Как ИИ изменит рынок онлайн-образования в 2024 году

Глобальный рынок искусственного интеллекта (ИИ) в EdTech развивается на высоких скоростях: ежегодно прирастая на 38% в среднем, к 2030 году он может увеличиться с $3,45 млрд до $23,82 млрд. Такие прогнозы дают аналитики Market Research Future. Уже практически невозможно представить образовательные онлайн-продукты без ИИ — в разном объеме и с разной степенью сложности он есть практически во всех проектах.

Как и зачем ИИ-технологии будут использоваться в EdTech в 2024 году и как они будут менять индустрию? Вот пять основных направлений.

1. Освобождение времени педагогов

Постепенно вся образовательная сфера привыкает к внедрению технологий, а сами технологии совершенствуются и становятся уже не тем, что отнимает время на изучение, а тем, что, наоборот, экономит силы и время. Искусственный интеллект становится виртуальным помощником для педагогов, позволяя им сосредоточиться непосредственно на обучении, а не на сопутствующих задачах.

По оценкам аналитиков PSMarketResearch, растет спрос на ИИ-решения, повышающие эффективность преподавания и автоматизирующие административную работу. Нагрузка на педагогов год за годом растет, как говорят в McKinsey, и это снижает их продуктивность. И около 20-40% всей работы педагога можно автоматизировать.

Во-первых, ИИ-технологии могут заниматься проверкой домашних заданий вместо педагога, что актуально и для школьного и университетского образования, и для дополнительного или внешкольного. Например, в этом помогает проект Gradescope — умный помощник проверяет домашние задания, экзаменационные листы и даже точность написания кода. При выводе результата система может говорить, например, о том, что ученик дал верное объяснение, но ответ получил неправильный, или показать, где возникла проблема с расчетом по формуле.

Во-вторых, виртуальные помощники — такие, как чат-боты, могут снимать с педагога часть нагрузки, связанной с консультациями и разбором разных вопросов во время урока. Вместо того чтобы уточнять что-то у педагога, ученик может обратиться к ИИ-помощнику: например, спросить, как можно получить ответ в математической задаче за меньшее количество действий. Распространение таких виртуальных ассистентов учителя в ближайшее время будет во многом связано с растущей популярностью технологии ChatGPT.

Генеративный ИИ, как ChatGPT и аналогичные технологии, также будет экономить время педагога, помогая в создании контента для онлайн-занятий. Вместо того, чтобы тратить часы на поиск иллюстраций или текстовых задач и примеров, педагоги смогут задавать запрос для ИИ и за несколько минут получать необходимый материал. В один клик можно даже собрать целую презентацию: с этим уже справляются сервисы Tome или Prezo.

2. Повышение практической ценности виртуального обучения

Сочетание технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) с искусственным интеллектом позволит сделать учебные симуляции в виртуальных средах более эффективными. Технологии VR и AR создают среду для безопасной отработки навыков и полученной теоретической информации, а добавление ИИ может повысить качество знаний.

Во-первых, в виртуальном пространстве может появиться ИИ-помощник, который будет отвечать на вопросы ученика в процессе отработки навыков, давать подсказки, комментировать и корректировать его действия. Фактически, выполнять задачи учителя или наставника.

Во-вторых, как и в других образовательных продуктах, в симуляционном пространстве ИИ может анализировать действия ученика, скорость прохождения заданий, успешность освоения программы. И дальше уже корректировать процесс под каждого обучающегося. Например, если в VR-среде студент-медик отрабатывает операцию и плохо справляется с определенным этапом, ИИ может предлагать дополнительную виртуальную практику на отработку проседающего навыка.

Постепенное совмещение VR, AR и ИИ может привести к тому, что в онлайн-образовании начнут появляться классы в метавселенных. Это сделает обучение более увлекательным в первую очередь для детей.

3. Полная персонализация и адаптивность

Все больше участников рынка EdTech фокусируются на создании платформ, предлагающих индивидуальную траекторию обучения. Персонализация программы — основной тренд, который будет укрепляться год за годом и постепенно становиться новым стандартом отрасли.

Сегодня рынок онлайн-образования достаточно насыщен. Заинтересованный ученик — как ребенок, так и взрослый — может найти курсы, вебинары, уроки и другие материалы практически по любому предмету и отрасли. Нехватки контента нет, и теперь встает вопрос поиска наиболее качественного продукта. У аудитории растут требования к образовательному контенту: он должен быть не только максимально полным, без воды, но и эффективным. А эффективность во многом зависит от того, подходит ли конкретный материал и его подача ученику.

