5 уровней эмоционального интеллекта

Говорят, что ваш IQ – то, что поможет вам устроиться на работу, в тоже время EQ (эмоциональный интеллект) поможет вам построить карьеру и достигать важных для вас целей, если вы работаете в своем бизнесе или по найму.

Как это работает? И почему самый высокий IQ, как показывает практика, чаще всего у безработных программистов? Все просто: эмоциональный интеллект – это то, что позволяет строить долгосрочные и высокоэффективные отношения в бизнесе, на работе и даже семье, за счет распознавания эмоций и регулирования эмоций в менеджменте, продажах, найме, сервисе, командообразовании и, конечно, в воспитании детей.

При этом важно понимать, что в действительности мы все мастера в распознавании своих и чужих эмоций. Однако этот навык у большинства из нас спит, поскольку мы очень недооцениваем роль эмоций (как своих, так и чужих) в достижении своих и коллективных целей.

Первый уровень: познание себя

Именно с освоения первого уровня – уровня распознавания собственных эмоций – и начинается ваш EQ. Чем точнее вы способны распознавать свои эмоции, а также понимать то, какой эффект с точки зрения созидания/разрушения бизнеса, карьеры и семьи или моделирования личных целей ваши эмоции создают, чем точнее вы это будете понимать, тем более эффективными вы сможете стать.

Второй уровень: управление своими эмоциями

Очевидно, что недостаточно понимать свои эмоции, важно уметь их трансформировать в интересах дела. Очень важно уметь преобразовывать эмоции из разрушительных и нейтральных в созидательные, то есть способствующие достижению необходимых вам целей – в том числе через взаимодействие с другими людьми. Но начинать необходимо с себя. Например, это значит: если вы вынуждены из чувства долга с отрицательными эмоциями делать нечто – то вероятность получения необходимого результата с минимальными затратами нервов и ресурсов практически невозможна.

Очень легко это можно проследить в ситуации, когда человек в нервном состоянии пытается выполнить какую-либо работу, а у него зависает компьютер или перестает нормально работать какая-либо оргтехника. Это свидетельство того, что, например, эмоциональное раздражение формирует неблагоприятный энергетический фон, препятствующий получению необходимого результата в минимальные сроки. Именно поэтому эмоциональный настрой настолько важен при выполнении сложных, точных и высоко ответственных дел. Есть такая пословица: «Утро вечера мудренее». Но как вы понимаете – она актуальна не для всех, а только для тех, кто не может созидательно настроить свои эмоции вечером. Мне знакомы люди, у которых пик концентрации, как правило, приходиться на поздние часы.

В течении нашей жизни мы пребываем в четырех основных секторах эмоциональных состояний, каждое из которых имеет свои уровни интенсивности.

Автор выделяет шкалу настроя и шкалу активности как инструмент дифференциации различных видов эмоций, возникающих у человека по отношению к самому себе, так и эмоций, появляющихся при взаимодействии преимущественно с внешним миром. Более наглядно это показано на рисунках.

Эмоции по отношению к себе

Эмоции по отношению к внешнему миру

Каждая эмоция имеет свою функцию и основывается на системе ценностей, чувств и восприятий, заложенных с самого детства. Внешние ощущения и проявления человека во взаимодействии с самим собой и внешним миром формируют наш уровень эмоционального интеллекта. Так, если в детстве ребенок или подросток, часто достигает желаемого через гнев, то именно эта эмоция будет доминирующей в отстаивании своей позиции во взрослой жизни.

Третий уровень: распознавание эмоций других людей

Человек может дифференцированно применять различные эмоции во взаимодействии с членами семьи и, например, с клиентами, от которых будет зависеть его или ее благополучие. Так, например, проявление участия и эмпатии могут быть доминирующими во взаимодействии с клиентами, которые с большой вероятностью закажут товар или услугу.

