Аппетит приходит во время еды: распробовав выгоды от цифровой трансформации, собственники бизнеса и топ-менеджеры начинают задумываться о продолжении игры. Заменить несколько сотен работников колл-центра одним голосовым ботом – что может быть привлекательнее для компании с точки зрения оптимизации затрат? Цифровизация приводит к… дальнейшему росту спроса на специалистов по цифре.
Каков масштаб процесса? Партнер консалтинговой компании Strategy Partners Алексей Праздничных цитирует данные доклада The Future of Jobs 2018, выпущенного Всемирным экономическим форумом совместно с Евразийским институтом конкурентоспособности и Strategy Partners: «В результате цифровой трансформации до 2022 года исчезнут 75 млн рабочих мест. Однако будет создано 133 млн принципиально новых рабочих мест». При этом рабочие места исчезают в одних отраслях и специализациях, а появляются – в других. В каких именно? – этот вопрос редакция Executive.ru задала экспертам.
Сергей Седов, учредитель МФК «Займер: «Цифровизация порождает спрос на специалистов в области цифры»
Как только бизнесмены поняли, что цифровизация дает дополнительный доход и конкурентные преимущества в виде скорости, появился спрос на специалистов, способных поддерживать и развивать это направление. Следовательно, востребованы, и спрос будет только расти, программисты, разработчики, специалисты по монтажу и обслуживанию электронного оборудования.
Кроме того, нужны будут специалисты, разрабатывающие технические задания для программистов и организовывающие их рабочий процесс – аналитики и проект-менеджеры, знающие все производственные процессы в конкретной компании изнутри. Будет спрос на HR-специалистов, обладающих компетенцией в вышеперечисленных сферах для подбора узкоспециализированного персонала. Понадобятся специалисты по профобучению внутри компании: конкуренция за данные кадры через 2-5 лет будет острой – потенциальных сотрудников еще на этапе обучения в вузе и колледже будут брать на практику в компании. И, конечно же, работодатели будут платить данным специалистам высокие зарплаты с целью удержания их в своем штате.
Спрос на высококвалифицированных специалистов указанных сфер через 5-7 лет повлечет за собой качественные изменения традиционных профессий из сферы услуг. Причина – чтобы молодым специалистам приобрести необходимую квалификацию, потребуются большие временные затраты на работу и самообразование. Им придется делегировать некоторые бытовые функции профессиональным службам. Соответственно, спрос будет на работников общепита, воспитателей в частных детсадах, врачей частных медцентров, таксистов, универсальных специалистов в многофункциональных автосервисах.
Прогнозируя изменения в финансовой сфере, как одной из наиболее цифровизированных, в перспективе ближайших 5-10 лет следует ожидать исчезновения целого ряда профессий – кассиров-операционистов, сотрудников службы техподдержки, бухгалтеров и персональных консультантов. Их заменит искусственный интеллект: автоматизированные системы учета и боты.
Андрей Спиридонов, основатель Aripix Robotics: «Пересмотр производственных цепочек приведет к пересмотру профессий»
В связи с цифровизацией производств будут востребованы такие профессии:
Аналитик больших данных – специалист, разрабатывающий аналитические модели для систематизации и анализа больших данных – всей информации, поступающей от контроллеров, датчиков, сенсоров. Эта профессия в данный момент рождается, пока специалистов единицы, но они будут высоко востребованы по мере внедрения цифровых технологий, ведь весь массив данных от автоматизированных систем, производственных роботов надо эффективно систематизировать и использовать при принятии управленческих решений.
Технолог цифровых производств – специалист, разрабатывающий цифровые технологии создания продукта, оптимизирующий, пересматривающий старые производственные циклы на предприятиях в связи с внедрением цифровых технологий и роботизированных систем. На производствах высокий дефицит квалифицированных технологов, а технологов, способных оптимизировать производственный цикл в связи с внедрением роботизированной техники – единицы. Модернизация и оцифровка производств, Internet of Thing потребуют пересмотра технологических цепочек, и соответственно, технологов с новой квалификацией.
Менеджер цифрового производства – специалист, в оперативном режиме отслеживающий основные производственные процессы цифрового предприятия, параметры производительности, качества, характеристики работы оборудования и принимающий необходимые оперативные решения. Оператор «умных заводов» потребуется по мере их появления и распространения. Сейчас таких предприятий единицы.
Специалист по организации эффективной совместной работы робота и человека – профессионал, занимающийся адаптацией человека к работе с роботизированными системами, обеспечением эргономичности работы человека и машины.
