Что делать, если сотрудник компетентнее руководителя

Всегда ли руководитель должен быть компетентнее сотрудников? Стоит ли ему признавать свою некомпетентность? А как подчиненному правильно взаимодействовать с менее компетентным начальником?

Редакция Executive.ru задала эти вопросы экспертам и публикует их истории.

Как действовать руководителю: 3 примера

Илья ГлазыринИлья Глазырин, собственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»

Я руководил учебным центром, и в моем подчинении работал сотрудник, который занимался онлайн-обучением и вел онлайн-школу – на платформу LMS загружал учебные файлы, писал тесты. Я понимал, что некомпетентен в этом: сотрудник имел гораздо больший кругозор с точки зрения инструментов, работы с онлайн-обучением и творческой командой.

Я запаниковал. Моей ошибкой в начале было желание вникнуть во все. Я испытывал ожесточенное ощущение своей собственной некомпетентности и безоружности в диалогах с сотрудником. Я пытался разобраться во всех тонкостях платформ для обучения. Но чем глубже я вникал, тем больше понимал, что придется потратить слишком много своего времени и сил. Оно того не стоит. Да и плыть против течения совершенно не было желания. Подумал, что лучше просто довериться своему подчиненному и отдать ему полностью эту задачу на откуп, расслабиться и посмотреть, как будут складываться обстоятельства. Я признался, что некомпетентен в данном вопросе, поэтому не буду вникать в детали – мне важен конкретный результат. 

Я понял одну простую вещь – я не обязан знать все. Руководителю бессмысленно и бесполезно разбираться во всех областях. Ты можешь только понять, соответствует ли это твоим критериям или нет, и этого, в принципе, достаточно. В итоге сотрудник получил огромный кредит доверия от меня, что позволило ему легко и в короткие сроки реализовать программу онлайн-обучения.

Я бы дал несколько рекомендаций тем, кто окажется в похожей ситуации:

  • Доверяйте своим подчиненным.
  • Отдавайте более компетентным подчиненным задачи целиком, а не кусочками.
  • Выставляйте критерии контроля и отслеживайте только результат. Определите, что вам принципиально важно в этой ситуации. 

Руководитель может и должен быть менее компетентным, чем сотрудник. Иначе – он сам подчиненный, исполнитель, а не управленец. Поэтому изначально руководитель должен набирать людей, которые более компетентны во многих областях. Только так формируются хорошие команды и здоровые отношения в них.

Алексей ОносовАлексей Оносов, основатель компании «Юнисофт»

В моей практике было несколько случаев, когда я сталкивался с ситуацией, где подчиненный был компетентнее меня в определенной области. Расскажу об одном.

Несколько лет назад мы начали внедрять новую систему автоматизации в нашей типографии. Я нанял молодого специалиста, который имел опыт работы с подобными системами. Довольно быстро стало очевидно, что его знания и навыки в этой области значительно превосходят мои. Он легко решал технические проблемы, на которые я бы потратил часы, предлагал инновационные решения и постоянно был в курсе последних тенденций в этой сфере.

Что я делал, чтобы выстроить здоровые отношения с ним:

  • Признал его экспертизу. Я открыто признал, что специалист обладает большими знаниями в этой области, и дал ему понять, что ценю его опыт.
  • Делегировал ответственность. Я передал ему полномочия по принятию решений в рамках его компетенции, что позволило ему проявить свои навыки в полной мере.
  • Создал условия для обмена знаниями. Я организовал регулярные встречи, на которых он мог делиться своими знаниями с командой и со мной.
  • Поддерживал его инициативы. Я старался поддерживать его идеи и предложения, даже если не всегда полностью понимал технические детали.

Какие ошибки я совершил на этом пути:

  • Поначалу пытался контролировать каждое его действие, что вызывало у специалиста негатив и снижало его мотивацию.
  • Иногда принимал решения в его области без консультации с ним, что приводило к неоптимальным результатам.
  • Не сразу смог преодолеть свое эго и признать, что кто-то может быть компетентнее меня в определенных вопросах.

