Как и чему учиться в эпоху роботов-учителей?

Сфера моих исследовательских и предпринимательских интересов – образование и карьерное консультирование. В 2011 году я запустил онлайн-проект Serendipity University, призванный помогать людям достигать своих научных и деловых целей на основе индивидуального обучения и наставничества. Я уверен: за дистанционными университетами подобного типа будущее. И это не только образовательный, но важнейший инвестиционный тренд. По прогнозам EdTechXGlobal и IBIS Capital, к 2020 году инвестиции в образование и обучение достигнут $252 млрд. А Томас Фрей, главный футуролог американского Института да Винчи, предсказывает, что к 2030 году в школах и вузах появятся роботы-учителя.

Многих такой прогноз, наверное, напугает. Но стоит ли бояться? Означает ли он, что роль учителя будет низведена до уровня программиста, настраивающего обучение? Думаю, что этого не произойдет. Но что изменится – так это парадигма образования, сама роль учителя. Сегодняшние преподаватели, как правило, передают информацию и обучают навыкам. Многие из этих функций, действительно, можно заложить в роботизированные программы e-learning. Но никакая умная машина не сможет стать для человека наставником, помогающим развивать личность и достигать своих целей. Наставничество – это главное предназначение учителя. И будет расти потребность в том, чтобы каждый человек в любом возрасте смог найти коуча или ментора, который окажет ему персональное внимание.

Все это касается и бизнес-образования. Ныне существующая система ориентирована на то, чтобы готовить специалистов и менеджеров под потребности корпораций. Новая система будет помогать людям строить свою индивидуальную судьбу, реализовывать свои личные проекты и помогать быть успешными в мире, где все основные рутинные процессы выполняют машины.

Serendipity University – шаг в построении такой системы обучения. Это не просто библиотека дистанционных курсов, которые можно купить и прослушать. Это платформа, предлагающая набор инструментов, которые необходимы для развития исследовательского или предпринимательского проекта в сфере STEM / NBIC. Кроме традиционного обучающего элемента, модель Serendipity University включает в себя сообщество, в котором можно тестировать свои идеи, находит спонсоров, инвесторов и менторов, готовых дать индивидуальные консультации.

Наш проект зародился в России. Но довольно быстро стало ясно, что в России нет инвесторов и критически важной массы пользователей, которые необходимы для его успешного развития. Поэтому в 2013 году я переехал в американскую Силиконовую долину. До последнего времени мы ориентировались на образовательный рынок русскоязычных стран. Но практика показала, что более интересные перспективы в странах, где в науке и бизнесе распространен английский язык: Индии, Китае, Израиле. Поэтому мы поставили цель вывести на рынки международного e-learning, staffing, learning financing and fundraising качественный англоязычный продукт.

Новая задача потребовала переосмыслить подходы к развитию образовательных проектов в EdTech. Какие профессиональные компетенции нужны сегодня молодым стартапам и зрелым корпорациям? Чему стоит учиться, чтобы стать успешными, предпринимателям, специалистам и менеджерам? Как масштабировать технологические проекты на международном уровне? Этими своими наблюдениями, накопленными в США, я хочу поделиться с читателями Executive.ru.

1. Предложений в сфере STEM / NBIC и других продуктов, ориентированных на развитие личности, в США в сотни раз больше, чем в России. Этот рынок стремительно растет. Есть много вещей, о которых в русскоязычных странах даже не слышали. Все образовательные продукты высокого качества, есть широкий выбор по цене и возможностям.

2. Есть огромный рынок предпринимательского образования всех форматов. Однако тренд последних десятилетий, связанный с технологическими стартапами, открыл огромный рынок в области программ Product Development and Management. В чем разница? Если коротко, то общее образование в области предпринимательства может помочь запустить какой-то бизнесок или прокачать существующий. Но если есть намерение использовать возможности технологий, чтобы масштабироваться, и тем более, если есть желание сразу выйти на международный рынок сразу, то Product Development must have. Меня очень порадовало, что те курсы, которые я разработал и преподавал, на 80% совпадают с подходом Product Development. Это позволило мне разрешить определенный когнитивный диссонанс, когда очень много людей приходят с некоей идеей, но при этом не знают, как превратить ее в рыночный продут. Появилась ясная перспектива – чем можно им помочь.

3. Малый бизнес в каком-то смысле умирает. Причина в том, что, если раньше в любом бизнесе было 10% маркетинга, 20% продаж, а остальное приходилось на операции, то сейчас маркетинг – 40%, продажи – 30%, саппорт – 20%, операции – 10%. И это не потому, что операций стало меньше, а потому, что доля маркетинга и продаж, доля постоянных коммуникаций резко выросла. Это изменение привело к резкому перераспределению компетенций. Раньше плотник – это было круто. Сейчас круто – собирать лиды и продавать их тысячам плотников. Хорошие агенты по недвижимости зарабатывают миллионы, но создатели успешных сайтов по недвижимости заработали миллиарды. Соответственно и образовательные программы должны эти изменения учитывать.

4. Инфобизнес – тупик. Если хотите двигаться в этом направлении, создавайте качественный образовательный бизнес.

