5 мифов об эмоциональном интеллекте

Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence, EI) не покидает вершины рейтингов самых востребованных навыков для руководителей. Тем не менее, у многих управленцев искаженное понимание – что такое EI. Такое непонимание может привести к эмоциональным срывам, болезням, профессиональному выгоранию, конфликтам с окружающими и даже с самим собой.

Не существует той самой планки, достигнув которой можно сказать: все, мой EI развит. Каждый навык можно метафорически представить в виде мышцы, тренировать которую можно вечно. А вот если остановить тренировки, мышцы будут терять эластичность и выносливость. Так же и с EI. Чем выше уровень неопределенности, хаотичности, турбулентности и скорости жизни, тем больше лидерам приходится сталкиваться со сложно разрешимыми задачами. А это, в свою очередь, требует дополнительных усилий для поддержания эмоциональной устойчивости.

Чувствуя панику, страх, беспомощность перед очередным вызовом, лидер рискует попасть в плен «рептильных» реакций: бей, беги, замри. На языке бизнеса это звучит так:

  • Совершить множество ошибок или одну, но катастрофическую для бизнеса или репутации лидера.
  • Замереть в бездействии и позволить обстоятельствам управлять бизнесом, а не наоборот.
  • Напасть на кого-то в попытке сознательной или бессознательной защиты себя и своих интересов и спровоцировать трудно разрешимый конфликт.

Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать свои и чужие чувства, понимать мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями для решения практических задач. Иначе говоря, это способность человека подружить свои рациональные и эмоциональные части между собой.

Разберем популярные мифы об эмоциональном интеллекте, чтобы минимизировать риски и приручить EI во благо профессиональных результатов и своего счастья.

1. Эмоционально осознанный лидер должен чувствовать то, что и другие

Соответственно, сострадать и сопереживать всем, неся на своих плечах весь груз эмоций окружающих. Этот миф является искажением понятия «эмпатия». На самом деле, эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.

Чрезмерная и некорректная эмпатия мешает лидеру выносить обоснованные суждения, лишает его беспристрастности. Эмоционально осознанный лидер, в свою очередь видит и понимает эмоции других людей, но не пропускает их через себя и выбирает, в каком случае сопереживать и сострадать нужно, а когда нет.

2. Для руководителя EI важнее, чем IQ

На управленческой позиции действительно растет важность мягких навыков, к которым относится и эмоциональный интеллект. Однако при значительном перекосе в сторону EI управленец теряет контакт с организационными процессами и проседает контроль качества. Часто это вызывает проблемы в отношениях лидера с командой, особенно, если сотрудникам необходим определенный уровень менторинга (передачи профессиональных знаний) от руководителя.

Эмоционально осознанный лидер уделяет достаточное внимание всем интеллектам: ментальному, духовному, любовному, политическому, социальному...

3. Обладать EI значит всегда быть в хорошем настроении

В нашей культуре существует негласный запрет испытывать «отрицательные» эмоции: гнев, обиду, грусть, печаль, уныние, страх, тревогу. На самом же деле, отрицательными их делает неприятное ощущение и нежелание их испытывать. С детства нас учат: мальчики не плачут, девочкам злиться нельзя. Это часто приводит к подавлению эмоций и, как результат, психосоматике – подавленные эмоции остаются в теле в виде болезней. Негативный эффект проявляется не только в виде заболеваний. При подавлении «отрицательных» эмоций подавляются и «положительные»: лидеры перестают радоваться, веселиться, отмечать небольшие победы и достижения. Как результат – падение мотивации, креативности, пессимизм и упущенные возможности за счет менее амбициозного планирования.

