Десять советов, как приручить IT-специалиста

Взрывного спроса на IT-персонал, каким он был до кризиса, сейчас нет, но этот сегмент очень быстро восстанавливается. Темпы роста примерно равны рынку в целом. Необходимость функции IT в компаниях остро чувствуется, а спрос на сотрудников этой сферы стабильно увеличивается.

Десять советов, как приручить IT-специалиста

Данные компании HeadHunter

Согласно исследованиям HeadHunter.ru, спрос на сотрудников IT-специализации сконцентрирован в области тех кандидатов, которые обладают опытом от одного года до трех лет. В первую очередь, это связано с тем, что именно в этой категории кандидаты уже являются готовыми профессионалами, как правило, имеют прогнозируемый результат труда. То есть можно посмотреть, что он делал, и понять, как будет изменяться его квартира. Но при этом специалисты с опытом от одного до трех лет еще не требуют слишком многого. Что особенно важно для маленьких компаний и организаций, не имеющих больших бюджетов. За прошедшие два года число вакансий без опыта работы возросло с 9,2 до 11,5% от общего количества вакантных позиций. Это значит, что у работодателей на рынке IT позитивный взгляд на ситуацию в будущем (в сравнение, к примеру, с 2009 годом, когда число начальных позиций сократилось в пять раз). Важно понимать, что без роста этой доли невозможно развитие рынка. Когда она падает ниже 10%, начинаются зарплатные гонки – компании друг у друга перекупают специалистов, никто не занимается развитием рынка.

Десять советов, как приручить IT-специалиста

Данные компании HeadHunter

Но только ли окладом можно привлечь IT-специалиста? На рынке интернета, особенно в российском сегменте, конкуренция идет вовсе не за деньги. Кандидатов IT-отрасли интересует, в первую очередь, нематериальное поощрение: от бонусов, возможностей для обучения, обедов и бара, игровых и других активностей, в том числе спортивных, до расположения офиса (вплоть до того, сколько шагов от него до метро). Все это в целом влияет на привязанность персонала к организации. Одна из важных вещей из всех дополнительных стимулов – сложные амбициозные задачи. В компании Mail.ru Group собрали основные мотивы работы кандидатов в общую «лесенку»:

Десять советов, как приручить IT-специалиста

Данные компании Mail.ru Group

Перейдем все же к советам, как привлечь и удержать сотрудников IT-специализации. Практические наработки HR-ов мы собрали в перечень из десяти рекомендаций.

Советы от Глеба Лебедева, руководителя службы исследований компании HeadHunter:

1. Обучение

«В сфере работы с персоналом от специалистов сейчас ждут умения работать с молодыми кадрами. Компании стремятся привлекать и взращивать профессионалов у себя. Для IT-сферы характерны различные обучающие программы. В HH.ru мы создали школу программистов. Таким образом мы и рынку помогаем, а также готовим для себя профессиональные кадры. В общем числе вакансий растет доля стажировок.

По hh-индексу, самыми дефицитными являются позиции программиста C++ и программиста java. И если компании не займутся адаптацией, подготовкой специалистов, то эту ситуацию не изменить. Основная проблема – не просто дефицит кадров. А нехватка персонала, способного решать бизнес-задачи. Системных администраторов наоборот большее число на одну вакансию, поскольку один специалист может закрыть несколько должностей в разных компаниях. Кандидаты этого профиля стремятся работать неполный день, совмещать.

2. Гибкий график

За последние несколько лет доля частичной занятости в организации труда увеличилась почти на 70%. Также важный тренд – снижение количества вакансий с полной занятостью (с 94 до 90% от общего объема в сравнении с 2011 годом). То есть компании идут навстречу IT-специалистам, понимают, что часы присутствия в офисе – не показатель результативности сотрудника. Заметен рост доли вакансий удаленного доступа. Количество позиций с этими формами занятости будет увеличиваться, а доля вакансий с работой полный день – уменьшаться. Компаниям я рекомендую подумать, как они могли бы наладить у себя гибкий график или удаленную работу.

