Если где-то заходит речь о моей профессии, и люди узнают, что я работаю главным бухгалтером на предприятии оборонно-промышленного комплекса, я немедленно в их табели о рангах перемещаюсь куда-то на уровень между водолазом и оператором системы прослушки ФСБ. Это меня безумно забавляет, потому что в системе Гособоронзаказа работает не просто много, а очень много предприятий. И даже индивидуальных предпринимателей. И это вполне объяснимо.
Поставщик фанеры, говядины или брезента может стать исполнителем ГОЗ
Работа на Гособоронзаказ (ГОЗ) – это поставка продукции не только напрямую Министерству обороны. «Дерево» поставщиков, которые на многих уровнях обеспечивают эту поставку, или «кооперация головного исполнителя» – тоже выполняет Гособоронзаказ. И поставщик фанеры, говядины или брезента вполне может оказаться достаточно опытным исполнителем ГОЗ.
Работа на государство, в частности, выполнение государственного оборонного заказа, выгодна и интересна многим, хотя бы из-за гарантированной оплаты поставок. Дополнительная мотивация для участия в кооперации ГОЗ – это статус, достаточно выгодные контракты, и низкая конкуренция, что немаловажно. Низкая конкуренция связана не столько с особенными требованиями, предъявляемыми к потенциальным поставщикам, сколько со страхами. А боимся мы только того, чего не знаем. Поэтому я взяла на себя смелость провести небольшой ликбез, который поможет руководителям предприятий сделать выбор – работать ли с Гособоронзаказом, или ну его, от греха подальше.
Трижды прочитать и понять нормативные документы
Законодательная база, регулирующая работу исполнителей ГОЗ, достаточно обширна. Тем не менее, специалистам предприятия необходимо изучить ряд документов, чтобы не просто опираться на мнения и разъяснения практиков и теоретиков в интернете, а, учитывая их точку зрения, иметь возможность сформировать свою позицию по нескольким важным вопросам. Этими важными, иногда фатальными для предприятий, вопросами являются: уровень прибыли, распоряжение денежными средствами и ведение учета затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам, заключенным в целях ГОЗ.
Основные нормативно-правовые акты, которые желательно прочитать дважды и дать прочитать подчиненным:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» особенно в части обязанностей исполнителя ГОЗ и регламента работы с отдельными счетами – основной закон, который регулирует всю работу с Гособоронзаказом.
- Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» – документ, регулирующий ценообразование в ГОЗ. Именно в нем вы найдете аргументы, чтобы убедить своего покупателя в легитимности вашей прибыли.
- Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» – нормативный акт, в котором описаны требования по ведению раздельного учета. Иногда бессмысленного, но всегда беспощадного.
- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 8 февраля 2019 г. N 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» – Состав затрат в ГОЗ отличается от затрат, принимаемых в бухгалтерском или налоговом учете.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ – в части ответственности при выполнении контрактов Гособоронзаказа.
Почему не идут в ГОЗ – мифы и страхи
Самая частая причина, по которой предприятия не идут в ГОЗ, это страшилки об ограничении прибыли. Чаще фигурирует цифра – 20%, но предприятия торговли стараются убедить и в том, что для них максимум – 1%. И если вдруг вы получите больше, то вас, конечно же, сразу лишат квартиры, дачи, машины и свободы. И все верят. У нас в плохое вообще верят быстро и охотно.
Разбираемся с ценообразованием
Давайте обратимся к нормативке, а именно ПП 1465, в частности на п. 58, в котором написано: «При определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54-56 настоящего Положения, не применяется».
Вывод: по меньшей мере, цены не на всю продукцию формируются с учетом ограничений. Если говорить коротко, то для рядовых исполнителей существует два метода ценообразования: затратный и метод сравнимой цены.
Метод сравнимой цены заключается в формировании цены на продукцию на уровне, не превышающем рыночный. И предприятию нужно ориентироваться только на конъюнктуру рынка. Возвращаясь к п.58 ПП 1465, можно убедиться, что при этом методе уровень прибыли не ограничен. И именно этим способом формируют цены 99.9% торговых предприятий и часть производственных предприятий, которые выпускают неуникальную продукцию. Получается, основным требованием к продукции для формирования цены сравнимым способом являются наличие конкурентов, с ценами которых вы можете сравнить свои цены.
Затратный способ же предприятия применяют в том случае, если нет конкурентного рынка продукции, поставляемой по ГОЗ. Чаще всего это предприятия-производители, поставщики уникальной продукции. В этом случае предприятие считает плановую себестоимость и добавляет прибыль, размер которой ограничивается формулой 1+20. Нет, это вовсе не 21%. Это 20% на собственные затраты (материалы, заработная плата основных производственных рабочих, накладные расходы) и 1% на привнесенные затраты (покупные полуфабрикаты, комплектующие и услуги сторонних организаций).
