Часто полноценный образовательный процесс требует несколько сервисов: Zoom, Skype и Discord – для лекций и семинаров, мессенджеры – для постоянного контакта с учениками, CRM – для сбора данных и автоматизации, а еще отдельные сервисы для тестирования и для систем с отчетами.
В итоге обучение распыляется на несколько каналов коммуникации, а вместо единой базы данных и материалов появляются несвязанные хранилища. У некоторых онлайн-школ такая проблема существует до сих пор.
Почему отсутствие единого цифрового пространства – это проблема
Конечно, обучающая платформа и CRM-система – это база, без которой невозможно работать, но остальные сервисы часто идут с ограничениями, например:
- Discord – классный инструмент с голосовыми чатами. Можно демонстрировать экран со звуком, показывать обучающие материалы во время лекции. Минус – заблокирован в России, а использовать без VPN его нельзя.
- Zoom – классика с кучей функций, от демо экрана до рисования на доске. Минус – в России нельзя купить полную версию без ограничения в 40 минут.
- Telegram – можно написать ботов с интеграциями и общаться. Минуса два: готовых интеграций нет, поэтому придется писать с нуля. А если в компании жесткие требования к ИБ, то подцепить телегу к своей инфраструктуре просто не позволят.
Общий недостаток решений выше – их сложно интегрировать с внутренними системами и соединить между собой. Из-за этого получается разрозненная система, в которой и ученикам, и преподавателям приходится постоянно переключаться между окнами. Такое обилие сервисов портит процесс для всех участников онлайн-обучения.
Какие сложности возникают у потребителей EdTech-продуктов
- Сложно ориентироваться. Customer Journey Map внутри курса становится непонятнее, когда у ученика несколько сервисов для разных задач – легко что-то потерять или перепутать. Лекции здесь, тесты там, а практика и преподаватели вообще в чате. Студент может потратить много времени, только чтобы выяснить, где находятся видео курса, а куда отправлять задания.
- Затрудненный доступ к базе знаний. Если студенты не могут быстро получить доступ к материалам из-за того, что у каждой системы своя форма авторизации, может снизиться: процент участников, которые прошли обучение от начала до конца, индекс удовлетворенности курсом, количество лояльных пользователей, кто порекомендует курс друзьям и знакомым.
- Непросто оценить свой прогресс. Трудно понять, как ты учишься, если все данные разбросаны по разным платформам. Если результаты тестов и оценки из разных источников не объединяются, студент не сможет увидеть, в каких областях ему стоит подтянуть знания. А это искажает и снижает transformation rate курса и обучения.
- Обучение становится запутанным. Разные платформы могут создавать впечатление несвязанных материалов без логики. Студенты из-за этого теряются в этапах и заданиях, раздражаются, хуже запоминают и забрасывают курсы.
Какие сложности возникают у поставщиков EdTech-продуктов
- Проверять и вести отчеты. Преподаватели тратят много времени на управление несколькими системами вместо того, чтобы заниматься главным – обучением. Например, вручную добавляют учеников в чаты, если не настроена автоматизация.
- Загружать материалы. Если система разрознена, не всегда понятно, куда и в каком формате лучше прикреплять материалы. А если прикреплять их везде, это может потратить время и запутать учеников, а еще привести к утечке важных материалов школы.
- Анализировать успеваемость. Если данные об успеваемости разбросаны по разным системам, преподавателям сложно понять, как дела у всей группы. Проверять тоже не просто: допустим, если приходится отсматривать задание в LMS-системе и бесконечно переключаться в телегу, чтобы дать каждому обратную связь.
Как снизить риск потерь в онлайн-обучении
На каждом этапе образовательного процесса есть риск что-то потерять или снизить показатели курса и учеников. Все эти проблемы создали достаточно устойчивый тренд в EdTech-сфере – стремиться к экосистеме сервисов, интегрированных между собой, благодаря чему:
- Появляется безопасный изолированный контур. Так информация из базы знаний и коммуникация с преподавателями не перемешивается с личными и рабочими переписками. А еще никуда не утекает, и риск сливов становится гораздо меньше, особенно, если на платформе есть система гостевого доступа с разными уровнями разрешений. Это работает и в пользу учеников: их личные данные в большей безопасности.
- Проще управлять разными потоками учеников. В единой системе их гораздо легче сравнивать и пропускать через аналитику, общаться без потерь во времени, отправлять и загружать материалы в единое пространство с разными уровнями доступа.
- Процесс для учеников становится бесшовным. Это повышает доходимость обучения до конца, лояльность к платформе и повторные покупки.
