Среди комплекса мер господдержки для IT-сферы, отмеченных премьером Михаилом Мишустиным во время панельной дискуссии в «Иннополисе», отдельно можно отметить расширение кадровой базы. Вопрос актуальный и как никогда острый.
«Айтишники» нужны всем, не только IT-компаниям ‒ это факт. Эксперты прогнозируют потребность в 300 тысяч специалистов в области ИТ к 2024 году. При этом фокус внимания не только на разработчиках, но и на тестировщиках, бизнес-аналитиках, системных инженерах, дата-сайентистах.
«IT сегодня в тренде» ‒ в этом и заключаются основные плюсы и минусы ситуации. Многие поступают в профильные вузы, выбирая технические направления без представления того, чем хотят заниматься. Среди самых очевидных причин:
- престиж отрасли;
- «настояли родители»;
- желание получать большую зарплату;
- возможность работать удаленно и выстраивать график самому.
В связи с этим не все абитуриенты реально представляют, сколько труда и работы прячется за буквами «IT» и часто не готовы к тому, что их ждет. Если 75% первокурсников в итоге получат диплом ‒ это победа, более реальная цифра ~50%.
Кроме того, технологии постоянно развиваются, мир не стоит на месте. То, что было невозможным вчера, сегодня обыденная вещь. И это нужно учитывать. Видел мнение, что к 2030-2035 году появится около 186 новых профессий, связанных с IT. Мы не успеваем учиться такими же темпами.
Откуда браться специалистам
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, выступая на «Открытых инновациях», отметил, что количество студентов, обучающихся по «цифровым» специальностям, может вырасти в три раза к 2024 году.
С точки зрения руководителя ИТ-компании, отмечу, что для реализации всех намеченных государством и бизнесом планов нужны не просто кадры, а действительно специалисты, которые готовы учиться и браться за непростые задачи. Считаю, что максимум четверть выпускников готовы немедленно приступить к работе, остальным нужна переквалификация или «кастомизация навыков». Профессионалами не становятся в вузе. Любой успех заключен в развитии и работе над реальными проектами.
Если говорить про качество образования в целом, то оно скорее неудовлетворительное, а местами сильно устаревшее и неактуальное. Да, в зависимости от вуза у ребят могут быть крепкие теоретическая база и фундаментальные знания, но убежден, что без дополнительных усилий и практики ничего это не будет иметь смысла. Можно отлично представлять, как и откуда появился C++, чем отличается JavaScript от TypeScript или как прописать SQL-запрос. Но даже грейд Junior им иногда сложно присвоить.
Основных проблем несколько:
- Преподаватели-теоретики. Редко, когда в вузе можно встретить успешного разработчика-педагога. Как правило, у таких специалистов просто не хватает времени на дополнительную нагрузку. Другие же не находят в себе навыков (или желания) преподавать.
- Неактуальные проекты. У ребят изначально отсутствует понимание, что и как происходит в реальных условиях. Что монолитность, «тишина», раз и навсегда прописанные требования заказчика редко (никогда) бывают в настоящих IT-проектах. Даже, что сам проект ‒ это не один человек, спокойно создающий что-то на python/java/чем угодно, а целая команда.
- Акцент только на hard skills. Soft skills до сих пор считаются как бы ответвлением, чем-то само собой разумеющимся. Понимание на уровне образования, что это такой же вырабатываемый навык, как программирование, только начинает появляться.
- Отсутствие практического опыта. То, о чем говорил выше. Непонимание применения изученного стека технологий на реальных примерах и в условиях дедлайнов, отсутствие навыков командной работы.
Кроме того, есть сугубо «региональная проблема» ‒ отток специалистов в города федерального значения. Чем выше уровень специалиста, тем меньше перспектива, что его следующим местом работы станет местная компания.
Выход есть
Альтернативы есть всегда.
Одна из них ‒ «хантить» опытных грамотных специалистов. Способ сложный, затратный и не всегда эффективный.
Другая ‒ обучать и «растить» сотрудников самим. Крупные компании имеют возможность партнерства с вузами и создавать базовые кафедры. На базе МФТИ реализуют свои программы четыре известные в стране компании. Их сотрудники участвуют в образовательном процессе, ведут различные факультативы, организуют практики и стажировки для студентов, курируют исследования. Еще один вариант ‒ компания может организовать некую «коллаборацию» и вести, например, курсы при университете по необходимым им дисциплинам.
Другие, в том числе и мы, организуют программы стажировок. На любом сайте поиска работы обязательно будет раздел «Стажировка», где можно найти приглашения и от небольших компаний, и крупных корпораций. Да, на организацию стажировки нужны время, ресурсы, но и в качестве отдачи вы можете получить практического готового специалиста, обладающего не только определенным уровнем компетенций, но и лояльностью к компании.
Если нет возможности выделить временные ресурсы, стоит рассмотреть обучение сотрудников за счет компании на профильных курсах, в том числе и онлайн. Кроме того, поощряйте персонал на участие в конференциях, митапах, лекциях или, например, хакатонах.
