«Кадры решают все», «мы команда, семья» — ой, да ладно! Разве что у вас и правда семейный бизнес. Во всех остальных случаях обычно нет никаких разумных причин дорожить штатом. Даже наличие сильного профсоюза, скорее, представляет собой юридическую задачу, чем фатальное ограничение.
Вон, посмотрите как Илон Маск «освобождает птичку», а заодно до половины сотрудников Twitter от работы. Это он еще принес в офис раковину, а не унитаз. Мог бы слить больше.
Серьезно, от людей сплошные проблемы:
- Они ошибаются
- Болеют
- Прогуливают, лодырничают
- Уходят то в отпуск, то в декрет, то еще куда-нибудь
- Требуют к себе непрерывного внимания
- Хамят и наглеют
- Дорого обходятся по деньгам
- Еще дороже по рискам
- Увольняются в самый неподходящий момент
Любой специалист по безопасности скажет, что опаснее всего уязвимости внутри компании. Сотрудники могут откровенно шпионить или просто забывать закрыть двери, причем метафорические тоже. Так происходит большинство утечек баз данных, технологий, любых секретов.
Да просто перейдут на зарплату чуть повыше. А их, возможно, и позвали только потому, что хорошо знают ваших клиентов, процессы, еще чего-нибудь любопытное.
Помимо рисков есть и другие резоны для сокращений.
Revenue per employee
Доход на одного сотрудника — один из ключевых показателей, на который можно ориентироваться в кадровой политике.
Кстати, об эффективных процессах. Вы знаете, сколько сотрудников у таких казалось бы компактных видов бизнеса, как Uber и Airbnb? Они же вроде бы чертовы гении делегирования: нет собственного автопарка и объектов недвижимости, водителей и горничных, не надо платить за страховки, техобслуживание, реновации и уборку. Наверное, там всего человек 100 гребут миллиарды!
Как бы не так:
- Uber — 21 тыс. сотрудников при капитализации $55 млрд
- Airbnb — 6 тыс. сотрудников, капитализация $76 млрд
Обратите внимание, Airbnb стоит дороже при штате в разы меньше. Эффективность важнее количества. Но все эти миллиарды растворяются в многочисленных офисах по всему миру. Тогда как рекордсмены по доходам на сотрудника в США (в 2020 году, по данным fool.com):
- A-Mark Precious Metals — $41,3 млн
- StoneX Group — $16,2 млн
- Federal National Mortgage Association (Fannie Mae) — $16,2 млн
- Federal Home Loan Mortgage Corp (Freddie Mac) — $11,1 млн
- Valero Energy — $10,9 млн
Ничего так выглядит, правда? Если офисный планктон приносит десятки миллионов баксов с каждого, тогда, пожалуй, можно повременить с сокращениями.
Правда, это топ. "The Best of the Best of the Best, sir!" Даже звездные бренды по Revenue per employee выглядят скромнее:
- Facebook — $411,308
- Apple — $403,328
- Alphabet — $288,842
- Microsoft — $272,500
- NVIDIA — $202,976
Еще интереснее список лузеров. Самые худшие компании штатов по выручке на одного сотрудника:
- Yum China Holdings — $18,700
- Darden Restaurants — $44,726
- ABM Industries — $46,016
- Hilton Worldwide Holdings — $52,698
- Cognizant Technology Solutions — $57,262
Если ваши цифры неприятно ближе к нижней планке, может, хватит проводить бесконечные планерки и рассылать команде ссылки на бесплатные онлайн-учебники? Оставьте нескольких бесценных, а с остальными лучше распрощаться.
Тем более что когда речь не идет о миллиардах, можно удобно масштабировать свой бизнес до относительно скромных — зато более рентабельных масштабов. Эдакий деловой дауншифтинг, сознательное прикручивание фитилька для сокращения расходов и рисков.
Регулярные расходы – самые опасные. Офис, зарплаты – ФОТ это всё. И потом, речь ведь не о том, чтобы всех разогнать, зарегистрироваться самозанятым и тянуть все лямки в одно физлицо.
Просто нужно искать свой баланс по количеству сотрудников, тем более штатных. А не нанимать новых людей каждый раз, когда уже имеющиеся не успевают.
Как это сделать? Вот основные способы.
1. Аутсорсинг
Самый простой, логичный и понятный способ разгрузить свой штат, не теряя заказы и клиентов предлагает аутсорсинг. Здесь целый спектр вариантов:
- Внештатники
- Фрилансеры
- Аутстаффинг
- B2B-подрядчики
- Онлайн-сервисы
Последовательность в списке выше не случайна.
Внештат проблем не решает, а, скорее, создает. Вы по-прежнему связаны обязательствами регулярно платить зарплаты, как правило, еще и социалку. Сами менеджерите, несете полную ответственность за все продолбы, срывы сроков. То есть крайний в любой ситуации – это вы, а спросить с внештатников не так просто.
