Общение — залог прогресса
Общение — неотъемлемая сторона нашей жизни. В процессе коммуникации мы обмениваемся опытом, передаем эмоции, сообщаем различную информацию. Инструментом успешной коммуникации является язык. Именно он делает возможным понимание одного человека другим. Люди, говорящие на одном языке, без труда раскодируют информацию, выражаемую посредством слов, знакомых и понятных собеседникам. Стало быть, чем больше языков мы знаем, тем с большим количеством людей можем общаться.
Как все начиналось
История проекта Language Speaking Clubs ведет свой отсчет с момента переезда из Москвы в Санкт-Петербург в 2018 году. На тот момент я уже владела пятью иностранными языками и занималась веб-разработкой. Чтобы освоиться в новом городе, познакомиться с его тенденциями и людьми, я начала посещать разговорные клубы, где можно было общаться на различные темы. Идея мне понравилась, захотелось сделать что-то свое, похожее и в то же время принципиально иное. Оценивая рынок и конкурентов на тот момент , удалось выявить их наиболее сильные и слабые стороны.
Во-первых, людей привлекало наличие иностранцев и носителей в группах, а также харизматичного ведущего. При отсутствии организации и системы люди скучали, боялись начать разговор с окружающими. Во-вторых, крайне важна была дружеская атмосфера, которая складывалась при наличии 50% постоянных посетителей. Людям, как правило, нравится приходить в знакомые места и видеть знакомые лица. Эти ключевые моменты и хотелось реализовать в рамках нового клуба.
Вскоре мне посчастливилось найти большое здание, половину которого занимал хостел, а другая пустовала. Хозяину хостела хотелось открыть кафе на незанятой комнатами территории, что он и осуществил. Он открыл тайм-кафе, в котором начал свое существование языковой клуб. Людей в кафе было немного, несмотря на то, что платить нужно было только за время, проведенное в заведении, по тарифу 2,5 рубля в минуту, а плюс к этому посетители получали еще чай или кофе.
Я договорилась о сотрудничестве с хозяином тайм-кафе и занялась развитием групп в социальной сети «ВКонтакте» и в приложении для путешественников Couchsurfing. Так как участие в клубах было абсолютно бесплатным, данные инструменты продвижения, во-первых, было возможно использовать, а во-вторых, они позволили довольно в короткие сроки набрать целевую аудиторию. К тому же позиционирование разговорных клубов, как бесплатных мероприятий, позволило создать дружескую атмосферу, и набрать костяк постоянной аудитории.
В начале пути таргетированная реклама для раскрутки мероприятий не нужна была вовсе, и понадобилась лишь спустя год, в связи со сменой формата из-за распространения COVID-19. Основной контингент набирался в группы либо среди гостей, посетивших кафе, которые наблюдали за процессом и постепенно вовлекались в него, а затем приводили знакомых. Вторым источником стала группа во «ВКонтакте», в которой развернулась большая активность под постами.
Дело в том, что изначально участники должны были регистрироваться на мероприятия, отметившись в комментарии под постом о встрече. Так как желающих становилось все больше, группа вырвалась вперед в рейтинге из-за большой активности пользователей. Так о нас стали узнавать заинтересованные в изучении языков люди, а система распространения информации замкнулась.
Разбег для взлета
Первый разговорный клуб английского языка под моим руководством начал свою работу по субботам в уже упомянутом тайм-кафе. В первую же встречу клуб посетили более 20 участников. Каждую неделю появлялись новые люди, желающие попрактиковать свой английский или просто поболтать и хорошо провести время. Встречи стали привлекать и иностранную публику, кому-то хотелось пообщаться с местным населением, а кто-то позже превратился в волонтера и стал преподавателем разговорного клуба.
Буквально за пару месяцев удалось собрать аудиторию в 1500 человек, из которых 20% стали постоянным участникам. С ростом количества участников возникла необходимость в еще одном клубе, который заработал по понедельникам. В нем, как и в субботнем практиковали навыки английского языка.
С марта 2019 года еженедельно открывались разговорные клубы на других иностранных языках — французском, испанском, итальянском, немецком, китайском, японском, русском и конечно продолжались встречи на английском языке. На сегодняшний день количество участников превышает 6000 человек, из которых 1500 являются постоянным участникам встреч.
До осложнения эпидемиологической ситуации встречи проводились еженедельно, более 30 языковых встреч на восьми языках в пяти тайм-кафе Санкт-Петербурга, а также ежемесячные мероприятия: мастер-классы, викторины, караоке-баттлы, выездные языковые поездки, концерты и вечеринки. Разговорные встречи были официально бесплатны, а мероприятия платными. Например, билет на концерт мог стоить 1000 рублей, и в него входили безлимитные напитки и закуски.
Еженедельно разговорные клубы посещали от 300 до 500 человек, от 5 до 60 человек в клубе, мероприятия — от 40 до 80 человек.
До настоящего момента сохраняется возможность раз в семь дней принять участие в одном из разговорных клубов абсолютно бесплатно, зарегистрировавшись в приложении Speaklab.app. Данная инициатива связана с желанием сделать возможным участие в проекте всех, кто любит иностранные языки, и хочет их изучать независимо от финансовых возможностей.