Чем закончился этот опыт для меня и для сотрудника?

Для меня этот опыт стал ценным уроком управления и делегирования. Я научился доверять экспертизе своих сотрудников и фокусироваться на своей роли как руководителя.

Для специалиста это стало возможностью раскрыть свой потенциал. Он вырос профессионально, стал руководителем отдела автоматизации и внес значительный вклад в развитие нашей компании.

Какие советы я бы дал управленцу, оказавшемуся в похожей ситуации:

  • Примите тот факт, что вы не можете быть экспертом во всем. Ваша задача – создать условия для того, чтобы эксперты могли эффективно работать.
  • Не бойтесь признавать компетентность своих сотрудников. Это не уменьшает вашу роль как руководителя, а наоборот, усиливает ее.
  • Создавайте среду, в которой сотрудники могут свободно делиться своими знаниями и идеями.
  • Учитесь у своих сотрудников. Это не только поможет вам расти профессионально, но и укрепит ваши отношения с командой.
  • Делегируйте ответственность, но не устраняйтесь полностью. Ваша роль - обеспечивать общее направление и координацию.

Ситуация, когда сотрудник компетентнее руководителя в определенной области, не проблема, а возможность. Возможность для компании использовать лучшие навыки каждого члена команды, для сотрудника – раскрыть свой потенциал, а для руководителя – стать лучшим лидером и создать более эффективную организацию.

Юлия ГоретаяЮлия Горетая, HR-эксперт, руководитель рекрутмента на международном рынке, ex-HR «Яндекса»

Я была руководителем команды рекрутмента. Помимо найма сотрудников мы занимались проектами для привлечения кандидатов «сверх воронки». Со мной работала девушка, которая вела такие проекты не просто успешно, а вникая в детали и проявляя уверенные навыки проджект-менеджера

Я признала компетентность человека, в первую очередь для себя самой, и отдала ей зону ответственности, с которой она отлично справлялась. Моя единственная ошибка состояла в том, что я пыталась сама разобраться в теме так же глубоко, как ответственный за нее сотрудник. Нужно было отпустить и встать на место руководителя, который управляет и подсвечивает риски, а не является экспертом сразу во всем. 

Для нас обеих этот опыт закончился очень позитивно. Моя сотрудница полностью взяла на себя создание и развитие проектов – она раскрылась и получила за это высокую оценку на Performance Review. При этом и у меня оставалось время, чтобы уделять внимание всем сотрудниками и следить за другими проектами. 

Совет один – не бояться нанимать сильных людей. Огромное заблуждение, что руководитель должен быть компетентнее своих сотрудников. Руководитель должен задавать стратегию, направлять команду, оценивать риски. В новой команде прямо сейчас я нанимаю сотрудников сильнее меня. Тех, кто лучше разбирается в своей специализации. Только в этом случае проекты могут кратно расти. Потенциал вашей команды не должен быть равен вашему потенциалу – в таком случае только вы будете знать ответы на все вопросы и не сможете уделить должное внимание всем процессам.

Как завоевать авторитет более компетентных сотрудников: 4 правила

Михаил ГруберМихаил Грубер, ex-CEO представительства Trussardi Russia & CIS, основатель Gruber Consulting, эксперт Executive.ru

Ситуация, когда сотрудник оказывался компетентнее меня как руководителя, возникала три раза за мою управленческую карьеру. Это было связано с моим переходом в новую для меня сферу бизнеса: из fashion в фарм-бизнес, из фарм-бизнеса в госкомпанию.

Основные бизнес-процессы, профессиональные компетенции и навыки управленца практически во всех сферах бизнеса идентичны. Отличия начинаются на уровне специализации компании, и тут мне не хватало компетенции в сравнении с новыми подчиненными.

