Ничего плохого в рекламе нет. Она была и остается двигателем торговли, а также основным способом монетизации контента. Без рекламных гонораров Интернет стал бы гораздо скучнее. Никаких блогеров, аналитиков. Даже многие комментаторы перестали бы усердствовать. Потому что реклама и самореклама — один из важнейших мотивов для людей и компаний вообще присутствовать онлайн, а тем более вести себя активно.
Все надеются, что их заметят и вознаградят заказами. В крайнем случае подписками, лайками, другими проявлениями симпатий. А значит, повысят охваты, узнаваемость, и в итоге все так или иначе идет к продажам.
Разница в том, как именно выглядит реклама. Бывает честная, откровенная. В виде баннеров, определенно проплаченных сообщений с тегом «Реклама». Однако атака с открытым забралом выходит из моды. Все больше хитреньких публикаций и упоминаний, которые пытаются прикинуться чем-то другим.
Будто случайные, небрежные намеки гораздо сложнее распознать. И во всяком случае приходится тратить время на пролистывание всех этих внешне объективных рассуждений, отзывов и репортажей.
Между тем профессиональные рекламщики обычно узнают продукцию коллег буквально с первых строчек. Потому что технология производства «тонкой» рекламы не такая уж и тонкая. Вот несколько признаков для быстрого отсева ангажированных публикаций, а также публичных выступлений и даже обращений «в личке».
1. Нагнетание проблематики
Глубоко в фундаменте любой эффективной рекламы лежит описание проблемы. Она может быть реальной или придуманной – это не так важно.
Например, до повсеместного внедрения дезодорантов люди как-то жили со своим естественным запахом и особо на этот счет не переживали. Сейчас зашуганные непрерывным прессингом люди в ужасе принюхиваются к себе и друг другу, а антиперспиранты держат в сумочке, кармане, чуть ли не в руке на всякий случай.
Бриллианты обрели свой сверкающий статус в результате промо-кампании De Beers. Скоро их поистине бриллиантовая рекламная кампания будет отмечать столетие. До сих пор многие убеждены в том, что сделать предложение без заветного камушка на перстне — значит обидеть любимую, ее родителей и своих тоже. Зачем вообще жениться, если ты не способен купить такую полезную в хозяйстве вещь, как хотя бы самый захудалый бриллиантик!
Грамотная реклама начинается с обозначения проблемы. Только мягко и вкрадчиво. Никто не скажет: «вы вонючий нищеброд с дурным вкусом». Это слишком грубо. Самый простой способ донести ту же самую мысль — инвертировать ее. «Вы можете благоухать и излучать энергетику успеха, выглядеть тонким ценителем (чего-то там)». Можете, если купите продвигаемый товар, естественно.
Еще аккуратнее звучат легкие сожаления о чем-то.
- Жаль, что тесная кухня не позволяет вместить всю нужную вам бытовую технику.
- Какая досада, что ваша машина не умеет ассистировать на парковке!
- Безобразие, что нигде нет упаковки макарон, которая открывается одной рукой!
И потом: «Ой, смотрите! Вот же как раз такое решение. Надо же, как повезло. Берите быстрее».
2. Однобокая «аналитика»
Пожалуй, сейчас самый распространенный способ «упаковки» рекламы — представить ее под видом аналитики. Бесконечно длинный список публикаций со всевозможными разборами, тест-драйвами, попытками найти оптимальное решение и т.п.
Особый шик сделать действительно (почти) объективный набор, с конкурентными предложениями. Но при этом в лучах софитов подсвечен один продукт. Потому что он лучший! Вот смотрите: и дальше пошла чисто продуктовая часть, на которую без изящной подводки никто бы и взгляда не бросил.
Если показан только один продукт или видно, что ему уделяется больше внимания — можно даже не дочитывать. Однозначно реклама. Причем по большому счету неважно, что именно о нем говорится. Могут начать ругать для приличия, избегая опасных фактов и ракурсов. Так, по мелочам пожурить, чтобы потом распушить хвост и «паровозиком» протащить рекламный блок.
