Почему исчезнут профессии и что придет им на смену?

«Если кто-то нарисовал вам радостную картинку цифрового будущего, знайте: вас только что жестоко обманули!», считает специалист по диджитализации, преподаватель бизнес-школы МИРБИС Андрей Кулинич. Цифровизация создает риски, разрушая сложившуюся картину мира.

Отрасли «входят в цифру» одна за другой. Первая отрасль, подвергнувшаяся цифровой трансформации – медиаиндустрия: здесь переход от аналоговых носителей к цифровым уже произошел. Вы давно держали в руках бумажную газету? Другие отрасли – такие как ритейл, банки, образование – на полном ходу летят в цифровое будущее. Этот процесс не обещает ничего хорошего ретроградам: кто не сможет встроиться в тренды, возможно, уже через пару лет обнаружат себя на бирже труда. А кто придет им на смену?

В первой части обзора – «Какие профессии будут завтра востребованы в компаниях» мы рассказали о новых профессиях в корпоративном секторе. Вторую часть обзора мы посвящаем индустрии образования: в этом секторе произойдут радикальные перемены. Индустрию ждут серьезные потрясения, поэтому одна из перспективных профессий будет «заточена» на то, чтобы адаптировать население планеты к этим переменам. Изменения произойдут (и уже происходят) во всех сферах образования, в том числе в секторе образования для взрослых.

Участник опроса – коммерческий директор компании «РосПромПерсонал» Антон Глазунов – полагает, что само понятие профессии в перспективе исчезнет. На смену ему придет другое понятие – сфера знаний. Вы хотите возразить ему? Возражайте! Но обратите внимание на то, что 15 крупнейших компаний, среди которых, например, Google, EY, Apple, IBM и Bank of America, больше не требуют дипломы об окончании колледжа при приеме на работу инженеров, аудиторов, риск-менеджеров, специалистов по блокчейну, маркетологов. Это обнаружил Glassdoor, один из самых популярных сайтов поиска работы в США, сообщают «Ведомости».

Юлиана Науменко

Юлиана Науменко, гендиректор агентства «Траектория будущего»: «Там, где происходит цифровизация, необходим IT-tutor»

Внедрение цифровых решений невозможно без программы по адаптации общества к этим решениям. Чтобы бережно, без материальных потерь и эмоционального стресса перейти к цифровому обществу, требуются специалисты, которые с одной стороны ориентируются в технологиях, с другой стороны, заточены на работу с людьми и готовы им помочь эффективно взаимодействовать с технологиями. Эти функции включает в себя профессия IT-tutor.

IT-наставники необходимы там, где активно внедряются цифровые системы: будь-то бизнес или общественные учреждения. Помощь IT-тьютора во время автоматизации помогает ускорить следующие процессы в общественных учреждениях: организовать очереди людей, увеличивать скорость обработки запросов, систематизировать хранение данных, делать получение важной информации доступной для граждан.

В малом и среднем бизнесе, когда внедряют новые технологии в процессы, также возникает потребность в IT-тьюторах, чтобы обучить сотрудников. В России актуальность этой профессии только набирает обороты. В университетах появляются первые программы дополнительного обучения на позицию «IT-tutor», в них совмещены технологии, социология и психология.

Александр Антонов

Александр Антонов, основатель образовательного сервиса Puzzle English: «У каждого человека появится личный «виртуальный» репетитор»

По энциклопедичности знаний и вариативности форматов подачи учебного материала машина уже превосходит человека. В ближайшие 40-50 лет рынок онлайн-образования будет насыщен качественными продуктами, а у каждого человека появится личный «виртуальный» репетитор. Но полностью вытеснить человека из сферы образования машинам вряд ли удастся. В будущем в сфере образования будут актуальны следующие профессии:

1. Разработчик биометрических систем контроля знаний. Функционал: разработка и внедрение биометрических систем идентификации ученика, контроля его действий в процессе онлайн-обучения и контроля знаний учащегося.

Задача: исключить вероятность подлога при онлайн-обучении: задания выполняет один человек, сертификат-диплом получает другой.

