Вспомните самое начало 2020 года. Для нас было нормой встречаться с бизнес-партнерами за чашкой кофе и проводить тренинги в офисах и конференц-залах. Затем все резко изменилось. Теперь каждый из нас вынужден смириться с тем, что Skype и Zoom — наши основные инструменты коммуникации. С одной стороны, это удобно — вы можете провести встречу или тренинг из любого места. С другой стороны, удерживать внимание аудитории или даже одного собеседника стало гораздо труднее.
Я уже много лет провожу корпоративные тренинги и учу людей выступать перед аудиторией в любых форматах. В этой статье вы узнаете, что мешает людям слушать вас онлайн, и как вы можете лучше их вовлекать.
Почему вас не слушают
На самом деле, не слушают не только вас, но и меня, и любого другого спикера. Это происходит по разным причинам.
1. Глобальный дефицит внимания
Основная причина заключается в том, что мы живем в эпоху глобального дефицита внимания. Вокруг нас столько источников информации, что мозг уже не в силах самостоятельно концентрироваться только на одном из них.
Судите сами: если вы садитесь работать и оставляете включенными звук на телефоне и уведомления на компьютере, то бесконечные звонки и напоминания о новых письмах и комментариях в соцсетях будут отвлекать вас каждую минуту. И рука будет тянуться к телефону!
То же самое происходит с вашим собеседником — даже если ему интересно то, о чем вы говорите, любое уведомление переключает внимание и уводит его в сторону.
2. Неинтересная тема
Другая причина — неинтересная тема. Так тоже бывает. Вспомните лица коллег из других отделов, когда вы на совещании делаете для них доклад по вашей теме. Они не специалисты в вашей области, и для них ваша тема важна только в том случае, если они явно видят, что в этом для них.
Проверяйте себя нуичо-тестом. На этапе подготовки ставьте себя на место слушателей и задавайте вопрос «нуичо» к каждому слайду и к каждому тезису. Если ответа на «нуичо?» у вас нет, исправляйте или удаляйте этот слайд или тезис!
3. Сложно объяснять сложное
Третья причина — сложно объяснять сложное. В корпоративном мире есть множество примеров, чтобы проиллюстрировать эту причину.
Например, вы юрист и хотите объяснить коллегам, почему важно правильно оформлять договоры с подрядчиками. Для вас юридическая терминология — привычный язык, но другие люди с трудом продираются сквозь витиеватые и непонятные формулировки. Если во время выступления вы будете говорить юридическим языком, внимание коллег будет тут же потеряно. Стоит вам перевести юридические термины и объяснить их простым языком, как вы тут же превращаетесь в корпоративного героя.
Вкручивайте в речь вопросы типа «Как это связано с…?» или «Что это означает для…?» или «Как это поможет нам в…?», и тут же давайте ответы на эти вопросы!
Хорошая новость — со всеми причинами можно бороться и устранить их частично или полностью. Давайте разберемся, как это можно сделать.
Пять способов удержать внимание аудитории при онлайн-выступлении
На самом деле этих способов больше. Я собрал здесь те, что больше всего влияют на качество выступления.
Способ № 1: настройте камеру так, чтобы вас было хорошо видно
Окошко, в котором зритель видит вас во время выступления — это ваше главное средство общения с ним. Если вам в этом пространстве будет плохо, ваш зритель ощутит этот дискомфорт. Удобно с тем, кому удобно!
Кроме того, продумайте фон, внешний вид, организуйте себе возможность двигаться во время выступления или удобно сидеть.
Кстати, фон для выступлений — тема, которая заслуживает отдельного обсуждения. Весной, когда вся страна неожиданно перешла на удаленную работу, зрители прощали все. Нам было неважно, есть ли посторонние шумы во время выступления, приходят ли к спикеру дети, и появляется ли внезапно в кадре голова кота. Сейчас все изменилось. Стандарты и требования выросли. Многие спикеры закупились хорошим светом и звуком. А зрители хотят видеть красивую картинку и оценивают, насколько спикер подготовился к созвону.
Способ № 2: иллюстрируйте свои слова
Используйте интерактивные доски и готовые слайды для иллюстрации своих слов во время онлайн-выступления. Поделюсь с вами несколькими правилами, которыми пользуюсь сам:
- иллюстрация должна дополнять слова, а не дублировать или заменять их;
- иллюстрация должна интриговать, вовлекать, заставлять задуматься;
- иллюстрация — это дополнительная возможность вызвать слушателя на диалог. Например, вы можете заранее сделать пустографки, чтобы прямо во время выступления дополнить их вместе с аудиторией. Зрители терпеть не могут готовое знание, они хотят добывать его сами опытным путем. Дайте им такую возможность!
Способ № 3: дайте конкретику, создайте интригу
Полезный материал — один из самых верных способов удержать внимание аудитории, тем более онлайн.
Постарайтесь распределить цифры и факты по всему выступлению так, чтобы слушатели внимательно следили за вашими словами и понимали, что в любой момент может прозвучать ценная для них информация.
Только не раскрывайте всех карт сразу! Давая ответ на предыдущий вопрос, сразу ставьте следующий! Идите по цепочке вопрос-ответ-вопрос, подводя к ответу на главную интригу, которую вы подвесите где-то вначале!
