Как провести время на самоизоляции с пользой для бизнеса

Пришел карантин — клиенты пропали, малый бизнес никому не нужен, денег нет и делать нечего. Какие варианты у предпринимателей? Есть бизнес, который может подстроиться под новые реалии и уйти в онлайн. Рестораны — в доставку, фитнес-центры — в формат марафонов и онлайн-тренировок, языковые школы — в онлайн-обучение, а офлайн-магазины и аптеки перейти в интернет-магазины.

Но что делать тем, чей бизнес сейчас совсем не нужен? Владельцам турагентств, ивент-агентств, кинотеатров и гостиниц. Кризис рано или поздно кончится, и все вернется на круги своя. Значит, нужно только переждать и провести это время с максимальной пользой для себя и бизнеса.

Подумайте, как адаптироваться под новую реальность

Не нужно сразу сдаваться и закрывать свое дело до лучших времен. Подумайте, есть ли варианты, которые позволят остаться на плаву и не потерять связь с клиентами. Возможно, есть смысл расширить спектр услуг или сосредоточиться только на одной составляющей бизнеса.

Например, Максим до карантина оптом продавал шоколадки специального дизайна для В2В-конференций. Сейчас их перестали проводить, и он сидит без дела. Но есть варианты — можно договориться с новым интернет-магазином детских товаров и предложить им разработку брендированных шоколадок, которые они будут прикладывать в подарок к каждому заказу от 1000 рублей.

Чтобы придумать варианты для смены бизнес-модели, изучите опыт зарубежных и столичных компаний аналогичной направленности. Хорошо, что российским предпринимателям есть на что ориентироваться в этой трудной ситуации.

Для анализа нужно выбрать метод. Знакомые маркетологи рекомендуют анализ 5Р — по нему изучают стратегии конкурентов, оценивают подходы каждого и разрабатывают свой собственный. Есть модели 4Р и 7Р, но первая не учитывает влияние других людей на бренд, а вторая больше ориентирована на В2В. Соберите базу компаний-аналогов, и изучите их стратегию по пяти направлениям:

  • Product — что компания предлагает рынку и потребителю, включая функции, внешний вид, ассортимент, сервис, дополнительные услуги.
  • Price — цена в разрезе ценности для потребителя, себестоимости, наличия скидок и акций, нормы прибыли.
  • Promotion — продвижение в разрезе способов привлечения внимания потребителей, каналов распределения, управления запасами, мерчендайзинга.
  • Place — рынки присутствия, каналы и виды дистрибуции, условия дистрибуции, логистика.
  • People — какие люди влияют на восприятие продукта: торговые представители, продавцы, потребители из числа лидеров мнений, производители, VIP-клиенты.

Изучив особо успешных конкурентов, вы сможете перенять для себя лучшие решения и скорректировать стратегию под новую реальность.

Займитесь развитием онлайн-стороны своего бизнеса

Привычные способы коммуникации у офлайн-бизнеса больше не работают. До режима самоизоляции общение всегда было реальным: клиенты лично высказывали свои потребности, пожелания, замечания, приходили и рассматривали товары. Теперь этого делать просто нельзя, да и небезопасно.

Пропадать с радаров клиентов категорически нельзя. Их потребности никуда не исчезли. Все по-прежнему хотят вкусно есть, хорошо выглядеть, учиться и весело проводить время. Если вы не будете поддерживать связь, то даже самые преданные клиенты могут уйти к конкурентам и не вернуться, когда все закончится.

Во время карантина приходится искать новые пути общения. Все сидят дома, а интернет есть практически у каждого. В дело вступают главные убийцы времени — соцсети. Аналитики уже отмечают прирост ежедневной онлайн-активности пользователей практически в два раза. Значит, самый очевидный выход для бизнеса — перенести общение с клиентами в интернет.

  1. Создайте собственный сайт. Можно сделать это самостоятельно на бесплатных конструкторах, например, в «Тильде». Там есть подробные инструкции по разработке и готовые шаблоны.
  2. Развивайте контент-маркетинг для своего бизнеса:
    • расскажите о своей компании;
    • покажите, как ваш товар решает задачи потребителей;
    • сделайте руководства по использованию и обзоры;
    • напишите кейсы, чтобы показать свою экспертность.
  3. Заведите соцсети — это самый простой и оперативный способ взаимодействовать с клиентами. Рассказывайте об изменениях в режиме работы, новых акциях и скидках, создавайте полезный контент.
  4. Подключите рассылки через мессенджеры или электронную почту. Почти ⅔ бизнеса, задействованного в e-commerce, пользуется этими каналами коммуникаций. Во-первых, это способ держать клиентов в курсе новостей, а во-вторых — дополнительный канал продаж.
  5. Оптимизируйте рекламные кампании. То, что прекрасно работало еще в феврале, может стать абсолютно неэффективным в новой реальности. Отключите неактуальные кампании, и разработайте новые предложения.

Поработайте над собственной репутацией

Если вы отлично разбираетесь в какой-то теме, поделитесь своими знаниями с людьми. Это можно делать в собственных соцсетях и записывать видео для YouTube или поработать более глобально и написать статью для медиа, например, тут — на Executive.ru, в «Лайфхакер» или «ТЖ».

