В жизни руководителя много разных тайн, но есть одна, раскрыть которую для себя крайне важно. Сделать это можно, только избавившись от иллюзии «одномерности» законов социальной жизни. В противном случае успеха в профессии руководителя достигнуть невозможно. Однако те, кто раскрыл для себя эту тайну, очень не любят об этом рассказывать, и очень не любят тех, кто решается это сделать.
На мой взгляд, первым, кто публично и аргументировано раскрыл эту тайну, и развеял эту иллюзию «одномерности», прослыв за это злодеем, был всем известный Никколо Макиавелли. Он обучал некоторых «руководителей» эпохи Возрождения и понимал, что освоить навык управленческого мышления, оставаясь жить в иллюзии «одномерности» — невозможно.
Однако, подавляющее большинство руководителей всегда «живут» только в одном «измерении», в котором существуют только законы человеческой, традиционной, религиозной морали. По крайней мере, это касается той части человеческой цивилизации, которая концептуально выросла из религий авраамического корня.
Что такое человеческая мораль? Это нормативная система, позволяющая человеку становиться и оставаться человеком. Эта мораль основана на таких регуляторах, как любовь, сострадание, искренность, душевная и эмоциональная привязанность, честность и справедливость. Базовым типом в рамках такой морали является «родной или духовно близкий человек». Добром является все то, что позволяет жить «по-человечески», злом — все, что ведет к гибели человека, его семьи и близких.
Суть иллюзии «одномерности» в том, что можно руководствуясь человеческой моралью, выживать и побеждать в высококонкурентной среде: в бизнесе, в борьбе за власть и «место под корпоративным солнцем». Как мыслит человек, живущий в этой иллюзии? Он оценивает свое поведение и поведение других людей в бизнесе или во власти по критериям традиционной морали.
Если руководитель, предприниматель или политик совершает действия, которые могут быть квалифицированы как любовь, сострадание, искренность, душевная и эмоциональная привязанность, честность и справедливость, это значит, он все делает «правильно» и заслуживает уважения. Он хороший и достойный человек.
Если он совершает поступки, которые в традиционной морали считаются «грехами», например, ложь, предательство или насилие, значит он преступник и злодей. Однако, когда люди идут в бизнес или власть, и в своем стремлении добиться успеха руководствуются нормами человеческой морали, их всегда ждет крах.
Макиавелли был первым известным мыслителем, который публично указал на очевидную истину. Для руководителя, предпринимателя или политика, желающего добиться успеха в конкурентной среде, является большой ошибкой использовать человеческую, традиционную, семейную мораль. Не потому, что он был злодеем, а потому, что он был ученым и не мог лгать самому себе. Помимо традиционной, существуют еще два «измерения», два вида морали, и путать их большая ошибка.
Традиционные, «человеческие» отношения — это только одно «измерение», одно социальное поле, со своими правилами игры, со своей нормативной базой в виде традиционной морали. Реальный бизнес — это совсем другое «измерение», другое социальное поле, также со своими правилами игры и моралью, совершенно непохожей на традиционную.
На этом поле можно стать эффективным и результативным, только если понимать, что главным регулятором здесь является закон бесконечного накопления капитала, а главными принципами: рентабельность инвестиций, конкурентоспособность системы бизнеса и эффективность бизнес-модели в целом. Базовым типом в рамках такой морали является делец, скорее даже бухгалтер.
Часто употребляемая многими предпринимателями фраза «Ничего личного, — это бизнес», говорит именно о том, что между традиционной и деловой моралью — пропасть. Все «человеческое» здесь, в 99% случаев, как минимум, нерентабельно. Хотя мне, как вероятно и вам, это «по-человечески» не нравится, это именно так. И любая попытка предпринимателя построить прибыльный бизнес в высококонкурентной среде, руководствуясь традиционной моралью, кончается тем, что его «сожрут» конкуренты, а волна «падающего рынка» смоет то, что от него осталось.
Что это означает на практике? А то, что с точки зрения деловой морали, наемный персонал — это всего лишь один из ресурсов. И если наемный сотрудник по какой-то причине нерентабелен, он должен быть уволен, независимо от эмоций, потому что все эмоции — тоже нерентабельны. «Человеческое отношение» к наемным сотрудникам, когда мы «входим в их положение», всегда снижает рентабельность, нравится нам или нет.
