5 мифов об эмоциональном интеллекте

Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence, EI) не покидает вершины рейтингов самых востребованных навыков для руководителей. Тем не менее, у многих управленцев искаженное понимание – что такое EI. Такое непонимание может привести к эмоциональным срывам, болезням, профессиональному выгоранию, конфликтам с окружающими и даже с самим собой.

Не существует той самой планки, достигнув которой можно сказать: все, мой EI развит. Каждый навык можно метафорически представить в виде мышцы, тренировать которую можно вечно. А вот если остановить тренировки, мышцы будут терять эластичность и выносливость. Так же и с EI. Чем выше уровень неопределенности, хаотичности, турбулентности и скорости жизни, тем больше лидерам приходится сталкиваться со сложно разрешимыми задачами. А это, в свою очередь, требует дополнительных усилий для поддержания эмоциональной устойчивости.

Чувствуя панику, страх, беспомощность перед очередным вызовом, лидер рискует попасть в плен «рептильных» реакций: бей, беги, замри. На языке бизнеса это звучит так:

  • Совершить множество ошибок или одну, но катастрофическую для бизнеса или репутации лидера.
  • Замереть в бездействии и позволить обстоятельствам управлять бизнесом, а не наоборот.
  • Напасть на кого-то в попытке сознательной или бессознательной защиты себя и своих интересов и спровоцировать трудно разрешимый конфликт.

Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать свои и чужие чувства, понимать мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями для решения практических задач. Иначе говоря, это способность человека подружить свои рациональные и эмоциональные части между собой.

Разберем популярные мифы об эмоциональном интеллекте, чтобы минимизировать риски и приручить EI во благо профессиональных результатов и своего счастья.

1. Эмоционально осознанный лидер должен чувствовать то, что и другие

Соответственно, сострадать и сопереживать всем, неся на своих плечах весь груз эмоций окружающих. Этот миф является искажением понятия «эмпатия». На самом деле, эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.

Чрезмерная и некорректная эмпатия мешает лидеру выносить обоснованные суждения, лишает его беспристрастности. Эмоционально осознанный лидер, в свою очередь видит и понимает эмоции других людей, но не пропускает их через себя и выбирает, в каком случае сопереживать и сострадать нужно, а когда нет.

2. Для руководителя EI важнее, чем IQ

На управленческой позиции действительно растет важность мягких навыков, к которым относится и эмоциональный интеллект. Однако при значительном перекосе в сторону EI управленец теряет контакт с организационными процессами и проседает контроль качества. Часто это вызывает проблемы в отношениях лидера с командой, особенно, если сотрудникам необходим определенный уровень менторинга (передачи профессиональных знаний) от руководителя.

Эмоционально осознанный лидер уделяет достаточное внимание всем интеллектам: ментальному, духовному, любовному, политическому, социальному...

3. Обладать EI значит всегда быть в хорошем настроении

В нашей культуре существует негласный запрет испытывать «отрицательные» эмоции: гнев, обиду, грусть, печаль, уныние, страх, тревогу. На самом же деле, отрицательными их делает неприятное ощущение и нежелание их испытывать. С детства нас учат: мальчики не плачут, девочкам злиться нельзя. Это часто приводит к подавлению эмоций и, как результат, психосоматике – подавленные эмоции остаются в теле в виде болезней. Негативный эффект проявляется не только в виде заболеваний. При подавлении «отрицательных» эмоций подавляются и «положительные»: лидеры перестают радоваться, веселиться, отмечать небольшие победы и достижения. Как результат – падение мотивации, креативности, пессимизм и упущенные возможности за счет менее амбициозного планирования.