Дополнительный способ удержать внимание — объяснить аудитории, что эти цифры и факты значат, и как их можно интерпретировать.
Например, вы маркетолог. Ваша задача — рассказать коллегам о трендах в поведении потребителей. Во время выступления вы можете не только привести результаты исследований о том, на что больше всего обращают внимание люди, но и оценить по ним, насколько привлекательна ваша компания в глазах общества. Еще лучше, если вы дадите возможность зрителям высказать свое мнение, сравнить его с результатами опроса, чтобы дальше найти общее решение.
Способ № 4: используйте фразы, которые реанимируют внимание
Заранее подготовьте фразы, которые вы сможете использовать, чтобы взбодрить онлайн-аудиторию и переключить ее внимание с отвлекающих факторов на ваше выступление.
К реанимирующим фразам относятся выражения, в которых используются истории, вопросы, призывы к действию.
Примеры таких фраз: «Однажды со мной случилось…» или «Что вы обычно делаете, когда...», или «Давайте сейчас вместе сделаем вот что, ...», «Оцените в чате от 0 до 10 ...».
Если вы хотите удержать внимание по ту сторону экрана, нужно чтобы там все время что-то происходило.
Способ № 5: попросите людей отложить свои телефоны
Один из моих знакомых спикеров обычно делает это так: «Друзья, человек находится там, где его мысли. Если мысли ваши будут в телефоне или почте — вас не будет с нами. Примите решение, где вы хотите быть. И если вы хотите быть с нами и вынести максимум из нашего общения, пожалуйста, прямо сейчас закройте почту на компьютере и нажмите на значок «самолета» в телефоне».
Да, половина вас не послушает, кто-то сделает это нехотя. Но это намного лучше, чем ничего. Вы получите ядро лояльных слушателей, на которых сможете опираться.
В заключене хочу пригласить вас к обсуждению: как вы думаете, может ли онлайн-коммуникация быть более эффективной, чем офлайн? Если да, то как, а если нет, то почему?
Читайте также:
Никогда экран монитора не заменит живое общение.
Почему?
Риторический вопрос.
Вы же психолог, и ответ знаете, это ваш Способ № 3: дайте конкретику, создайте интригу.
Skype и Zoom для кого-то новая реальность, для меня это рабочая ситуация уже несколько лет. Правда, Zoom начал использовать в этом году, летом.
В наше время живое общение становится роскошью.
Во-первых, если в большом городе, то пробки. А если в маленьком, то только за большие коврижки поедите на встречу в Большой город.
Во-вторых, нынешние бизнесмены стали не обязательными, могут и не прийти на встречу. А если встреча по скайпу, ну и бог с ним!
В-третьих, и пандемия накладывает свои ограничения, могут не открыть рейс туда, куда тебе надо. Но, и Skype и Zoom, они и в Африке – Skype и Zoom. Если там конечно же есть интернет.
По крайней мере раньше я почти никогда не включал в онлайн-контакты людей, с которыми не встречался лично. Сейчас ситуация несколько иная...
Онлайн- коммуникация может быть более информативной и скоростной (договорились - и тут же отправил требуемый файл или открыл доступ), но невербальные составляющие во многом при этом теряются и не передаются во всём своём многообразии...
Я уже молчу о том, что чокнуться бокалами проблематично...
Спасибо за материал, Сергей, - взял на вооружение пару идей. Мне кажется, еще одного способа захвата внимания не хватает - попросить людей включить видеокамеру))
Онлайн коммуникация может быть эффективной после того, как вы познакомились и пообщались с человеком оффлайн, почувствовали его, поняли его невербалику. То есть, вы создали базу для дальнейшего общения в любом формате. Зная, как ведет человек себя оффлайн, вам проще это для себя представить и найти рычаги привлечения внимания при онлайн общении.
В онлайн не нравится возможность монипуляции. В любой момент оппонент может как бы "упасть", потом, например, зайти с подготовленным ответом либо совсем пропасть (извинте, у меня на даче проблемы со связью).
Первую реакцию сложно взять - а руководителю не скажешь - поставте оценку с 1 до 10 :-)))
Поняла, что онлайн коммуникация эффективна не более чем на 4 чел.
Но Вы же о чистом выступлении, а не о совещании. Тогда только конент. Интересно-неинтересно, полезно-неполезно. Если в реале Вас дослушают: (после выступления надо с кем то встретится, не зрая же я пришел и т.д.)- то здесь нажал кнопку и адью. Лакмусовая бумажка. Этим нравится , дисциплинирует :-)
У адвоката Пороховщикова на тему удержания внимания слушателей есть отличные советы - приемы. Книге больше 100 лет.
1. Прямое требование внимания от слушателей: а сейчас будьте особенно внимательны!
2. Пауза
3. Вставные предложения
4. Неожиданный вопрос к слушателям
5. Дразнить любопытство, сохраняя интригу и не отвечая сразу на свой важный вопрос
6. Прервать изложнение на интересном, перейти к другому вопросу, а затем вернуться к прерванному - эффект Зейгарник
7. Заранее намекнуть, о чем будет говорить впоследствие
Искусство!
Очень ценная статья. Перечень инструментов для удержания внимания можно дополнить еще сменой ритма речи. По моему опыту, помогает вернуть внимание "потерявшихся".
книга "Искусство речи на суде"?
Да.