Чтобы выстроить качественные рабочие отношения с более компетентным сотрудником и не потерять в его глазах авторитет руководителя, я придерживался следующих правил:

  1. Не боялся признать свою некомпетентность в тех или иных специфических вопросах.
  2. Просил сотрудника обучить меня тем знаниям, которые мне нужны в работе на позиции руководителя.
  3. Регулярно советовался с сотрудником до тех пор, пока не убедился, что моей компетенции достаточно, чтобы действовать и принимать решения самостоятельно.
  4. Показывал высокий уровень компетенции и ответственности в других важных вопросах, которые не касались глубокой специфики бизнеса.

Руководитель не может быть глубоко компетентен во всех деталях и тонкостях бизнеса. Именно поэтому он должен нанимать и руководить профессионалами, компетенция которых скорее всего будет выше в какой-то конкретной области, чем компетенция руководителя.

Почему более компетентные сотрудники в команде – признак хорошего руководителя

Михаил БоднарукМихаил Боднарук, основатель проекта Leaders of Future, эксперт Executive.ru

Если руководитель обнаружил, что у него есть сотрудники, которые более компетентны, чем он сам, то такой руководитель заслуживает только похвалы, значит, он правильно понимает свою роль в команде и умеет развивать своих сотрудников.

Компетентность руководителя должна касаться только его управленческих навыков, а профессиональная компетентность – это характеристика сотрудника, а не руководителя. Естественно, руководитель должен понимать, что делает его команда, но не быть самым умным и компетентным в ней.

Если для руководителя важно быть самым компетентным, то это означает, что он так и не стал руководителем, он остался сотрудником, которого назначили на должность руководителя. Такая ситуация, очень плохо отражается на всех в команде.

Руководитель мучается не на своем месте, а команда не развивается, поскольку такой руководитель подбирает сотрудников менее компетентных и не дает им возможность развития. Они выполняют только его волю, а всех, кто начинает проявляться в уровне компетентности, такой «руководитель» просто увольняет – ему не нужны умные конкуренты, только средние исполнители. Бизнес очень сильно деградирует с таким руководителем.

Как работать с менее компетентным руководителем

Вячеслав Балабанов, руководитель отдела маркетинга, эксперт Executive.ru

Один из моих прошлых руководителей был опытным специалистом в производстве террасной доски, но, к сожалению, его взгляд на некоторые аспекты бизнеса был несколько устаревшим. Уже через несколько недель после начала работы в его команде я начал замечать, что некоторые решения руководителя кажутся не совсем эффективными.

Например, он был убежден, что контекстная реклама является самым важным каналом для продвижения продукции, а другие методы, в том числе безбюджетные, казались ему не лучшим способом привлечения клиентов. Мне было трудно понять, почему он не учитывал современные тенденции и данные о поведении конкурентов и потребителей.

Я нашел способ конструктивно поделиться своими идеями: начал предлагать альтернативные решения и предоставлять данные, подтверждающие их эффективность. К моему удивлению, он был открыт для обсуждений и даже благодарен за мои предложения. Оказалось, что у него просто не было времени следить за последними тенденциями в маркетинге, и он был рад, что я мог помочь ему обновить свои знания.

В итоге наша совместная работа привела к значительному улучшению результатов компании: нашли новых партнеров, попробовали бесплатные методы, которые привлекли новых клиентов и увеличили продажи. Руководитель был рад этим результатам и признал мою роль в их достижении. Наши рабочие взаимоотношения стали еще более продуктивными и уважительными.

Мой опыт показал, что работать с менее компетентным руководителем можно, если:

  • Руководитель открыт для обсуждений и готов учиться. Вы можете предоставить данные и аргументы, подтверждающие ваши предложения. Вы способны найти конструктивный способ поделиться своими идеями и не конфликтовать с руководителем.
  • Руководитель признает ваши сильные стороны и готов делегировать задачи.

Работать с менее компетентным руководителем не означает, что вы должны конфликтовать или уходить из компании. Если вы можете найти способ конструктивно поделиться своими идеями и помочь руководителю обновить свои знания, вы можете добиться отличных результатов и построить уважительные рабочие взаимоотношения.