Аналитические системы искусственного интеллекта собирают данные о том, с каким опытом ученик пришел к конкретной образовательной программе, как он по ней двигается, с чем справляется быстро, а с чем — медленнее, какой формат контента лучше воспринимает, и так далее. Все это позволяет системе или педагогу, который получит данные, по мере накопления информации составить оптимальную программу обучения: по уровню сложности, темпу, подобранным материалам.

Например, ИИ-решения могут подстроить курс под человека, которому легче работать с видео-лекциями, чем с текстовыми, или который медленно запоминает информацию и нуждается в большем количестве отработок. Помимо этого ИИ-решения могут отслеживать наиболее частые ошибки ученика и предлагать варианты их устранения: подавать иначе теоретический материал по конкретному вопросу, давать дополнительные задания на отработку решения.

Все эти возможности искусственного интеллекта со временем позволят сделать онлайн-образование более доступным разным категориям учеников. Разработанные курсы, рассчитанные на большую аудиторию, по эффективности начинают приближаться к обучению один на один с педагогом — хотя не заменят подобный формат полностью.

В перспективе ИИ-решения могут также привести к появлению новых подходов и методик в подаче контента, в выстраивании программы курса, проведении занятия — с учетом личных запросов каждого ученика.

4. Развитие цифровых репетиторов

Рынок технологий, направленных на распознавание и обработку естественного языка, развивается очень быстро, и вместе с ним совершенствуются виртуальные ИИ-ассистенты. Это способствует активному появлению образовательных продуктов, которые строятся на модели репетиторства. Только ученик взаимодействует не с живым педагогом, а с компьютером.

Эта идея сегодня широко распространена в изучении иностранных языков. Один из самых известных примеров — чат-бот Duolingo, который распознает речь и благодаря этому помогает эффективно тренировать произношение. Алгоритм обучается на речи носителей языка, и если произношение ученика отличается от этих примеров идеального результата, он указывает на ошибки и поясняет их. По аналогичному принципу тренировать иностранную речь помогает Babbel.

Кроме того, в качестве виртуальных репетиторов, ИИ-решения могут ежедневно напоминать ученику о необходимости пройти урок, подкидывать новые слова для изучения или повторения в течение дня, давать тесты и проверять их. С некоторыми виртуальными помощниками можно общаться как с обычным человеком: например, на платформе Busuu искусственный интеллект готов к беседам на разговорные темы, а сервис Andy в разговоре еще и правит грамматику ученика.

Виртуальные репетиторы не заменяют живого общения с носителем языка, поскольку ИИ-алгоритмы перерабатывают определенный объем данных и строят коммуникацию на его основе. Однако они доступнее уроков с живым репетитором — как с точки зрения финансовых расходов, так и с точки зрения удобства встраивания занятия в личный график. И это будет способствовать появлению все большего количества подобных образовательных платформ и проектов.

5. Ускорение разработки образовательных продуктов

Современный мир развивается и меняется так быстро, что актуальные месяц назад вещи и события сегодня уже могут значить очень мало. Касается это и образовательных программ. Разработка курса, даже не школьного или университетского, который строится на строгих государственных стандартах — всегда долгий процесс. Особенно если разработчик новый, без опыта. Порой есть риск, что к моменту, когда курс будет готов, его придется кардинально переделывать.

Искусственный интеллект не заменит разработчика и не составит курс за одну ночь. Однако он может ускорить процесс сбора контента — от визуальных элементов до большого количества тестов и контрольных задач — и формирования программы под разных учеников. Часть подобных задач по подготовке материалов уже сейчас можно передавать ИИ-решениям, и в ближайшей перспективе помощь технологий может стать еще более эффективной и значимой.

Изменения в системе образования, связанные с внедрением ИИ-решений, неизбежны. Технологии уже начинают проникать даже в консервативные школьные и университетские программы. Но для того, чтобы ИИ-решения приносили пользу, важно научиться ими правильно пользоваться: не заставлять нейросеть написать диплом и не ожидать, что с чат-ботом без других инструментов удастся за полгода освоить новый язык. Любые технологии — только как помощники, а большая часть успеха в любом обучении зависит от самого ученика.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Дроздов
Генеральный директор, Москва

Интересная статья!

Но изменят ли эти инструменты рынок в 2024, не появятся ли новые и более практичные?

Есть ли статистика проникновения описанных технологий на рынке, например доля или количество?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.