Как внедрять роботов после ухода RPA-вендоров из России

Рынок роботизации бизнес-процессов (RPA) в России развивается, несмотря на уход зарубежных вендоров. Раньше компании внедряли зарубежные RPA-платформы по одной причине – на Западе роботизация начала развиваться раньше, у иностранных вендоров было больше опыта. Но теперь отечественные RPA-решения даже превосходят западные аналоги, поскольку российские разработчики намного лучше знают свой рынок и адаптировали к нему свои продукты. Например, российские RPA-решения лучше интегрируются с отечественными IT-системами, такими как 1С.

Российские компании стараются сохранить непрерывность процессов и перейти на импортонезависимые IT-системы. Ведь работающие пока иностранные приложения могут быть отключены, когда закончится лицензия, или даже раньше.

Топ-3 вендора, которые развиваются на российском рынке:

  • PIX Robotics – платформа роботизации бизнес-процессов для крупного и среднего бизнеса. Может работать в условиях высокой нагрузки. Разработчики платформы создали переходник, который помогает быстро мигрировать с UiPath.
  • Атом.Рита – платформа роботизации с визуальным конструктором. Помогает с миграцией программных роботов с зарубежных платформ быстро и эффективно. Здесь можно запускать роботов UiPath на время переноса процессов.
  • Канцлер RPA – платформа помогает автоматизировать работу с различными приложениями, например, для удаленного рабочего стола, включая Citrix и Windows Remote Desktop. Есть конвертер, который помогает перенести процессы с Blue Prism. Благодаря конвертеру миграция выполняется быстро и без необходимости программирования с нуля. Это значит, что нет ошибок человеческого фактора.

Типичные процессы в бизнесе, которые давно пора отдать роботам

В процессе автоматизации рутинных операций с помощью программных роботов специальное ПО работает также, как и обычный сотрудник: открывает приложения, находит, копирует и вставляет данные, распознает текст, заполняет таблицы и формы, сравнивает значения, формирует отчеты и пр. Робот выполняет однотипные ручные операции, которые основаны на четких правилах. Такие задачи часто называют monkey job. У человека они вызывают раздражение и отнимают много времени, которое лучше потратить на более квалифицированные задания.

Кроме однообразных действий роботы хорошо справляются с задачами, которые должны быть выполнены четко по расписанию, такие как отправка уведомления, выгрузка информации.

Примеры задач, которые делегируют роботу:

  • Получение и обработка электронной почты.
  • Обработка транзакций.
  • Сбор и анализ данных.
  • Формирование отчетов.
  • Обработка заявок.
  • Поддержка клиентов.
  • Поиск и проверка данных в информационной системе.
  • Управление документами и пр.

Роботы надежны, работают быстро и экономят время и ресурсы. По нашему опыту, робот может работать в несколько раз больше сотрудника. Он не устает, не теряет внимательности. Роботы работают одинаково как в начале дня, так и в конце, машине не нужны больничные, отпуска и она не уволится.

Какие типы роботов бывают и в чем между ними разница?

  • Программируемый робот – разрабатывается программистами с нуля на RPA-платформе.
  • RPA-система с визуальным конструктором, или подход Low/No-code – когда робот создается из готовых блоков и компонентов бизнес-пользователями, например, бизнес-аналитиками. Разработчики привлекаются в редких случаях.

Сравним два подхода:

  • Сложность задач. Программируемые роботы подходят для сложных задач и бизнес-процессов, в то время как Low-code подходит для простых однотипных задач, выполняемых четко по правилам без исключений.
  • Гибкость и адаптируемость. Программируемые роботы более гибкие, их легче адаптировать к разным сценариям в бизнес-процессе. Роботы, созданные в визуальном редакторе, ограничены заложенным в платформу функционалом, их труднее настроить под индивидуальные процессы бизнеса.
  • Сложность обслуживания. Обычно для поддержки программируемых роботов нужны технические специалисты, в то время как low-code-роботы могут обслуживаться бизнес-пользователями большую часть времени. Технические специалисты нужны при глобальных изменениях и доработках робота.

Кейсы по внедрению RPA

1. Сокращение времени обработки документов в 5 раз

У крупного банка задача сократить время обработки документов типа Know Your Client (KYC). Клиенты банка запрашивают открытие новых счетов по нескольким каналам и предоставляют 14 типов документов KYC: удостоверение личности, водительские права и т. д. Эти документы нужно сверить. Сотрудники согласовывают все в нескольких корпоративных системах. За день 200+ сотрудников обрабатывают в среднем около 8 тыс. документов. Весь этот процесс банк хотел автоматизировать и ускорить.

