Как увлечение программированием переросло в IT-бизнес

Молодое digital-агентство x.seven занимается веб-разработкой и интернет-маркетингом. Офис находится в Вологде. Основали компанию программисты Валерий Свириденко и Василий Трухин. Первый свой сайт они продали в начале 2015 года, в 21 год.

Начало

2014–2016 годы

Увлекаться программированием Валерий Свириденко начал еще в 8 классе. После школы он поступил в Вологодский технический университет на программиста. Здесь же познакомился с Василием Трухиным, своим будущим бизнес-партнером. Еще в студенчестве они загорелись идеей построить свой бизнес: писали курсовые для студентов, занимались сдачей квартир в аренду посуточно, это был первый опыт.

Университет не давал практических знаний, учебу они оставили. Разъехавшись по разным городам, поддерживали связь и снова пробовали построить бизнес: занимались продажей часов, ремней, стеклоочистителей для машин и многим другим. В это время Валера параллельно получал опыт работы программиста в других компаниях, а Вася самостоятельно осваивал программирование на php.

«Нашел видеоуроки в Интернете, смотрел, учился и пробовал. Затем адаптировал под свои задачи — сделал первый сайт, — рассказывает Василий Трухин. — Затем стал его дорабатывать: добавил регистрацию и авторизацию, личный кабинет. Решил разобраться с платежными системами: написал выставление счетов, пополнение баланса, вывод с баланса, в общем, получился полноценный биллинг. Валера помог подключить разные платежные системы, написал обработчики с учетом безопасности».

В январе 2015 года появился человек, который захотел купить этот сайт. Сделка состоялась: получилось заработать первые 4 500 рублей. Затем нашелся еще один заказчик и попросил сделать сайт с личным кабинетом, пополнением и оплатой счетов. По рекомендациям стали приходить другие клиенты. На тот момент ребята не давали нигде рекламу: просто заходили на Avito и писали тем, кто ищет разработчиков, выполняли работу и получали оплату. Все деньги с заказов откладывали.

«Я переехал в Вологду и устроился на работу в МТС. Вышло так, что в офисе я получал 15 тысяч рублей, а дома, делая сайты, зарабатывал по 30 тысяч рублей в месяц, — рассказывает Василий. — Валера на тот момент работал программистом в Москве. Он приехал на выходные в Вологду. Мы с ним переговорили и решили, что нужно строить свою компанию, так как у нас хорошо получается делать сайты, и мы любим это дело. Он отработал полтора месяца в Москве, уволился и переехал в Вологду. Так началась наша история».

Работа в библиотеке

Май, 2016 год 

По сути, первым офисом x.seven была библиотека родного университета ребят. В учебное время они проводили там много времени, решая задачи по программированию, поэтому сначала решили обосноваться здесь.

Накоплений хватило на первое время. Вася и Валера назначили себе зарплату в 20 000 рублей. Все остальное вкладывали в развитие компании. Количество клиентов по сарафанке быстро росло, вдвоем с заказами уже не справлялись и решили нанять сотрудников. В первую очередь, рассматривали знакомых и друзей. В итоге приняли на работу двух одногруппников: одного программистом, второго дизайнером. Это позволило выполнять в два раза больше заказов, чем раньше. Так весь май 2016 года компания работала в библиотеке.

Офис в квартире

июнь — октябрь 2016 года

В конце мая решили снять однокомнатную квартиру, и оборудовать ее под офис. Принимать клиентов офлайн не было необходимости, все переговоры велись онлайн, в 95% случаев по переписке.

Клиентов становилось больше, задачи тоже росли, места в однокомнатной квартире стало не хватать. Поэтому в августе 2016 года компания переехала в трехкомнатную квартиру, закупила оборудование и начала расширять штат: взяли новых программистов из числа знакомых и друзей.

«На этом этапе привлечением новых клиентов занимались я и Валера, остальные разработкой. Мы были очень загружены, делали только срочные дела. Набирали сотрудников из знакомых, потому что у нас не было опыта в HR, а тут мы знали, что люди действительно умеют и могут, — комментирует Василий. — По началу у нас был спортивный интерес к этому бизнесу, но когда мы начали стремительно расти, появились другие сотрудники, стало понятно, что нужно систематизировать все процессы и развиваться».

Первый полноценный офис

ноябрь 2016 года — март 2018 года

В октябре 2016 года в компании уже работали семь человек. Расширение было необходимо, поэтому решили занять полноценный офис. В ноябре попробовали снять одно помещение, а в январе 2017 года уже переехали в полноценный офис. Поначалу расходы составляли 160 тысяч в месяц. Зарабатывали порядка 300 тысяч в месяц. Зарплаты были минимальные, но это было только начало.

Стали делать и продавать не только сайты, но движок как готовую CMS, платежные решения, сервис краудфандинга, мобильные приложения. Прибыль за счет внутренних сервисов менялась, каждый новый проект приносил больше доходов. Зарплаты сотрудников тоже начали расти: они получали до 30 тысяч рублей, Валера и Вася — по 25 тысяч.

«Мы поставили цель — заработать 1 млн рублей»

Основатели начали активно изучать сферу рекламу, чтобы увеличить количество клиентов. Наняли отдельных людей, чтобы они занимались только продажами.

«В феврале 2017 года мы поставили себе цель — заработать к апрелю 1 млн рублей чистой прибыли в месяц, в тот момент мы зарабатывали примерно 400-500 тысяч. В апреле 2017 года мы заработали 980 тысяч рублей, а в мае — 1,41 млн рублей. Проделанная работа была не напрасна. Все заработанные деньги мы направляли на развитие компании, покупку техники в офис, открытие новых направлений, инвестиции в активы. Делали подушку безопасности на случай кризиса», — делится Василий.

