Как создавали онлайн-сервис, который стал эталоном отрасли

Крупнейший отраслевой журнал Boating Industry объявил детище российской компании Axmor сервисом следующего поколения, включил в 50 самых инновационных продуктов для морской промышленности и присудил награду Top Products.

Компания Axmor занимается разработкой программного обеспечения на заказ, и вот история успеха клиента компании (назовем его «МаринаСофт») глазами разработчиков.

История отношений с заказчиком

Клиент занимается разработкой и внедрением специализированного программного обеспечения для марин на американском рынке.

Маринами называют небольшие порты — стоянки для яхт и малогабаритных судов. Как правило, они расположены в областях, где развит яхтенный туризм.

Сотрудничество компаний Axmor и «МаринаСофт» началось задолго до того, как появилась задача разработки «стандарта индустрии». Клиенту не хватало ресурсов для реализации всех своих проектов, и они отдавали часть работ компании Axmor. Проекты были небольшие и достаточно изолированные от основной системы. За 5 лет между компаниями сложились крепкие партнерские отношения. Когда появилась необходимость в модернизации бизнеса, они обратились к Axmor для выбора IT-решения.

«МаринаСофт» разработала линейку программных продуктов для управления маринами, которое включало коробочные десктоп-решения для мониторинга стояночных мест, сервисного обслуживания судов, магазина, кафе и создания отчетности. Другими словами, все задачи, которые возникают у работников марины, автоматизированы и объединены в общую информационную систему порта. За годы работы в этой области клиент досконально изучил потребности своих пользователей.

С распространением бесплатных онлайн-сервисов для конечных потребителей, стали запускаться сервисы резервирования стояночных мест для яхт. Эти сервисы предоставляли минимум функций, но были удобны для использования владельцами судов. Вскоре начали появляться и простые веб-приложения для менеджеров марин, чтобы они могли работать с онлайн-бронированиями на стороне порта. А это уже была территория «МаринаСофт». Задача модернизации программного обеспечения стала для них вопросом сохранения бизнеса.

Как рождалась идея онлайн-сервиса для марин

Сначала они решили написать свой сервис для бронирования мест, который был бы интегрирован с их существующими продуктами. Однако, стоимость интеграции оказалась выше, чем разработка самого сервиса. Тогда «МаринаСофт» задумались о развитии всей линейки продуктов.

Через несколько месяцев обсуждения, когда уже было подготовлено техническое задание для «морского booking.com», они сменили стратегию. Вместо погони за конкурентами они обратились к улучшению качества сервиса для своих текущих клиентов и заказали нам разработку SaaS-решения, которое целиком заменит их старые продукты.

Вот, что, пожалуй, больше всего запомнилось из этого проекта.

Сколько занимает разработка MVP

У нас уже есть успешный опыт работы со стартапами, которые запускают бизнес с нуля. Мы предложили начать с небольшого MVP (minimum viable product – минимально жизнеспособный продукт), чтобы быстрее выйти на рынок с новым решением и раньше начать получать прибыли.

Но клиент объяснил, что этот подход в данном случае не сработает. Нужно делать сразу полнофункциональное приложение, так как первыми пользователями будут марины, где уже используются программы «МаринаСофт». Пользователи ожидают многого, и если в первой версии будет недостаточно функций, второго шанса произвести впечатление у нас не будет. Также запуск сервиса с большим количеством специализированных функций создаст барьер для потенциальных последователей, которые захотят запустить такой же сервис. Согласитесь, звучит логично.

Реализацию SaaS начали с полной автоматизации резервирования мест для стоянки яхт и малогабаритных судов. На реализацию и запуск MVP ушло полтора года. Сделать меньше функционала мы просто не могли.

Когда 12 часов разницы во времени — не помеха совместной работе

С начала проекта вызовом стало отсутствие документированных требований к новой системе и отсутствие профессиональных аналитиков на стороне клиента. Мы нашли выход, у нас в agile-команде есть выделенный аналитик, который является прокси владельца продукта в части документирования требований.

Таким образом мы распределили задачи по формулировке требований между нами и клиентом. Организовали регулярные звонки, где клиент рассказывает, какие задачи нужно решить. Со стороны «МаринаСофт» на звонках и владелец бизнеса, и инженеры, и иногда сотрудники поддержки, которые общаются непосредственно с пользователями.

Аналитик формализует то, что все обсудили на звонке, обсуждает с командой, утверждает у клиента. Потом менеджер проекта с архитектором «нарезают» требования на юзерстори для разработчиков.

Когда клиент постоянно меняет требования

Обратной стороной выбранного подхода к сбору требований является то, что для клиента процесс перевода бизнес-задач в реализацию в системе остается за кадром. Он очень легко, без каких-либо сожалений, меняет требования, просто потому, что передумал. То, что сейчас кажется очевидным, совсем не было таковым в начале проекта.

Техническое решение, которое было идеально для одних требований, становится ограничением при появлении новых, и его нужно дорабатывать. Чтобы уменьшить влияние «сырых» технических решений на работу системы, всегда параллельно с основной разработкой вели оптимизацию того, что уже сделано. Когда этот процесс изначально является частью разработки, то он менее затратен, чем выделение большой фазы проекта на закрытие так называемого технического долга.

Сами по себе эти особенности разработки — рутина, о которой и не стоило бы упоминать, если бы не интересный эффект, который мы наблюдали в команде. На фоне постоянного стресса от смены курса и невозможности подтвердить правильность выбранного технического решения стали появляться Ворчуны, которые в фоне напоминали всем о том, что «клиент сам не знает, что он хочет», и что «сервис логирования действий пользователя с самого начала надо было писать по-другому» и так далее.