4. EI нужен для манипуляций

«Раз эмоциональный интеллект нужен, чтобы управлять эмоциями других людей в целях достижения определенных задач, значит, это манипуляция и токсичность» – так думают некоторые лидеры. Если же руководитель уделяет чрезмерное внимание своему EI в ущерб другим интеллектам, например, духовному, социальному, эволюционному, это действительно может привести к манипуляции чувствами других. Разница в том, что манипуляция служит личным выгодам, а вот управление эмоциональным состоянием служит решению профессиональных задач. К тому же, в случае манипуляции истинные цели всегда скрыты, а вот в случае развитого EI цели известны всем участникам коммуникации.

5. В бизнесе проще не испытывать эмоции

Бизнес – это люди. Все люди испытывают эмоции и чувства. Затяжные эмоции и чувства перерастают в состояние, которое влияет на мотивацию, продуктивность, эффективность, вовлеченность, финансовые результаты, достижение целей…

К тому же, невозможно не испытывать эмоции, их можно только подавить. Каждая сознательная и бессознательная мысль человека сопровождается определенными эмоциями. Другое дело, что многие люди не привыкли замечать чувства, а некоторые не умеют их распознавать в принципе, что в профессиональной терминологии называется алекситимией – затруднение в определении и описании своих эмоций и эмоций других людей.

*****

При правильном использовании и постоянном развитии эмоциональный интеллект может стать мощнейшим помощником для руководителей в выполнении практически любых профессиональных задач. С его помощью можно не только справляться с нарастающей сложностью бизнеса и рынков, но и при этом жить насыщенной, наполненной и яркой жизнью, особенно, в условиях кризисов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Без импатии не возможен профайл, то есть понимание эмоционального состояния другого, его намерений и мыслей, в том смысле, что "читать"  человека вовсе не означает ему сочувствовать. Можно просто им манипулировать! Что и делают успешно  хорошие импаты. Конечно они могут и сочувствовать другому, но эмпания никогда не равна сочувствию.

Успешный руководитель должен быть эмпатом, чтобы найти правильный подход к каждому из своих подчиненных.

Консультант, Самара

Термин "эмоциональный интеллект" - сам по себе миф, придуманный и раздутый для монетизации очередного "пузыря" в теории менеджмента.

Читаем: "Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать свои и чужие чувства, понимать мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями для решения практических задач. Иначе говоря, это способность человека подружить свои рациональные и эмоциональные части между собой". Эмоциональный интеллект? Серьёзно?! А по мне, так обычная компетенция управленца, начиная от среднего звена, одна из базовых. Но придумали же модное слово, и возвели в ранг культа. 

Ну а автору - подсказка: есть ещё один модный "пузырь" в управленческой терминологии: проактивность. Можно написать про легенды и мифы проактивности статью знаков так на 2 000 ))))

Менеджер, Краснодар

Способность человеческого существа понимать эмоции другого(их) и подстраиваться (реагировать своим поведением) получена нами, ещё от приматов, а может и более древних предков. Современная наука назвала эту способность эмоциональным интеллектом (ЭИ) и пытается изучать её, давая ЭИ классификацию и градацию. А также,желает найти причино-следственные связи между уровнем ЭИ конкретного гражданина или гражданки и его(её) успехом или неуспехом.

Уровень ЭИ прежде всего зависит от гормональной реакции (наследственность) конкретной особи на внешний раздражитель, в нашем случае, на поведение (эмоциональное состояние) коллеги, покупателя, начальника, подчиненого или первого встречного. Можно ли его (ЭИ) развивать, вопрос.

Консультант, Нижний Новгород
Александр Егоршин пишет:

Термин "эмоциональный интеллект" - сам по себе миф, придуманный и раздутый для монетизации очередного "пузыря" в теории менеджмента.

 

Как же вы правы! Писала пост об этом года 3 назад

Про любимый EQ!

Я сама часто замечаю, как переворачивают и искажают теории, авторские модели, термины и понятия. Особенно импортные. Раздражает иногда так, что хочется рвать и метать.

Отцов ЭИ эмоционального интеллекта, видимо, тоже это достало по самое не могу.