На этом этапе компания выросла до 16 человек, занимала уже не один кабинет, а три. В 2017 году, как отдельное направление по веб-разработке, была зарегистрирована компания x.seven.

Новый дом

март 2018 года — по сегодняшний день

В первом офисе было много разных проблем: приходили большие платежи по коммуналке, не хватало пространства, кабинетов. Решили вновь поменять место.

Для нового офиса разработали индивидуальный дизайн, закупили новое оборудование для работы и отдыха сотрудников компаний.

Переехали в марте 2018 года и сразу начали расширять штат, взяли программистов, дизайнеров, интернет-маркетологов. Уже не из числа знакомых и друзей. На тот момент этой работой занимался HR-директор. Стали осваивать новые направления: покупали различные обучающие курсы и книги по дизайну, аналитике, маркетингу.

«Параллельно мы разрабатывали внутренние сервисы для удобной работы и экономии времени заказчиков. Нашим клиентам нужен был хостинг, мы арендовали сервера и прикрутили наш движок. По итогу мы также начали зарабатывать на перепродаже хостинг-оборудования. Затем докрутили покупку доменов, сделали еще несколько тарифных планов и начали продвигать хостинг. Клиент просто заходил на сайт и оплачивал услугу. В поддержку обращений было немного, это позволило при минимальных затратах увеличить наш доход», — рассказывает Василий Трухин.

Помимо веб-разработки компания начала предоставлять услуги контекстной рекламы, SMM. Начали активно заниматься внешним PR, чтобы выйти на российский рынок. Ранее большинство клиентов были за рубежом.

В 2019 году оборот фирмы вырос до 50 млн рублей в год. Количество сотрудников увеличилось до 30. Зарплаты их тоже выросли. Люди, которые стояли у истоков, получили руководящие должности.

«Например, наш самый первый сотрудник — программист — практически не имел опыта, когда пришел к нам. Он прошел весь путь, стал крутым программистом, а сейчас является техническим директором одного из наших основных проектов. И таких примеров много», — отмечает основатель компании Валерий Свириденко.

Сотрудники на интеллектуальной игре

В офисе своя атмосфера. Есть корпоративная библиотека, кухня, а также зона отдыха, где можно поиграть, почитать и просто отдохнуть. До карантина практически каждую пятницу играли в мафию, покер, настольные игры, по средам — в волейбол, футбол, баскетбол. Лето — это выезды на природу с палатками, участие в городских туристических слетах.

Разделение проектов

В процессе роста компании появилась естественная проблема. К концу 2019 года было много внутренних проектов, ими занимались все сотрудники, трудно было посчитать расходы и доходы по каждому проекту.

Тогда основатели разделили все проекты на отдельные компании, назначили ответственных и делегировали обязанности. Сейчас они развивают новые направления бизнеса.

Коронавирусный кризис и удаленка

Пока что кризис не сказался на рабочих процессах. На время самоизоляции сотрудники работают из дома. Коммуникация с заказчиками не пострадала, все вопросы решаются дистанционно. Сейчас главная задача x.seven — помочь бизнесу освоить онлайн.

«Мы всегда верили в идею, работали честно и доводили дело до конца. Шли вперед, даже когда казалось, что ничего не выгорит. На собеседовании всегда рекомендуем к прочтению книгу создателя Zappos Тони Шея «Доставляя счастье». Мы согласны, что ключ к успеху компании — это отношение к клиенту. Хотим, чтобы наш клиент был счастлив. Также успех напрямую зависит от людей, с которыми ты работаешь», — комментирует Валерий Свириденко.

«Компания для нас — это люди. Мы отбираем близких по духу. Вольется ли человек в нашу корпоративную культуру или нет, чувствуется практически сразу, на собеседовании или в первую неделю работы. Мы делаем все, чтобы люди, которые пришли к нам, не превращались в офисный планктон и развивались в профессиональном и личном планах. Важно правильно мотивировать команду, ведь именно она поможет вам достичь новых целей компании, — подводит итог Василий Трухин. — Своей первоначальной цели — заработать миллион — мы добились, но на этом не остановимся».

Также важным достижением, по словам основателей, является реструктуризация компании и делегирование задач. Это позволило им освободить свое время и направить силы на новые направления бизнеса.


Текст участвует в конкурсе «Историй успеха» 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Молодцы, ребята! Смогли, стерпели, сосредоточились. А я вот свой первый сайт нарисовал лет 20 назад, но судьба повернула в другую сторону.

Молодц! Я даже не очень понимаю, кто захотел купить готовый сайт. А вот их переход на хостинг и пр. - дело хорошее. В провинции этого очень не хватает. 

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Отлично! Позитивно. Прямо захотелось рассказать про свой путь в IT.

Консультант, Украина

Хостинг - вещь интернетная и ей все равно, провинция или столица.

 

Менеджер, Новокузнецк

50 млн руб за 2019 год оборота и 30 сотрудников. В расчете нак каждого в год: 1,67 млн. руб. и в месяц 0,139 млн. руб. Пока не слишком впечатляюще. Однако у фирмы есть потенциал для роста...

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Молодцы, ребята! Смогли, стерпели, сосредоточились. А я вот свой первый сайт нарисовал лет 20 назад, но судьба повернула в другую сторону.

Я в 1990 году выиграл факультетскую олимпиаду по программированию, ну и в результате мне предложили перевестить на специальность АСУ на другой факультет, с машиностроительного, на котором учился. Я не пошел. Ну друзья уже были на своем факультете. Какое то программирование, пусть даже и хорошо получавшееся тогда у меня, не казалось перспективным занятием для мужика. Другие были стереотипы. 

Блин, зарабатывал бы сейчас раза в три больше. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.