Внедрение роботов – актуальный тренд на рынке автоматизации бизнеса. Но как понять, что настала пора роботизировать вашу компанию? Будут ли выгодными вложения? И как оценить эффективность от внедрения робота? Редакция Executive.ru задала эти вопросы руководителям, у которых был подобный опыт. Публикуем их комментарии.
Когда целесообразно внедрять робота?
Владислав Лежнев, руководитель, эксперт Executive.ru
Рутинные и низкопроизводительные ручные операции робот выполнит с прогнозируемым результатом. Но не во все процессы целесообразно внедрять роботизацию. Необходимо комплексно оценить задачу на изменчивость процесса и необходимое время на внедрение и адаптацию сотрудников.
Мы роботизируем процессы, где есть строгие правила и где можно исключить сотрудников из принятия решений о выборе вариантов исполнения в регулярных задачах: валидация входящих заявок (лидов), генерация отчетов и формирование документов.
Экономический эффект оцениваем через сравнение себестоимости во времени. Однако эффекты, как правило, трудно поддаются экономической оценке без системного подхода к бизнес-процессу с обозначением ролевых моделей и понимания, какую цель организация хочет достигнуть с помощью автоматизации с контрольными точками и метриками.
1. Робот на производстве
Александр Абдулвалеев, руководитель проектов развития производственной системы Ижевского завода тепловой техники (ИЗТТ)
На сегодняшний день на предприятии внедрены два промышленных робота, и еще 15 роботов-манипуляторов находятся на стадии установки. Поставщиком оборудования является российский интегратор CRP Automation Russia. Внедряемые роботы, в зависимости от проектной задачи, используются для нескольких целей:
- Обслуживание прессов холодной штамповки
- Сварка нержавеющей стали
- Фрезеровка пластиковых корпусов
Оценить эффективность робота на самом деле очень просто. Если мы возьмем сотрудника, который работает на прессе холодной штамповки, и оценим его рабочее время за минусом обедов, перерывов и усталости, то к концу рабочей смены мы получим порядка 50% эффективности производственного процесса. Если мы устанавливаем робота, который лишен всех этих недостатков, то получим эффективность в районе 85-90% за счет стабильного повторяющегося цикла выполнения операций. Важно сказать и о безопасности выполнения операций. Производственное оборудование по умолчанию является объектом повышенной опасности. Поэтому замена человека роботом является гарантией безопасности производственного процесса.
При внедрении роботов-манипуляторов мы столкнулись с проблемами, знакомыми, наверное, каждому предприятию. Это повторяемость исходной заготовки. Робот не человек, он не может «поправить» заготовку в прессе или на сварке. И не в состоянии ее отбраковать, поскольку он строго выполняет программу, которую ему задал оператор. Поэтому заготовки должны быть «одна к одной» в плане геометрии. Наличие «повторяемости» исходной заготовки — ключ к успеху во внедрении роботизированных решений на всех производственных предприятиях.
2. HR-робот
Илья Масной, руководитель направления по разработке решений для бизнеса платформы корпоративных коммуникаций eXpress
Одно из направлений бизнеса нашей компании – разработка корпоративных ботов на заказ. Мы не просто разрабатываем ботов, но также сами активно их используем уже более 3 лет. С их помощью удалось автоматизировать многие рутинные и типовые процессы, например, обращения пользователей в техническую поддержку.
Есть боты под общим названием «HR», которые ориентированы на облегчение взаимодействия кадровой службы и сотрудников. Разрабатываются и внедряются они для того, чтобы снизить трудозатраты и сэкономить время специалиста по кадрам и руководителей отделов:
- «Больничный» и бот-«отпускник» в любое удобное время помогут сотруднику уведомить руководство и бухгалтерию о больничном или отпуске.
- Онбординг и инвайт-боты упрощают адаптацию новичков. Так, инвайт-бот автоматически добавляет нового сотрудника в зависимости от должности и отдела в соответствующие чаты: например, iOS-разработчик сразу попадает во все чаты, связаны с iOS разработкой, и имеет возможность сразу же погрузиться в рабочий процесс.
Эффективность использования можно проиллюстрировать на примере «курьер»-бота. Раньше заявки на отправку документов собирались вручную, специалист административного отдела тратила много времени на их обработку. Мы разработали специального «курьер»-бота», интегрированного с информационной системой СДЭК. Сотрудник заводит с его помощью по специальному шаблону заявку на отправку или получение документов, и вся информация автоматически поступает в курьерскую службу. Специалисту административного отдела останется только согласовать или отклонить заявку – вручную информацию вбивать уже не нужно.