Четвертый уровень: управление эмоциями других людей

Так, у человека, который видит скепсис и апатию на лице клиента, может возникнуть эмоция негодования, которая в свою очередь, способна вызвать ответный гнев у клиента. И напротив, апатию клиента (подчиненного) можно попытаться трансформировать в интерес определенными словами и действиями, подкрепленными верно выраженной эмоцией.

Например, можно сказать клиенту: «Действительно, может показаться, что в нашем предложении нет ничего интересного. Но если посмотреть с другой стороны…». И далее следует апеллировать к тезисам, ранее высказанным вашим оппонентом, сближая с его позициями свои эмоциональные позиции путем рациональных действий и принятия его эмоций. Так вы с большой вероятностью добьетесь важной для вас цели.

Пятый уровень: учет психологических особенностей собеседников

На этом уровне EQ вы не просто понимаете свои эмоции и управляете эмоциями других людей, но и делаете это дифференцированно, с учетом их психологических особенностей. Ведь у кого-то гнев как реакция на гнев вызовет уважение, а кого-то ваш гнев повергнет в страх и спровоцирует желание убежать – в буквальном или ментальном смысле этого слова, уклонившись от ответственности за действия, которые вам важны, или даже воспрепятствовав им.

Если в ответ на недостаточно теплый прием вашего предложения или поручения, вы ответите грустью или апатией, это может вызвать у вашего визави негодование или разочарование. Ведь его ожидания тоже не совпадут с вашей эмоциональной реакцией.

Главный принцип использования эмоционального интеллекта

Очень важно помнить, что эмоции, как и физическая сила, могут способствовать и реализации целей, и уничтожению основы их достижения. Главный принцип эмоционального интеллекта звучит уже не просто как необходимо и достаточно. Главный принцип EQ: эмоции должны проявляться в нужное время, в нужном месте, в нужном виде. Точно так же как, применив физическую силу, мы можем либо нечто построить, либо нечто сломать, если не соизмерим давление и нужный нам результат.

Кроме того, важно знать: мы получаем и то, чего искренне и позитивно хотим, и то, чего изо всех сил боимся. Эмоции, как магнит, притягивают действия, события и результаты, на которых мы их концентрируем. При этом люди, эмоционально позитивно настроенные, добиваются больших результатов, не обладая физической силой. И, напротив, физически сильные люди, чье эмоциональное сознание сосредоточено на негативе, часто погружаются в бездну потерь.

Таким образом, эмоции человека – это уникальная движущая сила, которая способна двигать целые народы. Важно то, в каком направлении будут мобилизованы люди, чьими эмоциями будут управлять их лидеры. При этом каждый сам принимает решение о том, быть создателем или разрушителем! Быть жертвой своих эмоций или автором и укротителем своей энергии и как следствие – хозяином своей жизни и карьеры!

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Москва

Интересное распределение по уровням....

Согласен с начальными постулатами автора: IQ уровень знаний в определенных сферах, EQ уровень возможностей донести, зажечь и заставить идею работать.

Поскольку бизнес -главным образом действие, EQ является основной компетенцией лидера

Менеджер, Москва
Александр Марченко пишет:
Поскольку бизнес -главным образом действие, EQ является основной компетенцией лидера

Автор пишет: "И почему самый высокий IQ, как показывает практика, чаще всего у безработных программистов? Все просто: эмоциональный интеллект – это то, что позволяет строить долгосрочные и высокоэффективные отношения в бизнесе..." Не нашла далее по тексту ответа на вопрос:

"почему у безработных программистов?" Хотя замечала эту закономерность, но классифицировала это явление как "горе от ума".

Исполнительный директор, Москва

Это еще раз подтверждает посулат "Чаще важно не что мы говорим, а как мы говорим". Особенно EQ становится важным для руководителей, которые во многом коммуницируют.

Директор по маркетингу, Москва

Спасибо Денис, хорошая статья и заслуженный лайк)

Так и встают перед глазами ЛЕНИН НА БРОНЕВИКЕ ( эмоционально позитивно настроенные, добиваются больших результатов, не обладая физической силой.)