Даниил Козлов, партнер Global Venture Alliance: «Многие профессии перейдут из офлайна в онлайн»
В ближайшие годы мы увидим трансформацию ряда профессий, где идет регулярная очная работа с клиентом. В медицине это реабилитологи, физиотерапевты, психотерапевты, которые уже начинают работать со своими клиентами дистанционно, а также с помощью ряда гаджетов и способов мониторинга состояния. В этой сфере уже есть нехватка как инженеров, которые могут создавать и работать с продуктами и решениями, так и профессионалов, умеющих применять такие решения.
Инна Прохорова, Общероссийская общественная организация «Инвестиционная Россия»: «Потребуются блокчейн-архитекторы и юристы»
Профессия блокчейн-архитектор будет востребована в ближайшей перспективе, как только реальный бизнес будет переходить на цифровизацию: выстраивать бизнес-процессы в цифровом формате, проводить токенизацию, разрабатывать решения с использованием технологии блокчейн, распределенных реестров, smart-контрактов.
Другая новая профессия, которая уже начала формироваться в связи с цифровизацией – это блокчейн-юрист. Появляются новые законы и новые правовые механизмы, связанные с цифровой экономикой, токенизацией, smart-контрактами, криптовалютами и ICO.
Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»: «Появятся специалисты по облакам»
Цифровизация бизнеса – это увеличение роли IT в бизнесе. Соответственно, так или иначе, востребованы будут именно IT-профессии.
Самой популярной является профессия разработчика ПО. Стоит отметить, что простой кодинг все больше автоматизируется, поэтому, более востребованы будут специалисты высокого уровня разработки, такие как IT-архитекторы и системные аналитики.
Роль специалистов по управлению процессом развития систем, например, product- и project-менеджеров, также может приобрести ключевой статус. От них напрямую зависит создание и развитие IP (интеллектуальной собственности). Все более существенным для бизнеса становится анализ данных для получения ответов на вопросы и предсказания. Поэтому будет развиваться спрос на data scientists, профессии на стыке математической статистики и разработки ПО.
На фоне миграции IТ-инфраструктуры компаний в облачные системы рождается очень актуальная профессия, у которой пока не существует точного названия – это специалист по multicloud или облачный аутсорсер. Его задача – эффективно и безопасно обеспечить функционирование распределенных по различным облакам IТ-ресурсов компании.
Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners: «Совсем скоро в HR-арсенале обновится более половины инструментов»
В логистической и транспортной отрасли растет доля профессионалов, занимающихся анализом данных, инженеров машинного обучения, разработчиков ПО, мобильных платформ и приложений. Увеличивается число специалистов по продажам и маркетологов. Не теряет актуальности и роль логистов. Спрос на хороших специалистов по-прежнему остается высоким, а их доля в общем перечне профессий растет. Сейчас их доля в отрасли составляет 8%, однако к 2022 году она увеличится до 21%.
В авиационной отрасли и туризме востребованными остаются разработчики пользовательских интерфейсов, проектировщики интерактивных сред, менеджеры по продукту, специалисты по информационной и технической безопасности, специалисты по коммуникациям. Сегодня доля таких профессионалов в отрасли составляет 8%, к 2022 она увеличится до 13%.
В химической промышленности и биотехнологической отрасли 10% рабочих мест приходится на долю топ-менеджеров (директоров предприятий и операционных менеджеров), менеджеров по продажам, технических инженеров, руководителей отделов R&D, специалистов в области инноваций. В 2022 этот показатель превысит 19%.
В сфере информационных технологий и коммуникаций ведущая роль отводится аналитикам данных, специалистам по разработке искусственного интеллекта, машинному обучению и аналитикам Big Data. Резко возросло число специалистов по информационной безопасности и блокчейн-разработчиков. В текущем году доля таких профессионалов в отрасли составила 17%, но уже к 2022 она вырастет до 33%.
В нефтегазовой отрасли сохраняется потребность в аналитиках данных, инженерах-робототехниках, разработчиках автоматизированных систем управления, инженерах-энергетиках, специалистах по цифровой трансформации, Scrum-мастерах. Сейчас их доля в отрасли составляет 17%. К 2022 году она достигнет 26%.
В финансовой индустрии помимо IT-специальностей востребованными окажутся маркетологи и менеджеры по продажам, специалисты службы технической поддержки, менеджеры по работе с клиентами, высший менеджмент. Сегодня доля новых специальностей в отрасли приблизилась к 15%, однако уже через 4 года она составит 29%.
Изменения коснутся и структуры рабочих мест в России. Совсем скоро в арсенале директоров по кадрам обновится более половины инструментов. Вместо переобучения и развития компетенций текущего персонала компании начнут нанимать новых сотрудников с необходимыми навыками, автоматизировать рабочие процессы и использовать пул временных специалистов.
