Зачем вашей компании директор по цифровым технологиям

Со всех сторон звучит термин «цифровая трансформация», при этом большинство российских компаний находится в «каменном веке» с точки зрения внутренней автоматизации, понимания клиента и предоставления цифровых сервисов.

Для чего нужен CDO?

Те, кто погружен в тему цифровой трансформации, прекрасно понимают, что переход в Digital для трансформируемой компании – это не просто косметический ремонт, а коренная перестройка всех бизнес-процессов, и даже изменение бизнес-модели компании.

Без «жесткого» управления программой цифровой трансформации, с выделением всех необходимых финансовых и организационных ресурсов, достичь результатов в требуемые сроки будет затруднительно, ведь это серьезное изменение, которое будет встречать сопротивление на всех уровнях организации.

Существенный масштаб необходимых изменений требует дополнительных механизмов координации внутри компании, и именно поэтому все чаще и чаще можно увидеть назначение специализированных менеджеров, отвечающих за цифровую трансформацию организации, с соответствующими правами и полномочиями.

Итак, в бизнес-лексиконе появилось новое трехбуквенное сочетание CDO – Chief Digital Officer – менеджер, отвечающий за цифровую трансформацию, или директор по цифровым технологиям. Его миссию в компании можно определить следующим образом – помочь организации преобразовать традиционные «аналоговые» продукты и услуги в «цифровую» форму.

Конечно, не все отрасли переживают цифровой бум, однако там, где можно перевести взаимодействие с клиентом и ключевые сервисы в цифровой формат – перемены неизбежны. В первую очередь это банки и страхование, медиа и развлечения, обучение и туризм, телекоммуникации и розничная торговля.

С учетом активностей многих компаний в области цифровой трансформации, появление CDO уже стало трендом. Например, по информации компании Gartner – «только 6% компаний имеют CDO, но они появляются быстрее, чем мы их можем посчитать». Уже создан международный клуб CDO, который насчитывает более 1000 участников.

Аналитика от Gartner
  • Чуть менее 40% CDO являются стратегическими советниками управляющих и генеральных директоров по цифровой бизнес-стратегии.
  • Более 40% являются директорами по цифровому маркетингу (Digital Marketing Officers – DMO).
  • У остальных CDO другие роли.
  • Около 20% директоров по информационным технологиям (CIO) начали брать на себя роль CDO.

Зона ответственности CDO

Так как CDO отвечает за цифровую трансформацию, то ключевой его задачей является именно преобразование компании. При этом, если CIO (Chief Information Officer), как правило, больше ориентирован на информационную поддержку существующих бизнес-процессов с помощью типовых IT-решений, то CDO сфокусирован в первую очередь на фронт-офисе компании, сборе и анализе клиентских данных, и самое главное, на оцифровке существующих услуг компании или создании новых в формате Digital. Фактически CDO должен вместе с топ-менеджментом сформировать видение, стратегию и детальный план действий по трансформации бизнес-процессов, продуктов и услуг компании в цифровой формат, с возможностью предоставления клиентам сервисов в цифровом виде.

Основная сложность при поиске кандидата на должность CDO заключается в том, что очень непросто найти сотрудника со столь разносторонним опытом. Ведь он должен иметь опыт в интернет-маркетинге, социальных медиа, электронной коммерции, транзакционном бизнесе, цифровых каналах продаж, а также знать возможности технологий цифровой трансформации, цифровые стратегии и бизнес-модели, построенные на цифровых технологиях. И еще одно ключевое качество, которое редко встречается в российских условиях – это умение и реальный опыт цифровой трансформации в российских или зарубежных компаниях.

Аналитики компании Deloitte выделили три типа CDO:

  • Ex-agency – цифровой маркетинг и взаимодействие с заказчиком.
  • Digital transformation strategistsагенты изменений и переосмысления своей организации (в отраслях, где цифровая трансформация уже началась – медиа, развлечения, обучение).
  • Technologists – кто считает цифровизацию первоочередной задачей организации, чаще всего подотчетен CIO.

Граница между CDO и CIO

Можно сказать, что CDO является ответственным за внедрение цифровых технологий в процессы взаимодействия с клиентами, а также за предоставление клиентам цифровых сервисов, тогда как за CIO остаются все решения по информационным технологиям и IT-инфраструктуре компании. Грань между CDO и CIO условна, и требует отдельной договоренности, ведь роли CIO и CDO должны не только дополнять друг друга, но и тесно сотрудничать для успешной реализации цифровой трансформации в компании. CDO больше сфокусирован на бизнесе и развитии, тогда как CIO больше уделяет внимания построению надежной и безопасной IT-инфраструктуры компании. Главное для CDO – это техническая экспертиза в новых технологиях, понимание бизнеса и возможность не только сформировать видение того, куда организация должна двигаться, но и возможность через определенный промежуток времени привести организацию в эту точку. Есть примеры компаний, где CIO совмещает в себе как свою роль, так и роль CDO, имея соответствующую экспертизу, однако данный случай не является массовым.