Попробуйте скооперироваться со смежным бизнесом и выступить экспертом. Например, если вы работаете дизайнером интерьера, обратитесь к риелторской фирме и договоритесь о совместном материале на тему «Как выбрать самую эргономичную планировку квартиры». И вам пиар, и им польза.

Еще один вариант — обратиться к инфлюенсерам: профессиональным блогерам или просто популярным потребителям ваших товаров. Например, если вы производите снаряжение для велотуристов, постучитесь в блог к популярному представителю целевой аудитории, и сделайте с ним совместный материал о подходящей одежде для весенних велопоходов. Если шьете нижнее белье, и содержите небольшой магазин, предложите подарить свои изделия блогеру за отзыв.

Раскройте скрытые таланты и найдите подработку

Если бизнес заморозился, и больше не приносит денег, то приходится искать альтернативные источники дохода. Подумайте, что вы умеете делать лучше других, и предложите свои услуги на биржах труда. Кризис наступил в офлайне, но онлайн-сфера продолжает развиваться. Спрос на удаленных сотрудников и специалистов в онлайне только растет.

Есть два варианта подработок: удаленно устроиться в штат или заняться фрилансом. На рынке пользуются спросом:

  • дизайнеры, которые создают красочные иллюстрации, презентации, брендбуки;
  • разработчики сайтов, которые помогут офлайн-бизнесу перейти в онлайн и создать интернет-магазины, платформы для онлайн-обучения;
  • копирайтеры, которые наполнят интересным и полезным контентом сайты, блоги и социальные сети;
  • SMM-специалисты, которые настроят таргетированную рекламу и составят стратегии продвижения в соцсетях;
  • IT-специалисты, которые обеспечат стабильную работу информационной инфраструктуры компаний: будут подключать удаленных сотрудников, решать технические проблемы;
  • сотрудники call-центра и техподдержки, которые обеспечат постоянную поддержку и консультации клиентам других компаний;
  • менеджеры по продажам, которые помогут поддерживать прежний уровень реализации через новые каналы связи;
  • юридические консультанты, которые научат предпринимателей правильно интерпретировать все изменения законодательства и принимать верные решения.

По мнению Александра Джабарова, руководителя пресс-службы HeadHunter, наименее уязвимые профессии — работники ритейла, логистики, складов, производители фармацевтики, репетиторы и няни.

Развивайтесь личностно и профессионально

Успешным предпринимателем становится тот, кто непрерывно учится и с каждым днем узнает все больше и больше нового. Мысли о том, что вы самый крутой спец в мире и умеете все, нужно гнать прочь — они главный тормоз развития.

Бизнесмен должен развиваться не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Мы подобрали несколько общих компетенций, развитием которых вы можете заняться в период самоизоляции.

Такую же карту с нужными для себя компетенциями вы можете составить в любом сервисе для создания майндмэпок, например, Xmind. Главное — ориентироваться на то, что важно именно вам.

Пока действует режим самоизоляции, с практическим и очным обучением есть проблемы. Но многие компании, которые занимались офлайн-образованием, начали выходить в онлайн, а те, кто давно работал в онлайне, дарят обучающие курсы или делают на них большие скидки. Учиться можно по книгам, видео, аудиоматериалам и даже онлайн-конференциям. Выберите подходящие варианты из нашей подборки.

  • «Нетология» — открыла бесплатный доступ к множеству курсов, вебинаров, митапов и материалов от экспертов. Тут можно научиться маркетингу, программированию, дизайну, аналитике, управлению бизнесом.
  • Академия Microsoft — бесплатная возможность изучить основы программирования и компьютерной грамотности. Тут найдутся подходящие курсы и для начинающих, и для профи.
  • GeekBrains — сделали скидки до 40% на курсы по обучению профессиям и открыли 13 бесплатных интенсивов, где можно научиться программированию, веб-разработкам, рекламе в соцсетях, работе в Excel и созданию презентаций.
  • Bang Bang education — открыли 46 курсов о дизайне, типографике, иллюстрированию, леттерингу, программированию и многому другому.
  • «Альпина» — подарили 70 электронных книг на разные темы: от прокачки памяти до теологии.
  • «Школа Skolkovo» — бесплатная подборка видео-лекций для прокачки навыков в бизнесе и карьере.
  • «Открытый университет Егора Гайдара» — курсы по экономическим и социальным дисциплинам.Также на сайте доступны видеолекции и материалы блога.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Попробуйте спрогнозировать, что будет происходить через два месяца, желательно - с цифрами и существенными условиями. Запечатайте в конверт, уберите. Через два месяца вскройте, прочитайте и посмейтесь....

HR-директор, Москва

Лилия, вы молодец. Очень информативно. Хочется уточнить, что именно для себя из вами перечисленного, применили вы в рамках проекта, которым руководите? 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Во время карантина приходится искать новые пути общения. Все сидят дома, а интернет есть практически у каждого. В дело вступают главные убийцы времени — соцсети. Аналитики уже отмечают прирост ежедневной онлайн-активности пользователей практически в два раза. Значит, самый очевидный выход для бизнеса — перенести общение с клиентами в интернет.

Создал кинотеатр или ресторан сайт для общения онлайн со своими оффлайн клиентами. А как эти клиенты узнают, что они открыли свой сайт и зачем он им нужен? У людей есть свой набор онлайн-общения.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.