Как выглядит экосистема для EdTech: что должно быть внутри
Основа экосистемы в EdTech – обучающая платформа и CRM, а вот единым окном за счет интеграций становится мессенджер. Чтобы его выбрать, EdTech-компании обычно ставят в приоритет эти функции:
1. Видеоконференции. Со встроенным сервисом видеозвонков проще строить бесшовное обучение. Выбирая платформу, образовательные компании, как правило, смотрят на:
- Постоянные комнаты для лекций, в которые можно быстро перейти из мессенджера, и гостевой доступ. Так ученики смогут подключаться без регистрации, по ссылке в браузере, ничего не устанавливая. Такая функция снимает барьер, когда надо быстро подключиться к новой лекции или семинару. Без гостевого доступа приходится регистрироваться и авторизоваться, оставлять личные данные и совершать лишние действия. Не все к этому готовы и это нормально. Задача платформы и гостевого доступа – снять барьер.
- Максимальное количество участников, которое тянет конференция. Это нужно, чтобы лекция или вебинар не слетели из-за того, что платформа тянет только 30 человек, а их набралось 60. Имейте в виду: с ростом бизнеса может потребоваться больше мест для участников. Просите демо-версию, чтобы протестировать звонки.
- Демо экрана и другие важные для курсов функции. Перевернутые камеры, онлайн-доски с общим или ограниченным доступом, запись, а еще демонстрация контента со звуком – если нужно посмотреть видео, сделать аудио-задание и что-то послушать. Все эти функции помогают ученикам воспринимать информацию через интерактив, а преподавателям – не переключаться между разными сервисами, чтобы провести занятие и показать материалы.
2. Мессенджер. В нем можно не только общаться с коллегами и учениками, но и строить другие важные процессы: давать обратную связь на домашки, проверять отдельные задания и устраивать совместные практики в учебных группах. Здесь компании обычно смотрят на:
- Разделение по пространствам: чтобы чаты потоков, администрации, преподавателей и личные переписки не перемешивались между собой. Так преподаватели и ученики будут точно знать, в каком чате какую информацию публиковать и искать, CJM внутри курса станет прозрачнее, а это сильно влияет на доходимость и удовлетворенность. Например, если в чате группы публикуются ссылки на лекции и домашки, а в чате потока – прогресс учеников и важные объявления курса.
- Разные уровни разрешений и гостевой доступ. Часто в чатах есть преподаватели, администрация и ученики, но действия у них могут отличаться: преподам важно добавлять новых участников, прикреплять и скачивать материалы, а администрации – быстро деактивировать пользователей. Для этого компании выбирают мессенджеры, где можно выборочно добавлять студентов в конкретные чаты, назначать разные роли и давать разные уровни разрешений.
- Что происходит, если участник заканчивает курс и есть ли возможность одной кнопкой удалить участника и его данные из чатов.
- Как устроены чаты и треды. Например, если нужно узнать о вопросах к лекции, можно быстро создать под них отдельный тред и не терять сообщения учеников. Чтобы общаться, реагировать и не терять важную информацию о лекциях и семинарах, компании смотрят на возможность отвечать в отдельной ветке сообщений, цитировать, редактировать сообщения и тегать участников. Все эти функции упрощают коммуникацию и делают так, что важная информация не теряется.
Интеграции с обучающими системами в режиме одного окна
В процессе онлайн-образования приходится создавать разнообразные задания, поэтому многие EdTech-компании проверяют, можно ли быстро подключать и собирать:
- Опросы, тесты и викторины: чат-боты могут задавать ученикам вопросы с открытыми и закрытыми вариантами ответов, чтобы отработать пройденную тему. Если интеграция уже подключена, вы загружаете в нее данные для теста и видите результаты всех учеников в одном месте. А ученики не ходят между разными платформами и одной кнопкой переключаются с лекции на тест по ней.
- Анализ и фиксацию прогресса: чтобы анализировать прогресс учеников, хранить его в базе данных и адаптировать тесты под разные уровни знаний. Даже если у сервиса есть интеграции с чат-ботами, но нет возможности собрать аналитику, прогресс придется считать руками и часами преподавателя. Чтобы не тратить на это время, EdTech-компании подключают аналитику через интеграции и одним кликом сводят все данные в таблицы.
- Игры для группы учеников. Многие практики в EdTech часто завязаны на групповых форматах: чтобы устроить проверку знаний для группы или провести задание, нужны боты и пространства, где вся группа сможет работать одновременно. Для этого есть отдельные приложения и мини-аппы, но чтобы их подключить, интеграция должна работать априори.
- CRM: чтобы ученики автоматически попадали во все чаты после оплаты. Это снижает время менеджеров и преподавателей на рассылку гостевых ссылок и данных для регистрации.
Интеграции лучше подстроить под ваш процесс, но основное, что обычно проверяют компании:
- Открытый исходный код. С ним можно быстро адаптировать сервис под свою экосистему.