3. Активные внешние ссылки
Безошибочный маркер — активные ссылки. Все площадки и каналы жуть насколько прижимисты насчет бесплатных упоминаний. Могут и ставят внутреннюю перелинковку, но это другое. В таком случае целевая аудитория никуда с ресурса не уходит. Наоборот, ее гоняют по кругу, поднимая время на площадке и другие метрики.
И совершенно другое дело, когда активная ссылка ведет наружу. Тут к гадалке не ходи – точно проплачено.
Если сомневаетесь, пролистайте в конец и сравните с конверсионным завершением. Переход ведет туда же? Все понятно.
4. Восторги от первого лица
Как часто вы оставляете отзывы? А развернутые, хорошо аргументированные посты с картинками, которые хвалят понравившийся продукт или услугу? Нормальный человек поступает так примерно никогда.
Только не персонажи в онлайн-репортажах о чем угодно. Их так много, что в глазах рябит:
- Домохозяек распирает от приятных открытий по обновкам для уюта, готовки, уборки.
- Руководители предприятий делятся сервисами и подрядчиками. От сердца отрывают свои конкурентные преимущества.
- Дизайнеры, программисты, водители. У всех столько находок и рекомендаций!
Вот только правда в том, что настоящие живые люди пишут посты и тем более статьи исключительно для саморекламы или чтобы на кого-то пожаловаться. Негативные отзывы тоже могут быть заказными (от конкурентов, например). И тем не менее они значительно чаще искренни.
А уж «звезды» и вовсе боятся рядом с чем-то пройти без контракта с большим числом нулей. Продакт-плейсмент – особое искусство. Если известная личность явно, сбоку, на фоне, как угодно засветилась с неким продуктом — вы увидели это не случайно.
Начинающие блогеры могут сами цепляться за нечто известное, чтобы их заметили. Состоявшиеся берут деньги за коллаборации. Это их хлеб.
5. Бизнес-феня
Примечателен также слог повествования. Редкий бренд достаточно рисковый, чтобы сделать яркую рекламу из просторечий, с междометиями, в настоящем разговорном виде.
Как правило, ToV (tone of voice) столько раз согласуется, перестраховывается, что даже, на первый взгляд, искренние человеческие реплики можно разместить на билборде — и они будут смотреться органично. Там да, потому что это реклама. А в попытках спрятаться за другие жанры получается шляпа. И из нее торчат уши маркетолога.
Еще несколько признаков того, что над текстом поработали рекламщики:
- Много прилагательных, все без исключения позитивные.
- Кавычки, пунктуация – все вычитано до блеска.
- Безукоризненно правильные упоминания торговых марок и продуктов.
Кстати об упоминаниях.
6. Цитаты из официальной рекламы
Нативной рекламой и BTL занимаются те же люди, что строчат пресс-релизы и новости на подпись генеральному. Им сложно переключаться из режима «чего изволите» в безудержный полет креативных валькирий.
Поэтому, если приглядеться, абсолютно разные по жанрам и площадкам тексты часто подозрительно похожи. Вплоть до обширного самоцитирования.
И уж во всяком случае в рекламе появляются слоганы, согласованные списки преимуществ, выделение названий полужирным или капсом.
Поскольку реклама уже буквально лезет изо всех щелей, а каждый из нас служит подтверждением чьих-то гипотез о таргетировании — скорее всего, вам показывают рекламные сообщения по одним и тем же темам, продуктам, брендам. Они еще сами платят за ретаргетинг, чтобы «дожать» вас до обращения.
При некотором внимании можно научиться распознавать мелочи, кочующие из «контекста» в соцсети, блоги, аналитику, на развлекательное чтиво в Дзене или Пульсе, пафосное раздувание щек на бизнес-площадках. Да, все это реклама. Причем одна и та же — только аранжировки разные.