Проблемы при использовании бота могут возникнуть в случае интеграции с внешними информационными системами (например, меняется API, и боту тоже необходимо обновление). Часто сотрудники могут и не подозревать, что в компании используются боты для корпоративных сервисов. И мы решаем эту проблему тоже через бот – онбординг-бот для новичков содержит всю необходимую на этот счет информацию.
3. Робот продавец
Елена Басалаева, д.э.н., консультант, эксперт Executive.ru
Индивидуальный предприниматель обратился к нам с просьбой помочь увеличить выручку и прибыль. У него было несколько «точек» офлайн, часть из которых торговали кофе и сладостями «на вынос» (со своим сайтом, через который можно было сделать заказ на доставку), часть продавала пиццу (также с собственным сайтом), часть - шаурму, жареную курицу, тандырную выпечку (тоже с собственными сайтами). Заказы принимала секретарь по телефону, указанному на сайте, и перенаправляла их продавцу «точки». Однако продавцы, занятые офлайн-продажами, часто оставляли без внимания онлайн-заказы.
Ситуацию исправил робот, который автоматически стал «подхватывать» запросы потенциальных покупателей и перенаправлять их на соответствующий сайт в раздел заказов. Все сайты объединили в один общий, и покупатели, приходя заказать кофе, стали дополнительно заказывать еще что-то, например, тандырные пирожки или пиццу. Средний чек вырос на четверть и более.
Заказ автоматически направляется на ближайшую «кухню», откуда передается курьеру, или покупатель может сам забрать собранный готовый к его приходу заказ прямо «на точке», без очереди. Время обслуживания заказа сократилось с 30 минут до 10-15 минут.
Однако роботизация процесса выявила старые проблемы в организации бизнес-процессов или принесла новые:
- «Кухни» перестали справляться с увеличившимся количеством заказов, в итоге покупатели стали часто получать отказы в виде «В настоящий момент нет в наличии, вам нужно подождать N минут».
- Ключевые бизнес-процессы пришлось перестраивать, а персонал переводить на другие позиции. Повара теперь сосредоточились только на «кухне»: принял заказ, приготовил, передал в доставку. Сотрудники отдела доставки осуществляли компоновку заказов (в том числе тех, которые покупатель забирал сам) и расчеты с покупателями, а также принимали заказы офлайн и передавали в курьерскую службу. Они же контролировали сроки доставки.
- Пришлось решать вопросы позиционирования бизнеса – фаст-фуд или более премиальный сегмент с более высокими ценами, что предполагает совершенно разную ЦА, а хотелось бы сохранить всех покупателей.
4. Робот-планировщик Борис
Антон Мишин, CEO и основатель ИТ-компании Proscom
Все началось с ежедневных встреч для координации действий команды. На них сотрудники говорят, что они сделали вчера и что планируют сделать сегодня. Обычный регламент — по 5 минут на участника, но на деле получалось от 30 до 60 минут. Это снижает производительность и занимает немало времени и сотрудника, и его лида, который ведет по 4-6 проектов и тратит по 6 часов в день только, чтобы получить актуальную информацию от команды.
Так мы создали бота Бориса, который автоматизировал процесс стендапа. Теперь ежедневные встречи проходят в асинхронном формате и занимают несколько минут — каждое утро бот задает два вопроса: «Что ты делал вчера?» и «Что будешь делать сегодня?». Сотрудник записывает планы и тратит на это 2-3 минуты. А в 13:00 в чате проекта появляются ответы участников, и тимлиды анализируют данные. Так все понимают степень загруженности сотрудников. Кроме этого, для автоматизации рутинных процессов бот создает соответствующие проектам папки в Google Drive, файлы в Figma, чаты в Google Chat, репозитории в Gitlab.
Если говорить о внутренних коммуникациях (и, как следствие, о развитии корпоративной культуры), то бот помогает и здесь. В компаниях есть традиция поздравлять сотрудников с праздниками в общем чате. Этим обычно занимается кто-то из команды. Но он тоже бывает в отпуске, в сложном проекте или может просто забыть, но бот легко это автоматизирует. Борис поздравляет с праздниками и приятными событиями, пишет в чаты проектов отчеты и рассказывает о важных вещах.
Если говорить о сложностях, то из-за отсутствия интеграции с Figma бота пришлось написать таким, что он эмулирует поведение человека и кликает по кнопкам в интерфейсе сервиса.
В сумме Борис сэкономил 3640 часов — 2 «человеко-года» — за прошедший календарный год.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Класс!
Но я всё-таки держусь консервативной точки зрения, что робот - это человекоподобный аппарат или аппарат, имеющий манипуляторы. А коллеги описывают ботов.