Андрей Ушаков, гендиректор «Базы Технологий»: «Мотор, сердце и мозг всего процесса – предприниматель»
Любая организация стремится к максимизации прибыли и росту капитализации. Для этого используется два канала: разработка продуктов с высокой маржинальностью и повышение эффективности, надежности и безопасности всех процессов (как производственных, так и бизнес-процессов). В современном мире с его скоростями и объемом информации главным становится скорость изменений и адаптация к постоянно меняющейся окружающей среде.
По первому направлению необходимо постоянно анализировать запросы и тренды рынка, чтобы максимально ему соответствовать. Соответственно, нам нужны аналитики. Самое большое количество данных – в цифре, соответственно, это должны быть цифровые аналитики, которые умеют работать с источниками цифровых данных: тренды в сети, открытые данные госструктур и организаций, профили пользователей, поисковые запросы, данные с датчиков...
Аналитику в обязательном порядке должен помогать дата-менеджер, который будет обладать навыками поиска данных, их агрегации, сегментации и т.д. И, конечно, нужны технические специалисты / программисты по работе с данными, которые смогут разработать для аналитика и дата-менеджера соответствующие алгоритмы.
Идем дальше. Анализ рынка – это хорошо, но по результатам необходимо создать продукт, причем в кратчайшие сроки и в динамично меняющейся среде – тут нужен product-менеджер с сильными навыками Scrum / Agile и их инструментов.
Созданный продукт необходимо продать. На переполненном рынке сложно достучаться до потребителя, и тут нужны маркетологи нового склада, которые могут отследить все способы взаимодействия клиента с продуктом и умеют найти синергию от использования различных каналов. Ну и новизной современного человека трудно удивить – он покупает эмоции, которые дает ему этот товар или услуга. Дизайнер эмоций – это уже не миф.
Что касается производства, то необходим постоянный анализ действующих процессов, поиск точек роста повышения эффективности. Нужен инженер с системным мышлением, который может разобраться не только в конкретном оборудовании, но и в его роли в системе.
Технологическая задача решается с помощью технологий, но удержать весь спектр технологий внутри корпораций невозможно, и здесь скорость также решает ключевую роль. Разрабатывать технологию внутри становится дорого и неэффективно. Поэтому открытые инновации становятся все популярнее. Необходим человек, который будет искать, адаптировать и внедрять новые технологии в действующие процессы – директор по инновациям.
Для оптимизации большинства процессов применяется автоматизация (повышение скорости, снижение человеческого фактора). Автоматизация в широком смысле – это и роботизация, и машинное зрение, и предиктивная аналитика, и многое другое. Все это связано с цифрой. Здесь можно рассмотреть позицию директора по цифровой трансформации как разновидность директора по инновациям.
Если раньше для снижения нагрузок на человека и снижения человеческого фактора серьезно занимались эргономикой, то теперь взаимодействие человека с машиной происходит через цифровые интерфейсы – тут эргономикой занимаются UI / UX дизайнеры.
По-прежнему нужны плоть и кровь современного мира, строители кирпичиков цифрового будущего – программисты всех мастей и направлений.
А мотор, сердце и мозг всего процесса – предприниматель. Это не профессия, но навыкам предпринимательства необходимо учить с ранних лет.
Вторую часть обзора – прогноз развития новых профессий в сфере образования – Executive.ru опубликует 22 ноября 2018 года.
Фото в анонсе: freepik.com
Никто не знает какие специалисты будут завтра востребованы. Гадание на кофейной гуще. Кто бы мог подумать в 2003-2007 году, что будут так востребованы силовики, а сейчас все ломятся учиться на всяких национальных гвардейцев. Если например завтра вектор государства поменяется их пачками начнут на улицу выгонять и что они будут делать в свои 30-35 лет, хотя сейчас им пенсия в детском саду, льготы там всякие.
В особенностях национальной охоты хорошо подмечено про милиционера Семенова: - Не огорчайся ! Уволят - работать пойдешь... Ты умеешь что-нибудь делать, Семенов? - Ничего не умею... - подумав, признался милиционер. - Понятно. Тогда есть от чего расстраиваться... - сочувственно вздохнул Сергей Олегович.
Я к чему - фигня это все, гадания эти. Главное нормальное базовое техническое образование и желание дальше развиваться.
Разве можно всерьез рассуждать на эту тему? Понятное дело, что хочется приподнять занавес и заглянуть, хоть одним глазком, в будущее. Но наши предположения будут мало отличаться от фантазий наших предков, пытающихся нарисовать картину счастливого Коммунистического будущего в огромном и нерушимом Советском Союзе!
