Эмоциональный интеллект – тема, на которой завязано множество управленческих вопросов. Презентации, переговоры, маркетинг и реклама, мотивация персонала, командообразование, – все это требует умения почувствовать настроение других людей и скорректировать свои действия с их учетом. Не говоря уже о необходимости противостоять сильным стрессам, которые испытывает каждый руководитель. О том, как принять мир чувств во всех его красках, научиться управлять своими эмоциями и адекватно откликаться на эмоции окружающих рассказывает Радислав Гандапас, один из самых известных российских тренеров и экспертов по повышению личной эффективности.
Ключ к правильным решениям
Executive.ru: Что такое эмоциональный интеллект? Все ли им обладают?
Радислав Гандапас: Любой интеллект – это способность воспринимать, обрабатывать и использовать информацию. Только в случае, когда мы говорим об интеллекте когнитивном, который еще называют IQ, речь идет о способности воспринимать рациональную информацию. Тогда как эмоциональный интеллект или EQ – это способность воспринимать, обрабатывать и использовать информацию об эмоциях и эмоциональных состояниях. Чьих? Собственных и других людей, с которыми мы контактируем.
Ученые насчитывают до девяти разновидностей интеллекта – основных способностей человека, которые отчасти являются врожденными. У каждого они выражены в большей или меньшей степени, но их можно развивать.
Executive.ru: Можно ли измерить EQ? Как мне понять, насколько сильно он у меня развит?
Р.Г.: Научно-обоснованный тест на измерение эмоционального интеллекта сложен, выполнять его должны специалисты. Но нужна ли вам такая детальная картина, чтобы начать развивать EQ? Вы в любом случае выиграете, если поставите такую задачу и начнете шаг за шагом ей заниматься. Это просто и доступно каждому.
Когда я сам погрузился в эту тему, то удивился, почему я не заинтересовался ей раньше. Как много ситуаций могло быть преодолено с меньшими потерями! Как много решений могло быть предпринято более качественно! Можно было создать более комфортное эмоциональное поле – и в семье, и в бизнесе, и внутри себя самого, что, может быть, самое важное.
Executive.ru: Какие преимущества развитый эмоциональный интеллект дает менеджеру?
Р.Г.: По большому счету эмоциональное состояние намного сильнее влияет на принятие решения, чем рациональные доводы. Выстраивая разные логические цепочки, мы довольно часто просто оправдываем поступок, который продиктовали эмоции. Поэтому, когда мы получаем доступ к коррекции эмоционального состояния, мы получаем доступ к принятию решений.
В плену эмоций
Executive.ru: В какие ловушки попадает человек, у которого эмоциональный интеллект не развит?
Р.Г.: Одна из ключевых тем в работе с эмоциональным интеллектом – это управление гневом. Когда на своих тренингах я спрашиваю участников, испытывают ли они порой состояние неуправляемого гнева, то руки поднимают 80% зала, что равносильно 100-процентному результату. И эти же люди признают, что они жалеют о решениях, принятых под влиянием эмоций. Действительно, гнев и прочие негативные состояния (зависть, злость) разрушают отношения с другими людьми. Раздраженный человек создает вокруг себя эмоциональный фон, в котором с ним не комфортно находиться. Коллеги начинают его избегать, обходить в разговоре темы, которые могут вызвать у него вспышку негатива. И в результате общение становится неполноценным. Потихоньку оно истощается, и в какой-то момент связь разрывается.
Но бывает и невыраженный гнев. Например, может вызывать гнев отношение руководства, но нет возможности сказать об этом открыто. Что происходит с этой колоссальной нерастраченной энергией? Она идет на внутреннюю борьбу, разрушающую психику и здоровье. Сегодня медики говорят о том, что примерно 70% заболеваний имеют психосоматическую причину. То есть состояние гнева, возникающее регулярно, ведет к разрушению нашего организма. И это, на мой взгляд, весомые аргументы, для того, чтобы заняться осознанно корректировкой своих эмоциональных состояний.
Executive.ru: Вы имеете в виду избавление от негатива?
Р.Г.: Не бывает плохих и хороших эмоций. Мы их просто называем положительными и отрицательными, и создается впечатление: раз гнев – отрицательная эмоция, то от нее нужно избавиться. Речь о другом: о том, что бывают подходящие и неподходящие эмоции относительно ситуации.
Executive.ru: Существует ли разница в стратегиях EQ у мужчин и женщин?
Р.Г.: Эмоциональная жизнь у мужчин и женщин протекает настолько по-разному, что можно предположить, что это вообще два разных существа. Женщина в целом более лабильна, более подвержена синусоидам, перепадам настроения, острым эмоциональным реакциям. Но зато она склонна выражать свои эмоции в момент их возникновения и более открыто.