Сложность идентификации пользователя и высокая вероятность списывания, подлога ставит под вопрос эффективность онлайн-обучения уже сегодня. Например, заочные этапы олимпиад вызывают много вопросов. Технологически внедрение биометрических систем в процесс онлайн-обучения уже возможно, их имплементация – вопрос времени.

2. Тьютор – эта профессия уже есть, но ее содержание обновится. Функционал: верификация и оценка адекватности предложенных машиной вариантов траектории индивидуального развития и рекомендованных машиной образовательных онлайн-ресурсов, подбор, рекомендация ученику образовательных онлайн-ресурсов в зависимости от профиля ученика, его личностных особенностей, его концепции себя. Помощь в поиске своего профессионального пути.

Задача: исключить ошибки цифровой оценки особенностей человека, верифицировать результаты онлайн-тестирований, соотнести цифровой след человека с его личностью.

Уже реализовано много вариантов онлайн-тестирования, однако машина пока слабо учитывает нюансы человеческой личности, например, гетерохронность развития или возрастные изменения. Так, ученик может полностью соответствовать возрасту по интеллектуальному развитию, но отставать в эмоциональном развитии на несколько лет. Или на результаты тестирования могут повлиять ситуативные факторы – волнение, болезнь, плохой сон, недавняя стрессовая ситуация. Поэтому необходимо перепроверять результаты цифровой оценки человека и оценивать адекватность данных машиной рекомендаций силами компетентного человека.

3. Модератор онлайн-обучения. Функционал: организация и проведение дискуссий в виртуальных классах, оценка адекватности машинной оценки знаний реальному уровню учащегося по результатам его работы в виртуальном классе, при необходимости коррекция траектории обучения, сформированной машиной.

Задача: обеспечить интерактив онлайн, промежуточную оценку знаний, вовлеченность в процесс обучения, мотивацию обучающихся. Разъяснение сложных или непонятных моментов. Фасилитация более глубокого усвоения материала. Верификация цифровой оценки учащихся.

4. Менеджер по развитию цифровых образовательных экосистем. Функционал: анализ интересов и новых запросов пользователей образовательной онлайн-платформы, проектирование дополнительных сервисов, помогающих вовлечь, мотивировать учащихся онлайн, поиск синергичных онлайн-проектов и разработка совместных с ними продуктов.

Задача: создать и поддерживать богатую среду развития, удовлетворяющую запросам пользователей.

Онлайн-среда дает неограниченные возможности по выстраиванию связей: например, потенциальные работодатели или представители вузов могли бы по траектории отслеживать лучших учащихся и делать им предложения о трудоустройстве, поступлении в ВУЗ, ученики могли бы участвовать в конкурсах на выполнение тестовых проектных работ работодателей, презентовать себя. Могли бы искать в такой экосистеме потенциальных бизнес-партнеров...

Даниил Козлов

Даниил Козлов, партнер Global Venture Alliance: «Многие профессии перейдут из офлайна в онлайн»

В связи с инновациями появилась достаточно интересная профессия коуча-трекера – с одной стороны, это ментор-наставник, а с другой – консультант для стартапов. Здесь требуется опыт работы в или со стартапами, а также навыки коучинга, консалтинга. Еще полезен опыт работы с крупными корпоративными клиентами – в 80% случаев стартапы создают решения именно для них.

Еще появилась профессия дизайнера виртуальной среды и опыта. Эта сфера только начинает «взрываться» и потребует в дальнейшем огромного количества людей, которые могут и готовы этим заниматься.

Антон Глазунов

Антон Глазунов, коммерческий директор «РосПромПерсонал»: «Понятие профессии в будущем исчезнет»

На мой взгляд, цифровизация бизнеса – процесс, в котором мы применяем digital-технологии в своих обычных бизнес-процессах. Тогда как изменение бизнес-процессов при помощи digital – это уже понятие цифровой трансформации. Сегодняшние сознательные абитуриенты очень озабочены тем, какие профессии будут востребованы в новую эпоху, эпоху цифровой экономики. Однако парадокс заключается в том, что с приходом цифровой трансформации в бизнес понятие профессий вообще исчезнет.