В каких отраслях CDO встречается чаще

Телекоммуникации, медиа, банки, страхование, транспорт, туризм, розничная торговля и обучение – в этих отраслях цифровая трансформация уже идет полным ходом, поэтому цифровые директора там скоро станут нормой. А вот компании из фармацевтики, химии, производства, энергетики или добычи полезных ископаемых еще редко имеют в своем составе CDO, ведь эти отрасли пока лишь только начинают ощущать давление цифровой трансформации. Анализ международной статистики показывает, что CDO чаще всего можно встретить в крупных компаниях, с численностью штата более 10 000 сотрудников, тогда как в небольших компаниях роль ответственного за цифровую трансформацию чаще всего возлагают на одного из ключевых менеджеров.

Примеры задач, решаемых CDO в образовательной организации
  • Создание видеопродукции.
  • Управление цифровыми архивами.
  • Управление инновациями в обучении.
  • Создание цифровых обучающих материалов.
  • Электронное тестирование слушателей.
  • Видеозахват лекций.
  • Взаимодействий с платформами MOOC.
  • Проведение webinar и online трансляций.
  • Бизнес-аналитика.

Уровень подчинения CDO

Совершенно логично, что один человек не может полностью разобраться во всех деталях бизнес-процессов компании, поэтому необходимо вовлечение всей организации в цифровую трансформацию. А задача CDO заключается в управлении программой цифровой трансформации. Для предоставления CDO полномочий, необходимых для проведения масштабных изменений, нужно максимальным образом повысить уровень CDO в компании, как правило, это должно быть прямое подчинение высшему лицу в компании.

В некоторых компаниях CEO настолько увлечен цифровой трансформацией, что берет на себя роль CDO, и это самый удачный вариант с точки зрения вероятности успеха цифровой трансформации.

Успех действий CDO в компании зависит от возможности установить сквозную ответственность за ключевые задачи цифровой трансформации, а именно: определение стратегии, дизайн целевой операционной модели, поддержка трансформации, взаимодействие с новыми партнерами и многое другое, что потребует привлечения всей управленческой верхушки компании, а также ключевых сотрудников. С целью мотивирования для CDO необходимо разработать систему показателей, отражающих успешность цифровой трансформации, а также создать дополнительную систему мотивирования для других подразделений, направленную на достижение задач, поставленных в рамках программы цифровой трансформации. И конечно, нельзя ожидать от CDO «чуда», ведь он один, без поддержки всех руководителей, не сможет преобразовать компанию в цифровую форму. Ему необходимо содействие всей компании для проведения тяжелых внутренних преобразований.

План действий CDO

Если формировать план действий для CDO, то в первую очередь он должен понять бизнес-цели и задачи всех заинтересованных сторон в компании, а затем определить, где в организации существуют возможности для цифровизации. Далее нужно определить цифровую зрелость организации в области мобильных, социальных технологий, клиентской аналитики и бизнес-процессов, а также оценить возможности масштабирования существующих в компании технологий. После необходимо согласовать приоритеты организации, например, снижение затрат, улучшение обслуживания клиентов, повышение известности бренда, после чего разработать гипотезы для цифрового видения и разработать структуру для новой операционной модели, после чего спроектировать новую бизнес-модель, основанную на цифровых технологиях.

В случае принятия решения о старте программы цифровой трансформации необходимо создать интегрированный портфель цифровых проектов, утвержденных и готовых к старту, коммуникационный план по реализации плана цифровой трансформации, а главное, систему мотивации для руководителей ключевых подразделений и участников программы цифровой трансформации. Далее необходимо начинать выполнение проектов по цифровой трансформации с анализом полученных результатов, на что в крупной компании может понадобиться не один год.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Статья напомнила мне миниатюру 40-летней давности: «Самый вумный звэрь – вуж! … Нэ-э-эт самый вумный звэрь цапел! …».

Также, вспомнился рассказ М.Зощенко. Там кудесник света убедительно показал солисту кто главнее в театре.