Интересно узнавать о чужом опыте. Особенно понравились примеры Ильи Мясного:
"Онбординг и инвайт-боты упрощают адаптацию новичков. Так, инвайт-бот автоматически добавляет нового сотрудника в зависимости от должности и отдела в соответствующие чаты: например, iOS-разработчик сразу попадает во все чаты, связаны с iOS разработкой, и имеет возможность сразу же погрузиться в рабочий процесс".
Это и правда важно. Случались ведь просто анекдотические ситуации, когда узнаешь о существовании какого-то корп ресурса, спустя пару месяцев. Не бывает? Ещё как бывает! Бывает такое, что ваши ботам и не снилось.
И другой пример увлечения ботами. Пару недель назад сделал заказ в одном из популярных магазинов. Заказ пришёл бракованный. Я написао, мне ответил бот. Задал кучу вопросов, потребовал фото, потом ещё одну, а спустя два дня написал отказ, что у меня вышел срок жалобы на заказ. Ладно, стерплю, но как же ловко бот отсёк меня от человечества!
Боюсь, что рано или поздно ботов в свои руки получат нерадивые чиновники и тогда мы будем очень быстро получать ответы на наши жалобы и вопросы: "Благодарим за проявленную гражданскую позицию, но...".
Как и сейчас на звонки: "Мы очень рады вашему звонку...".
"Ваш звонок очень важен для нас."
Верим :-)
Почалось!
Смотрите, какой удобный сервис - извещение об эвакуации. Сколько нежности, сколько заботы!
"Мобильное приложение 112 МО стало еще лучше! Мы добавили в него новые функции для удобства автовладельцев. Рассказываем, какие они, и чем могут вам помочь.
СКАЧАТЬ ДЛЯ ANDROID
СКАЧАТЬ ДЛЯ IOS
Отображение данных об эвакуации транспортных средств
➥ Информирование владельца об эвакуации.
➥ Построение маршрута до штрафстоянки.
➥ Инструкция по оплате штрафа и возвращению транспортного средства".
Смартфон -- это интимная вещь.
И добровльная установка приложений на свой гаджет -- это все равно как раздавать ключи от дома первым встречным всем подряд. Чужой код -- это всегда бэкдор в вашу личрую жизнь, в жизнь ваших контактов, и порой весьма чувствительным данным.
Когда мне предлагают установить приложение на смартфон, я всегда отвечаю -- пошли нахер. Если ваш сервис не работает в браузере, то он полное г..но.
На моем смартфоне установлено всего 3 дополнительных приложения.
Если есть связь с сервером через браузер это называется "тонкий клиент", а когда связь с сервером через клиентскую программу (приложение) это называется "толстый клиент".
По крайней мере такая терминология используется для верхнего уровня систем управления (SCADA, HMI), когда на компьютеры ставят интерфейс управления для Систем автоматического управления, а сама программа управления технологией, агрегатами, механизмами стоит на контроллерах (средний уровень).
Ну а нижний уровень - это датчики, сигнализаторы, исполнительные механизмы, то есть то, что работает на физическом уровне.
Я продвинулся немного дальше Вас, у меня нет смартфона.
У меня 7. сбербанк, сберинвест, телеграм, ватсап вайбер, вконтакте и блокнот заметки.
А парковки, а навигатор? А погода? А фотокамера? будильник, галерея, диктофон, вайбер?
Будильник, галерея, фотокамера, встроенные стандартные приложения. Диктофон есть, устанавливал.
У отечественных SCADA ошибочная да ещё ущербная терминология. Они не различают программный и аппаратно-логический уровень. Так же не различают прошивку (микропрограмму), драйвер и клиентское приложение. Сколько видал, так для них понятия "драйвер" и "API" так же чужды, как продвинутому пользователю отладчик уровня ядра.
Под Windows для них уже достояние сделать WinGUI-софт без их кастыльных учёток, от которых плюётся буквально каждый программист АСУ ТП, а для Unix-консолей (CNC-консоль) написать что-то не лагающее и, главное, рабочее - достояние вдвойне.
Написать же рабочий драйвер, к которому можно обратится через DeviceInfo или большинство стандартных API (речь про протоколы CAM) - невиданная роскошь.
Это в кратце, почему в мире полностью перешли на печать плат на заказ, что недорого сделать и в РФ, распайку автоматом-манипулятором или вручную и прошивку через программатор. Дешевле, проще, практичней, и без лишней шелухи, а главное - полная приемственность всех наработок, благодаря инженерной гибкости такого решения.
Интересный и перспективный продукт Вы описали! ВАУ!
Это тот самый? Или еще один из Ваших намерений?