Как полагают аналитики PwC, к 2030 году роботы могут заменить во всем мире до 800 млн человек. Оценивая подобные прогнозы, обычно обращают внимание на повышение производительности труда. Но не менее важно, что автоматизированные системы или роботы заменяют людей там, где работа сопряжена с повышенным риском для здоровья и жизни. Причем, речь идет не только о военных, полицейских или спасателях: перечень опасных профессий вовсе не исчерпывается этими профессиями. Вот примеры пилотных разработок в пяти отраслях.
Беспилотная система управления более объективно, чем живой водитель, оценивает дорожную обстановку, не отвлекается на смартфоны, не устает и не засыпает. Все эти преимущества позволят значительно снизить аварийность на дорогах. Стартовые проекты с участием беспилотников уже готовы к внедрению. Собственную разработку не так давно продемонстрировал «Яндекс». А на Чемпионате мира по футболу 2018 года планируется использовать пассажирские автобусы, способные самостоятельно следовать по маршруту при наличии специальной разметки.
В 2017 году в рамках исследовательского проекта Hands Free Hectare был проведен эксперимент по проведению полевых работ без непосредственного участия человека. Несмотря на ряд трудностей, было доказано, что полная автоматизация в этой сфере возможна. Занятым в отрасли людям не придется работать под палящим солнцем или проливным дождем. Пока это лишь пилотные проекты, но уже сегодня агророботы широко используются в посевных работах, сборке цитрусовых, обслуживании садов и виноградников.
Исключить несчастные случаи на стройках помогут автономные устройства, работающие на высотных конструкциях или участвующие в ремонте зданий с ветхими перекрытиями. Причем производительность труда при этом возрастет. Например, уже сейчас автоматизированная штукатурная станция может заменить бригаду из 25 человек.
Современные технические решения позволяют отказаться от использования таких вредных субстанций, как элегаз, и минимизировать частоту обслуживания высоковольтного оборудования. В этом направлении работает корпорация Toshiba, которая вместе с Alpine Electronics создает беспилотный дрон, умеющий самостоятельно находить неисправности в высоковольтных линиях электропередач. До сих пор электрикам приходится делать такой мониторинг лично. Особенно опасно, если ЛЭП проходит в горной, болотистой или другой труднопроходимой местности.
Если заглянуть в заводские цеха, то и здесь есть место инновациям, снижающим риск производственной травмы. Компания Toshiba завершает разработку компактного робота, который мог бы работать на конвейере рядом с человеком, не вызывая у последнего ощущения страха или дискомфорта. Машина способна выполнять сложные действия и поднимать тяжелые грузы.