Руководителю важно найти особый подход к креативной команде, чтобы сотрудничество было продуктивным и комфортным. Поделюсь своими вредными советами для руководителей творческих команд.
Совет 1. Не давайте обратной связи
Одна из самых грубых ошибок со стороны руководства — отсутствие фидбэка. Руководители часто забывают отмечать достижения сотрудников и качественно выполненную работу, ограничивая обратную связь бинарной оценкой «Хорошо — плохо». И если в других сферах такой фидбэк воспринимается нормально, творческой команде он не только не поможет, но и навредит.
Творческие люди постоянно сомневаются в том, что делают, и часто не могут объективно оценить полученный результат, особенно если они долго работали над идеей. Если вы не будете ни хвалить подробно, ни указывать на слабые места, объясняя, как их можно улучшить, креатор не поймет, в каком направлении ему расти и чего стоят его решения.
Выполняя задачи «вслепую», творческий человек легко может потерять веру в себя и перегореть.
Конструктивный фидбэк может замотивировать коллегу и укрепит ваши отношения, поэтому обратную связь важно давать регулярно. Лучше всего делиться фидбэком не только на общих планерках, но и встречаясь с коллегой один на один, потому что люди часто не хотят рассказывать о проблемах, жаловаться на непосильную нагрузку или выслушивать критику при всей команде.
Совет 2. Почаще критикуйте идеи
Представьте: креативная команда долго работала над новым проектом и показывает промежуточный результат, который далек от вашего видения решения. Сразу хочется выплеснуть эмоции и раскритиковать проект, но необоснованная критика может спровоцировать конфликт и испортить отношения с командой.
Генерация новых идей — энергозатратный и хрупкий процесс. Готовый концепт — вершина айсберга долгих творческих метаний и поисков. Если вы будете замечать в каждом креативном концепте недостатки и делать акцент только на минусах, творческая команда решит, что вы придираетесь.
Продуманная критика поможет команде исправить недочеты и прокачать навыки: так вы укажете направление для развития. Критикуя, старайтесь избегать оценочных суждений и начните с вопросов о том, почему команда придумала именно такую идею и только после этого высказывайте свое мнение.
Совет 3. Присваивайте достижения команды
Когда вы рассказываете о работе компании или представляете новый проект, упоминание всех, кто был частью команды проекта, кажется лишним и бессмысленным. Представьте, что Apple на презентации нового айфона будет перечислять всех разработчиков. Но творческим людям важно, чтобы их идеи и проекты идентифицировали с ними.
Похвала профессионалов много значит для творческого человека и является лучшей мотивацией в креативной сфере. Разрешите креаторам делиться проектами в соцсетях, рассказывать о процессе рождения идеи.
Совет 4. Ограничивайте свободу самовыражения
У руководителя есть четкое видение того, какими должны быть корпоративная культура и бизнес-процессы компании, но творческим людям часто сложно им следовать. Креатор, загнанный в жесткие рамки дедлайнов и дресс-кода, не может разрабатывать идею «из-под палки» и теряет индивидуальность, а с ней и желание творить.
Если привычки творческого коллеги не мешают работе, лучше уступите ему. Если же это невозможно, обсудите варианты компромисса. В благодарность вы получите энергичного и фонтанирующего идеями сотрудника.
Совет 5. Приказывайте, а не предлагайте
Забудьте про вежливые просьбы и будьте категоричны, если хотите, чтобы ваше предложение не услышали, а задачу не выполнили. Такой стиль поведения приемлем для руководителя и ожидаем, но только если вы не возглавляете креативную команду.
Творческие люди не воспринимают приказной тон, для креаторов он как сигнал того, что кто-то хочет ограничить их свободу и навязать свою идею и видение.
Общаясь с творческой командой на равных, вы помогаете им раскрыться и создаете комфортную обстановку, которая способствует рождению новых идей.
А еще, чтобы коллеги развивались профессионально и тренировали насмотренность, можно не только ставить цели и задачи, но и делиться новостями из вашей сферы и обсуждать их. Уважительное и лишенное формальностей общение расположит к вам креативную команду.
Совет 6. Не интересуйтесь мнением команды
Вы, как руководитель, знаете больше всех о заказе, продукте или задаче, поэтому часто кажется, что ваша идея сама верная и подходящая. Но в работе креативной команды нет смысла, если вы заменяете процесс творчества четким алгоритмом, который основан на вашем видении проекта: так вы упускаете ценные идеи коллег и возможность посмотреть на задачу с другой точки зрения.
Брейншторм команды почти всегда приносит больше пользы, чем поиск идеи в одиночку. Гениальные идеи часто рождаются из цепей ассоциаций.
