15 плюсов и минусов онлайн-обучения

Онлайн-образование привлекает все больше сторонников возможностью сэкономить время и деньги. По данным компании «Нетология-групп», в конце 2016 года этот рынок составил в России 1,8 трлн рублей. Прогнозируется, что ежегодно он будет расти еще на несколько десятков миллиардов. Но разочаровывают онлайн-курсы чаще, чем программы в традиционном формате. Их важно грамотно выбирать, ориентируясь не только на цену.

6 явных плюсов

  1. Привлекательная цена. Более низкая цена для многих обучающихся – ключевой фактор. Особенно, когда человек еще не знает, насколько ему нужна изучаемая тема, будет ли ему интересно в процессе погружения в материал, и он хочет просто «попробовать воду». Если после нескольких онлайн-семинаров тема оказывается привлекательной, то более глубокое изучение можно продолжить в классическом оффлайн-режиме.
  2. Территориальная свобода. Для менеджера из удаленного от столицы региона крайне сложно осуществить поездку на очный семинар по маркетингу или на тренинг по продажам. Скорее всего, директор предложит прочитать книжку по соответствующей теме или самостоятельно поискать информацию в интернете. А участвовать в онлайн-обучении можно находясь в любой точке мира, достаточно иметь хороший интернет. Такой «мир без границ» удобен и для организаторов, и для участников.
  3. Гибкость расписания. Современный потребитель хочет, чтобы мир подстраивался под него, и онлайн- формат в этом смысле очень пластичен: можно выбрать удобный день, время, интересующую тему, спикера или просто скачать запись и посмотреть в любое удобное время. Многие слушают эти записи в ожидании своих рейсов, в дороге, во время вынужденных пауз в расписании: полезно, практично, интересно.
  4. Приватность процесса. Многие не любят незнакомых мест, шумных компаний, активных тусовок. Оффлайн-формат таким слушателям некомфортен: надо куда-то ехать, в какое-то незнакомое место, целый день быть среди чужих людей, отвечать на глупые вопросы, поддерживать светскую беседу, переживать, кто и как посмотрит, оценит, что скажет. Гораздо комфортнее подключиться к онлайн-трансляции, сидя дома на диване или на привычном рабочем месте с чашкой кофе. Можно параллельно делать какие-то другие дела, наводить порядок на столе, разбирать почту или поправлять маникюр.
  5. Возможность выбирать канал обмена информацией. Кому-то удобна скайп-конференция, кому-то больше подходит онлайн-вебинар. Дополнительные вопросы можно задать преподавателю в любом из мессенджеров, а новую методичку получить по электронной почте.
  6. Темп обучения. К сложной теме можно вернуться, просмотрев запись семинара или переписку с преподавателем. Знакомую тему – вообще пропустить.