Таким образом, исполнитель ГОЗ самостоятельно определяет, каким способом он будет формировать цену на продукцию/товар/работу/услугу и должен уметь обосновать свой выбор. Завышение цены при поставках по ГОЗ чреваты штрафами в двойном размере от суммы «сверхприбыли», поэтому умение сформулировать четкий ответ на вопрос «А почему цена именно такая?» не просто важно, а необходимо для защиты интересов предприятия.
Как получить деньги?
Деньги нужно не только получить, но еще и потратить. Желательно, в том же объеме. Забавное уточнение, не правда ли? Но не тогда, когда мы говорим о работе с отдельными банковскими счетами (ОБС). Система ОБС была введена для того, чтобы отслеживать движение денежных средств по всей цепочке кооперации, анализировать потоки, направления, заторы и утечки. И этот результат с каждым годом становится все более впечатляющим, особенно с введением отчетности по ПП47.
Получить деньги на ОБС можно без ограничений. А вот потратить можно только на разрешенные цели. И эти цели в виде закрытого списка приведены в 275-ФЗ. Основные из них:
- Платежи поставщикам на отдельные банковские счета.
- Выплата заработной платы и взносов.
- Уплата налогов.
- Оплата поставок воды/тепла/электричества.
- Оплата иностранным поставщикам в случае, если их участие в кооперации согласовано с Государственным заказчиком.
- Платежи поставщикам на расчетные счета в сумме 3 миллиона в месяц для исполнителей и 5 миллионов в месяц для головных исполнителей.
- Перечисление исполнителями-поставщиками собственных затрат и прибыли после полного выполнения договора обеими сторонами (для головных исполнителей действуют немного другие нормы).
- Погашение целевых кредитов и процентов по ним, взятых на выполнение данного контракта в этом же уполномоченном банке.
- Размещение денежных средств на депозитах в этом же уполномоченном банке с зачислением процентов на тот же ОБС.
Основное требование – тратить деньги можно только на цели, связанные с выполнением государственного оборонного заказа. Каждый платеж, проводимый с ОБС, подтверждается первичными документами.
Не зная броду, не лезьте в ГОЗ
К сожалению, ввязываясь в ГОЗ, поставщики зачастую оказываются в ситуации, когда деньги лежат на счету, а потратить их на разрешенные операции невозможно. И они, намучившись с банком, закрывая кассовые разрывы всеми возможными и невозможными способами, навсегда зарекаются работать с ГОЗ.
Этих проблем можно избежать. И для этого нужно всего лишь подумать о движении денежных средств до подписания контракта. Какие будут у вас обязательства, как вы их будете выполнять, что нужно для предотвращения кассовых разрывов, позволяют ли условия финансирования контракта выполнить его без проблем.
Раздельный учет – зверь, которым пугают
Одна из аксиом при работе в ГОЗ (не всегда можно понять, нужно просто запомнить) заключается в том, что выписка по ОБС не равна раздельному учету (РУ). Раздельный учет – это тот зверь, которым бухгалтеры пугают на ночь своих непослушных сыновей, застуканных с сигаретой за углом школы. На самом деле раздельный учет – это тот же бухгалтерский учет, только ведущийся не по ПБУ, а в соответствии с правилами ПП 47. Цели РУ:
- Определить финансовый результат по каждому контракту.
- Рассчитать себестоимость и показать ее структуру.
- Проконтролировать движение ресурсов контракта (денежных средств, материалов, трудовых ресурсов, дебиторской и кредиторской задолженности…).
Для предприятий, формирующих цену затратным способом, РУ необходим для контроля плановых и фактических показателей. Если фактические показатели окажутся значительно ниже плановых, у контрольных органов могут возникнуть вопросы о правильности ценообразования.
Для предприятий, формирующих цену сравнимым способом, необходимость РУ неочевидна. На уровне законодательных органов иногда появляются предложения об отмене обязательности ведения РУ для торговых предприятий. Но эти предложения еще долго останутся непринятыми, поскольку именно РУ позволяет государственному заказчику удовлетворить свой интерес к уровню прибыли, полученному в цепочке кооперации по контракту.
Поэтому как бы ни казался вам бессмысленным раздельный учет, требования о его ведении должны соблюдаться всеми исполнителями ГОЗ.
Основные требования к ведению раздельного учета:
- Наличие регламента (например, учетной политики) по ведению РУ.
- Определение объекта учета (контракт, номенклатура, товар…).
- Определение состава прямых и косвенных затрат в соответствии с 334 Приказом МПТ.
- Распределение накладных расходов пропорционально базе распределения.
- Документальное подтверждение каждого рубля в составе себестоимости.
- Составление Отчета о выполнении контрактов ГОЗ.
