12 опасных заблуждений при работе с творческими сотрудниками

Опыт показывает, что в российской бизнес-среде бытует с дюжину вредных заблуждений и даже опасных привычек при работе с творческими сотрудниками. Откуда они пошли – дело историков, наше дело, как юристов, – назвать их, и дать профессиональные (а не любительские) советы.

Сотрудник на трудовом договоре

Заблуждение / опасная привычка

Прямая речь клиентов

Как правильно

1. С творческими сотрудниками можно заключить типовой трудовой договор (скачанный из интернета) и даже не думать закреплять в договоре специальные обязанности персонала.

«У нас штатный дизайнер разрабатывал сайт, до конца не сделал и уволился, унес все с собой, а теперь еще и денег требует».

Закрепить в трудовом договоре условия о создании по заданию работодателя результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД):

-произведения науки, литературы или искусства,

-программы для ЭВМ;

-технические и дизайнерские решения и т.д.

2. Хороший способ сэкономить деньги компании и акционеров – не тратиться на оформление своих прав.

«Наш автор писал статьи и делал иллюстрации для компании. Позже мы узнали, что эти же тексты (с минимальными изменениями) он продавал «налево» другим интернет-порталам».

-Внедрить систему оформления прав компании-работодателя на РИД: изобретения, научные произведения, ноу-хау (секреты производства), дизайнерские проекты, изображения товарных знаков, тексты, графики, фото- и видеоматериалы.

- Учитывать расходы на создание РИД.

- Ставить на баланс нематериальные активы (далее – НМА).

3. Никогда не выплачивать сотрудникам авторские вознаграждения
(они ведь даже зарплату не отрабатывают).

«Наш маркетолог потребовал бонус при продаже клиенту концепции разработанной рекламной компании. Да, он автор, но мы же платим ему зарплату, почему еще должны дополнительно платить?»

- Заключать с сотрудниками авторские договоры.

- Разделить оплату труда на части: заработная плата + авторские вознаграждения за творческие решения.

- Бонус: построение системы мотивации персонала.

4. Отказаться от оформления документов: служебные задания, отчеты об их исполнении, акты передачи результатов интеллектуальной деятельности – это лишняя трата времени и бумаги.

Надо верить людям, особенно тем, кто скоро увольняется.

«Разработчик нашего программного обеспечения заявил, что права на программу принадлежат ему, так как сделал он ее в нерабочее время. Предъявил многомиллионный иск о выплате компенсации».

- Разработать систему корпоративного документооборота.

- Внедрить в компании систему менеджмента интеллектуальной собственности.

5. Сделать допуск к информации в компании максимально доступным и демократичным для всех.

«Сотрудники проработали у нас три месяца, обучились, скопировали нашу базу данных клиентов и открыли свое кадровое агентство».

- Разработать и внедрить локальные нормативные акты о защите конфиденциальной информации.

- Установить режим коммерческой тайны и юридическую ответственность (например, штрафную неустойку) за разглашение.

- Подписывать с каждым сотрудником соглашение о неразглашении информации.

Сотрудник на аутсорсинге (договор подряда или оказания услуг)

Заблуждение / опасная привычка

Прямая речь клиентов

Как правильно

6. Приобретать авторские права у юридического лица, не задумываясь ни о чем…

«Заказали прототип сайта крупной дизайнерской студии, а они не смогли передать нам авторские права – у них самих не оформлены отношения с авторами».

По действующему Гражданскому кодексу в России автором результата творческой деятельности может быть только физическое лицо.

Получайте права непосредственно у автора или проверяйте цепочку перехода прав.

7. Выплачивать аванс авторам без гарантий, а требования к результату работ формулировать максимально размыто и устно «на словах».

«Заплатил за разработку рекламного видеоролика, сроки были нарушены, предложенные варианты не устроили, а аванс мне вернуть отказались».

- Оформлять письменное техническое задание (приложение к договору) и четко формулировать требования к результатам работ.

- Брать гарантии возврата аванса.

- Устанавливать штрафы за просрочку.

8. Доверяй – не проверяй (на антиплагиат).

«Под видом своей работы исполнитель нам продал, оказывается, чужие работы, а теперь авторы нас обвиняют в нарушении авторских прав и требуют компенсацию, хотя мы за них сами же заплатили».

- Проверять на плагиат.

- Получить гарантии отсутствия нарушений прав третьих лиц.

- Предусмотреть обязанность компенсации за нарушения прав третьих лиц.

9. Всегда верить устным заверениям контрагента, его репутации и имиджу.