5. Объем предложения настолько велик, кастомизация сегментов настолько мелкая, что просто сделать продукт и выйти на рынок – это уже давно не работает. Тоже самое в маркетинге. Что работает? Только data-driven подходы. Когда вы умеете быстро получать трафик из разных каналов и разных групп, тестировать массу гипотез, создавать много MVP (Minimum Viable Products) анализировать их и на основе полученных данных корректировать продукт. И так происходит не только в технологиях – а во всех индустриях, включая ритейл, общественное питание, развлечения, страхование. Поэтому маркетинг все меньше про коммуникации, и все больше про Big Data, Business Analysis, Machine Learning and AI. И не потому, что это такая забава гиков. А потому, что выхода нет, и выбора нет. Такой технологический подход позволяет создать новые модели масштабирования и дефрагментации рынка, новые модели прибыли. Старые почтенные семейные компании уходят с рынка. В этом контексте протест электората Дональда Трампа выглядит оправданным, но перспектив нет. В этом смысле руководства «Бизнес Молодости» о том, как собирать трафик в Instagram уже выглядят как архаичные.

6. Чудовищно возрастает скорость с которой еще вчерашние инновации становятся привычным элементом. Три года назад в американских магазинах не было ни одного дрона. Сейчас это огромная зрелая индустрия. Четыре-пять лет назад горстка людей двигалась в сторону AI, сейчас если в проекте нет AI / Big Data, инвесторы серьезно сомневаются в возможностях его масштабирования.

7. Бизнес-планы в чистом виде никого не интересует. Всех интересуют продукты. Поэтому связка должна быть такой: Product Development + Business Development.

8. Девяносто девять процентов идей, которые поступают на экспертизу в Serendipity University заведомо мертвые. Причина – критический дефицит эрудиции авторов в плане того, что происходит на рынке. Я даже не могу объяснить людям, почему у них мертвая идея: они просто не понимают всех терминов.

9. К вопросу о менторинге. Он все больше становится узко отраслевым, ориентированным на результат. Менторы широкого профиля из серии «Я – опытный предприниматель и успешно построю пару палаток» уходят в прошлое. Развивается следующая модель: один проект может иметь много менторов со своим узким фокусом.

10. Для России / СНГ это кажется диковинкой, но выйти на международный англоязычный рынок с технологичным продуктом более чем реально. Все, что нужно в начале –эксперимент, тестирование гипотез, провести которое может небольшая команда: Product Manager с хорошей эрудицией, Product Designer, Business Analyst с хорошим бэкграундом в маркетинге и один приличный разработчик, который способен быстро реализовать MVP. Либо эти роли должны быть реализованы в двух-трех людях.

Ну, и совершенно очевидно, что сейчас никто не тратит по полгода на то, чтобы «выпиливать» продукт. Главное – быстро представит концепт и получить фидбек. То есть собрать коммьюнити вокруг концепции и определить направление развития проекта. Поэтому, гибкий подход к разработке рулит не как религия, а просто как способ сокращения итераций. Как вы это называете, какие методы и инструменты используете, мало кого интересует. Смысл в том, что цикл разработки стремительно сокращается. Поэтому компании часто покупают команды разработчиков не из-за технологии, которой они обладают, а потому что команды умеют работать в десять-двадцать раз быстрее.

11. Чтобы оставаться конкурентными или иметь возможность что-то создавать, владения общими основами предпринимательства уже явно недостаточно. С моей точки зрения сильный плюс – знания в области Product Development, Data Analysis, Digital Marketing, Operation and Support, Software Development. Не говоря уже об отраслевой специфике. Обычно карьера менеджера в технологической компании начинается с исполнительского уровня, и постепенно выходит на уровень Product Development, потому, что именно этот человек принимает решение, в каком направлении двигаться.

12. Может показаться, что все профессии под напором роботов умерли? Нет. Все профессии и функции остались, но стремительно меняется их содержание, а следовательно – и необходимые навыки. Пример. Недавно я общался в Америке с инженером-электронщиком. Я когда-то после Бауманского института занимался Digital Design. Я поинтересовался, что изменилось в подходах. Оказалось, что уже давно электронные схемы в привычном понимании никто не проектирует, а все пишут код, который конфигурирует микросхему под нужные функции. Это то, что называют прошивкой. То, что я делал 25 лет назад в своей голове, компонуя разные регистры, компараторы и триггеры, сейчас моделируется совершенно иначе.

Да, автоматизация, роботизация выдавливают людей, конкуренция становится все выше. Поляна развития и роста для тех, кто не осваивает новые знания и навыки стремительно сужается. По, как обычно, есть два рынка – для людей с низкой квалификаций и для людей с очень высокой квалификацией. Определите где вы хотите быть.

13. Ключевой навык – управление собственной карьерой. Ваша жизнь никому не нужна, кроме вас. Когда вам говорят, что все будет хорошо, – это вранье. Само собой хорошо не сделается.

14. Проблема мотивации не актуальна. Если ты не можешь мотивировать себя сам, ты никому не нужен. Никто не будет тобой заниматься. Я потратил безумное количество времени, пиная людей и пытаясь им помочь. И жалею об этом: в 99% это не дало никакого эффекта. Доступный менторинг возможен и нужен, но только для тех, кто жестко доказал, что этого достоин. Единственный критерий – способность не бросать начатое и проявлять активность. Всех интересует способность учиться, не бросать и адаптироваться. Если человек сходит с дистанции, он осужден – и никаких оправданий.

15. Возможностей и перспектив становится все больше для тех, кто готов трудится. А для всех ленивых и боязливых возможности стремительно сокращаются. Считаете себя слишком старыми? Полагаете, что так вы сможете оправдать ту задницу, в которой окажетесь? Это никого не волнует, никаких скидок вы не получите.

Кстати, я сам почувствовал острый дефицит компетенций. Поэтому снова в школу – изучать новое! Чему я очень рад.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Большаков
Руководитель, Москва

Интересная и полезная статья.

Знаю Алексея как очень квалифицированного специалиста и зрелого человека с широким бэкграундом.

Абсолютно уверен, что к его мнению необходимо прислушиваться.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.