А всерьёз, лучше вспомнить книжку Траута «Сила простоты». Сначала аллилуйили CIO – «директора по информационной поддержке производства». Теперь предлагают аллилуйить CDO – «директора по информационной поддержке сбыта». Далее разобьем себе лоб в поклонах перед O(CIO&CDO). Ибо, пора смириться с тем, что недалёк тот час, когда (да что там бизнес!) весь мир будет «сплошная цифра». И вот тогда-то, наконец-то, «околодигитальные директора» подомнут под себя экономику; как это удалось банкирам.

:)

Партнер, Санкт-Петербург

Очередная бесполезная и дорогостоящая роль в структуре крупных компаний, придуманная для дочек/сыночков или уважаемого товарища.

Уверен, что пользуется спросом в отдельных корпорациях, но смысла роли не увидел - сейчас и так много ролей, которые должны заниматься привнесением новшеств, в том числе и ИТ начиная c того же CIO.

IT-консультант, Москва

Совершенно надуманная, очередная искусственная CxO позиция, придуманная в тиши кабинетов западных "идеологов бизнеса", маящихся, видимо, от безделья и недостатка "свежих тем" для самопиара!

При этом еще и заведомо опасная! Так как изначально закладывает конфликт с CIO, который, в нормальной компании, обязан отвечать за ВСЕ информационное обеспечение Бизнеса и все с этим связанное, как это ни назови по-новому.

Досадно еще и то, что и наши местные популяризаторы " ихнего передового опыта" просто пересказывают читанное, но явно не осмысленное и не до конца понятое, без какого-либо анализа применимости, плюсов, минусов и потенциальных рисков и выгод для бизнеса.

Аналитик, Москва
Евгений Лимаренко пишет:
Очередная бесполезная и дорогостоящая роль в структуре крупных компаний, придуманная для дочек/сыночков или уважаемого товарища.
Уверен, что пользуется спросом в отдельных корпорациях, но смысла роли не увидел - сейчас и так много ролей, которые должны заниматься привнесением новшеств, в том числе и ИТ начиная c того же CIO.

Автор правильно поступает, что дискутирует на эту тему. Но, увы, я вынужден согласится с коллегами: у меня нет восторгов. У нас давным-давно утерян первоначальный смысл многих слов и терминов. Вот например: "с точки зрения внутренней автоматизации". Блуждая в поисках истины в западных практиках мы совершенно не понимаем простого термина "автоматизация". И придумали термин "дигитализация". Всё это очень далеко от жизни.

Директор по развитию, Москва

Коллеги!

Спасибо за комментарии и пессимизм по поводу CDO, но хочется отметить, что в компаниях, которые уже трансформируются в цифру - это роль уже есть на практике и в России.

И часто CDO уже выше CIO, который сосредоточен только на поддержке и дальше двигаться не хочет. Конфликт есть! Вы правы, но, что наша жизнь без конфликтов.

Не всегда это новый человек, часто это один из топ-менеджеров, который становится ответственным за трансформацию в цифру услуг компании.

Медиа, обучение, банки, страхование - там уже есть такие роли. И мне уже повезло увидеть результаты работы CDO на практике. Возможно мне повезло общаться с представителями прогрессивных отраслей

С Уважением!

Руководитель проекта, Иркутск

Уважаемый Андрей! Какие ключевые компетенции, на Ваш взгляд, наиболее востребованы для человека, претендующего на роль CDO в компании? И имеются ли уже примеры специализированных учебных программ по CDO?

Директор по развитию, Москва

Уважаемый Илья,

Если в общем, то интернет-маркетинг, социальные медиа, электронная коммерция, цифровые стратегии и бизнес-модели, возможности технологий цифровой трансформации,... и многое другое

Нужны знания специфики для отраслей - нужно знать глубоко отрасль в которой работает компания, и изменения которые в ней происходят.

В части программ обучения, я пол-года потратил на программы обучения "Технологии цифровой трансформации" и "Как адаптироваться к цифровой трансформации", но это только вершина айсберга, там под каждой технологией огромный пласт, который еще нужно прорабатывать...


Консультант, Москва

Относительно того, что внедрение новейших цифровых технологий меняет бизнес-модель компании. На мой взгляд, это - не более, чем расхожая формулировка рекламщиков, слабо подкрепленная конкретными кейсами. Но это на я утверждаю с моего сегодняшнего уровня осведомленности. Возможно, много чего не знаю о реальном существовании таких кейсов. Сам же знаю только один российский кейс.

Консультант, Москва

Продолжаю по тексту. На мой взгляд, в этом деле вовлеченность персонала - не менее, а скорее всего и более важный момент, чем жесткое управление. Думаю, не без жесткого управления внедрялась система видеонаблюдения в ГИБДД. А закончилось тем, что пришлось резко увеличивать численность занятого персонала.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.