Как атмосфера доверия стимулирует бизнес-рост

Корпоративная культура – как таблетка растворимого аспирина. Ее уже не видно, но она продолжает работать. В одной из российских компаний, производящей офисную мебель, топ-руководители проанализировали актуальные возможности для роста и развития. Для этого было проведено исследование, одним из вопросов которого был следующий: что больше всего воодушевляет и мотивирует персонал к совместному творчеству, обмену идеями и опытом, вовлеченности в трудовой процесс и росту заинтересованности в результатах? Вот как распределились ответы (таблица 1).

Рейтинг факторов мотивации

Корпоративная культура доверия и обмена знаниями

70%

Нематериальная мотивация (почетные звания, обратная связь от коллег, признание экспертов, благодарности)

45%

Материальное поощрение (расширение соцпакета – оплата обедов, парковки, дополнение пакета медстрахования, льготные условия выплаты кредитов, дополнительные дни к отпуску)

35%

Таблица 1

Оказалось, что среда, в которой сотрудники доверяют компании и друг другу – самое важное условие повышения ее творческой составляющей работы. Ведь именно в кризисные времена особенно нужны новые возможности для роста и развития. В среде, где сотрудники доверяют друг другу и готовы обмениваться знаниями, компания получает разные бонусы и новые возможности. Например, можно сократить затраты на развитие сотрудников, если выявлять, описывать и распространять лучшие решения производственных задач (хорошие практики). А если прикреплять новичков для обучения к самым знающим сотрудникам, можно почти вдвое сократить время их адаптации. Идеи сотрудников, собираемые в специальном банке идей, дают новые решения производственных и любых других задач. Экспертный опыт и знания сотрудников не уйдут вместе с ними, если сохранять их в «интеллектуальных активах» или даже простых базах знаний. Словом, доверительная обстановка положительно отражается на эффективности работы компании и повышает ее инновационность.

Что такое среда доверия и обмена знаниями? Такая среда формируется аналогично доверительным отношениям в песочнице, когда дети доверяют тем, с кем знакомы лично, тем, кто первым делится своими игрушками, а также, если в песочнице уже заведен такой порядок – делиться своими игрушками.

Если же вернуться к миру взрослых, мы также доверяем тем, с кем лично знакомы, особенно если в «нашей песочнице» (компании) описаны правила игры, и они соблюдаются. Конечно, чтобы поделиться тем, что знаешь, важно понимать, кому важны те знания, которыми располагаешь, а также каким способом можно ими поделиться – ведь обмениваться знаниями в курилке уже не в тренде. А главное, мы больше доверяем нашим руководителям, когда они сами делятся знаниями, уважают экспертное мнение сотрудников, поощряют извлечение уроков из процессов и проектов. Последнее особенно важно, когда речь идет о получении не вполне позитивного опыта, а именно – признании своих ошибок. Смысл не в том, чтобы просто признавать ошибки, но в том, чтобы анализировать их причины, и не наступать на те же грабли снова. Признавать и анализировать свои ошибки особенно непопулярно в нашей стране и возможно только в самой доверительной корпоративной среде.

Нематериальные факторы мотивации и поощрения особенно важны, когда материальные возможности стимулирования сотрудников ограничены. Поэтому руководители российского производителя офисной мебели пошли ва-банк и сосредоточили свое внимание на культуре доверия и обмена знаниями. «Пациент либо жив, либо он умер». Так и с корпоративной культурой доверия: она либо есть, либо ее нет. Корпоративную культуру можно исследовать, оценить и даже измерить. Анализ культуры доверия в компании, производящей офисную мебель, показал, что атмосфера здесь относительно благоприятна для обмена знаниями (45% из 100% возможных пунктов). Идеальная атмосфера всеобщей любви и полного доверия оценивается в 100%, распространенный же в нашей стране показатель обычно около 35-40%.

Игра по правилам и соблюдение договоренностей – составляющие культуры доверия. Анализ показал, что договоренности в этой компании обычно соблюдаются. А вот лидерство руководителей в поддержании доверительной атмосферы оказалось под большим вопросом. Увлечь руководителей новыми идеями можно, если они увидят бонусы и выгоды от такой культуры для своих бизнес-процессов и даже для себя лично. Например, результаты будут достигаться с меньшими затратами (времени в том числе), сократятся сроки (производства, вывода на рынок), улучшится качество (продукции, услуг). Четверо из восьми руководителей направлений компании (директор отдела продаж, IT-директор, руководитель аналитического отдела и директор по персоналу) захотели стать лидерами корпоративной культуры доверия, потому что увидели пользу для своих подразделений. Директор по персоналу оценила возможности сокращения сроков адаптации новичков и обучения сотрудников на коллективном опыте. Руководитель аналитического отдела увидел возможности получения новых идей от сотрудников, директор по продажам – потенциал «извлечения уроков» и обучения сотрудников на полученном опыте. IT-директор, как системный руководитель, увидел пользу для стратегических задач компании и также захотел лично участвовать в новых процессах.

Лидерство – это ведь не просто интерес, поддержка и желание участвовать. Это желание стать примером для подражания и увлекать, показывая преимущества. Каждый из четырех руководителей возглавил новые процессы. Например, руководитель аналитического отдела увлекся идеей сбора и описанием хороших практик – эффективных способов решения производственных задач в компании и в отрасли. Он также организовал процесс сбора и оценки идей сотрудников – пока что без банка идей.