9 разноплановых минусов

  1. Недостаточный уровень профессионализма. Учебная онлайн-деятельность в настоящее время никак не лицензируется и не сертифицируется. Спикером учебной онлайн-программы может стать любой, имеющий желание и возможности. Эта доступность формата часто приводит к тому, что специалист, преподающий маркетинг, путается в специальной терминологии, консультант по тайм-менеджменту начинает занятие с опозданием на четверть часа, а фея кулинарии учит замешивать тесто, не стесняясь грязи под ногтями и беспорядка на кухне.
  2. Слабый учебный материал. При подготовке онлайн-программы многие преподаватели и спикеры считают самым трудным набор группы и концентрируют свое внимание на вопросах рекламы и продвижения. При этом на качественную подготовку самого учебного материала не хватает ни времени, ни энергии. К сожалению, в онлайн-программах часто много «воды», и они больше похожи на монологический рассказ спикера «как я классно сделал что-то…». Такой стиль изложения подходит для интервью или публичного выступления, но не для обучающего курса. По этой причине слушатели часто бывают разочарованы и отказываются от участия в семинаре.
  3. Низкий уровень техподдержки. Плохое качество связи, «бульканье» и «хрипы» в микрофоне, зависающее изображение, пропадающий звук, слабая освещенность помещения – это далеко не полный список трудностей, возникающих в процессе проведения онлайн-обучения. Особенно сложно, если спикер находится где-нибудь в Нью-Йорке или Париже, ведет семинар по скайпу и ноутбучный «рыбий глаз» превращает лицо профессора в физиономию горного тролля. При этом мощности отельного интернета явно не хватает, и большую часть времени приходится посвящать выяснениям в стиле: «Вы меня видите? Вы меня слышите?».
  4. «Нескрытая» реклама. Еще один грех онлайн-обучения, особенно дешевого или бесплатного, – его откровенно рекламный характер. В течение двух часов слушателям энергично обещают золотые горы: раскрыть секреты продаж, сократить расходы на ФОТ, оптимизировать управленческую структуру, завоевать любовь клиентов, стоит только записаться на цикл из 10 занятий или оффлайн-семинар, или консультацию гуру менеджмента. Главное, оплатить вперед и на карту известного банка.
  5. Отсутствие интерактива. Во время классического «живого» обучения аудитория очень живо влияет на рабочий процесс, и преподаватель настраивается на уровень, характер потребности каждой группы. Реальное интерактивное общение дает моментальную обратную связь, спикер и аудитория находятся в процессе творческого познавательного обмена. Онлайн-обучение, как правило, не предполагает активного интерактивного общения с преподавателем или с другими участниками семинара. Можно написать свой вопрос в чате, оставить комментарии, но высказывание может быть откровенно «свернуто», особенно если содержит критику, или вовсе проигнорировано.
  6. Отсутствие сертификатов. Большинство онлайн-программ, к сожалению, не выдают своим слушателям никаких документов, подтверждающих прохождение обучения. Либо высылают красивые цветные «сертификаты», не имеющие никакой юридической ценности и пригодные только для рамочек над столом. Исключение могут составлять только онлайн-программы, проводимые сертифицированными вузами, учебными центрами, бизнес-школами. Если слушатель учится «для себя», отсутствие сертификата не является проблемой, но если рассчитывает на последующее повышение в должности, смену работы, карьерный рост, о формальностях желательно подумать заранее.
  7. Обещания. На онлайн-программах спикеры часто дают много разнообразных обещаний: выслать презентации, ссылки на исследования, подборки статей, таблицы для расчетов, кейсы и многое другое. К сожалению, слушатели часто испытывают разочарование от последующих рассылок. Это либо реклама очередных услуг, либо очень поверхностная и неполная информация, либо, что много хуже, очередная попытка продать: «Понравилось? Хотите читать дальше? Оформите подписку на наши материалы».
  8. Сила воли. Отсутствие контроля многих расслабляет. То, как онлайн-студент усвоил учебный материал, преподаватели проверяют редко, в заданных «контрольных точках». Поэтому в процессе обучения очень важны самоконтроль и самодисциплина.
  9. Небольшой выбор программ высшего образования. Согласно исследованию «Нетология-групп», в России дистанционные формы обучения наиболее активно используются в дополнительном профессиональном и дополнительном школьном сегменте. Программ высшего онлайн-образования пока мало: на их долю приходится лишь 1,8% рынка.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Прежде всего, онлайн-обучение является частью существующей у нас системы образования, где также не всё в ажуре...

По упомянутым плюсам: с вторым и третьим пунктом согласен, четвёртый дополню - иногда и сам процесс обучения желательно "замаскировать" в рамках текущей деятельности, и это тоже возможно при дистанционной форме обучения. К сожалению, на этом плюсы заканчиваются...

По замеченным минусам:

к пункту 1: многие именитые учебные заведения поддерживают и дистанционный формат, поэтому профессионализм преподающих отработан ими в очных формах обучения, а найти нужное для себя - решаемая задача.

по п.2: полностью согласен, и ещё хочу дополнить - зачастую доступный на ресурсах заведения и рекомендованный по курсу материал вообще НЕ ПОЗВОЛЯЕТ выполнить задачи и достичь целей курса, а НАМЁК на это вызывает крайне негативную реакцию тьютора! Привожу выдержку из ответного письма мне: "... одной из задач обучения является самостоятельный поиск учебного и научного материала...." Это ОДНО ИЗ САМЫХ СЛАБЫХ МЕСТ дистанционного обучения сегодня!

по п.3: техподдержкой занимаются такие же выпускники, а "спецов" привлекают в крайних случаях и ненадолго! Но это как раз достаточно простая для решения задача.

по п.5: вебинары также внедрены у многих и популярны, нужно внимательнее отнестись к выбору образовательного ресурса, и всё!

по п.4, 6, 7, 8 и 9 - не есть это очень большие минусы или непреодолимые проблемы.

В целом дистанционные формы обучения - неплохое "дополнение" для полученного очного образования, для нестандартных жизненных ситуаций, для переобучения, но (моё мнение) пока ещё не являются равными по основным достигаемым результатам очным формам обучения!

Для "возрастных" обучаемых это также достаточно комфортная форма, которую можно встроить в текущий жизненный цикл.

Также следует иметь в виду, что и при дистанционных формах обучения финальный процесс (защита) происходит обычно вживую, и это могут быть как минуты славы, так и минуты позора... Ведь принимающая сторона в приличных заведениях - это действующий профессорско-преподавательский состав!