Даже фрилансеры и то лучше. Хотя бы тем, что оплата услуг идет по факту (в идеале), либо по крайней мере сдельно. Попроектно. Нет отчетов, нет мультиков. И мотивация выше, чем у спокойных за свое будущее людей на окладах. Достаточно зайти на любую биржу фриланса и разместить заказ, чтобы оценить энтузиазм. Но квалификацию нужно проверять, и полностью делегировать не получится. Менедмжент все равно ваш.
Аутстаффинг выглядит как золотая середина. Сотрудники работают у вас, но вам не пришлось заниматься их отбором, наймом, обучением. Готовый трудовой ресурс, причем одинаково легко подключаемый и отключаемый, по мере надобности. Правда, могут возникнуть сложности с поиском нужных компетенций, и придется пускать чужих людей в свой огород. Кроме того, аутстаффинг значительно дороже фриланса. Фактически, он помогает оплатить работу агентства под видом якобы временного найма. Возможно, стоит уже тогда перейти к следующему пункту?
B2B-подрядчики обойдутся еще дороже. Но это на первый взгляд. Если посчитать с учетом всех рисков и полных расходов по проекту, скорее всего переплата окажется разумной инвестицией. Еще и рентабельной. Правда, чтобы так было, нужно уметь проводить тендеры, мутить коллабы, торговаться и быть выгодным партнером.
Онлайн-сервисы не то чтобы вершина (или низина, как смотреть) абстрагирования. Но согласитесь, что сложно организовать работу бухгалтерии лучше, чем автоматическое подтягивание данных по API и отчетами в любое время суток. Для простых однотипных задач это идеальный формат. А для всего остального должен быть человек, конечно. Один, может, два для паранойи. Но не отдел же, подозрительно напоминающий микс чайханы с игровым залом.
2. Автоматизация
Не хотите доверять свои данные подозрительным онлайн-сервисам? Автоматизируйтесь сами! Иронично, что можно это делать с помощью внешних сервисов. No-code пока не всесилен, напоминает Open Source в начале карьеры. Однако потенциал уже очевиден, и многое реально собрать почти на коленке.
Если объемы позволяют, можно расщедриться и на настоящую разработку. Тем более что она сейчас не обязательно заключается во внедрении какого-то IT-монстра. Это раньше надо было потратить от полугода на тотальную цифровизацию компании с обязательным переобучением, сломом процессов под инфосистему и прочие радости.
Программные роботы позволяют буквально заменять живых сотрудников электронными. Будут нажимать те же кнопки, вводить данные. Даже переписываться, общаться голосом (!) и при этом:
- Абсолютно неутомимы. Могут пахать круглосуточно.
- Не требуют рабочего места в офисе, хватит памяти на сервере.
- Никаких зарплат, премий, больничных.
- Налоговых отчислений тоже нет (об этом лучше шепотом, наверное).
Слишком сложно, не та специфика? Так есть же и материальная автоматизация. В том смысле, что не хитрые IT-программы для обслуживания бумажных, электронных процессов. А брутальные настоящие механизмы.
Например, вендинговые аппараты. Требуют обслуживания, не без этого. Зато работают самостоятельно, тоже круглосуточно или сколько позволяет точка доступа. И обладают всеми другими преимуществами роботов. Когда как не сейчас таким пользоваться, пока искусственный интеллект еще слабоват и не может заступиться за своих младших братьев по цеху?
Автоматические мойки, места для стоянок и другие блатные виды бизнеса радикально меняют представление о команде.
3. Реструктуризация
Что делать, если ваш вид деятельности не связан с перечисленными выше способами и приемами? Можно поменять или дополнить. Зачастую, скорее, даже развить.
Например, бесконечная риелторская суета легким движением накопленного или заемного капитала превращается в удачно приобретенную недвижимость для долгосрочной сдачи в аренду. Причем необязательно жилой, даже если занимались именно квартирами — купить можно коммерческую. Или наоборот. Вы не связаны своим прошлым, опыт должен быть полезным, а не создавать обреченность.
Есть счастливые истории digital-агентств, раскрутивших собственные продукты. Рекламщиков, сумевших от «чего изволите» по заказам (еще найди их сначала) перейти к высокомерной распродаже рекламных мест на собственных площадках. Кафе, которые вместо очередной точки с сомнительной окупаемостью внезапно начали продавать рецепты или кулинарные курсы с себестоимостью обеспечения, близкой к нулю.
Посмотрите, что можно сделать в вашем случае. Тут важно не бросаться в крайности. Заманчиво запустить франшизу и предоставить другим все тяготы реального сектора, а самим только считать деньги и строить красивые графики. Но в таком случае речь пойдет не о развитии, а о полной смене деятельности.
Как говорил Рэй Крок (основатель империи McDonald's): «Мой бизнес — это не гамбургеры. Мой бизнес — недвижимость». Именно поэтому бренд его, а не сохранился у первоначальных основателей торговой марки.