«Передали разработчику исходные материалы, посвятили в суть бизнес-модели (идеи), а он ей воспользовался: параллельно сделал собственный проект и зарегистрировал название, домен и уже подал заявку на товарный знак».

- Подписывать соглашения о неразглашении информации со всеми участниками проекта.

- Устанавливать ответственность за разглашение информации.

- Заключать соглашения о неконкуренции.

10. Не беспокойтесь о деятельности за границей. Если уж начали оформлять, то только на родине!

«Зарегистрировали в России товарный знак на свои услуги. Обнаружили, что аналогичный товарный знак уже зарегистрирован на Украине».

Регистрировать товарные знаки и объекты интеллектуальной собственности во всех странах, в которых будете вести бизнес.

11. Отказаться от четкого описания целей и результатов совместной творческой деятельности.

«Мы заказали авторский тренинг специально для нашей компании, сами принимали участие в его разработке, заплатили дополнительно к обычной цене. Потом оказалось, что этот же тренинг с минимальными отличиями продается другим компаниям».

- Заключать договоры на «эксклюзивных» условиях.

- Предусматривать объем, территорию и срок действия приобретаемых прав.

12. Подписать документы можно в процессе работы, главное – не сбавлять скорость работы, а бумажные формальности – только помеха бизнесу, их можно оставить «на потом»…

«Начали съемки до подписания контракта с актером. Договорились о цене за съемочный день, а после съемок актер сказал, что думал это цена за одну сцену и требовал оплату за все три сцены. Поссорились, пришлось пойти на уступки (ведь снимать заново с другим актером еще дороже). Все остались недовольны друг другом».

- Уделите пристальное внимание оформлению всех документов.

- Сделайте типовые формы и требуйте от своих исполнителей работать по этим формам (с типовыми формами смогут работать даже сотрудники без «выдающейся» квалификации).

- Договаривайтесь «на берегу».

Как специалисты, мы твердо знаем: есть типовые ошибки. Есть типовые (и нетиповые) решения. При этом многие проблемы можно прогнозировать заранее – до того, как они ударят по вашему бизнесу. Кто предупрежден – тот вооружен.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 19 февраля 2013 года в рубрике «Творчество без купюр»

Источник фото: newskylaw.ru

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

Автор - теоретик. Я человек творческой профессии. И как например мне будут платить зарплату с учетом бонусов - я не представляю. Кто это будет оценивать. Нужен спец с уровнем не ниже моего. И если данная статья говорит об экономии - то как быть с юристами? Чтобы все это делать - нужен как минимум отдельный юрист. Сколько стоит регистрация товарных знаков и прав на другие авторские объекты? Кто будет проверять на плагиат? Как оценить дизайнерские решения и технические решения в конторе, которые применялись в программе? Короче написал - сам не знает о чем...

Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

А самое главное - забыл написать. Про ТЗ. Сколько времени проходит от момента начала описания ТЗ до конца создания продукта? Что делать, если во время создания продукта приходят идеи об улучшении функционала? В общем, я подозреваю, что авторы статьи юристы, но никак не люди творческой профессии. И в принципе пишут о том, о чем имеют лишь отдаленное представление.

Младший партнер, Москва

Уважаемый Дмитрий Артюхин! Отвечаем на Ваши вопросы.

Все примеры подобраны из нашей практики, здесь вообще нет теории - только практические рекомендации.
Механизмов выплатить бонус к зарплате можно сконструировать много. Например, предусмотреть дополнительное вознаграждение с каждого проданного экземпляра произведения или единицы продукции, в котором использовано Ваше техническое решение. Ваш творческий труд оценивает в данном случае самый справедливый оценщик - потребитель.

Экономить на юристах мы как раз не советуем, потому что скупой платит дважды. В статье приводятся примеры, когда отказ от составления элементарных правовых документов приводит к большим убыткам. Конечно, нужно сопоставлять размер вознаграждения юриста и потенциальные убытки. Если Вы не рассчитываете на коммерческий успех своих результатов интеллектуальной деятельности, то тратиться на их защиту нет смысла.
Юристы стоят денег, но и права, которые они оформляют и защищают, тоже стоят денег.