7. Мотивирующая концовка
Наконец, драгоценные внимательные лиды дочитали до финала. Значит, они вовлечены, увлечены, покорены. Нужно подогреть аудиторию насколько достижимо, а потом мотивировать совершить некое действие. Пресловутый CTA (call-to-action). Например:
- Листайте дальше, чтобы узнать еще больше из первоисточника!
- Подпишитесь, чтобы быть в курсе новых акций и ничего не пропустить!
- Кстати, это не единственная путевка по такой цене. У меня на канале их полно!
Собственно, весь рекламный текст служит одной цели. Он привлекает внимание, поддерживает и развивает его, через проблематику к решению, доказательства опыта и компетенции, отзывы и рекомендации демонстрирует УТП и, влажно дыша в затылок, тянет в воронку продаж.
Самый простой способ сэкономить 10 минут жизни — после заголовка и первых фраз листануть в самый конец. Если там выход на конверсию, то это реклама. Причем вообще не важно, про что и как именно рассказано. Точно как с речами до ключевого слова «НО».
Как читать рекламные тексты
Может показаться — а зачем их читать? В первую очередь, для анализа действий конкурентов. Причем необязательно прямых соперников за взгляды и кошельки. Любых компаний с похожей бизнес-моделью, коммуникативной стратегией.
Кроме того, информационная насыщенность рекламных текстов гораздо выше, чем принято считать. Для упаковки рекламной начинки брендам и спикерам приходится выжимать из себя все ценное, на что они только способны. В рекламе часто мелькают:
- Настоящие цифры из маркетинговых исследований.
- Готовые чек-листы по характеристикам для выбора других продуктов в этой же категории.
- Намеки на то, что «забыли» упомянуть — и как раз это лучше проверить до покупки.
- Руководства пользователя с примерами того, как лучше применять такие продукты.
- Скидки, акции, распродажи.
Главное – отличать изюм от тараканов и вместо пассивного созерцания чужих сценариев следовать своему, в собственных интересах.
Не забудьте добавить эту статью в закладки, чтобы перечитать на досуге! Подписывайтесь, ставьте лайки. В одной из следующих публикаций будет неожиданная скидка.
Читайте также:
А мы же все забыли на Ваши соцсети подписаться, ведь "нидлякавонисекрет", что хороших авторов сейчас днем с огнём поискать))))
Не попадаться на уловки очень просто:
А что, сейчас есть тексты, в которых вам ничего не хотят продать? Автор этого текста продает себя как эксперта, как и другие авторы на этом и другом сайте. Это реальность) В последнем абзаце статьи автор даже ответил на вопрос "Зачем?". Спасибо :)
Что Вы там писали про СТА в конце? :)
Не забудьте добавить эту статью в закладки, чтобы перечитать на досуге! Подписывайтесь, ставьте лайки. В одной из следующих публикаций будет неожиданная скидка.
У автора прекрасное чувство юмора, ставлю лайк!
Узнать рекламу очень просто - если текст появился в интернете, значит перед вами реклама (что наглядно демонстрирует текст выше).
Автор рекламирует себя любимого, сайт рекламирует свою продукцию, телеграмм каналы набирают аудиторию для публикации платной рекламы и так далее. Без рекламы писать в интернет смысла нет.
А если кто-то пишет забесплатно - это или тролль, или имеет свои скрытые мотивы.
Для чего статья эта?
Здесь профессионалы собрались и им важно знать, как правильно делать рекламу. Только концовка статьи подталкивает нас к аналитике по мотивам рекламы конкурентов.
Станислав, Напишите о тонкостях хорошей, ненавязчивой рекламы.
Станислав (Антипов),
Вы знаете, что к вашей статье про полигамию невозможно оставлять комментарии?
Я бы еще добавил - первым пунктом - развивать критическое мышление.