...вполне возможно, что через пару-тройку лет наиболее востребованными работниками станут: специалисты хим.защиты, военные строители, а то и специалисты по изготовлению каменных орудий труда))
Думаю, ответ на этот вопрос зависит от того, каков локус контроля человека.
Соответственно в дискуссии о будущем рынка труда:
Добрый день, Андрей!
Люди прогнозируют и моделируют будущее вне зависимости от их "типа локус контроля". Просто, первые - прогнозируют, отдавая преимущество внешним факторам, на которые сами повлиять могут с трудом, к сожалению, или не могут совсем. А вторые - считают себя главным движителем любых изменений, недооценивая, часто, влияние внешней среды... И КАЖДЫЙ из них оказывает влияние на общее будущее в меру своих сил! И вопрос только в том - насколько каждый из них силен в своем желании и ВОЗМОЖНОСТИ что-то изменить.
Если одни внедряют в своей компании методику подбора персонала, основанную на цифровой модели "идеального сотрудника", сокращая свой HR персонал на пару сотрудников - это хорошо, но вряд ли они формируют или оказывают бОльшее влияние на наше будущее, чем чиновник, закрывающий промышленное предприятие с тремя тысячами рабочих в Москве в угоду постройки очередного Торгово-Развлекательного Центра. Я именно это имел в виду, говоря о серьезности рассуждений наших экспертов на эту тему...
Вывод: для того, чтобы первым увидеть, им следует наблюдать за информацией о впечатлениях вторых
ну куда уж в цифровое будущее, да без HR!?
а вот Греф недавно сказал, что программисты будут не нужны, как и математики и все прочие!кому верить?
Ага, это прям из кино ДМБ. "Ты суслика видишь? - Нет. А он там есть".
Я думаю это не серьезное рассуждение на "эту тему". Я думаю это маркетологи в очередной раз захотели запустить самоисполняющееся пророчество и поэтому преподносят это не как хайп со всех сторон, а как доказанный факт. Понятно, что этот "факт" никто и не думает доказывать...
Цифровая экономика - это не про цифру. Очень странно видеть массовые обсуждения про специалистов в цифре, которые "висят в воздухе". То есть да, новые места в цифровой экономике будут создаваться. Но это будет преимущественно не в России. И про это никто не говорит. Очень старательно не говорит.
Вопросы цифровизации предметно стали обсуждаться после того как немцы запустили проект Industrie 4.0 Вслед за ними спохватились японцы (их проект 5.0) и американцы. США по накатанной схеме (вспомним разработку интернета в DARPA) создали на средства Мин Обороны DMDII - Digital Manufacturing and Design Innovation Institute. То есть НИИ в традициях СССР.
Главное слово в названии института - "ПРОИЗВОДСТВО".
Все цифровые технологии, проектирование пользовательского опыта, сквозное проектирование владения "от НИОКР до утилизации", большие данные, ИИ, предиктивное управление и прочее - всё это привязано к производству.
Тем более весь мир меняется от владения к аренде. То есть производитель - становится владельцем производимого и сдаёт это в аренду. И на этом базисе строятся все цифровые изменения.
И вот - производство оно не в России. Оно в Германии, США (Трамп возвращает), в Китае. Именно там (в основном) будут востребованы заявленные цифровые специалисты.
В России, к сожалению, цифровизация касается только сервисного обслуживания. Но и она очень скоро будет напрямую управляться из-за границы, оттуда, где сидит производитель основного "железа" и "мозгов" всех изделий.
Если же удалиться от мрачного будущего, которое я тут обрисовал, то востребованы будут, на мой взгляд, следующие роли (не профессии даже).
- психология в преломлении искусственного интеллекта. очень скоро ИИ сможет "не проходить" тест Тьюринга, потому, что поймёт, что лучше этого не делать. Сейчас ИИ (Алиса от Яндекса) - собирает множество данных со всех. Очень скоро можно будет строить личные модели ИИ, базируясь на личных когнитивных и эмоциональных особенностях каждого человека, его информационном метаболизме, лексическом и эротическом интеллекте. Вот тогда потребуются психологические и психотерапевтические приёмы нового уровня для работы с таким ИИ.
- личные помощники в продвинутом взаимодействии внутри экосистем. Например, личный HR менеджер (как сейчас импрессарио у актёров).
- архитектор потребительского и образовательного опыта.
Вот на этом поле у России есть хорошие возможности.
Михаил, абсолютно согласен!