказа, которым должны руководствоваться сотрудники при выборе решений. Например, если дизайнер нарисует корпоративную визитку и заложит в нее золотистую вышивку, на которую у компании просто нет денег, то такая идея вряд ли будет воплощена в жизнь и это будет впустую потраченное рабочее время. Менеджеру необходимо донести разумность таких требований до креативной группы: ведь сами творческие люди, в первую очередь, заинтересованы в воплощении своих произведений.
Другие параметры творческой работы сложно подвергнуть планированию. Остается неизвестным, что получится в конечном итоге. Ведь творчество – это всегда создание чего-то нового, чего-то еще не существовавшего до сегодняшнего дня. Никакое планирование здесь не может снять высокое присутствие элемента риска. Однако, как сказал Антон Макаренко, «отказаться от риска – значит отказаться от творчества».
3. Как обустроить рабочее место?
В организации работы креативных сотрудников менеджеру необходимо уделить особое внимание рабочему месту. Обстановка здесь крайне важна: она может как способствовать творчеству, так и заглушать его. Извечный вопрос «Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие?» тут скорее близок к первому варианту ответа.
Традиционно строгий стиль оформления офисов с малой вероятностью подойдет для помещения, в котором работают креативные люди. Важно понимать, что конечный результат во многом зависит от их вдохновения. А вдохновение ко всем приходит по-разному. Необходимо дать возможность креативным работникам по-своему обустроить свое рабочее пространство: окружить себя теми образами, которые будут способствовать творческому процессу. Это могут быть и зрительные образы, и музыкальные, и даже ароматические. В данном случае это не прихоть, а необходимость для возникновения идей, а, следовательно, и для достижения цели работы всей организации.
Что касается распорядка работы, то здесь менеджеру также стоит пойти на уступки. Члены креативной группы могут и не соблюдать общепринятый в компании график работы. Однако следует учесть, что дизайнеры иногда работают и до поздней ночи и всю ночь напролет. Кроме того, обдумывание идей может вообще занимать у них все свободное время. Некоторые люди к тому же не способны вставать и работать по утрам, активность у них просыпается ближе к вечеру. Лучшим решением представляется свободный график, но с обязательным присутствием в офисе определенного количества рабочих часов в течение дня.
Главным принципом выполнения менеджером функции «организация» должно являться предоставление креативной группе сотрудников максимальной свободы. Философ Сергей Булгаков считал, что «свобода выражается в творчестве». Помня это, менеджер должен расширить рамки свободы для своих сотрудников. Как уже было отмечено выше, конечный результат работы не может быть спрогнозирован, он непредсказуем. А непредсказуемость влечет за собой и расширение рамок, стандартов поведения.
Что касается корпоративной культуры организации, то она также воспринимается творческими людьми как набор правил, ограничивающий их. И если им предписать жестко соблюдать эти требования, эффект может оказаться совершенно обратным. Они могут начать подчеркнуто их игнорировать. Важно помнить, что почти всем творческим людям присуща неординарность и некоторая эксцентричность, в том числе и в одежде. Поэтому, даже если в компании присутствует деловой dress code, менеджеру не следует слишком строго применять это правило по отношению к членам креативной группы. Позитивных результатов такое решение однозначно не принесет.
Некоторые могут воспринять подобный подход как попустительство и удовлетворение пустых капризов работников. Конечно, нельзя отрицать возможность использования творческими людьми гибкости менеджера, его готовности пойти на уступки в своих, корыстных, целях. И все же, если менеджер пойдет на эти уступки, и организация работы творческих сотрудников будет именно такой, как они сами того хотят, компания может получить ни с чем несравнимый, яркий, по-настоящему успешный результат. Ведь в этом случае компания покажет, что она всецело доверяет сотрудникам, а такое обычно высоко ценится людьми и может стать сильным мотивирующим фактором. Кроме того, задача HR-отдела – подбор адекватных людей, на которых можно положиться и которые обладают хоть сколько-нибудь значимым внутренним локусом контроля. Дополнительно менеджер должен применять и интуицию в работе с креативными сотрудниками, чувствуя, что можно допустить, а что нет.
4. Что мотивирует творцов?
В процессе управления креативными сотрудниками на первый план выходит нематериальная мотивация. Для данной категории работников важно признание их незаменимости, непревзойденности, неподражаемости и уникальности. Признание заслуг, похвала являются мощными стимулами для дальнейшей работы.
Творческим людям характерны постоянные спады и кризисы в настроении. Зачастую причина их кроется в том, что, видя красоту, человек не чувствует себя способным ее создать и воспроизвести и кажется сам себе бездарностью. Любые замечания, высказанные в данный период времени, будут являться лишь подтверждением этого и вгонять в транс. Как сказала Мелани Кляйн, «конфликт и его преодоление – это фундаментальные элементы творчества», и менеджеру придется с этим мириться. Поэтому все критические высказывания надо делать в подходящее время.