Что бывает, когда руководитель не доверяет компетентным сотрудникам

Сергей ОстапенкоСергей Остапенко, директор компании «Консультационный Сити-Центр», эксперт Executive.ru

Я завершал обучение по стратегическому управлению, будучи директором по маркетингу одного производителя FMCG в 2000 году. Генеральный директор предприятия – из красных директоров, «очень хорошо знал, как бизнес, так и рынок, а особенно его перспективы».

Моей выпускной работой была разработка корпоративной стратегии. На тот момент в моих руках был весь арсенал возможностей и инструментов маркетинговых исследований, из которых было очевидно, что у бизнеса «А» – огромные перспективы развития, а у бизнеса «Б» – никаких, и надо выходить из него. Искренняя убежденность гендиректора и его «топов» была в обратном. Она в значительной мере держалась на инерции представлений об окружающей среде, которая в ту пору динамично изменялась. Про таких говорят – они двигаются вперед затылком, смотря в прошлое. Генеральный директор и его «команда» долго мечтали о приобретении дорогостоящего оборудования, которое позволит им развернуть производство в бизнесе «Б». 

Наше видение разошлось в противоположные стороны, поэтому, не видя перспективы сотрудничества, я уволился. Директор же взял кредит в 1,5 млн евро под залог недвижимости предприятия, и его мечта сбылась – он купил итальянское желаемое оборудование. Как итог – позже вся залоговая недвижимость отошла банкам, а я – консультирую в области стратегического развития.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

В этом случае сотруднику надо ответить самому себе на вопрос -- ему шашечки или ехать.
Если шашечки (призания, победы, и всё такое) -- покоя не будет обоим.
Если ехать -- аккуратно поворачивать руководителя то туда, то сюда и получать и эффективно страховать будущее компании и своё, а если руководитель еще и амбициозный, то обеспечить себе нормальную динамику развития и роста.

Фишка в том, что зудит по поводу того, что я Д'Артаньян, а руководитель дурак в основном у личностно незрелых сотрудников, которые чему-то может научились, но до сих пор испытывают комплекс самонедооценки. Отсюда и все эти мысли и разговоры.

Я бы сказал, что из двух зол -- когда ваш руководитель сильно умнее вас и сильно глупее вас -- первое хуже. Так как лишает вас степеней свободы.
Если же второе вас парит больше -- значит вы стоите своего недалекого руководителя. Просто испытываете иллюзии в отношении себя.

Лучший вариант, когда вы с ним одинаково умны и паритетно дополняете друг друга. С той лишь разгницей, что он несет формальную функцию главного.

Начальник участка, Волгоград
Сергей Средний пишет:



Я бы сказал, что из двух зол -- когда ваш руководитель сильно умнее вас и сильно глупее вас -- первое хуже. Так как лишает вас степеней свободы.
Если же второе вас парит больше -- значит вы стоите своего недалекого руководителя. Просто испытываете иллюзии в отношении себя.

Лучший вариант, когда вы с ним одинаково умны и паритетно дополняете друг друга. С той лишь разгницей, что он несет формальную функцию главного.

В функциональных отношениях и описанной проблемы нет.

Проблема возникает только когда используется дефолтная животная модель отношений - я старшая обезьяна - а ты младшая. Там сложно найти баланс - его там быть не может.

Аналитик, Москва

Хороший опрос, хорошие ответы. Впервые я соглашусь с Боднаруком.

Алексей Уланов пишет:
Сергей Средний пишет:



Я бы сказал, что из двух зол -- когда ваш руководитель сильно умнее вас и сильно глупее вас -- первое хуже. Так как лишает вас степеней свободы.
Если же второе вас парит больше -- значит вы стоите своего недалекого руководителя. Просто испытываете иллюзии в отношении себя.

Лучший вариант, когда вы с ним одинаково умны и паритетно дополняете друг друга. С той лишь разгницей, что он несет формальную функцию главного.