Советы от Вероники Гедгафовой, директора по персоналу компании Mail.Ru Group:

3. Удобный офис

Спрашивайте ваших сотрудников, что они хотят! Когда Mail.Ru Group переезжал в новое здание четыре года назад, то собирал пожелания персонала. И теперь у нас офис, который по сути был построен по мнению сотрудников. Сейчас мы снова переезжаем, но теперь у нас будут и большой конференц-зал, и фитнес-клуб, кинотеатр и так далее.

На данный момент в офисе есть игровые комнаты, бильярды, PlayStation. Библиотека, как профессиональной, так и непрофессиональной литературы. Один из сотрудников предложил интересную вещь. Кроме того, что у нас всегда есть полки с книгами, которые мы покупали, теперь появился «обменный шкаф». У каждого дома всегда есть книги, которые рука не поднимается выбросить. Их можно принести в офис, поделиться, порекомендовать коллегам.

4. Свобода передвижения

Наши ребята любят ездить на велосипедах. Два года назад для тех, кто еще не может решиться, покупать ли себе личного двухколесного друга, мы организовали велопрокат. Идея прошла на ура. Стоимость реализации – действительно очень небольшая. Велопарк составляют десять велосипедов, которыми ребята охотно пользуются. Они, допустим, могут прокатиться до ближайшего магазина, банка или просто в парке, и дальше успешно работать. И такая возможность всех очень радует.

5. Печеньки, кофе, чай

Пару лет назад генеральный директор Mail.Ru Group съездил в командировку в Америку, посетил какой-то IT-офис, где была кока-кола. С тех пор в офисе появилась и кока-кола – на каждом этаже, на каждой кухне есть автоматы с газировкой. Сотрудники расстраиваются, что есть только кола, фанта, спрайт, но нет виски.

6. Еще раз о графике для IT-сотрудников

IT-персоналу важна свобода, поэтому необходим особый подход в организации режима работы. Когда-то было принято, что рабочий день будет начинаться с 11.00, и при этом мы не стоим с часами на входе. Но, возможно, полностью гибкий график, свободное посещение, как это делается в разных IT-компаниях, – не лучшее решение. На такой шаг мы не пошли намерено, потому что нам хочется, чтобы все сотрудники, как в основном, так и удаленных офисах, были примерно в одно время.

7. Организация досуга

Привычная среда для специалистов IT – интернет, они находятся там 24/7. Там и работают, и отдыхают, у них практически нет грани между работой и остальной жизнью. Поэтому мы стараемся им организовывать коммуникацию и досуг. У нас есть спортивный зал рядом с офисом, где они играют в футбол, баскетбол, волейбол. Соответственно у нас уже образовались команды, которые участвуют в турнирах, что формирует дополнительную радость за славу и награды.

8. Компания как пространство для обмена знаниями

Мы организовали такую среду, где сотрудникам легко делиться своим опытом. Их много, все они со своими проектами, разработками. И каждый может рассказать что-то полезное для всех. Мы организуем общие семинары, транслируем их на все наши региональные и зарубежные офисы. Причем это могут быть не обязательно сверхсложные разработки, но и HTML для чайников или Excel и так далее. Или руководитель отдела расскажет, как правильно строить поисковые запросы, что поможет тем, кто в этом не так силен. Также приглашаем гуру, не только интернета, проводить мастер-классы у нас в компании. Сотрудники также посещают основные конференции. Самые важные – например, HighLoad – мы «завозим» к нам в офис. Два-три дня проходят семинары и встречи в нашем пространстве, все сотрудники могут прийти на самые интересные доклады, послушать, задать вопросы.

Мастер-классы у нас прижились. Мы пошли немного дальше. Теперь в компании есть профессиональные сообщества, организованные самими сотрудниками: usability, программистов Python и iOS. Получается, мы даем персоналу возможность делиться своими знаниями и получать необходимую информацию из различных источников, завязывать коммуникацию. Это они очень ценят.

9. Презентации технических новинок

Когда появляется что-то интересное, мы обязательно зовем представить продукт в нашем офисе. Приезжают ведущие разработчики, руководители, рассказывают, что самое важное в этой новинке.