Недопустимым является оказание давления, нажим, угрозы снизить заработную плату, оставить без премии и вообще всяческие крики, упреки, применение нормативных и принудительных способов мотивации. Это может оказать сильное деморализующее воздействие.
Для творческих людей также важно и внутреннее удовлетворение от своей работы: дизайнеры должны показывать блестящие результаты в первую очередь сами для себя. Иными словами, в этой сфере также присутствует и высокая внутренняя мотивация сотрудников.
Огромное значение в процессе мотивации имеет обстановка внутри коллектива. А для людей креативных, психологически более чувствительных, этот фактор играет еще большую роль. Негативная обстановка может сильно затормозить творческий процесс или вовсе его заглушить. Эд Кэтмелл также считает, что «многие руководители затрачивают большие средства на то, чтобы найти хороших сотрудников, но многие ли из них понимают, как важно создать среду, в которой люди смогут эффективно работать в команде и поддерживать друг друга? Ведь монолитный коллектив – это намного лучше, чем сумма отдельных кусочков». Дизайнеры должны работать с такими же креативными, талантливыми людьми, как и они сами, постоянно находиться в атмосфере творчества.
Это также подтверждается исследованиями доктора философии Клариссы Пинколы Эстес. Она говорит о том, что для человека важно найти свою «стаю», в которой он мог бы себя чувствовать «своим», и которая бы наиболее полно, в максимальной степени, способствовала раскрытию, развитию его способностей, в том числе и творческих: «Когда особый вид человеческой душевности – его инстинктивная и духовная суть – встречает душевное признание и принятие, человек как никогда ощущает жизнь и энергию». Иными словами, соответствующее окружение – это и есть источник вдохновения. Задача менеджера заключается в том, чтобы создать в коллективе такой благоприятный социально-психологический климат, который будет оказывать сильное мотивирующее воздействие на талантливых людей, стимулировать их творческую активность.
Безусловно, огромную роль играет творческий и карьерный рост, особенно для молодых специалистов. Тут, однако, стоит заметить, что для дизайнеров, креативных сотрудников важно не столько продвижение по иерархической лестнице, сколько профессиональный рост в творческом плане, в плане саморазвития. Обычно они рассматривают свою карьеру не как продвижение по служебной лестнице, а как некую цепь проектов, работ, которые им интересны, как внутри одной организации, так и за ее пределами. Им интересней повышение своего мастерства, приобретение нового ценного опыта, пополнение портфолио. Именно эти факторы могут оказать сильное мотивирующее воздействие. И менеджеру необходимо это учитывать: посылать сотрудников на курсы, тренинги, обучение, творческие конкурсы.
Материальная мотивация, несмотря ни на что, также остается очень значимой. Работникам должно быть абсолютно понятно, за что они получают заработную плату, а за что премии.
5. Как контролировать результаты?
Система контроля должна быть абсолютно понятна и прозрачна. Менеджер должен контролировать сроки сдачи работ, график их выполнения, бюджет, однако, без давления, сохраняя атмосферу открытости и взаимопонимания. Для менеджера важно помнить, что креативным сотрудникам может оказаться тяжело самостоятельно подготавливать отчеты, сметы, доклады, которые обязательно присутствуют в функционировании любой организации. Эта проблема решается очень просто – если члены креативной группы отрицательно настроены по отношению к подобной «бумажной» работе, менеджеру следует подумать над введением особой должности секретаря при студии, который бы разгрузил коллектив в этом отношении, взял на себя часть административной работы, собирал информацию и составлял отчеты.
6. Как координировать работу разных участников коллектива?
Для успешной координации работы менеджером должны быть налажены хорошие прозрачные связи как внутри организации, по вертикали и по горизонтали, так и вне ее. Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с остальными отделами, высшим управлением, поставщиками и другими людьми не является необходимой профессиональной характеристикой дизайнера при найме – настоящий талант может быть нелюдимым и молчаливым. Всей координирующей работой по связям отдельных звеньев компании в единую цепь и должен заниматься менеджмент.
Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать следующий вывод: менеджмент в творческом коллективе должен быть более профессиональным, гибким, использовать в полном объеме не только различные научные подходы, принципы и концепции, но и опираться на интуицию, знание психологии. Работу менеджера по управлению творческим коллективом можно сравнить с работой дирижера: ему нужно не только организовывать и руководить, но и давать возможность импровизации.
Фото в статье: Shutterstock.com