В теории, все мы знаем, что это непродуктивно и таких людей надо избегать в команде, но это были высококвалифицированные разработчики, ценные для проекта с точки зрения их опыта и технических знаний. В нашем проекте сменилось трое таких Ворчунов. Видимо, им было так тяжело работать в условиях неопределенности, что они надолго не задерживались.

В какой-то момент мы увидели рост мотивации у разработчиков в команде, хотя специально ничего для этого не делали. Они смелее стали обсуждать сложные проблемы в проекте, делиться своими идеями и предложениями, и казалось, что даже версии продукта мы стали выпускать чаще. Оказалось, что просто из проекта ушел наш последний Ворчун. Эффект был логичным, но неожиданно заметным. Мы решили больше уделять внимание софт-скиллам технических специалистов, когда приглашаем их на работу.

Пользователи идут!

Вот настало время релиза. Как и положено с запуском больших проектов, задержали на 2 месяца позже плана. В последний момент решили переделать модель данных и запустили дополнительную итерацию полного тестирования. Еще около двух месяцев ушло у «МаринаСофт» на то, чтобы настроить сервисы и провести обучение менеджеров марин.

И наконец, пользователь подключается к онлайн-сервису, видит на карте план своего порта, на котором указаны все стоянки для яхт, подсвеченные в зависимости от статуса. По каждой стоянке можно посмотреть, чья лодка там стоит, как долго и состояние счета клиента. Можно посмотреть план резерваций по всей марине, а когда приходит запрос на резервирование, то система сама подскажет какие места доступны в зависимости от размера и других характеристик яхты. Можно устанавливать разные правила оплаты для краткосрочной, долгосрочной, и сезонной аренды мест. Делать скидки, предоплаты, депозиты при въезде. Учитывать все неоплаченные сервисы, услуги и ресурсы при выезде.

В этом же веб-приложении менеджер марины может назначить задания сотрудникам и отследить статус их выполнения. Автоматически формируются списки прибывающих и отъезжающих в этот день. Встроенная CRM позволяет отслеживать работу марины на уровне взаимодействия с владельцами лодок. Учет всех финансовых операций автоматически ведется в QuickBooks, установленной в марине (QuickBooks — самая распространенная в США программа для ведения бухгалтерии).

Два года. Полет нормальный

Прошло почти два года после запуска системы. Мы выпустили еще два крупных обновления и продолжаем работать над расширением функционала. Одной из новых функций системы стал программный интерфейс для интеграции онлайн-сервисов бронирования. Теперь пользователи этих сервисов могут напрямую бронировать места во всех портах, где используется новое приложение «МаринаСофт». Этим мы сняли часть работы с менеджеров марин. А потенциальные конкуренты теперь стали их партнерами по бизнесу.

Сейчас онлайн-сервисом для марин пользуются около 20 портов в Калифорнии. Общее количество мест для стоянок яхт более 8,5 тысяч. Каждый месяц системой автоматически формируется и рассылается порядка 30 тысяч счетов за различные виды услуг. Благодаря своевременному выпуску на рынок нового онлайн сервиса, «МаринаСофт» не только сохранили своих крупных клиентов, но привлекли к себе внимание отрасли.

Компании Axmor этот проект дал возможность добавить в свое портфолио еще один крупный кейс отраслевого масштаба, сформировать и сплотить команду высококвалифицированных технических специалистов, включая пятерых сертифицированных.NET-разработчиков, создать боевую команду, готовую работать в условиях меняющихся требований, когда разница во времени с клиентов 12 часов.


Текст участвует в конкурсе «Историй успеха» 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

А нам это зачем? В соседних Финляндии, Швеции и странах прибалтики это может быть востребовано....

 

Директор по рекламе, Москва
Сергей Алейников пишет:

А нам это зачем? В соседних Финляндии, Швеции и странах прибалтики это может быть востребовано....

в подмосковье сплошные стоянки яхт

Адм. директор, Санкт-Петербург
Дмитрий Федоров пишет:
в подмосковье сплошные стоянки яхт

в подмосковье яхты бывают и там, где и водоёма-то нет.. Я про остальную Россию! У нас в СПб рядом соседние страны с развитым яхтиногом, и делается у нас всё для того, чтобы им было неудобно прибывать к нам на собственной яхте! Хотя для них яхта в сезоне, когда "вода мокрая", во многом предпочтительнее автомобиля!  Потому что она не "для понтов", а для семейного передвижения и использования! 

У нас же те, у кого есть яхта, првыкли заботиться только о своей, и хочется, чтобы соседей по причалу либо не было, либо чтобы у него была на метр короче...

А тут - стандартное решение, кому оно нужно?

Консультант, Украина

А какая agenda у этой статьи?

Вот серьезно - как будто доклад ЦК КПСС. Ну никакой изюминки.

 

Аналитик, Москва
Сергей Алейников пишет:

А тут - стандартное решение, кому онфо нужно?

С этим никто и не спорит. Скорее, даже наоборот. Проект показал, что даже находясь в Новосибирске проще заниматься развитием Америки, а не России.

Менеджер, Москва
Сергей Алейников пишет:

А нам это зачем? В соседних Финляндии, Швеции и странах прибалтики это может быть востребовано....

 

Хороший опыт. В России не мало мест где можно использовать. Если вам не надо, то на ресурсе есть те кому это может быть интересно 

Генеральный директор, Москва

Идея супер; применение достойное, точка приложения может быть и иной, например в принципе в других сферах - алгоритм аналогичный!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.