25 июля 2024 года глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн заявил, что власти будут замедлять YouTube на стационарных компьютерах. 1 августа произошел сбой в работе видеохостинга в ряде российских регионов. 2 августа компания Google заявила, что перебои не являются результатом действий с ее стороны. К 3 августа YouTube перестал воспроизводить видео в высоком качестве. 8 августа российские СМИ стали сообщать, что видеохостинг перестал открываться в браузерах на ПК в России.
При этом посещаемость YouTube в России продолжала расти, несмотря на замедление работы сервиса. По данным Mediascope, с 29 июля по 4 августа видеохостинг хотя бы раз в день посетили 82,6 млн человек, тогда как неделей ранее этот показатель был равен 82,5 млн человек.
Эксперты «Ведомостей» ранее сообщали, что при полном отключении YouTube рынок инфлюенс-маркетинга может потерять до 5 млрд руб.
К чему готовиться участникам рынка рекламы и маркетинга? Как на их бизнесе скажется блокировка популярного видеохостинга? Что они планируют делать, чтобы заместить возможности YouTube? Редакция Executive.ru опросила экспертов и публикует их комментарии.
Кто больше всех пострадает
Влада Овсянникова, имидж-продюсер, эксперт по личному бренду, интервьюер YouTube-канала
В большей степени проблемы в работе с YouTube негативно повлияют на тех, кто не использует омниканальность и не разрабатывает долгосрочные стратегии по продвижению. Тут важно прямо сейчас начать тестировать другие площадки и видеохостинги, грамотно внедрять маркетинговые воронки продаж и вовлечения, переводить свою аудиторию с одной площадки на другую. На первом этапе потеряют практически все, но при грамотном подходе и серьезной работе со стратегией самые сильные смогут обернуть это в свою пользу и остаться на плаву.
Я снимаю интервью с экспертами для своего YouTube-канала, и с самого начала создания этой рубрики я дублировала контент на RuTube и ВКонтакте. Потом был период, когда я перестала это делать, но сейчас, с появлением первых новостей про блокировку YouTube, снова активизировалась. Более того, хорошо работает Яндекс Дзен, набирает популярность Nuum. Конечно, сейчас там небольшие просмотры, но это легко объяснимо – наша целевая аудитория не привыкла потреблять контент на этих площадках. И задача экспертов и пиарщиков бизнеса – приучать подписчиков и клиентов потреблять контент на тех платформах, которые мы используем.
Очень важно своевременно изучать, использовать другие платформы, потому что когда большая часть рынка на них перейдет, будет намного сложнее адаптировать под себя алгоритмы и выделиться среди конкурентов. «Чем раньше начнешь, тем больше получишь» – это правило здесь хорошо работает.
Кто основной бенефициар ситуации
Глеб Климентьев, PR-директор Игоря Рыбакова, основатель коммуникационного агентства Smart PR
О возможной блокировке YouTube говорят уже очень давно. И как в истории с мальчиком и волками, ее перестали бояться. Самые осторожные стали диверсифицировать риски и переводить аудиторию на другие площадки или дублировать контент на отечественные хостинги уже давно. Другие использовали, но заранее просчитывали возможные риски закрытия.
Когда в последний раз заговорили о замедлении и возможной дальнейшей блокировке, новость не показалась пугающей. Однако пользователи все же заметили, что изменения в работе платформы произошли. Смотреть площадку действительно стало менее удобно. Естественно, производители контента занервничали.
Если ситуация не изменится, то бюджеты на рекламу на данной площадке сократятся – и в суммах, и в объемах. Но я не думаю, что это произойдет резко, или прямо завтра. Прежде всего нужно разобраться как ситуация выглядит сейчас, и что с ней будет дальше. Возможно, появятся какие-то сервисы, которые помогут смотреть YouTube в хорошем качестве, без сбоев.