4. EI нужен для манипуляций

«Раз эмоциональный интеллект нужен, чтобы управлять эмоциями других людей в целях достижения определенных задач, значит, это манипуляция и токсичность» – так думают некоторые лидеры. Если же руководитель уделяет чрезмерное внимание своему EI в ущерб другим интеллектам, например, духовному, социальному, эволюционному, это действительно может привести к манипуляции чувствами других. Разница в том, что манипуляция служит личным выгодам, а вот управление эмоциональным состоянием служит решению профессиональных задач. К тому же, в случае манипуляции истинные цели всегда скрыты, а вот в случае развитого EI цели известны всем участникам коммуникации.

5. В бизнесе проще не испытывать эмоции

Бизнес – это люди. Все люди испытывают эмоции и чувства. Затяжные эмоции и чувства перерастают в состояние, которое влияет на мотивацию, продуктивность, эффективность, вовлеченность, финансовые результаты, достижение целей…

К тому же, невозможно не испытывать эмоции, их можно только подавить. Каждая сознательная и бессознательная мысль человека сопровождается определенными эмоциями. Другое дело, что многие люди не привыкли замечать чувства, а некоторые не умеют их распознавать в принципе, что в профессиональной терминологии называется алекситимией – затруднение в определении и описании своих эмоций и эмоций других людей.

*****

При правильном использовании и постоянном развитии эмоциональный интеллект может стать мощнейшим помощником для руководителей в выполнении практически любых профессиональных задач. С его помощью можно не только справляться с нарастающей сложностью бизнеса и рынков, но и при этом жить насыщенной, наполненной и яркой жизнью, особенно, в условиях кризисов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Без импатии не возможен профайл, то есть понимание эмоционального состояния другого, его намерений и мыслей, в том смысле, что "читать"  человека вовсе не означает ему сочувствовать. Можно просто им манипулировать! Что и делают успешно  хорошие импаты. Конечно они могут и сочувствовать другому, но эмпания никогда не равна сочувствию.

Успешный руководитель должен быть эмпатом, чтобы найти правильный подход к каждому из своих подчиненных.

Консультант, Самара

Термин "эмоциональный интеллект" - сам по себе миф, придуманный и раздутый для монетизации очередного "пузыря" в теории менеджмента.

Читаем: "Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать свои и чужие чувства, понимать мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями для решения практических задач. Иначе говоря, это способность человека подружить свои рациональные и эмоциональные части между собой". Эмоциональный интеллект? Серьёзно?! А по мне, так обычная компетенция управленца, начиная от среднего звена, одна из базовых. Но придумали же модное слово, и возвели в ранг культа. 

Ну а автору - подсказка: есть ещё один модный "пузырь" в управленческой терминологии: проактивность. Можно написать про легенды и мифы проактивности статью знаков так на 2 000 ))))

Менеджер, Краснодар

Способность человеческого существа понимать эмоции другого(их) и подстраиваться (реагировать своим поведением) получена нами, ещё от приматов, а может и более древних предков. Современная наука назвала эту способность эмоциональным интеллектом (ЭИ) и пытается изучать её, давая ЭИ классификацию и градацию. А также,желает найти причино-следственные связи между уровнем ЭИ конкретного гражданина или гражданки и его(её) успехом или неуспехом.

Уровень ЭИ прежде всего зависит от гормональной реакции (наследственность) конкретной особи на внешний раздражитель, в нашем случае, на поведение (эмоциональное состояние) коллеги, покупателя, начальника, подчиненого или первого встречного. Можно ли его (ЭИ) развивать, вопрос.

Консультант, Нижний Новгород
Александр Егоршин пишет:

Термин "эмоциональный интеллект" - сам по себе миф, придуманный и раздутый для монетизации очередного "пузыря" в теории менеджмента.

 

Как же вы правы! Писала пост об этом года 3 назад

Про любимый EQ!

Я сама часто замечаю, как переворачивают и искажают теории, авторские модели, термины и понятия. Особенно импортные. Раздражает иногда так, что хочется рвать и метать.

Отцов ЭИ эмоционального интеллекта, видимо, тоже это достало по самое не могу.