и ОХРАННИК В НОЧНОМ КЛУБЕ (физически сильные люди, чье эмоциональное сознание сосредоточено на негативе, часто погружаются в бездну потерь).

Менеджер, Москва

Советую во все рассуждения об эмоциональном интеллекте добавлять LQ - коэффициент любви., который позволил Джеку Ма достичь успеха.

Консультант, Москва

Действительно, для успешной адаптации в коллективе не достаточно только высоких интеллектуальных способностей. Понимать собственное эмоциональное отношение к окружающим, уметь им руководить, и одновременно чувствовать и правильно оценивать эмоциональное отношение к себе помогает принимать решения и успешно сотрудничать с другими людьми. Есть такой термин - ""синтония" , который означает способность одного человека обладать созвучием с эмоциональным состоянием другого, а проще говоря "войти" в эмоциональное состояние другого и правильно понять его.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Именно с освоения первого уровня – уровня распознавания собственных эмоций – и начинается ваш EQ.

Я не уверен, что эмоциональный интеллект существует.

Есть незнание (как работает та или иная эмоция скажем обида, страх, ревность), и знание - как работают перечисленные эмоции.

Человек, получив эти знания, что, получает больший EQ? - нет конечно - просто получает знания.

Но с модой на этот инструмент бороться бессмысленно - спрос рождает предложение.

Юрист, Санкт-Петербург


Хорошая статья, понятная и правильная. ...Но возникло несколько вопросов.

Меня давно удивляет это новомодный термин "эмоциональный интеллект". Он так красиво и загадочно звучит, менеджеры и психологи употребляют его с детским восторгом (примерно как 20 лет назад все с восторгом внедрили словечки "мерчендайзер", "супервайзер" и проч.).

С филологической точки зрения это оксюморон. Интеллект, как правило, противопоставляется эмоциям.

Если говорить о статье - много спорного в части применения ЭИ к адаптации в коллективе и в карьере. Допустим, человек хорошо умеет анализировать свои эмоции, отлично считывает чужие эмоции, видит и понимает эмоциональное взаимодействие всех в коллективе участников - и что ? Подобная психоэмоциональная "утонченность" свойственна, как правило, интровертным натурам. Обычно такие тонко чувствующие люди имеют свои принципы, совестливые, нелояльны к чужим недостаткам, по натуре "одиночки". Именно они чаще всего оказываются в полосе отчуждения. И уж точно не они делают карьеру.)))

Для карьеры и выживания в коллективе требуется навык манипулирования. Вернее, даже не навык, а врожденное свойство (ибо стать настоящим манипулятором нельзя, это врожденное). Главная черта манипулятора - отсутствие совести и жалости к окружающим (моральная девиация). Готовность переступать через все ради собственных интересов, добиваясь цели при помощи лицемерия и обмана. Где здесь ЭИ ? Возможно, только в части "угадывания "слабых мест" окружающих. Ну так этим манипулятор и отличается от других : один человек видит чужие слабости\недостатки, но не будет это использовать. Манипулятор также видит это и использует для себя.

Менеджер, Санкт-Петербург

внимательно прочитал, но ничего не понял) на мой скромный взгляд, управление эмоциями противоестественно человеческой природе, и может быть поэтому звучит несколько загадочно. текстовка вызывает сопротивление, что вполне логично.

Менеджер, Санкт-Петербург
Владимир Токарев пишет:
Цитата - Именно с освоения первого уровня – уровня распознавания собственных эмоций – и начинается ваш EQ.
Я не уверен, что эмоциональный интеллект существует.
Есть незнание (как работает та или иная эмоция скажем обида, страх, ревность), и знание - как работают перечисленные эмоции.
Человек, получив эти знания, что, получает больший EQ? - нет конечно - просто получает знания.
Но с модой на этот инструмент бороться бессмысленно - спрос рождает предложение.

спасибо за взгляд. мне все советовали почитать гоулмана эмоциональное лидерство. я его конечно же не прочитал. начал читать фокус....язык понравился, но почему-то отложил после пары страниц. Вы натолкнули на мысль еще отложить)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.