Что касается рекламодателей, то придется пересмотреть некоторые элементы стратегии, в частности площадки для продвижения. Думаю, что первым, кто почувствует приход новой аудитории и новых рекламодателей, станет VK Видео.
Кто станет неочевидным бенефициаром замедления
Максим Алексеев, генеральный продюсер коммуникационного агентства «Дискурс»
Замедление или полная блокировка YouTube приведет к дефициту рекламного инвентаря, а также к миграции пользователей и авторов контента на другие ресурсы. Разумеется, часть уйдет на более-менее схожие платформы вроде VK или RuTube. Однако не совсем очевидным бенефициаром я считаю Telegram — не зря еще в 2023 году он впервые обошел YouTube по ежедневной аудитории (DAU) в России.
Хотя мессенджер никогда не был профильной платформой для публикации видеоконтента, этот ресурс отличается быстротой создания и распространения информации. Поэтому он позволит авторам оставаться на связи со своей аудиторией в период неопределенности. А также не терять доход за счет широких возможностей для монетизации контента: от классических посевов до платного контента за внутреннюю валюту Stars.
А куда уйдет пользователь, туда последуют и бизнес: уверен, уже в ближайшем будущем значительно возрастет число рекламодателей, которые впервые задействуют инструменты Telegram. В выигрыше останутся все участники рекламного рынка на этой платформе — на фоне слухов о блокировке наше агентство уже зафиксировало возросший спрос на проведение масштабных коммуникационных кампаний от крупного бизнеса, ранее использовавшего преимущественно YouTube.
Естественно, далеко не всем видеоблогерам будет просто адаптировать свой контент под особенности Telegram. Перейдут точно не все, однако ограничение в буквальном смысле подталкивает мессенджер к развитию видеоинструментов внутри своей экосистемы. Так что прогнозирую не только переток рекламных бюджетов, но и быстрое развитие новых опций для публикации крупных роликов или проведения прямых трансляций. Поэтому рынок рекламы в Telegram сможет предложить еще больше возможностей для нативных интеграций и решения почти любой клиентской задачи.
Какие аналоги рассматривают владельцы YouTube-каналов
Юлия Лапшина, директор по маркетингу группа компаний Ersta
Мы активно развиваем YouTube для продвижения бьюти-брендов как для целевой аудитории конечных потребителей, так и для b2b-партнеров. Каналы помогают решать задачи маркетинга. Сейчас мы пока не ощущаем эффекта от замедления работы. Канал для партнеров молодой, мы не теряем в охватах, только начинаем рост.
Но понимаем, что нужно себя обезопасить и сохранить видео-контент на других площадках. Для этого рассматриваем следующие ресурсы: VK Видео, RuTube и Дзен. Равнозначной замены YouTube нет, но совокупность работы с VK Видео и Дзен в будущем даст для маркетинга хороший эффект.
Данила Пивоваров, PR-менеджер сети кофеен-пекарен French Bakery SeDelice
В России нет достойных аналогов YouTube, как, вероятно, и во всем мире. Если говорить о чем-то похожем, то можно упомянуть RuTube, VK Видео и Telegram (да, там можно создать канал только для публикации видео). Однако ни одна из этих платформ не будет пользоваться такой же популярностью, как YouTube.
Сейчас рекламодатели не уйдут, но это пока не точно, ведь неизвестно, как будут развиваться события. Потерять рекламное место у известного блогера — не лучший вариант. Однако они уже начинают присматриваться к другим площадкам, чтобы в случае необходимости сразу перейти туда.
Если говорить о развитии YouTube-каналов компании, то ситуация не так серьезна. Небольшое количество компаний активно развивают свой канал на платформе, но даже те, кто это делает, не забывают и о других площадках. Поэтому эта потеря не станет для них серьезным ударом.
Мы планировали начать развивать YouTube, но из-за текущих событий решили отложить эту идею. Посмотрим, что будет в будущем, а пока лучше сосредоточиться на других площадках.