  • "В журналистских отчетах об EI высказывались такие нереалистичные идеи, что «90% разницы между звездными исполнителями и другими работниками объясняются «факторами эмоционального интеллекта», а 85% успеха можно отнести к EI (Goleman, 1998; Watkin, 2000). Утверждения, на которые мы неоднократно указывали, вводят в заблуждение и не подтверждаются исследованиями (например, Mayer, 1999; Mayer & Cobb, 2000; Mayer & Salovey, 1997; Mayer et al., 2000".

 

  • "Эмоциональный интеллект - лишь одна переменная среди многих других умственных способностей, когнитивных стилей и социально-эмоциональных характеристик. И EI предсказывает важные результаты на уровнях, которые обычно обнаруживаются для других подобных психологических переменных".

 

  • «По нашему мнению, журналистская популяризация EI часто использует неадекватные и слишком широкие определения EI, неправдоподобные утверждения и неправильное понимание концепций и исследований в целом».

 

  • "Чтобы восстановить ясность в изучении ЭИ, мы рекомендуем ограничить термин эмоциональный интеллект способностями на пересечении эмоций и интеллекта. В частности, ограничить набором способностей, включающихся в аргументацию об эмоциях, и использования эмоций для улучшения аргументации".

 

  • "Мы рекомендуем, чтобы группы широко изучаемых личностных черт, включая такие мотивы, как потребность в достижениях, связанные с Я-концепцией, такие как самоконтроль, эмоциональные черты, такие как счастье, и социальные стили, такие как напористость, назывались тем, чем они являются, а не смешивались вместе в беспорядочные ассортименты, и назвались эмоциональным интеллектом".

 

  • "Нужно, как высказались Murphy and Sideman (2006) «отделить достоверность от хайпа".

 

Копалась в своих файлах, нашла заметки, которые нам давали несколько лет назад на одном из семинаров. Авось, кому пригодится для раздумий)

Технический директор, Москва
Валентина Путилина пишет:
Без импатии не возможен профайл, то есть понимание эмоционального состояния другого, его намерений и мыслей, в том смысле, что "читать"  человека вовсе не означает ему сочувствовать. Можно просто им манипулировать! Что и делают успешно  хорошие импаты. Конечно они могут и сочувствовать другому, но эмпания никогда не равна сочувствию. Успешный руководитель должен быть эмпатом, чтобы найти правильный подход к каждому из своих подчиненных.

Нет.

Манипулятивное поведение - характерная черта людей с паталогиями личности, такими как нарциссическое расстройство и психопатия. Отличительные признаки этих двух патологий - полное отсутствие эмпатии и манипулятивность как основной способ взаимодействия с окружающим миром.

Сочуствие же - производная от эмпатии (т.е. сочувствие невозможно без эмпатии), и сочувствуем мы только тем, кто по нашему мнению не заслуживает претерпеваемых страданий. Именно поэтому эмпатия подразумевает ситуативное, а не безусловное сочувствие.

Генеральный директор, Москва
Александр Егоршин пишет:
Термин "эмоциональный интеллект" - сам по себе миф, придуманный и раздутый для монетизации очередного "пузыря" в теории менеджмента.

Термины (... EI/EQ ...) - не миф. Их может ввести любой. Мало ли на свете терминов и их истолкований.

Концепция сама по себе может иметь или не иметь какое-либо отношение к науке - нужно внимательно смотреть на тезисы, гипотезы, данные и методы доказательств. У науки свои методы, они работают. К доказательной базе в психологии приходится относиться с особой осторожностью.

Работа журналистов, популяризация и т.п. исходные концепции и теории улучшить с научной точки зрения не может. Как и монетизация.

Если Вы считаете, что конкретная концепция плохо или неправильно что-то описывает -  нет проблем, не пользуйтесь. Наверняка есть объяснения получше. Мы уже давно не живем в мире единственно правильных ответов.