В функциональных отношениях и описанной проблемы нет.

Проблема возникает только когда используется дефолтная животная модель отношений - я старшая обезьяна - а ты младшая. Там сложно найти баланс - его там быть не может.

Согласен и с коллегами в комментариях. Ситуация, когда твой подчинённый компетентнее тебя считаю совершенно обычно. Вопрос в том, в каких областях он компетентнее. В своей специализации? Так это совершенно нормально. И не нужно строить из себя всезнайку - коллеги это отметили. Ты же себе специалиста подбираешь, а не "млпдшую обезьяну".

Или он компетентнее тебя умеет выстраивать рабочие отношения, вести некие финансовые расчёты, имеет большой опыт переговоров? Тогда делегируй часть своих полномочий.

Правда встречаются случаи, когда человек с подвешенным языком кажется нам более компетентным.

Независимый директор, Москва

Что делать, если сотрудник компетентнее руководителя ?

- Как, что делать будем ?

Произнёс товарищ Сталин.

- Завидовать руководителю будем !

 

Генеральный директор, Москва

Как действовать управленцу, если его подчиненный лучше разбирается в теме?

Это просто замечательно. Человек на своём месте, добивается хороших результатов и закрывает какую-то зону ответственности, не требуя постоянной помощи более опытных коллег. Пусть так будет и дальше.

Руководитель должен радоваться этому обстоятельству и искать задачи, который могли бы загрузить такого сотрудника в рамках существующих планов.

Консультант, Новосибирск

Руководитель должен быть компетентен в руководстве, сотрудник - в своей предметной деятельности. В чем проблема?

Консультант, Новосибирск

Что делать, если сотрудник компетентнее руководителя? - Радоваться!!!

Я в свое время специально искал таких людей, всячески «заманивал» их на работу или сам "выращивал" таких.

Думаю, что сила руководителя в силе его сотрудников, значит, нужно искать тех, кто лучше знает предмет, а с собой их сравнивать вообще странное дело, функции-то разные.

Researcher, Москва
Сергей Корчанов пишет:
Руководитель должен быть компетентен в руководстве, сотрудник - в своей предметной деятельности. В чем проблема?

В сотруднике.

Любая компания это как часовой механихм. Часы идут точно, когда каждая деталь на своем месте и крутится согласно замыслу архитектора.
Если хоть одно колесико, начнёт крутится быстрее или станет чуть больше -- часы начнут врать или механизм вообще заклинит.

Кто кого умнее вообще не играет роли. Главное ебитда.
Но если у сотрудника есть неудовлетворенные амбиции, при том, что качество работы этого механизма всех остальных (включая собственника этого механизма) устраивает -- то потенциально это слабое звено, как ни странно.
Для начала такому сотруднику надо дать большую нагрузку.

Но на мой взгляд, когда сотрудник конкурирует со своим шефом -- это не самое худшее. Хуже, когда руководитель конкурирует со своими сотрудниками. Тогда деталь надо просто менять.

Консультант, Санкт-Петербург

Странная вообще тема. Задача руководителя -- подбирать сотрудников, наиболее компетентных в областях их деятельности. Руководитель должен быть максимально компетентен в РУКОВОДСТВЕ, а не в технических вопросах. Это разные специальности. 

Сергей Корчанов -- асболютно согласен.

Researcher, Москва
Вадим Тян пишет:
Руководитель должен быть максимально компетентен в РУКОВОДСТВЕ, а не в технических вопросах.

Не соглашусь. Руководитель должен понимать и специфику работы своих сотрудников. Иначе он не сможет адекватно оценивать их работу, да и контролировать их. Идеальный руководитель -- который вырос примерно из тех сотрудников, которыми управляет. А не тот, который нахватался вершков на всяких курсах бизнес-администрирования.
Собственник может себе позволить ездить на машине, не понимая до конца как работает двигатель. Руководитель -- нет.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.