Про ТЗ. Время зависит от продукта, иногда этот несколько дней, а иногда и годы, и даже десятилетия. Вопросы улучшения функционала и условия их реализации в процессе исполнения должны быть закреплены в договоре с автором.
Вы абсолютно правильно подозреваете, что авторы статьи юристы. Но вы категорически не правы, отказывая юристам в творческом начале.
А про отдаленное представление мы, конечно, не согласны, но не обижаемся :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

Вы пишете о спец. конторах, которые испоьзуют труд программистов или дизайнеров или художников/журналистов в больших масштабах. Тогда - да. Там необходимы и права и юристы. А у нас на 250 человек - два программера и сисадмин. Оба программера - творческие люди. И я даже не представляю что можно применить кроме положения о неразглашении коммерческой информации вкупе с её определением в этом соглашении. Если про фирмы, которые выпускают программы, игры или делают рекламу и т.д. - тогда согласен. многое в тему. Только мало таких организаций. У меня в практике была организация, которая меня пыталась загнать в свои рамки. Кончилось тем, что я ушел оттуда, хотя три месяца уговаривали остаться, но отказывались менять концепцию/подход к работе. Мне знаком труд юристов (я занимался в т.ч. проверкой договоров с контрагентами по ИТ). И отчасти он оказал влияние на мое решение об уходе. В общем итоге - бюрократия убивает творческие порывы. Потому что когда есть настроение - все делается раза в 3-4 быстрее и качественнее. А когда прошли все согласования со всеми начальниками подразделений и все утверждено директором - уже прошло 2 месяца и весь энтузиазм пропал. Приходится делать не на порыве, а через ''не хочу''. В итоге страдает качество и скорость. Но с точки зрения бюрократии, в т.ч. юристов - все чисто. За почти 3 года работы было всего 5-6 законченных проектов, из них два были сделаны втихую, по согласованию всего с одним человеком. Это являлось нарушением принципов работы. Но именно они позволили людям потом не оставаться после работы и не ждать, когда склад соберет товар. От них самый ощутимый эффект. И честно говоря, когда читал заголовок - подумал, что статья будет о том, как вдохновить людей творческих профессий на еще большую производительность. А в итоге получилось наоборот. Но ваше мнение как юриста я понимаю.