Реструктуризацию бизнеса лучше делать осмотрительно. Главное помнить о том, что она вообще возможна. Если ваша компания годами занимается определенными продуктами, в любой момент можно изменить подход и делать это же совершенно иначе. Меньшими силами и ресурсами, в том числе трудовыми.
Резюме
Бизнесы разные, ситуации тоже. Нельзя заочно сказать любой компании, на сколько именно можно сократить штат без последствий. И тем более с ростом рентабельности.
Но у бесконечных инвестиций в команду есть альтернативы. Можно потратить один и тот же бюджет на поиск, отбор, найм, онбординг, контроль, обучение, мотивацию, удержание сотрудников — или вместо всего этого сделать что-то другое.
Нечто, что освободит вас от самой необходимости создавать рабочие места.
Лучше быть бизнесом с низкой социальной ответственностью, чем банкротом или в шрамах от кассовых разрывов.
Читайте также:
Чем больше в бизнес-процессах здравого смысла -- тем меньше в компании сотрудников.
Чем формальней подход к управлению -- тем здравого смысла меньше.
Как вам текст от искусственного интеллекта?
Потеря ключевых компетенций в ядре вашего продукта или услуги обрадует вашего конкурента, но не вас самих.Отбрасывать от своего бизнеса можно вспомогательные операции, не затрагивающие суть вашей бизнес-модели. Автоматизируете вы их или теряете с благодарностью контроль над качеством вашего управления, рано или поздно это аукнется. Бизнес - это прежде всего люди и работа с людьми. Не важно, клиенты или собственные сотрудники. И как вы к ним относитесь, по-людски или по-скотски, так и считаете свои шекели. Либо они от вас никуда не уходят, либо же не приходят никогда.
И сотрудники, и клиенты, и деньги.
Интересный взгляд изложен в статье!
Провокационный по сути и поэтому заставляет задуматься над ролью людей в развитии бизнеса.
Один из возможных ответов в пользу людей это тренд, связанный с развитием экономики впечатлений.
Эмоции при выборе того или иного продукта или решения становятся все более важным фактором при принятии решений при покупке
С созданием эмоций люди пока справляются более успешно чем искусственный интеллект.
как говорится, "нет человека - нет проблемы".
но, бывает что приходится людей брать парами - один уйдёт в отпуск или на больничный, второй тянет работу, потом наоборот.
бывает, что достаточно одного руководителя, но если подумать - а вдруг он отчалит???поэтому сотрудник дублируется на всякий случай.
бывает, что есть человек, который отрабатывает по договору и идёт домой, а бывает, что начальнику нужно чтобы он домой не шёл, а торчал на работе в ожидании задания.
а бывает, что один сотрудник тянет за троих, но руководство это не оценивает.
Главное, чтобы был толковый руководитель, владелец.
Из-за этого то же много проблем. Начать с себя!
Убежден, что если встает вопрос о сокращении штата - это:
1. Вам и Вашей команде не хватает знаний и умений адекватно предусмотреть и реагировать на резкие негативные для Вас изменения на рынке.
2. Недальновидным действием или бездействием вы расслабились и совершали ошибки в "тучные" времена.
3. Вы продуманно, экономически обоснованно приобрели (возглавили) бизнес, в котором совершались ошибки.
Автор,крутой материал,спасибо!
Revenue per employee-мы уже давно идем по этому пути,как пример; ранее комплектовщик собирал мах.20т,сегодня мах-220 т.Соответсвующая динамика у коммерсов.
Ценность сотрудника/ команды,определяется системой в которой они находятся,в высокоорганизованной структуре роль "звезд" минимизируется,что позволяет сохранять бизнес в стабильном состоянии,отлаженая система прогнозирования/планирования/контроля/мотивации-обеспечит успех.
уже полгода предлагаю ряду компаний сотрудничать со мной в формате ИП - сдельно-проектно, так как на полную ставку они брать не могут из-за отсутствия денег.
для компании сплошные выгоды - мне не нужно офисное место (работаю из дома с регулярным посещением офиса заказчика для совещаний), не нужно оплачивать больничный и соц-выплаты (дела это сам), меня не нужно загружать на 100% или держать в штате ради некоторых нерегулярных задач, компания меньше расходует на ФОТ, меньше документо-оборот, проще прекратить сотрудничество. казалось бы, сплошные выгоды!
однако, нет!
компании даже ТОП-уровня не могут управлять удаленными сотрудниками, всячески хотят сэкономить (чтобы з/п была еще ниже чем в штате), всячески пытаются обложиться кабальными договорами/соглашениями/обременениями с кучей штрафов если не ответил на звонок в час ночи в субботу.
да и в целом, если сотрудник не в штате - то его как бы нет для структуры.
тогда о каком аутсорсе мы говорим? о какой гибкости?
эра ковида прошла, значит и про удаленку можно забыть, про все эти аджайлы и прочую муть. даёшь офисное рабство за микроскописческий оклад с ненормированным днем!