Внедрение RPA решило задачу. Теперь сотрудники оцифровывают документы клиентов с помощью оптического распознавания символов (optical character recognition, OCR), а роботы самостоятельно извлекают необходимые данные, сравнивают данные с правилами, направляют исключения для ручной обработки, вводят данные в систему. В итоге робот выполняет все за 2-3 минуты, в то время как у сотрудника на это уходило около 15 минут. Продуктивность сотрудников выросла на 55%. Банк автоматизировал бизнес-процесс и по расчетам сможет в будущем сэкономить до $5 млн.

2. Автоматическое закрытие и открытие торгов на энергетической бирже

Изначально система могла открывать и закрывать торги только раз в сутки. Администратор нажимал на кнопку, сверяя время по часам: погрешность должна быть не более 10 секунд. После завершения торгов администратор работал с уведомлениями о сделках: вручную копировал созданные программой файлы в специальную папку, откуда они отправлялись в банк. В работе была велика вероятность ошибок из-за человеческого фактора. После внедрения RPA процесс был автоматизирован на 100%. В пять раз увеличилась точность при открытии: погрешность всего 1-2 секунды. Робот работает 24/7 и не требует участия человека, поэтому исключены случайные ошибки.

3. Автоматизация работы с финансовыми документами в крупном банке

Банк ежедневно получает данные о транзакциях от платежных систем в виде текстовых файлов. Необходимые данные являются неструктурированными и разбросаны по файлам, составляя 1-2% содержания каждого файла. Сотрудник распечатывает файлы, вручную обрабатывает информацию и вводит ее в таблицу Excel, где производится проверка контрольных сумм. Для импорта данных во внутреннюю банковскую информационную систему сотрудник изменяет формат файла, загружая его в приложение. Процесс ручной, повторяющийся и трудоемкий, с высоким процентом исключений. Кроме того, банк тратит ресурсы на расходные материалы для принтера. Благодаря RPA банк полностью автоматизировал этот процесс и еженедельно экономит 5-10 часов рабочего времени на нем.

Советы, как решиться на роботизацию процессов в компании

  1. Любой IT-проект начинается с анализа. Посмотрите на свои бизнес-процессы, проанализируйте их, определите объем однотипных ручных операций и составьте список процессов, которые можно автоматизировать.
  2. На следующем этапе ответьте себе, чего вы ждете от RPA: увеличение производительности, снижение количество ошибок, ускорение выполнения задач, экономия ресурсов... Стоит принять во внимание и долгосрочные выгоды, например, увеличение конкурентоспособности, улучшение обслуживания клиентов и повышение их лояльности.
  3. При выборе RPA-платформы нужно учесть IT-инфраструктуру компании, необходимость масштабирования платформы и язык программирования. Учет IT-инфраструктуры заключается в совместимости RPA-платформы, операционной системы и корпоративных приложений. Например, если компания использует Unix-системы, то RPA-платформа должна быть совместима с ними. То же самое касается и корпоративных приложений. Робот должен уметь работать в установленной в компании ERP или другом приложении.
  4. Возможность масштабирования также важна. При оптимизации бизнес-процессов может потребоваться увеличение числа роботов. Для этого вендору предлагают использовать reusable-компоненты – модули, которые можно использовать в различных процессах.
  5. Учесть язык программирования. Лучше выбирать платформы, написанные на широко используемых языках программирования. Это значит, что у такого языка будет активное сообщество, множество дополнительных библиотек, компонентов, которые сильно помогут при разработке избежать проблем и ошибок. Например, Java является популярным языком для корпоративных приложений с большим количеством библиотек. Это гарантирует создание масштабируемых и легко обслуживаемых роботов. Кроме того, у вас будет доступ к IT-специалистам, и не будет необходимости долго искать узкопрофильных разработчиков.

В заключение хочу добавить, что внедрение RPA не требует трансформации IT-инфраструктуры компании – робот встраивается в текущие процессы.

Я наблюдаю тенденцию, что все больше компаний из малого и среднего бизнеса начинают внедрять RPA, потому что видят в этом ценный инструмент, который способен освободить сотрудников от рутины и однотипных задач. А это помогает бизнесу более эффективно распределять ресурсы, больше времени уделять анализу, взаимодействию с клиентами и другим стратегически важным задачам.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Хотелось бы задать несколько вопросов автору.

1. В чем различия между автоматизацией бизнес-процессов и RPA или это только терминологические новации, а именно, была автоматизация, стала роботизация? Или же есть сущностные различия?

2. Внедрение (или разработка) RPA, как можно понять из публикации, может происходить с нуля, минуя процесс автоматизации, тогда как же быть с гигантскими наработками компаний в сфере автоматизации БП? 

3. Название статьи "Как внедрять роботов..." наталкивает на сферу внедрения и эксплуатации роботов в отечественной промышленности, как здесь обстоят дела, не скажет ли автор?

Аналитик, Рязань

Самое главное еще понять какие операции роботизировать. А то так запросто можно потратить 100500 у.е. в никуда. А потом вещать о том, что rpa не работает)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.