  • "В журналистских отчетах об EI высказывались такие нереалистичные идеи, что «90% разницы между звездными исполнителями и другими работниками объясняются «факторами эмоционального интеллекта», а 85% успеха можно отнести к EI (Goleman, 1998; Watkin, 2000). Утверждения, на которые мы неоднократно указывали, вводят в заблуждение и не подтверждаются исследованиями (например, Mayer, 1999; Mayer & Cobb, 2000; Mayer & Salovey, 1997; Mayer et al., 2000".

 

  • "Эмоциональный интеллект - лишь одна переменная среди многих других умственных способностей, когнитивных стилей и социально-эмоциональных характеристик. И EI предсказывает важные результаты на уровнях, которые обычно обнаруживаются для других подобных психологических переменных".

 

  • «По нашему мнению, журналистская популяризация EI часто использует неадекватные и слишком широкие определения EI, неправдоподобные утверждения и неправильное понимание концепций и исследований в целом».

 

  • "Чтобы восстановить ясность в изучении ЭИ, мы рекомендуем ограничить термин эмоциональный интеллект способностями на пересечении эмоций и интеллекта. В частности, ограничить набором способностей, включающихся в аргументацию об эмоциях, и использования эмоций для улучшения аргументации".

 

  • "Мы рекомендуем, чтобы группы широко изучаемых личностных черт, включая такие мотивы, как потребность в достижениях, связанные с Я-концепцией, такие как самоконтроль, эмоциональные черты, такие как счастье, и социальные стили, такие как напористость, назывались тем, чем они являются, а не смешивались вместе в беспорядочные ассортименты, и назвались эмоциональным интеллектом".

 

  • "Нужно, как высказались Murphy and Sideman (2006) «отделить достоверность от хайпа".

 

Копалась в своих файлах, нашла заметки, которые нам давали несколько лет назад на одном из семинаров. Авось, кому пригодится для раздумий)

Технический директор, Москва
Валентина Путилина пишет:
Без импатии не возможен профайл, то есть понимание эмоционального состояния другого, его намерений и мыслей, в том смысле, что "читать"  человека вовсе не означает ему сочувствовать. Можно просто им манипулировать! Что и делают успешно  хорошие импаты. Конечно они могут и сочувствовать другому, но эмпания никогда не равна сочувствию. Успешный руководитель должен быть эмпатом, чтобы найти правильный подход к каждому из своих подчиненных.

Нет.

Манипулятивное поведение - характерная черта людей с паталогиями личности, такими как нарциссическое расстройство и психопатия. Отличительные признаки этих двух патологий - полное отсутствие эмпатии и манипулятивность как основной способ взаимодействия с окружающим миром.

Сочуствие же - производная от эмпатии (т.е. сочувствие невозможно без эмпатии), и сочувствуем мы только тем, кто по нашему мнению не заслуживает претерпеваемых страданий. Именно поэтому эмпатия подразумевает ситуативное, а не безусловное сочувствие.

Генеральный директор, Москва
Александр Егоршин пишет:
Термин "эмоциональный интеллект" - сам по себе миф, придуманный и раздутый для монетизации очередного "пузыря" в теории менеджмента.

Термины (... EI/EQ ...) - не миф. Их может ввести любой. Мало ли на свете терминов и их истолкований.

Концепция сама по себе может иметь или не иметь какое-либо отношение к науке - нужно внимательно смотреть на тезисы, гипотезы, данные и методы доказательств. У науки свои методы, они работают. К доказательной базе в психологии приходится относиться с особой осторожностью.

Работа журналистов, популяризация и т.п. исходные концепции и теории улучшить с научной точки зрения не может. Как и монетизация.

Если Вы считаете, что конкретная концепция плохо или неправильно что-то описывает -  нет проблем, не пользуйтесь. Наверняка есть объяснения получше. Мы уже давно не живем в мире единственно правильных ответов.