Совет 7. Давайте однотипные задачи
Если вы нашли креативного специалиста, который давно занимается определенной сферой и силен в ней, и поручаете ему одни и те же задачи, существует опасность того, что он скоро выгорит. Творческим людям очень важны развитие и возможность иногда погружаться в новую сферу, потому что их сила — в постоянном изобретении, и именно оно мотивирует их и зажигает.
Старайтесь менять вектор развития креаторов, давать им разные задачи, учитывать пожелания и всегда приветствовать стремление к неизвестному. Так ваши творческие коллеги смогут разработать и реализовать крутые идеи, ненадолго оставив привычный рабочий алгоритм и вдохновившись новой задачей.
Резюмируя
Отталкиваясь от этих вредных советов, вы сможете сделать все наоборот и создать комфортную среду для работы с творческими людьми.
На первый взгляд может показаться, что нужно учитывать слишком много нюансов, и возникает закономерный вопрос: «Почему я должен так стараться?», но, вкладываясь в комфорт креативной команды, вы инвестируете в яркие нетривиальные идеи, которые выделят компанию на рынке.
Самое главное — относитесь к команде со вниманием и пониманием, будьте готовы поддержать и выслушать и проверяйте себя время от времени по этой подборке вредных советов.
Читайте также:
Уже похоже на шаблон: к "правильным советам", кстати, достаточно очевидным, сделать "вредные" заголовки. Да, с шаблонами жить проще.
По-моему, креативщикам категорически не везет с описанием их уникальной среды. Это, как минимум, вторая статья за последнее время об управлении творческими (IT и пр.) коллективами. Как творческим людям удается творить при таком ординарном подходе к менеджменту? Иммунитет, скорее всего, вырабатывают. Менеджеры менеджирят, а творческий процесс идет сам по себе.
Хороший заход -- грамотная презентация логомашины.
Сказки для студентов первого курса - красивые, но далекие от прозы жизни. Два примера из эффективного управления наиболее креативными подчиненными:
1. На практике все режисеры театра и кино, которыу добились максимального успеха, были аторитарными и деспотичными руководителями.
2. Стив Джобс, под руководством которого компания Apple добилась самых больших успехов, был авторитарным и деспотичным руководителем.
И пусть автор статьи докажет, что это случайно, а его мнение, изложенное в этой статье - правильное.
При этом они были людьми искусства с большой буквы. Профессиональные менеджеры в искусстве - обычно продюсеры.
А он иначе и не может.
Извините, но они РУКОВОДИЛИ процессами и людьми - значил были менеджерами.
А суть вопроса - эффективное управление творческими людьми может быть и авторитарным...а не как написано в статье
Я готов согласиться, если формальный критерий - руководство людьми, хотя бы в каком-то плане. Хотя не уверен, что в штатном расписании и контрактах все артисты и весь персонал подчиняются именно режиссеру.
Дело не в этом. В чем смысл работы режиссера? Или дирижера? У них есть опыт, замысел, собственный подход и понимание качества работы и ее результатов. Процессы как таковые им известны, понятны, но сами по себе не очень интересны. Профессионалам в искусстве руководители не нужны, это, скорее, партнерство в каких-то общих проектах. Как и зачем нужно руководить первыми скрипками? Или композитором, который пишет музыку к фильму?
Про Евстигнеева, скажем, говорили, что он приходил и делал, понимая лучше многих, если не всех, что и как именно должно быть. Обычный гений.
Может быть каким угодно, примеров достаточно. Результат важнее. Если он есть - люди обычно готовы работать вместе и дальше.
Напоминает "самоучитель" по организации адатации сотрудников (для любых думающих специалистов) - делайте так и получие текучесть в течение 3-6 месяцев и вечный подбор...
ПОДБОР Советов - правильный, вопрос АВТОРУ - для КОГО?! Организовывал КОНКУРС Идей в ГИПХе, через СМУС, в лихие 90-е и реально понял, что креативные идеи можно внедрять только при поддержке СВЕРХУ, но Б.В.Гидаспова и Г.Ф.Терещенко как и многих продвинутых руководителей всегда было мало, они редкие люди.
Повезло тем, кто работал с Королёвым С.П., целеустремлённым и требовательным. Примеры оттуда, Джобс и пр.пр. - важны, Айфоны в руках, но нужно помнить и про наших!
Всё правильно, но менеджеру, настоящему менеджеру это не нужно, он и так всё это соблюдает, а если нет, то он не менеджер, а администратор. Администратор и менеджер - это "две большие разницы"!