- Настроенные интеграции с другими платформами. Так не придется тратить время, чтобы с нуля собирать их на своей платформе и подключать самостоятельно.
- Возможность использовать сервис on-premise: будьте внимательны, даже если он есть, конкретно вашей компании некоторые платформы могут не разрешить его развернуть на своем сервере из-за небольшого количества учеников и сотрудников.
Подводим итог: будущее EdTech за единым окном
- В разрозненной LMS-системе есть несколько подводных камней: ученикам сложно в ней отслеживать свой прогресс, находить материалы, проходить курсы до конца и разбираться с навигацией. Учителям – вести отчеты и аналитику, строить коммуникацию, размещать материалы и выдерживать административную нагрузку.
- Основные преимущества единого окна – изолированный контур, простое управление разными потоками учеников, бесшовный процесс и экономия на платных сервисах.
- Когда выбираете сервис для своей онлайн-школы, обращайте внимание на то, есть ли встроенные видеоконференции и какие функции они поддерживают, какие возможности есть у мессенджера и как построены интеграции с другими сервисами и платформами.
Также читайте:
Статья – хорошая, но цепляет “по касательной”. Описаны основные проблемы, однако, тема: “Как выстроить работу с учениками EdTech-компании?”, как мне показалось, не раскрыта.
Мне довелось в период пандемии выступить соорганизатором проекта по обучению детей английскому языку онлайн. Сначала – для детей знакомых, а потом проект смасштабировали на СНГ. После пандемии его свернули, но некоторые практические рекомендации актуальны и сейчас.
1. Технология имеет значение, но защита клиента - важнее. Изначально у нас возник вопрос, в каком формате работать? Изучили различные варианты (Skype, Zoom и более мелкие), но у них был ряд недостатков, которые нас не устроили – особенно на фоне скандала со “сливом видео” в сеть со стороны Zoom. Приватность была в приоритете, поэтому решили написать собственное решение LMS, которое получилось очень удачным. В какой-то момент даже столкнулись с тем, что используемые технологии (а брали самые современные) даже не поддерживались устройствами Apple (через пару месяцев на iOS вышло обновление, и проблема исчезла).
2. Если готовые решения не подходят - можно собрать свой конструктор. Мы арендовали IT-инфраструктуру для телекоммуникаций у Twillio, к которой сверху был добавлен frontend, и развернуты кабинеты пользователей. Вся статистика по ученикам, их оценкам, длительности сессий, действиям преподавателей собиралась автоматически на AirTable. Видеоформат представлял собой два потока – захват с камеры ученика/преподавателя + послойное наложение видео через AnyCam – получалось транслировать видео, похожее на CNN или Bloomberg: наложение элементов, картинки/книги/клипы, преподаватели, - было красиво.
3. Имейте что-то уникальное, killer feature, что позволит "отстроиться" от конкурентов. Мы сделали ставку на технологии - на финальном этапе организовали замену преподавателей на героев мультфильмов или спортсменов, которые нравятся детям. Обучению, впрочем, последнее не способствовало – получилось слишком правдоподобно, и дети впадали “в ступор” при разговоре с “кумиром”, пришлось отказаться.
Теперь – собственно к вопросу в заголовке статьи. Что можно рекомендовать:
1. Определить, какая аудитория будет охвачена (количество одновременных обращений), что будет происходить с разными часовыми поясами.
2. Определить контент, который будет использоваться. Соотнести его с шириной канала в точке получения трафика.
3. Отобрать лучшие решения по кабинетам пользователей. Сейчас все сильно продвинулось по сравнению с пятилетней давностью – нет задачи "писать с нуля".
4. Продумать, какая статистика будет востребована и сразу внедрить ее в LMS.
5. Больше работать с родителями учеников (или самими учениками) – они часто подсказывают совершенно необычные решения. Так, мы столкнулись с тем, что клиенты уезжали в отпуск в регионы, где качество интернета было сильно ниже, чем мы планировали, и это привело к необходимости изменять параметры вещания.
6. Позволить ученикам ставить оценки преподавателям и давать обратную связь.
7. Организовать отдел качества, который будет проверять случайным образом выбранные записи уроков. Соотносить это с политикой обучения.
История имела и продолжение. После сворачивания проекта на нас вышли представители из Индии с желанием купить платформу для обучения деревенских школьников обычным предметам. Оказалось, что численность стандартного “класса” – 200-300 человек, что сильно превышало возможности базовой версии платформы. Скорость интернета - 3G. Мы начали доработку проекта, но в 2022 приоритеты изменились. Если сейчас планировать выход на международный рынок - можно также рекомендовать изучить и локальные особенности, к которым привыкли клиенты, чтобы сразу иметь представление о необходимости различий в версиях для разных регионов.