В скором времени все, что можно будет описать в некой инструкции по последовательности действий, будет передано машинам. За человеком останутся те вакансии, которые потребуют от него истинно человеческих качеств, а именно – креативности, готовности к кросс-функциональности и работе без инструкций, но на определенный результат. Карьера из вертикальной станет горизонтальной.

В вузе будет предложено выбирать не профессию, а сферу знаний. К примеру, вакансии будущего наверняка будут звучать следующим образом: «Необходим профессионал в сфере гуманитарных наук, владеющий способностями выстраивать долгосрочные отношения с другими людьми, а также владеющий технологиями дизайна и SEO». Задачей же работодателя станет раскрытие творческих способностей своих сотрудников. Вакансии будут создаваться под личность, которую захотят видеть у себя в команде. И привлекательность работодателя будет заключаться в его умении раскрывать творческий потенциал сотрудника, обучать и развивать его не в конкретной профессии, а множеству знаний.


Согласно исследованию Stratistics Global Market Research Companies, глобальный рынок электронного обучения растет со среднегодовой скоростью 7,5% и достигнет объема $275,1 млрд к 2022 году. По оценкам EdTechXGlobal и Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения в 2016 году составлял $165 млрд, а к 2020 достигнет $252 млрд. Потенциал для роста все еще останется огромным, ведь весь рынок мирового образования уже достигает $4-5 трлн в год (с учетом государственных расходов), цитируют данные исследования «Ведомости».

Ключевыми факторами, способствующими росту рынка, являются гибкость в организации процесса обучения, низкая стоимость, легкая доступность, повышение эффективности за счет анимированного обучения. Рынок растет, потому что увеличивается число пользователей интернета, расширяется доступ к широкополосной связи, возрастает скорость передачи данных, все более популярными становятся многофункциональные смартфоны. Об этом говорится в результатах исследования, опубликованного на сайте OrbisResearch.com.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Все это здорово, но так и хочется сказать: мечтайте – мечтайте. А логика где? В цифровой мир ушла? Если в образовании и других видах деятельности останутся только дистанционные виды общения и деятельности, то никакая гибридная война больше не нужна, все уже случилось, т.к уйдет то главное, что отличает людей от искусственного интеллекта: необходимость и возможность личного общения, развивающего человеческий, не машинный, интеллект, воспитывающий человеческие чувства. Получите армию бесчувственных тупых индивидов, нажимающих на кнопки и живущих в выдуманном цифровом мире. Уже сейчас видны «уши» такого будущего: идут себе по улице или в метро такие цифровые прототипы людей и давят на кнопки на ходу, не глядя по сторонам. Упал – встал, налетел на кого-то, ну и ладно, сидит в метро, уставившись в гаджет, а напротив старушка стоит: ну и что, старости в инете нет… А в это время, пока идут такие абстрактные рассуждения, у тех, с кого берут пример, т.е. у «запада», происходит как раз обратное: там персонал буквально заставляют возвращаться из онлайна в живую среду. Хотя бы на пару дней в неделю… Цифровые врачи на базе искусственного интеллекта, цифровые учителя, цифровые родители, цифровые дети, цифровая любовь… Может, стоит остановиться и подумать? Например, о том, кто всю эту цифровизацию не потреблять, а «двигать» вперед будет? Кто будет растить всех этих тьютеров, создавать передовые технологии, воспитывать людей, управлять чем-то… Тот самый искусственный интеллект? Эго-то кто создаст и как? Полноте, господа Задайте себе очень простой вопрос, отвлекшись от рекламы и пиара: вы все – люди нестарые. А кто вам поможет лет через 20—30, когда ваши глаза уже не смогут найти нужную клавишу на гаджете, речь не будет распознаваться голосовым помощником и т.д.?

Профессор, Москва
Татьяна Орлова пишет:

Все это здорово, но так и хочется сказать: мечтайте – мечтайте. А логика где? В цифровой мир ушла?