Директор по персоналу занята сейчас процессом выявления особого «экспертного знания» среди персонала и разработкой системы нематериального поощрения тех экспертов, которые уже начали обучать новичков, развивая хорошо забытую советскую систему наставничества. Затем она планирует собирать хорошие практики, чтобы обучать и развивать персонал без приглашенных тренеров. Директор по продажам разработал и внедряет процесс постоянного извлечения уроков из получаемого опыта, и планирует создать базу знаний самого успешного опыта продаж. А IT-директор со своей командой уже разрабатывает базы знаний – банк идей и базу хороших практик.

Прошло всего полгода, показатель «уровня доверительности» корпоративной культуры вырос в компании до 55%. За это время сроки адаптации новичков сократились почти в два раза, а продажи, несмотря на кризис, возросли на 20% (при сокращении численности отдела продаж на 10%). Сейчас компания внедряет новую продуктовую линейку, идея которой принадлежит группе сотрудников. Так иногда «лирика» (корпоративная культура) может положительно повлиять на «физику» (финансовые показатели).

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

Цитата: "...среда, в которой сотрудники доверяют компании и друг другу – самое важное условие повышения ее творческой составляющей работы. Ведь именно в кризисные времена особенно нужны новые возможности для роста и развития. В среде, где сотрудники доверяют друг другу и готовы обмениваться знаниями, компания получает разные бонусы и новые возможности..."

А как Вы объясните бурный рост и главное высочайшую эффективность предприятий наркоторговли.

Все что Вы указали (в цитате) там отсутствует напрочь!! А эффективность ЕСТЬ!!

Руководитель, Москва

Первое. За 20 лет практики я еще ни разу не утверждала, что управление знаниями и соответствующая ему корпоративная культура доверия - панацея от всех бед и общественных глупостей и пороков. Втрое. Маргинальные бизнес сферы мне незнакомы, не интересны. Поэтому я их не анализирую.

Генеральный директор, Москва
Валерий Овсий пишет:
Цитата: "...среда, в которой сотрудники доверяют компании и друг другу – самое важное условие повышения ее творческой составляющей работы. Ведь именно в кризисные времена особенно нужны новые возможности для роста и развития. В среде, где сотрудники доверяют друг другу и готовы обмениваться знаниями, компания получает разные бонусы и новые возможности..."А как Вы объясните бурный рост и главное высочайшую эффективность предприятий наркоторговли.

Валерий, Вы немного передергиваете. Есть разные модели бизнеса. Эффективность в наркоторговле строится на страхе наказания. Эта модель применяется и в бизнесе. И она работает. Есть модель, о которой говорит Мария. Она строится на доверии и она тоже работает. Есть такая поговорка: "Что Русскому хорошо, то немцу смерть". И внедрять в компании, которые проповедуют "наркоторговый менеджмент" (термин родился благодаря Вам), то что предлагает Мария - это большая глупость. Но также справедливо и обратное. Если Вы начнете применять "наркоторговый менеджмент" в компаниях, в которых бизнес строится на доверии и уважении, то Вы, вероятнее всего, потеряете персонал и бизнес.

Генеральный директор, Москва

Мария, спасибо за статью! Готов практически подписаться под каждым словом. Как писал выше, Ваша система адаптивна не для всех бизнес-моделей. У меня выйдет статья в на e-xecutive.ru 30 марта. Буду Вам признателен за Вашу экспертную обратную связь. Буду признателен Вам за Вашу почту. Есть тема для разговора. Мой e-mail: kondrariev@favoritoil.ru

Researcher, Москва
Вячеслав Кондратьев пишет:
Есть разные модели бизнеса.

Так я именно об этом и говорю:

Валерий Овсий пишет:
я так полагаю, следует ограничить Ваши рассуждения и рекомендации.

Именно!!! ограничить областью применения. Но по давно известным причинам и устоявшимся традициям консультанты уклоняются от уточнения. Они считают, что тем самым увеличиваю свою аудиторию. Наверное они (консультанты) правы. Аудитория вполне возможно увеличивается за счет безграмотных, недалеких и некомпетентных людей. А это, я так понимаю, основной источник дохода... Этим проще втюхать любую ахинею (я не об авторе).

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Корпоративная культура – как таблетка растворимого аспирина. Ее уже не видно, но она продолжает работать.

То есть, на каком-то моменте таблетку было видно? Не очень понял метафору.


Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Корпоративная культура доверия и обмена знаниями

Что не очень с терминологией. Есть корпоративная культура как категория и явление.

Есть разные элементы КК, ими могут быть уровень доверия (только нужно уточнить кто кому и в чем доверяет), может быть также больший или меньший обмен знаниями (но тоже нужно уточнять - какие знания кто с кем обменивается) тоже как составляющие КК.

А вот категория КК доверия и обмена знаниями - это, полагаю, самодеятельность автора анкеты.


Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - среда доверия и обмена знаниями? Такая среда формируется аналогично доверительным отношениям в песочнице, когда дети доверяют тем, с кем знакомы лично, тем, кто первым делится своими игрушками, а также, если в песочнице уже заведен такой порядок – делиться своими игрушками.

Поскольку автор не шутит, я бы не стал так горячиться и переносить отношения в песочнице с отношениями в компании.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Признавать и анализировать свои ошибки особенно непопулярно в нашей стране

Полагаю, что страна тут совсем не причем.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Нематериальные факторы мотивации и поощрения особенно важны, когда материальные возможности стимулирования сотрудников ограничены.

Хм, а бывают случаи, когда нет ограничений в материальном стимулировании? Кто в поисках работы - им был бы интересен адрес.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.