Консультант, ОАЭ
Игорь Адеев пишет:

Способность человеческого существа понимать эмоции другого(их) и подстраиваться (реагировать своим поведением) получена нами, ещё от приматов, а может и более древних предков. Современная наука назвала эту способность эмоциональным интеллектом (ЭИ) и пытается изучать её, давая ЭИ классификацию и градацию. А также,желает найти причино-следственные связи между уровнем ЭИ конкретного гражданина или гражданки и его(её) успехом или неуспехом.

Уровень ЭИ прежде всего зависит от гормональной реакции (наследственность) конкретной особи на внешний раздражитель, в нашем случае, на поведение (эмоциональное состояние) коллеги, покупателя, начальника, подчиненого или первого встречного. Можно ли его (ЭИ) развивать, вопрос.

Игорь, однозначно можно. С одной стороны, мы много унаследовали, но с другой стороны, в нашей психике есть множество искажений, которые влияют на интерпретацию и на использование навыка

 

Консультант, ОАЭ
Ирина Плотникова пишет:
Александр Егоршин пишет:

Термин "эмоциональный интеллект" - сам по себе миф, придуманный и раздутый для монетизации очередного "пузыря" в теории менеджмента.

 

Как же вы правы! Писала пост об этом года 3 назад

Про любимый EQ!

Я сама часто замечаю, как переворачивают и искажают теории, авторские модели, термины и понятия. Особенно импортные. Раздражает иногда так, что хочется рвать и метать.

Отцов ЭИ эмоционального интеллекта, видимо, тоже это достало по самое не могу.

  • "В журналистских отчетах об EI высказывались такие нереалистичные идеи, что «90% разницы между звездными исполнителями и другими работниками объясняются «факторами эмоционального интеллекта», а 85% успеха можно отнести к EI (Goleman, 1998; Watkin, 2000). Утверждения, на которые мы неоднократно указывали, вводят в заблуждение и не подтверждаются исследованиями (например, Mayer, 1999; Mayer & Cobb, 2000; Mayer & Salovey, 1997; Mayer et al., 2000".

 

  • "Эмоциональный интеллект - лишь одна переменная среди многих других умственных способностей, когнитивных стилей и социально-эмоциональных характеристик. И EI предсказывает важные результаты на уровнях, которые обычно обнаруживаются для других подобных психологических переменных".

 

  • «По нашему мнению, журналистская популяризация EI часто использует неадекватные и слишком широкие определения EI, неправдоподобные утверждения и неправильное понимание концепций и исследований в целом».

 

  • "Чтобы восстановить ясность в изучении ЭИ, мы рекомендуем ограничить термин эмоциональный интеллект способностями на пересечении эмоций и интеллекта. В частности, ограничить набором способностей, включающихся в аргументацию об эмоциях, и использования эмоций для улучшения аргументации".

 

  • "Мы рекомендуем, чтобы группы широко изучаемых личностных черт, включая такие мотивы, как потребность в достижениях, связанные с Я-концепцией, такие как самоконтроль, эмоциональные черты, такие как счастье, и социальные стили, такие как напористость, назывались тем, чем они являются, а не смешивались вместе в беспорядочные ассортименты, и назвались эмоциональным интеллектом".

 

  • "Нужно, как высказались Murphy and Sideman (2006) «отделить достоверность от хайпа".

 

Копалась в своих файлах, нашла заметки, которые нам давали несколько лет назад на одном из семинаров. Авось, кому пригодится для раздумий)

Ирина, благодарю вас за заметки, очень согласна с Вами! Для меня важен объективный и реалистичный взгляд на EQ/EI, в симбиозе с другими интеллектами и навыками лидера 

Генеральный директор, Москва
Анастасия Блум пишет:
Для меня важен объективный и реалистичный взгляд на EQ/EI

В чём же этот взгляд заключается? Кто может сказать, что он таким взглядом обладает?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.