По-моему, Татьяна права: расходы на цифровизацию в образовательной сфере постоянно растут, т.е. процесс получения знаний заметно дорожает, а качество образования, увы, снижается.

Инженер, Екатеринбург

Отношение к будущему здорово поменялось. Раньше - мы создаем будущее, теперь - оно будет вот такое, кто не спрятался, я...

Консультант, Челябинск

"Вакансии будут создаваться под личность, которую захотят видеть у себя в команде." Для меня как раз всё наоборот. Бизнес - это всегда задача, в широко смысле. Определённую задачу помогают решать определённые личностные особенности: один эффективно выводит предприятия из кризиса, другой скрупулёзно складирует документы - каждый хорош в своём деле именно из-за личностных предпосылок, позволивших набрать соответствующий опыт. А значит, первичен поиск поиск кандидатов по личностным особенностям. Этим уже занимаются, при найме управленцев, как минимум.

Зачем, если не для решения задач, в том числе задач промежуточных и обслуживающих основную задачу, нам видеть определённую личность в своей команде?

Или имелось ввиду, что текст размещённой вакансии составляется под эти личностные особенности? Это уже делают многие, например в IT области.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Евгений Фролов пишет (23 ноября 2018, 09:45):
... процесс получения знаний заметно дорожает, а качество образования, увы, снижается ...

***

А почему так получается? Почему первое дорожает, а второе снижается? Ответ на этот вопрос очевиден. К примеру, посмотрим на ленту новостей.
  • По назначению, лента новостей – это источник знаний о том, что происходит в мире в данное время. Допустим, мы заинтересовались какой-то новостью и щёлкнули мышкой по её заголовку, чтобы получить соответствующие знания. И что? – А то, что объём запрошенного нами составит не более нескольких процентов от общего объёма того, что ввалится в наш компьютер. Ввалится не бесплатно; а за наш счет.
  • По качеству, загружаемое относится не к существу нашего интереса. Вместо знаний нам подсовывают рекламу их обладателей; и зазывающие намёки обращаться к тем обладателям с заказом на покупку знаний или их применение.

В области науки и образования пока доминирует печатная продукция. А что произойдёт, когда там полностью утвердится «цифровизация»? Тогда, к примеру, таблицу умножения будут знать только соответствующие «бизнесмены». С ними придётся заключать сделку, чтобы узнать результат умножения числа 7 на число 4. А если кому понадобиться решить квадратное уравнение, тому будет полный капец. Ибо, на запрос о решении сего уравнения вывалится абсурдно большое количество рекламной информации; подавляющая часть которой будет не по теме запроса.

Так что, кого мы обманываем?

А теперь на распределение знаний посмотрим с позиций экономики.

  • В доинтернетовские времена, знания распределялись посредством изготовления печатной продукции и её купли-продажи. То есть, знания распространялись посредством рынка. Правда, под личиной печатной продукции.
  • В нынешние интернетовские времена, механизм распространения знаний – явно не рыночный. Причина – в «сверхтекучести» знаний, которая позволяет потребителям знаний уклоняться от их оплаты (путём несанкционированного копирования).

Выход из сложившейся ситуации – единственный:

  • Надо признать, что рынок не справляется с распределением знаний. Поэтому, знания должны быть признаны общественным благом. А оные распределяться с обязательным участием государства.
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Ахаха, перестал читать после заявления -15 крупнейших компаний, включая EY, не требуют дипломы при приеме на работу, в т.ч. и аудиторов. Аудиторов, Карл. Это тех ребят которых без диплома аудитора, что не получить без профильной вышки, и опыта, а также экзамена на аудитора, к отчетности никто не подпустит.

Это в Эрнст энд Янг, Карл, где одних проверок и политик по информационной безопасности больше чем в ФСБ. Вы хоть поверхностный факт чекинг на здравый смысл делайте. И Скорую в EY вызовите, они все животы от смеха надорвали после Вашей писанины, конечно не реанимация, но хирургия потребуется -грыжи латать.