Мужчине же наша культура предписывает сдерживать чувства, причем как положительные, так и отрицательные. Поэтому мужчине в целом свойственно накапливать эмоции и выражать их в резкой форме, когда эмоциональная бомба взрывается, или ее вес становится слишком большим. Почему это происходит? Потому что с самого детства попытки мужчины выразить свои эмоции наталкивались на эскалацию внутреннего конфликта или насмешку. Например, ему говорили: «Что ты как баба нюни распустил», или «Ты же мужчина, возьми себя в руки». А «возьми себя в руки» в понятиях нашей культуры означает «делай вид, что ничего не происходит», что все нормально, и нужно разговаривать спокойно. Но когда мы говорим спокойно, то у нас нет возможности выразить эмоцию. Хотя при этом такая потребность по-прежнему продолжает существовать.
Баланс разума и чувства
Executive.ru: Что мешает нам управлять своими эмоциями?
Р.Г.: Самая большая проблема заключается в том, что мы осознаем эмоцию уже после того, когда начали ее выражать. Наше осознание происходящего опаздывает относительно наших действий. И, бывает, человек понимает, что его занесло, но остановиться не может. У него уже есть привычный сценарий поведения, и он себя начинает накручивать. В состоянии гнева проявляется так называемый «эффект костра»: чем сильнее дуешь на огонь, тем сильнее раздуваешь. В этот момент, образно говоря, эмоции подавляют разум. И поэтому главная задача – включить рациональную часть себя.
Executive.ru: Как это сделать?
Р.Г.: Когда вы поняли, что вас заносит, первое, что необходимо, сказать себе: «Стоп». Вы останавливаетесь на несколько секунд и спрашиваете себя: «Где я нахожусь?» И затем вы должны детально описать себе: в каком месте вы находитесь, который сейчас час, что вы видите, что вы слышите, и что вы обоняете. Пока вы занимаетесь этой работой, доля рационального у вас начинает увеличиваться и вытеснять долю эмоционального. Вы констатируете факты. И в этот момент у вас достаточно ресурса для принятия разумного решения.
Executive.ru: Можно ли тренировать эмоциональный интеллект так же, как тело?
Р.Г.: Нет смысла развивать эмоциональный интеллект сам по себе. Нужно развивать навыки, которые ведут к возрастанию ваших способностей воспринимать эмоции. Во-первых, это навык понимать, что чувствуют другие люди, какое у них эмоциональное состояние. Ведь мы очень часто ошибаемся – на переговорах, в общении с ребенком, близкими людьми. Во-вторых, это коррекция эмоциональных состояний. Если вы понимаете состояние других людей, и оно вас устраивает, то не нужно ничего корректировать. Но если вы понимаете, что необходимо корректировать состояние собеседника, то вы к этому приступаете.
Executive.ru: Как понять, в каком эмоциональном состоянии находится другой человек?
Р.Г.: Для этого достаточно взять в привычку спрашивать людей, с которыми общаешься: «Что ты сейчас чувствуешь?». И при этом обращать внимание на то, как у человека меняется выражение лица, дыхание, взгляд, поза. Через какое-то время вы начнете четко регистрировать эмоциональное состояние человека, даже не задавая вопросов.
То же самое относится и к себе. Для установления контакта со своим эмоциональным состоянием необходимо регулярно задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» и пытаться описать чувства словами.
Executive.ru: Но такой вопрос не задашь партнеру по переговорам. Как решается такая проблема?
Р.Г.: Переговоры – это схватка эмоций. Несмотря на то, что на переговорах обсуждают рациональные вопросы, тем не менее, люди находятся на очень высокой эмоциональной ноте. И могут манипулировать собеседниками.
Опытные подкованные переговорщики зачастую имеют эмоциональную стратегию. Чтобы не стать объектом манипуляции, очень важно понимать, что на самом деле чувствует собеседник, к чему он ведет. В этом помогают интуиция и жизненный опыт. Но есть и более тонкие вещи – сигналы, которые посылает тело. Такая телесная информация тоже может быть очень полезной. В частности, сложнее всего контролировать взгляд и дыхание. Например, партнер может демонстрировать расслабленность, скуку, а дыхание покажет возбуждение и выдаст его.
Executive.ru: Как скорректировать эмоциональное состояние другого человека?
Р.Г.: Первый и самый простой способ – это слова. Это прямая коммуникация, в ходе которой вы произносите те слова, которые перенастраивают и меняют эмоциональное состояние собеседника. Это эмоционально заряженные слова – усиливающие или ослабляющие.
В коррекции эмоциональных состояний людей мы совершаем ряд типовых ошибок: мы их гасим, обесцениваем (когда, например, говорим «успокойся) или не замечаем («перестань нервничать из-за пустяков»). В свою очередь, когда человек видит, что причины его сильного эмоционального состояния обесцениваются, то он в результате пытается доказать, что эти причины еще серьезнее, чем вам кажется. И чем активнее мы игнорируем эмоцию другого человека, тем ярче она усиливается.