Единство — путь к победе
Вплоть до апреля 2019 года проект неуклонно набирал обороты. Разговорные клубы не нуждались в рекламе, вполне хватало групп в соцсетях, чтобы привлечь новых людей.
Ситуация стала меняться с введением режима самоизоляции. Возникла резкая необходимость в переходе на онлайн-платформы. К этому проект не был подготовлен должным образом. Участникам проекта было приятно встречаться и беседовать лично в уютной и веселой обстановке тайм-кафе. Пришлось провести большую работу, чтобы проект разговорных клубов продолжил свое существование: создать сайт, подключить систему продажи билетов, изменить контент-план и стратегию ведения встреч, настроить таргетированную рекламу, подключить сервисы подписки и рассылки новостных сообщений.
Так как я сама фронт-энд разработчик, сайт писала сама, за два дня. Билеты мы изначально продавали через TimePad, но в связи с тем, что английская версия – платная, перешли на Qtickets. Виджет на английском этой билетной системы легко встраивался на сайт и не требовал дополнительных доработок. Хотя у системы бывают сбои, первое время люди из Японии не могли приобрести билеты через систему, не приходил код подтверждения, к счастью, сейчас удалось все наладить.
Для новостных рассылок и ведения базы подписчиков мы используем сервис Mailchimp, очен удобен и комфортен в использовании. У сервиса есть бесплатная версия — до 2000 подписчиков. В еженедельных рассылках мы рассылаем промокод на бесплатное участие в клубах, скидки, горящие предложения, а также полезные фразы и лексику на разных языках. Количество читателей наших рассылок еженедельно растет, но пока процент открытия составляет 14%.
С апреля 20 из 30 клубов удалось перевести в онлайн, новый формат имеет как ряд преимуществ, так и недостатков. Главным преимуществом является возможность практиковать язык в мини-группах по 3-6 человек с носителями.
На сегодняшний день 90% ведущих разговорных встреч являются носителями языка, а большинство — профессиональными преподавателями, лингвистами. Методика работы у каждого своя. Кто-то отдает предпочтение тематической языковой практике, кто-то разбавляет разговоры играми. Участникам сейчас уделяется больше внимания, поэтому те, кто посещал встречи с образовательной, а не развлекательной целью, такой формат предпочитают больше.
Говоря о сложностях, возникших в связи с переходом в онлайн, нужно отметить трудности с оплатой. Особенно это касается иностранных граждан. Все цены на сайте указаны в рублях, что порой вызывает недоумение со стороны иностранцев, которые не замечают валюту и не могут понять, почему встречи так дороги — почти 200 евро. Приходится пояснять, что оплата производится не в евро, а в рублях. И тогда все встает на свои места.
Не всегда приходят на встречи и те, кто так любил живое общение. И таких, к сожалению, большинство. В связи с этим, оборот на сегодняшний день снизился на 80%, средний чек теперь составляет 200 рублей, до начала лета проект выходил на окупаемость, но теперь мы предполагаем еще больший спад. И если год назад проект обходился без рекламы, то сейчас вся прибыль уходит на таргет (во «ВКонтакте» и Instagram), а также контекстную рекламу в «Яндексе» и Google. Пока одназначно можно сказать, что работает таргет во «ВКонтакте», с остальных источников продаж пока не было.
Есть и позитивные моменты. Несмотря на то, что снизалась посещаемость, интерес к проекту сохраняется, количество участников в группах ежедневно растет.
Расширяем наши горизонты
Нужно отметить, что планы у проекта поистине грандиозные. Мы стремимся привлечь как можно больше людей и выйти на мировой уровень. Несмотря на то, что в настоящий момент все клубы функционируют в Санкт-Петербурге, аудитория очень разнообразна, и включает в себя участников из разных стран мира.
Чтобы расширить границы проекта, мы уже работаем над мобильным приложением. Благодаря ему любой заинтересованный в участии в разговорных клубах сможет осуществить свою мечту, в какой бы точке земного шара он не находился. Приложение будет существовать наряду с офлайн-клубами. Таким образом, участник сам сможет выбрать удобную для него форму общения.
Мы действительно любим свое дело. Гуманный подход и любовь к своему занятию способствуют постоянному росту популярности разговорных клубов как в России, так и за рубежом.
Читайте также:
Сейчас подобная история с моим клиентом - языковая школа. Надо переводить в онлайн полностью обучение. И конкуренция конечно же сразу не по-детски возрастает. В том, числе и с носителями языка, английскими и американскими языковыми школами и курсами.
И здесь важно найти свою Большую Идеи для языковой школы, и Ultimate Strategic Position. Иначе школа затеряется и её не найдут.
Автор видимо нашёл свою уникальность, когда школа работала в офлайн, а в онлайн это совершенно другой бизнес.
Что касается таргетированной рекламы, то она только называется таргерированной, т.е. "целенаправленной", а на самом деле она ничем не отличается от телерекламы. Тот же эффект - "из пушки по воробьям".
Успехов автору в переводе бизнеса в онлайн.
Ещё пара пандемий, и только в онлайн останутся языковые школы.
Предметная, дельная, практичная статья.
Собственно ничем от оффлайна особо не отличается :)
Очень сильно отличается от оффлайн)
Совершенно другая ниша, другая конкуренция, другой подход