Консультант, Москва
Татьяна Орлова пишет:

… А в это время, пока идут такие абстрактные рассуждения, у тех, с кого берут пример, т.е. у «запада», происходит как раз обратное: там персонал буквально заставляют возвращаться из онлайна в живую среду. Хотя бы на пару дней в неделю…

Это точно. Начались "спасательные операции". Называется digital detox. Детоксикация от "цифры". Создаются специальные программы в детских садах, школах, клиниках, туристических компаниях, в деловой среде... Уже тренд. И уже появляются популярные и дорогостоящие "детоксикаторы". Новый рынок формируется:-).

Это, собственно, и есть сегодняшний VUCA WORLD, изменчивый и противоречивый мир. Бросаемся из стороны в сторону, по пути выплескивая с водой только что рожденное дитя. Конечно, цифровые технологии нужны. Но они всегда вторичны по отношению к ЧЕЛОВЕКУ.

Консультант, Москва

Слушаешь / читаешь Бехтереву, Черниговскую, Каплана, западных ученых - они, исследователи мозга, не кошмарят народ страшилками про искусственный интеллект. Мозг человеческий первее. Вот и нам бы, сегодняшним, оправдать свое предназначение - свои мозги включать и не подменять цифровыми технологиями (тем более, еще не отработанными) свою проф несостоятельность, лень и безответственность.

Зачем, например, воевать с дистанционным обучением? Оно необходимо как прикладной инструмент. Но "прикладывать" его надо к системному очному обучению. И тогда этот комплекс даст необходимый эффект. Конечно, при условии, что обе его части будут профессионально отработаны (в очном - талантливые обучатели, в дистанционном - грамотно отобранный и структурированный контент, а не оцифрованный учебник или поточное видео какого-нибудь лекционного курса. Все вместе - системное решение, под понятную задачу). А полезных навигаторов для самообучения вообще кот наплакал. Хотя за такими инструментами - большое будущее. Только все это надо делать. Ручками.

Вообще, печально, что наши "мечты о счастье" часто сводятся к сюжетам из детских сказок и мультиков. "Идите, сани, домой сами". А мы - на печь, и лежать, лежать.

Копирайтер, Калуга
Любовь Гвоздилина пишет:

Слушаешь / читаешь Бехтереву, Черниговскую, Каплана, западных ученых - они, исследователи мозга, не кошмарят народ страшилками про искусственный интеллект. Мозг человеческий первее. Вот и нам бы, сегодняшним, оправдать свое предназначение - свои мозги включать и не подменять цифровыми технологиями (тем более, еще не отработанными) свою проф несостоятельность, лень и безответственность.

Бехтерева и Черниговская занимаются человеком, а не ИИ, поэтому и кошмарят народ другими вещами. Насчёт мозг первее - спорное утверждение, смотря в чём. Нейросети творят удивительные вещи и очень быстро умнеют.

Лень - прекрасная вещь, если бы не лень, то мы все до сих пор бы лазили по деревьям. Это ей мы обязаны прогрессом. Если вы подменяете

Любовь Гвоздилина пишет:
свою проф несостоятельность, лень и безответственность.

цифровыми технологиями, это грустно. Не делайте так: до добра не доведет

Любовь Гвоздилина пишет:
Зачем, например, воевать с дистанционным обучением? Оно необходимо как прикладной инструмент. Но "прикладывать" его надо к системному очному обучению

Очное обучение в значительной мере - пережиток прошлого, когда книги были недоступны. В наше время (последние лет 50) отличное образование можно получить людям с ограниченными возможностями и лишенным свободы. А уж система MOOC (Coursera, Khan Academy и др.) делает новые и сложные компетенции ещё более доступными

Любовь Гвоздилина пишет:
Вообще, печально, что наши "мечты о счастье" часто сводятся к сюжетам из детских сказок и мультиков. "Идите, сани, домой сами". А мы - на печь, и лежать, лежать.

Печально, что у вас так все складывается с санями и печью, но, думаю, обобщать собственный опыт - это не всегда верно

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.