Глобальный рынок искусственного интеллекта (ИИ) в EdTech развивается на высоких скоростях: ежегодно прирастая на 38% в среднем, к 2030 году он может увеличиться с $3,45 млрд до $23,82 млрд. Такие прогнозы дают аналитики Market Research Future. Уже практически невозможно представить образовательные онлайн-продукты без ИИ — в разном объеме и с разной степенью сложности он есть практически во всех проектах.
Как и зачем ИИ-технологии будут использоваться в EdTech в 2024 году и как они будут менять индустрию? Вот пять основных направлений.
1. Освобождение времени педагогов
Постепенно вся образовательная сфера привыкает к внедрению технологий, а сами технологии совершенствуются и становятся уже не тем, что отнимает время на изучение, а тем, что, наоборот, экономит силы и время. Искусственный интеллект становится виртуальным помощником для педагогов, позволяя им сосредоточиться непосредственно на обучении, а не на сопутствующих задачах.
По оценкам аналитиков PSMarketResearch, растет спрос на ИИ-решения, повышающие эффективность преподавания и автоматизирующие административную работу. Нагрузка на педагогов год за годом растет, как говорят в McKinsey, и это снижает их продуктивность. И около 20-40% всей работы педагога можно автоматизировать.
Во-первых, ИИ-технологии могут заниматься проверкой домашних заданий вместо педагога, что актуально и для школьного и университетского образования, и для дополнительного или внешкольного. Например, в этом помогает проект Gradescope — умный помощник проверяет домашние задания, экзаменационные листы и даже точность написания кода. При выводе результата система может говорить, например, о том, что ученик дал верное объяснение, но ответ получил неправильный, или показать, где возникла проблема с расчетом по формуле.
Во-вторых, виртуальные помощники — такие, как чат-боты, могут снимать с педагога часть нагрузки, связанной с консультациями и разбором разных вопросов во время урока. Вместо того чтобы уточнять что-то у педагога, ученик может обратиться к ИИ-помощнику: например, спросить, как можно получить ответ в математической задаче за меньшее количество действий. Распространение таких виртуальных ассистентов учителя в ближайшее время будет во многом связано с растущей популярностью технологии ChatGPT.
Генеративный ИИ, как ChatGPT и аналогичные технологии, также будет экономить время педагога, помогая в создании контента для онлайн-занятий. Вместо того, чтобы тратить часы на поиск иллюстраций или текстовых задач и примеров, педагоги смогут задавать запрос для ИИ и за несколько минут получать необходимый материал. В один клик можно даже собрать целую презентацию: с этим уже справляются сервисы Tome или Prezo.
2. Повышение практической ценности виртуального обучения
Сочетание технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) с искусственным интеллектом позволит сделать учебные симуляции в виртуальных средах более эффективными. Технологии VR и AR создают среду для безопасной отработки навыков и полученной теоретической информации, а добавление ИИ может повысить качество знаний.
Во-первых, в виртуальном пространстве может появиться ИИ-помощник, который будет отвечать на вопросы ученика в процессе отработки навыков, давать подсказки, комментировать и корректировать его действия. Фактически, выполнять задачи учителя или наставника.
Во-вторых, как и в других образовательных продуктах, в симуляционном пространстве ИИ может анализировать действия ученика, скорость прохождения заданий, успешность освоения программы. И дальше уже корректировать процесс под каждого обучающегося. Например, если в VR-среде студент-медик отрабатывает операцию и плохо справляется с определенным этапом, ИИ может предлагать дополнительную виртуальную практику на отработку проседающего навыка.
Постепенное совмещение VR, AR и ИИ может привести к тому, что в онлайн-образовании начнут появляться классы в метавселенных. Это сделает обучение более увлекательным в первую очередь для детей.
3. Полная персонализация и адаптивность
Все больше участников рынка EdTech фокусируются на создании платформ, предлагающих индивидуальную траекторию обучения. Персонализация программы — основной тренд, который будет укрепляться год за годом и постепенно становиться новым стандартом отрасли.
Сегодня рынок онлайн-образования достаточно насыщен. Заинтересованный ученик — как ребенок, так и взрослый — может найти курсы, вебинары, уроки и другие материалы практически по любому предмету и отрасли. Нехватки контента нет, и теперь встает вопрос поиска наиболее качественного продукта. У аудитории растут требования к образовательному контенту: он должен быть не только максимально полным, без воды, но и эффективным. А эффективность во многом зависит от того, подходит ли конкретный материал и его подача ученику.