Раздельный учет требует взглянуть на бухгалтерский учет с другой точки зрения. Я считаю: когда предприятие начинает работать с ГОЗ, бухгалтерский и налоговый учеты должны выстраиваться с учетом требований РУ. Хотя бы потому, что пени и штрафы за нарушение методики и методологии БУ или за неверный расчет налогов значительно меньше штрафов за неведение или нарушение ведения раздельного учета (от 300 тысяч рублей).
При этом ведение раздельного учета возможно только в случае качественного ведения бухгалтерского учета. Поэтому нам, работающим в ГОЗ, повезло – хочешь не хочешь, а мы вынуждены работать хорошо и правильно.
Работа в ГОЗ под контролем прокуратуры
Очень важно: работа в ГОЗ контролируется ФАС и Прокуратурой. И это неизбежно. Вас могут проверить сразу после открытия ОБС или через 3 года после выполнения контракта. Вас могут проверить по причине несвоевременной отгрузки, а могут просто так, в целях контроля за выполнением законодательства в сфере ГОЗ. Проверка может проводиться в рамках одного контракта, а может – в целом по всем контрактам ГОЗ за определенный период.
Основные вопросы, которые обычно задает Прокуратура:
- Как выполняются обязательства по поставкам (сроки, качество), были ли нарушения и рекламации от покупателей.
- Как выполняются обязательства по оплатам поставщикам (сроки, суммы).
- Как сложилась цена на продукцию.
- Как выбирались поставщики, условия работы.
- Как расходуются денежные средства (целевое использование ДС).
- Как ведется раздельный учет.
Срок на предоставление документов в рамках проверки всегда небольшой – максимум неделя. Поэтому иметь в виду предстоящую проверку нужно всегда. Исправить нецелевое расходование денег или «нарисовать» раздельный учет за 1 ночь – просто нереально.
Выводы
Я постаралась обратить внимание на самые важные моменты в работе с ГОЗ. Задача была не в том, чтобы ответить на все вопросы, а в том, чтобы вы начали эти вопросы формулировать. При этом не после выполнения контракта, а до его подписания.
Самое важное – это заключить контракт, условия которого позволяют выполнить его с должным качеством и в оговоренные сроки. И только знание всех требований законодательства и трезвая оценка возможностей предприятия не только по изготовлению и поставке продукции, но и по оформлению деятельности в ГОЗ, позволят это сделать без проблем, получить деньги и прибыль в ожидаемом размере.
Также читайте:
Анастасия, благодарю! Информативно. Как мониторят пром.оборудование? В сравнении?
Цитата: "Если говорить коротко, то для рядовых исполнителей существует два метода ценообразования: затратный и метод сравнимой цены".
Постойте, а как это согласуется с ФЗ 223 или 44 в части обеспечения равных условий доступа к закупке Поставщиков? Неуникальную продукцию нельзя покупать только на основании обоснованной цены. Необходимо выставить на торги, обеспечивая транспарентность при проведении закупки. Иначе будут нарушены основные принципы ФЗ.
Цитаты: "...отчетности по ПП47...", "...только ведущийся не по ПБУ...", "Приказом МПТ", "...и методологии БУ...".
Так просто и доходчиво, что ничего не понятно. А может расшифровочку чтоб не шариться по инету?
Хорошая статья. С учётом мнения Михаила Трофименко.
А вот за это просто жму Вашу руку, сколько народа пострадало не вняв этому замечательному совету:
по ключевым словам
Это, как?
Так многие и не идут потому, что деньги просто так не потратить из-за спецсчёта, норма прибыли и её потом могут изъять (есть прецеденты), что много заработал.
много нюансов в работе и потому многие не хотят связываться с этим.
С точки зрения государства идея хорошая, а с точки зрения частной компании не всегда.
Забыли про СМК уровня государственных военных стандартов. Если сравнить предложенные проблемы с СМК, то считайте что Вы здесь ничего не читали.
Тема - огонь, и нуждается в обсуждении и раскрытии. Жаль, что публикация написана в стиле декларации "Вы не любите кошек?! Вы просто не умеете их готовить!". Допустим, читатели согласились с автором, что они не умеют работать с ГОЗ, а дальше то что? Увы, данная публикация умений читателям не добавляет, она скорее рекламирует онлайн школу "Гид по ГОЗ", чем дает ответы на сложившиеся в ГОЗ ужасные практики. Может воспользоваться этой публикацией, как поводом, и на форуме организовать детальное обсуждение практик ГОЗ? А если к этому обсуждению пригласить нормосоздателей положений ГОЗ и руководителей прокуратуры, то такое обсуждение стало бы СКАЗКОЙ!!!!! Администрация e-executive, организуйте, пожалуйста, нам такое обсуждение?
Ну работать можно, только правила там несолько отличаются от принятых в бизнесе
То есть, департамент аудита МО и ВПшники выжали старых поставщиков до отказа, теперь новых пытаются заманить? :-)