Консультант, ОАЭ
Игорь Адеев пишет:

Способность человеческого существа понимать эмоции другого(их) и подстраиваться (реагировать своим поведением) получена нами, ещё от приматов, а может и более древних предков. Современная наука назвала эту способность эмоциональным интеллектом (ЭИ) и пытается изучать её, давая ЭИ классификацию и градацию. А также,желает найти причино-следственные связи между уровнем ЭИ конкретного гражданина или гражданки и его(её) успехом или неуспехом.

Уровень ЭИ прежде всего зависит от гормональной реакции (наследственность) конкретной особи на внешний раздражитель, в нашем случае, на поведение (эмоциональное состояние) коллеги, покупателя, начальника, подчиненого или первого встречного. Можно ли его (ЭИ) развивать, вопрос.

Игорь, однозначно можно. С одной стороны, мы много унаследовали, но с другой стороны, в нашей психике есть множество искажений, которые влияют на интерпретацию и на использование навыка

 

Консультант, ОАЭ
Ирина Плотникова пишет:
Александр Егоршин пишет:

Термин "эмоциональный интеллект" - сам по себе миф, придуманный и раздутый для монетизации очередного "пузыря" в теории менеджмента.

 

Как же вы правы! Писала пост об этом года 3 назад

Про любимый EQ!

Я сама часто замечаю, как переворачивают и искажают теории, авторские модели, термины и понятия. Особенно импортные. Раздражает иногда так, что хочется рвать и метать.

Отцов ЭИ эмоционального интеллекта, видимо, тоже это достало по самое не могу.

  • "В журналистских отчетах об EI высказывались такие нереалистичные идеи, что «90% разницы между звездными исполнителями и другими работниками объясняются «факторами эмоционального интеллекта», а 85% успеха можно отнести к EI (Goleman, 1998; Watkin, 2000). Утверждения, на которые мы неоднократно указывали, вводят в заблуждение и не подтверждаются исследованиями (например, Mayer, 1999; Mayer & Cobb, 2000; Mayer & Salovey, 1997; Mayer et al., 2000".

 

  • "Эмоциональный интеллект - лишь одна переменная среди многих других умственных способностей, когнитивных стилей и социально-эмоциональных характеристик. И EI предсказывает важные результаты на уровнях, которые обычно обнаруживаются для других подобных психологических переменных".

 

  • «По нашему мнению, журналистская популяризация EI часто использует неадекватные и слишком широкие определения EI, неправдоподобные утверждения и неправильное понимание концепций и исследований в целом».

 

  • "Чтобы восстановить ясность в изучении ЭИ, мы рекомендуем ограничить термин эмоциональный интеллект способностями на пересечении эмоций и интеллекта. В частности, ограничить набором способностей, включающихся в аргументацию об эмоциях, и использования эмоций для улучшения аргументации".

 

  • "Мы рекомендуем, чтобы группы широко изучаемых личностных черт, включая такие мотивы, как потребность в достижениях, связанные с Я-концепцией, такие как самоконтроль, эмоциональные черты, такие как счастье, и социальные стили, такие как напористость, назывались тем, чем они являются, а не смешивались вместе в беспорядочные ассортименты, и назвались эмоциональным интеллектом".

 

  • "Нужно, как высказались Murphy and Sideman (2006) «отделить достоверность от хайпа".

 

Копалась в своих файлах, нашла заметки, которые нам давали несколько лет назад на одном из семинаров. Авось, кому пригодится для раздумий)

Ирина, благодарю вас за заметки, очень согласна с Вами! Для меня важен объективный и реалистичный взгляд на EQ/EI, в симбиозе с другими интеллектами и навыками лидера 

Генеральный директор, Москва
Анастасия Блум пишет:
Для меня важен объективный и реалистичный взгляд на EQ/EI

В чём же этот взгляд заключается? Кто может сказать, что он таким взглядом обладает?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.