Причем, взгляд на человека через призму рентабельности не имеет никакого отношения к хамскому стилю руководства, или унижению чувства собственного достоинства сотрудников. Можно быть вежливым, любезным и понимающим в общении, и также вежливо, любезно и с пониманием увольнять или понижать в должности, если этого требует логика бизнеса.
Можно конечно поразмышлять о «бирюзовых» организациях и энтузиазме «бирюзовых» сотрудников, но все это находится за границами «царства капитала». Если при ведении бизнеса в капиталистической системе отношений руководствоваться человеческой моралью в отношении к наемным сотрудникам, да еще и на «падающем» рынке, то это не бизнес в классическом, капиталистическом понимании, а что-то другое. Потому что бизнес — это поклонение «Золотому тельцу» и ничего лишнего.
Третьим «измерением», третьим социальным полем, со своими еще более «бесчеловечными» правилами игры, является борьба за власть и «место под корпоративным солнцем». Здесь регулятором поведения является «мораль войны» с ее «правом сильного» и «победой любой ценой». Базовым типом в рамках такой морали является властитель, хозяин, альфа, лидер, для которого «победа должна быть достигнута любой ценой, а на войне все средства хороши».
Ложь, лицемерие, предательство, жестокие многоходовые интриги, заговоры, коррупция и действия чисто уголовного характера, здесь уместно все, потому что цель оправдывает все эти средства. А цель здесь одна — власть во всех ее проявлениях. Придерживаясь «человеческой» или деловой морали на этой «арене со львами» не выжить. Дилемма проста: либо ты «рвешь» других на куски, либо становишься их «едой».
Также следует понимать два момента, когда почти со 99% вероятностью происходит переход из одного социального поля в другое, что требует от участника «игры» быстрого перехода от деловой морали к морали войны.
Первый момент очень точно сформулировал Томас Даннинг, который заметил следующее: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».
Это значит, что в определенный момент времени, когда «ставки» становятся очень высокими, руководитель или делец-предприниматель отбрасывает деловую мораль, иногда добровольно, иногда вынужденно, и берет на вооружение мораль войны.
Второй момент, который следует учесть, очень точно выразил Роберт Уоррен: «Деньги имеют смысл до определенного предела, дальше имеет смысл только власть». На определенном уровне развития бизнес становится интересен какой-либо властной группировке, как ресурс в перманентной борьбе за власть, и она быстро берет его под контроль. В итоге, собственник и его менеджеры, если им удается сохранить свое положение, переключаются на мораль войны, разумеется, если они хотят выжить.
И самое страшное, что эти три морали невозможно совместить нигде и никогда. Это три разных «измерения». Применить традиционную мораль в бизнесе, карьере или политике, значить разориться, проиграть или погибнуть. К сожалению, все попытки «очеловечить» бизнес в мире капитала обречены на провал.
Применить деловую мораль или мораль войны в семье, значит стать для своих родных изувером и предателем, и разрушить ее. И в то же время, если честно и публично сознаться в том, что ты в своих делах, будь то бизнес или политика, руководствуешься какой-либо иной, чем традиционная, моралью, то это опасно не только для репутации и положения в обществе, но и для жизни вообще.
Именно поэтому все успешные руководители, предприниматели и политики, с точки зрения традиционной морали, часто, много и подолгу лгут и лицемерят, хотя проверить это практически невозможно. Не думаю, что большинству их них это нравится, просто у них нет выбора. Таковы правили игры на их социальном поле. Разумеется, они в этом никогда не сознаются, и всегда публично заявляют свою полную приверженность традиционной морали, в стиле: «я люблю своих сотрудников» или «мы одна семья».
И когда мы стремимся понять стратегию и тактику какого-то успешного деятеля бизнеса или политики, методом анализа того, что он говорит и делает публично, мы всегда совершаем ошибку. Конечно, нужно смотреть на его реальные дела, да только большую их часть он никогда не показывает, лишь выгодные для себя моменты.
Профессия руководителя, особенно достаточно высокого уровня, постоянно вынуждает нас к выбору между этими тремя вариантами, и трудно однозначно сказать, какой их них «лучше», а какой «хуже». Потому что все они — «хуже».
Каждый рукодитель в процессе работы играет несколько ролей - "отца родного", диктатора, консультанта, штатского генерала и т.п. Некоторые, правда, зависают в какой-то одной роли, но это проходит. Быстро или не очень, неважно, жизненный опыт всё ставит на своё место. Так что тайна это не совсем тайна.