Аналитические системы искусственного интеллекта собирают данные о том, с каким опытом ученик пришел к конкретной образовательной программе, как он по ней двигается, с чем справляется быстро, а с чем — медленнее, какой формат контента лучше воспринимает, и так далее. Все это позволяет системе или педагогу, который получит данные, по мере накопления информации составить оптимальную программу обучения: по уровню сложности, темпу, подобранным материалам.
Например, ИИ-решения могут подстроить курс под человека, которому легче работать с видео-лекциями, чем с текстовыми, или который медленно запоминает информацию и нуждается в большем количестве отработок. Помимо этого ИИ-решения могут отслеживать наиболее частые ошибки ученика и предлагать варианты их устранения: подавать иначе теоретический материал по конкретному вопросу, давать дополнительные задания на отработку решения.
Все эти возможности искусственного интеллекта со временем позволят сделать онлайн-образование более доступным разным категориям учеников. Разработанные курсы, рассчитанные на большую аудиторию, по эффективности начинают приближаться к обучению один на один с педагогом — хотя не заменят подобный формат полностью.
В перспективе ИИ-решения могут также привести к появлению новых подходов и методик в подаче контента, в выстраивании программы курса, проведении занятия — с учетом личных запросов каждого ученика.
4. Развитие цифровых репетиторов
Рынок технологий, направленных на распознавание и обработку естественного языка, развивается очень быстро, и вместе с ним совершенствуются виртуальные ИИ-ассистенты. Это способствует активному появлению образовательных продуктов, которые строятся на модели репетиторства. Только ученик взаимодействует не с живым педагогом, а с компьютером.
Эта идея сегодня широко распространена в изучении иностранных языков. Один из самых известных примеров — чат-бот Duolingo, который распознает речь и благодаря этому помогает эффективно тренировать произношение. Алгоритм обучается на речи носителей языка, и если произношение ученика отличается от этих примеров идеального результата, он указывает на ошибки и поясняет их. По аналогичному принципу тренировать иностранную речь помогает Babbel.
Кроме того, в качестве виртуальных репетиторов, ИИ-решения могут ежедневно напоминать ученику о необходимости пройти урок, подкидывать новые слова для изучения или повторения в течение дня, давать тесты и проверять их. С некоторыми виртуальными помощниками можно общаться как с обычным человеком: например, на платформе Busuu искусственный интеллект готов к беседам на разговорные темы, а сервис Andy в разговоре еще и правит грамматику ученика.
Виртуальные репетиторы не заменяют живого общения с носителем языка, поскольку ИИ-алгоритмы перерабатывают определенный объем данных и строят коммуникацию на его основе. Однако они доступнее уроков с живым репетитором — как с точки зрения финансовых расходов, так и с точки зрения удобства встраивания занятия в личный график. И это будет способствовать появлению все большего количества подобных образовательных платформ и проектов.
5. Ускорение разработки образовательных продуктов
Современный мир развивается и меняется так быстро, что актуальные месяц назад вещи и события сегодня уже могут значить очень мало. Касается это и образовательных программ. Разработка курса, даже не школьного или университетского, который строится на строгих государственных стандартах — всегда долгий процесс. Особенно если разработчик новый, без опыта. Порой есть риск, что к моменту, когда курс будет готов, его придется кардинально переделывать.
Искусственный интеллект не заменит разработчика и не составит курс за одну ночь. Однако он может ускорить процесс сбора контента — от визуальных элементов до большого количества тестов и контрольных задач — и формирования программы под разных учеников. Часть подобных задач по подготовке материалов уже сейчас можно передавать ИИ-решениям, и в ближайшей перспективе помощь технологий может стать еще более эффективной и значимой.
Изменения в системе образования, связанные с внедрением ИИ-решений, неизбежны. Технологии уже начинают проникать даже в консервативные школьные и университетские программы. Но для того, чтобы ИИ-решения приносили пользу, важно научиться ими правильно пользоваться: не заставлять нейросеть написать диплом и не ожидать, что с чат-ботом без других инструментов удастся за полгода освоить новый язык. Любые технологии — только как помощники, а большая часть успеха в любом обучении зависит от самого ученика.
Читайте также:
Интересная статья!
Но изменят ли эти инструменты рынок в 2024, не появятся ли новые и более практичные?
Есть ли статистика проникновения описанных технологий на рынке, например доля или количество?