Отдельно отмечу, что большим плюсом в плане роста и развития специалистов является система наставничества. Несмотря на кажущиеся традиционность и повсеместность подход используют далеко не все компании. Поскольку это ‒ «игра в долгую», не стоит от этого ждать мгновенного решения оперативных задач. Как минимум год ‒ это «инвестиции» в сотрудника, нежели «дивиденды».
Трудности перевода
Все еще живо предубеждение, что есть «айтишники», а есть все остальные, что в корне неправильно. В команде главное не статусы, а отлаженные процессы и коммуникации, без этого возникнет хаос.
При организации грамотного взаимодействия необходимо, прежде всего, говорить на «одном языке», не смещая фокус в сторону разработки или бизнес-задач. Хорошая идея ‒ вникнуть в детали методологий Scrum/Agile, так будет более понятна «внутренняя кухня» отдела разработки, некоторые вопросы могут сразу же отпасть. В идеале, нужен человек, который бы «переводил» задачи менеджмента разработчикам, основываясь на их технических возможностях.
Большой акцент стоит сделать на soft skills. Уметь не только слушать, но и слышать друг друга, находить компромисс, работать в команде. Кроме того, никогда не будет лишним обеспечить возможности для неформального общения, чтобы сотрудники лучше узнали друг друга, и в дальнейшем могли проще взаимодействовать и разрешать спорные рабочие моменты.
Проблема с кадрами есть, и в ближайшее время она не разрешится, особенно если бездействовать. Ждать, что опытные сотрудники сами потянутся к вам ‒ не стоит. Прилагайте силы, не бойтесь испытывать новые HR-практики и вкладываться в коллектив ‒ спустя время это обязательно окупится.
Читайте также:
Да нет уж такого прям кадроговго голода. Скорее есть желание получить очень хорошего специалиста "здесь и сейчас" за тот бюджет, который не жалко..
Если реальность не соотносится с представлениями, то обвиняют реальность. Что она "не такая" ;)
С такой системой образования школьников? Какие будут специалисты! О чем речь)))
Лучший способ обеспечить что-то созидательное: хотя бы этой созидательности не мешать!
Кадровый голод есть: если размер зарплат настолько отличается от большинства отраслей, значит жизнь заставляет переплачивать.
by Captain Obvious
Соглашусь с автором в том, что преподаватели - теоретики. А отнюдь не ветераны отрасли.
Соглашусь с тем, что рынок растет, поэтому требования к людям снижаются. Когда на рынок приходят новые покупатели... от этого средний покупатель не становится умнее, правда? Пример: когда-то ни за что не брали "за 30". Ау, где ты молодость ). Могу рассказать и примеры уже про базовую техническую некомпетентность (а не про объем словаря айти терминов, на который и тестируют кандидатов). Могу, но не хочу никого расстраивать.
И главная мысль, которая мне понравилась - сколько за этим словом IT труда. И оплачивается только труд, обычно в смысле количества знаков. За остальное платят не всегда - но .. это значит, что рынку есть куда расти.
Для любого. Потому что условия в FAANG рядовому бизнесу не перебить.
Кстати - найти пол-беды, вы его удержите через пару лет, когда он наберет опыта и соседние конторы будут предлагать ему x2 вашей ЗП
Статья такая же теоретическая как и "преподаватели - теоретики", на мой взгляд.
1. "Хантить". Если говорить только о затратности данного способа, т.е. только о денежном факторе, то прибегающие к данной стратегии на практике рискуют попасть в ловушку. Человек, быстро клюнувший только на деньги, может быть относительно временным решением и очень рискованным (хотя если мы говорим о гигантах с бесконечными ресурсами, то им без разницы, наверное).
Мотивация интересными задачами с одной стороны более надёжная, но с другой стороны сложная и иногда опять же неустойчивая, т.к. нужно соответствовать требованиям рынка / бизнеса, которые готовы дать реальные деньги, но не за решение супер инновационных и творческих задач.
2. Реальная и интересная проблема заключается в том, что следует за этапом, который в статье назван "обучать и растить" и что не было освещено в статье. Обучают и растят многие компании, а потом сталкаиваются с теми, кто решает свою проблему кадров способом "хантить". Поговорить или послушать кейсы о том как руководители малого и среднего бизнеса в ИТ решают на длинной дистанции вопрос удержания талантливых разработчиков, в то время как последним непрерывно бомбят предложениями из ИТ отделов банков, крупных международных ИТ гигантов - это было бы очень интересно.
У меня идет регистрация авторского права на методику, которая полностью закрывает эту тему в условиях самоизоляции. Так что скоро будет.
Сколько работаю - скоро уже четверть века - всегда т. н. "кадровый голод" выражается одинаково: начальник/директор/владелец бизнеса жалуется, что вот-де, специалиста не получается найти. Его спрашиваешь: "А Вы не пробовали предлагаемую зарплату поднять?" - в ответ круглые удивлённые глаза и недоумение.Так что можно сказать чётко и ясно: кадрового голода в России нет, за него выдают желание получить специалиста по цене в 2-3 раза ниже, чем он стоит реально.
Смотря какого специалиста. Юриста-экономиста - лопатой греби. А вот диджитал-маркетолога, который срезает косты на рекламу и генерит лиды - ой как тяжело найти.