Роли, которые играет руководитель конечно важны, но еще важнее, в рамках какой морали из трех возможных он думает и действует. Неправильно выбранная мораль, даже при правильно выбранной роли, приводит к неадекватности.
Никаких противоречий между моралью и прибылью нет вообще, даже наоборот, если бизнес хочет быть прибыльным на протяжении долгого времени, то он должен быть моральным, так как важно иметь партнёрские, то есть понятные и предсказуемые отношения с персоналом, клиентами, контрагентами.
И как раз, те компании, которые пытаются быть Бирюзовыми, обладают сейчас самой большой капитализацией в мире Google, Apple, Microsoft, это компании, которые поддерживают экологию, социальную ответственность, то есть глубоко моральные вещи.
И в политике и в управлении врать не то, что плохо, это просто глупо и неэффективно, потому что, ложь создаёт недоверие в системе/команде и это определяет нестабильность такой системы/команды, то есть её недолговечность.
И да, Макиавелли не был учёным.
Раньше очень важным аргументом была ссылка на Маркса, Энргельса, Ленина, сегодя на Google, Apple, Microsoft. Думаю мало кто знает что реально происходит в этих лагерях повышенной комфортности. Скользите по поверхности...
Полностью соглашусь. Должна быть крепкая идеологическая основа компании и бизнеса, от которой строятся все ДИ, регламенты и стандарты. Четкая постановка задач с такой же четкой системой контроля. Наличие правил игры, которые понятны, приняты и соблюдаются всеми. И тогда никаких противоречий нет..
Хорошая, и как ни печально это признавать, весьма правдивая статья, отражающая реальности нашего мира! Респект автору!
Как обычно надуманная статья развёрнутая из одной незамысловатой мыслишки в данном случае - не обманешь, не продашь)) то есть надо обвешивать, обмеривать и подсовывать гнильё. И это преподносится как такая вот современная 3D мораль (таких статей могу клепать сотни))
Особенно мне понравились рассуждения, что её приходится скрывать в обществе, а то можно схлопотать не по-децки)
На самом деле обычная посконная, домотканая, одномерная мораль, идеология, религия были есть и будут краеугольными камнями общества по одной простой причине - они создают общее поле взаимодействия между членами общества, делают их друг для друга более понятными, узнаваемыми, а следовательно ПРОГНОЗИРУЕМЫМИ.
Без прогнозирования никакую более-менее сложную систему не построишь так как нормального взаимодействия не получится)
Кроме того, мораль, идеология, религия это системы координат и системы опознавания свой-чужой.
Другое дело, что некоторые особо одарённые хитро.. ну сами понимаете паразитируют на этой общественнополезной системе, однако, оправдывать их тем, что им хочется бабла больше чем остальным я бы не стал.
Более того, я бы призвал немедленно инвестировать в мораль триллион рублей потому что это были бы самые выгодные инвестиции.
Сергей, спасибо. Зацепило! Чётко разложили по полочкам. Конечно всего Макиавелли в несколько абзацев не "запихнуть"...) тем более что постарались донести в адаптивной манере, принципы изложенные ещё Сунь Цзы "искусство войны".
Ikea, Chanel, Adidas и Puma, Ford, Kodak и Fujifilm, Coca-Cola, Nestle, Daimler Benz, Volkswagen и BMW, Maggi, Nivea, Hugo Boss, Siemens, Lufthansa, Audi, Opel и General motors, Bayer, IBM, BMW, Maggi, Fujifilm, Standard Oil, Renault, Kodak.
Эти компании активно сотрудничали с нацистами, основатели получали награды третьего рейха и многие были активными членами партии, на предприятиях на территории Германии активно использовался рабский (принудительный) труд. Многие часть прибыли отправляли в отделения НСДАП, на войну.
Адидас входит в топ 100 брендов с наилучшей репутацией 2019 в мире, и Байер (!!! поставщик отравляющих газов для концентрационных лагерей, к тому же изобретатель героина) - замыкает топ 100 брендов с наилучшей репутацией в России по версии Форбс.
К чести Бош, он тоже входит в Топ, для тех кто не знает: Бош являлся спонсором операции Валькирия, ну и не только.
Можно вспомнить известные потогонки Nike и историю с сухим молоком Нестле и поддельными врачами.
Это я о том что во-первых деньги съедят всё, и память и совесть, а во-вторых никогда не говори никогда.
К сожалению, автор прав. И да, в этом не было тайны.
И статья и комментарии огонь! Отличный материал и отличный анализ "слушателей"