Поэтому если человека что-то раздражает, вызывает у него негатив, мы должны с ним согласиться: это, действительно, совершенно невыносимо, это очень серьезный повод для волнения. Тогда беспокойство собеседника начинает снижаться, и возникает точка для начала диалога.
Второй способ: чтобы снизить накал, нужно разрешить собеседнику выразить эмоцию: «Я понимаю, ты сейчас раздражен, взбешен, разгневан, и ты имеешь на это полное право. Если ты хочешь побыть в этом состоянии, побудь в нем. Когда ты готов будешь поговорить, я к твоим услугам». Точно также регулировать и собственное состояние.
Новый тренинг
Executive.ru: Расскажите о примерах из вашей жизни, тренерской практики, когда вам эти знания и навыки помогали.
Р.Г.: Самое главное для меня – это саморегуляция. Двести дней и ночей в году я в командировках. И это, безусловно, не может не сказываться на моем состоянии. Вне дома я устаю, теряю мотивацию. Я работаю на высоком уровне эмоциональной нагрузки. Я очень часто летаю, меняю часовые пояса, питаюсь в самолете, работаю с большими аудиториями: на моих открытых тренингах в среднем присутствует от 500 до 700 человек. Это очень высокий для моего возраста уровень стрессогенной нагрузки, при которой эмоциональный сбой может произойти в момент, когда этого меньше всего ожидаешь.
Поэтому мне нужно сохранять стабильно высокий уровень мотивации и положительной эмоциональной энергии. Чтобы этого добиться я использую инструменты саморегуляции. Я разработал их индивидуально для себя, на основании знаний, которые у меня есть, но сам принцип очень простой и доступен любому. Они работают на уровне неких мыслеформ – повторения неких речевок, но с определенным состоянием и практикой несложных дыхательных упражнений.
Executive.ru: В декабре 2017 года вы представляете в Москве новый тренинг «Эмоциональный интеллект начинает и выигрывает». Чему его участники тренинга смогут научиться за короткое время?
Р.Г.: Эмоциональный интеллект – самая серьезная тема в портфеле моих тренингов. Участники смогут научиться отслеживать и корректировать эмоциональные состояния свои и других людей, то есть протестировать этот навык на практике. В течение тренинга я прошу участников четыре раза зарегистрировать свое эмоциональное состояние с помощью специальной матрицы, которую я разработал: в самом начале, когда они еще ничего не знают, во второй раз – когда они уже кое-что знают, в третий раз – когда они знают уже довольно много, и в четвертый раз – когда они уже абсолютно компетентны в тех пределах, которые поставлены целями тренинга.
В ходе тренинга мы работаем с наиболее популярными запросами, среди которых межличностная коммуникация (с детьми, руководителями, подчиненными) и с самим собой (как научиться мотивировать себя в нужные моменты, управлять своими эмоциями). Отдельную часть мы посвящаем работе над различными состояниями гнева, их корректировке и грамотном использовании.
Мы почти весь тренинг проводим в тренировках, играх, кейсах. В итоге участники повысят уровень владения EQ – узнают, как добавить в свою эмоциональную тех красок, которых не хватает, и несколько приглушить краски, которых слишком много. И это поможем им повысить качество своей жизни. Ведь качество жизни – это не только автомобиль премиум-класса или элитная недвижимость, но и то, что вы чувствуете каждый день.
Партнерский
материал
Наряду с эмоциональным интеллектом надо развивать порядочность и благородство. Это то, чего очень не хватает деловым людям в наше время. Тогда больше доверия появится и дела лучше делаться будут. Эмоциональным интеллект без доброжелательности - это супчик горячая кружка, который хорошо пахнет и на вкус не плох, но питательной ценностью обладает низкой.
>>> Управление гневом и не только: как включать и выключать эмоции
Гнев на работе недопустим абсолютно. Но, если очень хочется, то проявляйте его дома на кухне, перед женой. Она быстро найдёт средство его выключения.
А на работе должен срабатывать стереотип:
Интеллект гневу не начальник. Любой.
Управлять своими эмоциями необходимо всегда и в любой ситуации. Как говорил мой тренер НЛП, на негатив у вас есть максимум 5 минут. Как только они закончились, ситуацию необходимо оценить объективно и принять взвешенное решение, какие действия будут наилучшими в данной ситуации.
Профессионалы в сфере психологии убеждены, что ЭИ не существует. Но есть спрос. Спрос на то, что не существует, иногда имеет очень устойчивые (многовековые) формы.
Замечательная статья - спасибо автору!
По моему мнению вершина ЭИ - это развитая интуиция, то есть способность видеть ситуацию в целом с одного взгляда на неё, без логической переработки и осмысления.