Младший партнер, Москва
Дмитрий, спасибо за комментарий. Вдохновением творческих сотрудников должны заниматься не юристы, а руководители творческих коллективов. Мы же занимаемся сугубо прикладными и практическими задачами оформления и защиты результатов творческой деятельности. И стараемся делать это так, чтобы творчество действительно стимулировалось, а не подавлялось, как вы описываете в своем примере. Например, некоторые меры по мотивации творчества и организации творческого процесса могут и должны быть закреплены юридически. Как вдохновить творческих людей на большую производительность - тема очень интересная, мы так или иначе в своей деятельности её касаемся, но юрист все-таки должен выполнять свою работу. В качестве извинения за непреднамеренное введение в заблуждение заголовком привожу две цитаты как раз по этой теме стимулирования творческих коллективов: Творческий коллектив конструкторов по М.Т. Калашникову «Что нужно, чтобы коллектив работал слаженно, дисциплинированно, качественно? Я бы ответил так. Во-первых, общая цель, объединяющая всех идея. Она поднимает над обыденностью, дает силы переносить неурядицы. Нами двигал патриотизм и общая любовь к оружию. Заниматься им доставляло удовольствие. И мы были уверены в востребованности своего труда - она выражалась в государственных наградах, внимании власти к предприятию, его нуждам. Во-вторых, неотвратимость взыскания за проступок. Кто не умеет трудиться не за страх, а за совесть, пусть старается хотя бы за страх. В-третьих, достойное вознаграждение за добросовестный труд. И, в-четвертых, подстегивающий интерес творческий поиск. В идеале два последних условия должны сочетаться. И это вовсе не прерогатива исключительно людей творческого труда. Я уже писал и ещё не раз вернусь к теме о том, какой вклад в разработку моего оружия внесли рабочие - токари, слесари, фрезеровщики. Придумать деталь в уме, перенести её на чертеж - это только полдела. На практике часто оказывается, что выполнить её в металле - дело трудновыполнимое, если не сказать невозможное. Но пытливый ум и золотые руки нашего мастерового человека и не на такое способны: он придумает особые приспособления, на обычном, чуть не дореволюционном оборудовании выполнит ювелирной точности работу, выберет неожиданный способ обработки металла, да ещё подскажет нам, конструкторам, как лучше усовершенствовать деталь или узел, в чем причина сбоя в действии механизма. Такими были мой друг Женя Кравченко из паровозного дело со станции Матай, верные помощники на Ижмаше - слесари-оружейники П.Н. Бухарин, Г.Г. Габдрахманов, Е.В. Богданов и многие другие виртуозы по работе с металлом. Если бы у нас в стране был найден управленческий механизм, позволяющий все рационализаторские предложения, рожденные на производстве, внедрять в массовом масштабе, мы бы достигли небывалой производительности труда. Только социалистическая система гипотетически предоставляла такую возможность. Но из десятилетия в десятилетие после войны общество стремительно обюрокрачивалось, изобретательство поощрялось больше на словах, чем на деле - хотя бы рублем. И постепенно интерес к нему угасал, мастера все чаще хранили свои «приспособы» в тумбочках, не спеша делиться с другими совершенными методами. Руководству предприятий тоже удобнее было иметь в рядах своих рабочих самородка-стахановца, награждая его грамотами, чем распространять его опыт, пересматривая нормы выработки, меняя привычные технологии. Того мощного импульса к творчеству во имя всеобщего блага, который наш народ получил после революции, и так хватило на долгие десятилетия. Без должного внимания к этой проблеме порыв начал иссякать». Калашников М.Т., Всё нужное – просто, СПб, «Logos», 2011 г., с. 91-92. Умение вдохновлять и увольнять творческих людей С.П. Дягилева «Дягилеву требовалось любой ценой заполучить сливки художественного рынка. И ему всегда удавалось то, что он хотел. Его дар состоял в умении чувствовать и открывать таланты, в любых сферах и формах (взять хотя бы его слугу Василия Зуйкова - это был хитрый нагловатый холуй, преданный хозяину до последнего вздоха). Дягилев понимал, как надо реализовать то или иное дарование, и абсолютно не смущался средствами достижения этой цели, а также чаяниями самого дарования. По словам Коко Шанель, «Он никому ничего не давал никогда! Ни малейшего чувства. По отношению к танцовщикам он был беспощаден». А танцовщики его боготворили. Он чудовищно перегружал всех, с кем работал, - от композиторов до костюмеров. Но умел так завораживать их, что, трудясь круглосуточно, забывая о еде и сне, они были счастливы. Каждый соприкоснувшийся с Дягилевым испытывал невероятный подъём: как правило, этот период оказывался самым плодотворным в его жизни. И к каждому, с кем работал, Дягилев относился так, будто решительно всё в тот момент зависело от этого человека. Но и ревность его была нешуточна. Он говорил своей прима-балерине Тамаре Карсавиной: «Терпеть не могу твою семью, она отнимает тебя у меня. Зачем ты не вышла замуж за Фокина? Тогда бы вы оба принадлежали мне». Дягилев вил из неё верёвки, принуждая дисциплинированную балерину оставить императорский Мариинский театр: «К кому ты так торопишься? К напомаженным усам Теляковского?» Одновременно Дягилев умел внушить участникам антрепризы, что легко может заменить любого без всякого ущерба делу. Насаждал в труппе железную дисциплину, заставляя артистов работать как каторжных, хотя и селил их в хороших отелях, а для спектаклей снимал лучшие театры». Знаковые люди: Сб. / Составитель А. Соловьев, М., «Коммерсантъ»; СПб, «Питер», 2007 г., с.184-186.
Директор по рекламе, Москва

юридически все верно

на практике не применимо никак
на практике все эти вопросы регулируются ''по понятиям'', часто творческие сами бегают регистрируют знаки для клиентов например, встречая по пути юристов, которые обещают например поиск по актуальным базам а потом оказывается, что все не так как говорилось юристами и так далее и тому подобное

поэтому проверяют все всех, верить никому нельзя, кто тащит тему и дотащит ее до результата за примерно ту плату которая оговорена тот молодец
так все и происходит

но ведь всем нужно заработать вокруг решения проблемы, раз где то платят креативщикам, то и юрист стучится в дверь ^_^

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Легко просматривается довольно неуклюжий PR юридической конторы с нежизнеспособными советами бедным неразумным предпринимателям. За скобками остается соотношение затрат на ''подстеленную соломку'' и стоимость риска в виде возможного ущерба.
Встречный не менее ценный (чем приведенные благолепные формулы) совет автору - не экономьте на профессиональных маркетологах и PR-щиках и не будет материал выглядеть столь откровенной джинсой и сможет-таки заинтересовать потенциальных клиентов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород
Дмитрий Федоров пишет: юридически все верно на практике не применимо никак
полностью согласна.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.

Владелец Rostic's выкупил рестораны российского франчайзи KFC

Заведения сменят названия до весны 2025 года.

Минцифры планирует привлечь 700 тысяч разработчиков до 2030 года

Минцифры уже в два раза увеличило число бюджетных мест на профильные специальности.

Сервис такси Yandex Go заработал в Турции

Это первый турецкий город для Yandex Go.