Консультант по корп. финансам
Недостаточный уровень профессионализма.

Не минус онлайн-обучения. Вузов то же самое касается.

Слабый учебный материал.

То же самое. "Отсеивается" рынком, как и слабые вузы.

Низкий уровень техподдержки.

Нужно уточнить, что этот минус касается только семинаров.
Семинары в "реальном" режиме, имхо, действительно намного толковее.

«Нескрытая» реклама.

Реклама крутится для завлечения студентов, так же как реклама вузов на их сайтах и на других площадках.Если реклама навязывается прямо в роликах - значит, такой уровень курсов (на приличных курсах пока не замечаю больше рекламы, чем в вузах, где преподаватели тоже могут упомянать свои книжки и конференции).

Отсутствие интерактива.

Опять же, касается семинаров.

Для изложения материалов спорный минус, потому что интерактив на "реальных" лекциях часто превращается в "базар", и материал усваивается еще хуже (потому что преподаватель объясняет отдельные темы отдельным студентам и не успевает изложить другие).

Т.е. это только подтверждает, что онлайн-обучение годится чтобы закрыть примерно 50-70% учебной программы, на остальные желательно "живое" общение.

Отсутствие сертификатов.

Что? Мы вообще о курсах говорим или о роликах типа "как готовить дома" на ютубе?

Обещания

Это не минус онлайн-обучения как формата. Опять же, если речь о "тренингах личностного роста" и т.п. "как увеличить продажи на 500%" - это одно, если речь о нормальном рынке дистанционного образования - такого не замечаю.

Небольшой выбор программ высшего образования.

Опять же, это количественный, а не качественный минус.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Андрей Панахов пишет:
Слабый учебный материал. То же самое. "Отсеивается" рынком, как и слабые вузы.

Если в породе нет самородков, то что насеешь?

Учебный материал по одной и той же теме для очного, заочного и последипломного обучения НЕ ДОЛЖЕН быть одинаковым! А что, где-то уже есть структурированный учебный материал для дистанционного онлайн-обучения?

Консультант по корп. финансам
Сергей Алейников пишет:
Если в породе нет самородков, то что насеешь?
Учебный материал по одной и той же теме для очного, заочного и последипломного обучения НЕ ДОЛЖЕН быть одинаковым! А что, где-то уже есть структурированный учебный материал для дистанционного онлайн-обучения?

Вы имеете ввиду методический материал?

По поводу структурированного материала: а он есть для аудиторного обучения?
Общий структурированный материал - это книги, а чтение книг по дефолту происходит в оффлайн-дистанционном формате.

А конкретные занятия каждый преподаватель обычно самостоятельно структурирует, какая разница в какой форме они проводятся?

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Про ВУЗы не скажу, но удаленная форма в школьном образовании развита хорошо и на очень достойном уровне.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Андрей Панахов пишет:
А конкретные занятия каждый преподаватель обычно самостоятельно структурирует, какая разница в какой форме они проводятся?

Разница - в результате от занятий, а для достижения усвояемости излагаемого материала, обратной связи с обучаемыми, контроля готовности аудитории к восприятию, в разных формах занятий используются разные инструменты и техники

Адм. директор, Санкт-Петербург
Андрей Панахов пишет:
Общий структурированный материал - это книги,

А какие книги Вы имеете в виду? Отпечатанные в типографии или электронного формата, с интерактивными вкладками и ссылками по теме? Или аудиокниги?

Структурированный материал в моём понимании - это материал с логическими связями между вопросами темы, общими понятиями и признаками, указателями исходных данных и переменных, описанием основных используемых инструментов и методик и прочего

Консультант по корп. финансам
Сергей Алейников пишет:
А какие книги Вы имеете в виду? Отпечатанные в типографии или электронного формата, с интерактивными вкладками и ссылками по теме? Или аудиокниги?
Структурированный материал в моём понимании - это материал с логическими связями между вопросами темы, общими понятиями и признаками, указателями исходных данных и переменных, описанием основных используемых инструментов и методик и прочего

Я не вижу особой разницы между электронными и печатными. Если Вы не о книге, так тем более структурированный материал у каждого преподавателя свой. Уверен, что те, кто долго преподает по онлайну, структурировали свои курсы.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Периодически прохожу курсы на edx и coursera, очень полезно и информативно. Правда нужно знать английский. Иностранные курсы более предметны и касаются конкретных вопросов предлагая рабочие инструменты которые можно использовать.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Андрей Панахов пишет:
Уверен, что те, кто долго преподает по онлайну, структурировали свои курсы

И на чём же базируется ваша уверенность? И кто же те, кто @долго преподаёт по онлайну? Само направление онлайн-обучения находится в состоянии подростка....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.