10. Советы по привлечению IT-гуру

Андрей Вилков, заместитель директора департамента по работе с персоналом компании ТЕХНОСЕРВ:

«IT-гуру – это, в первую очередь, разработчик и архитектор программ, который уже многого добился и многого хочет добиться в будущем. Материальная составляющая труда такого специалиста превышает 200 тыс. руб. Для достижения наилучшего результата работы IT-гуру нужно учитывать пять мотивирующих факторов: интересные проекты, сильный руководитель и команда, вознаграждение, ответственность, обучение. Также дополнительными составляющими по удержанию специалистов являются: гибкий график работы, качественное оборудование, отсутствие дресс-кода. И все-таки самое главное, что влияет на лояльность IT-гуру компании, – это отсутствие рутины и постоянного присмотра».

И в завершении приведем несколько трендов в сегменте IT рынка персонала от Глеба Лебедева, HeadHunter:

  • Направление, которое приостановило активный рост, а сейчас снова возобновляет развитие – это CRM. Это связано с необходимостью анализа больших объемов данных.
  • Взрывное развитие будет происходить скорее всего в области интернета, ближе к мобильным разработкам, мобильному интернету, а также переходу интранета в глобальную сеть.
  • Развитие специализации тестировщиков. Возможно, сейчас в штате вашей компании их нет, но вероятно в ближайшем будущем они появятся. Не исключено, что в связи с интересом к этой позиции, будут изменяться зарплатные тренды.
  • Необходима работа с молодыми специалистами. Это то, вокруг чего будут развиваться практически все профессиональные области сегмента IT.

Executive.ru благодарит агентство Penny Lane Personnel за помощь в подготовке публикации.

Галина Драгун, Executive.ru

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Анатолий Курочкин, Леонид Дорогой
Аналитик, Москва

Статья очень интересная, но она далека от реального положения с ИТ в неайтишых компаниях. Там всё, как 20 лет назад. Увы. А советы очень здравые и смысл ''мечт'' указан правильно.

Генеральный директор, Москва

Действительно, название странное.

Многие вещи, написанные здесь, к сожалению соответствуют действительности.
Однако, не все IT специалисты попадают под такие характеристики.

Конечно образ IT-шника, системного администратора в протертых штанах и свиторе все еще крепко сидит в голове у многих людей.
И да, порой IT-шники разговаривают на непонятном для бизнеса языке, но ведь у врачей и юристов тоже есть своя профессиональная лексика.

Могу с уверенностью сказать, что есть компании, и их не мало, в которых корпоративная культура развита до такой степени, что IT специалиста трудно оличить от любого другого по каким-либо внешним признакам.

Последие 6 лет существует устойчивый спрос на специалистов, способных находиться как-бы между бизнесом и IT, это либо Project Manager либо Service Manager.
Они переводят запросы бизнеса на язык IT и наоборот. Отслеживают показатели эффективности IT подражделений и занимаются постоянным повышением уровня удовлетворенности бизнеса от It сервисов.

Что интересно, если Вы как представитель бизнеса поработали в компаниях в которых управление IT организовано в соответсвии с лучшими практиками IT Service Management и переходите на работу в компанию с более низким IT сервисом Вы явно почувствуете снижение уровня сервивиса.

Типичная ситуация во многих компаниях
Вы приходите на новое место работы. После оформления в отделе кадров, Вы приходите на рабочее место, которого, как обычно нет.
Компьютер или ноутбук не успели заказать, а если это западная компания, все еще необходимо согласовать и заказать онлай самостоятельно с официального корпоративного сайта.
Следующая момент, это логины, пароли доступа, и необходимое программное обеспечение для работы. Этот процесс может длиться днями, неделями и месяцами.

Но есть такие компании, в которых человек сразу же после оформления в отделе кадров приходит на рабочее место и где все есть. Он приступает к работе немедленно. А иногда оформившись в первой половине дня, после обеда уже летит в командировку.
Все это зависит от работы хорошо скоординированной работы административных служб, HR, линейного менеджемента и IT департамента.

В конечном итоге компании должны лидировать на рынке и получать прибыль, и все подразделения должны вносить свой вклад в общее дело.
Задача IT депатамена - быть одним из таких подразделений.

О том каким должен быть IT директор и как развивать качества, необходимые для повышения уровня эффективности IT специалистов я открыл рубрику
10 секретов успешной карьеры в сфере IT.
И наверное, первый секрет как раз и отвечает на главный вопрос данной статьи - Каких IT специалистов хочет видеть у себя бизнес.

*отредактировано модератором*
С уважением,
Леонид Дорогой

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.