Когда-то пытались заблокировать TikTok и создать российский аналог — Yappy и VK Клипы. Но оба этих проекта провалились, и пользователи нашли обходные пути. Те, кто действительно хочет смотреть TikTok, спокойно делают это.
Если выбирать между платформами, то каждая из них может подойти:
- Telegram — у блогеров уже есть популярность в Telegram, поэтому им не придется начинать все с нуля и набирать аудиторию заново. Все рекламодатели с YouTube перейдут на другие платформы, но количество просмотров уже не будет таким большим, как на YouTube — это можно сказать про все площадки.
- VK — относительно популярный видеохостинг. Если шоу по каким-либо причинам ушло с YouTube, то оно, скорее всего, выйдет здесь. VK делает большой упор на рекламу своего проекта, и просмотры там набираются неплохие. Особенно если программы выходят исключительно на этой платформе. Также блогеры проводят стримы — VK Play. Это тоже привлекает людей на хостинг.
- RuTube — в последние годы активно рекламируется, особенно по федеральным каналам. Это его преимущество: большинство проектов, которые выходят на 1 канале, ТВ-3, ТНТ и других каналах, появляются здесь в хорошем качестве. Некоторые видео собирают более миллиона просмотров. Однако с другими форматами здесь не очень хорошо. Блогеры пытаются зайти на эту платформу, но в итоге получают максимум 10-15 тысяч просмотров, когда в других местах их в разы больше.
Поэтому можно сделать вывод, что полностью заменить YouTube на данный момент невозможно. Даже выбирая между YouTube с качеством 360p и другими платформами, пользователи выберут первое.
Максим Котенков, основатель агентства resultup
Мое маркетинговое агентство на 40% получает обращения с YouTube-канала за счет полезного контента, который мы выкладываем. И таких бизнесов, как наш, в России много. Главное преимущество перед остальными видеосервисами — не нужно вкладывать средства в дистрибуцию контента. Алгоритмы платформы продвигают ролики самостоятельно и находит целевую аудиторию для нас.
Замедление YouTube не скажется серьезно, поскольку это не развлекательный контент, который хочется включить на телевизоре или смартфоне, чтобы скоротать время. Чтобы посмотреть полезные видео, люди будут готовы подождать время на загрузку.
К каким последствиям приведет торможение для владельцев каналов:
- Начинают искать альтернативные платформы для размещения контента.
- Осваивают кросс-постинг на различные площадки: VK Видео, RuTube, Яндекс Дзен, Telegram.
- Адаптируют свой контент под особенности новых платформ.
- Сложнее считать реальные охваты видео за счет разных типов счетчиков учета просмотров, что может сказаться на оттоке рекламных доходов.
- Главная проблема – никто еще не сделал такую же доходную партнерку. А рекламодатели не готовы платить те же деньги за просмотры в VK Видео. Есть очень большие и оправданные подозрения, что VK Видео считает все некачественные просмотры.
Чтобы компенсировать проблему, для себя я выбрал следующий путь:
- Продолжать публиковать контент на YouTube, учитывая аудиторию с VPN.
- Активно развивать присутствие в Telegram.
- Усиливать активность на VK, включая прямой постинг видео и рекламу.
- Кросс-постинг на Яндекс Дзен и сервис Платформа.
Несмотря на возникающие сложности, бизнесы, ориентированные на создание полезного контента, имеют шансы сохранить свою аудиторию. Ключевым фактором становится диверсификация каналов распространения информации и адаптация к новым реалиям рынка видеоконтента.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Сокращение выбора (конкуренции) обычно приводит к росту цен. Будем ждать рост цен на рекламу.
Ничего удивительного, народ побежал спасать важные для себя материалы )))
Помимо бьюти-инфлюенсеров, "инфобизнеса" и тому подобного, в ютюбе есть одна важная составляющая. Там миллионы бесплатных образовательных видео - от "Как поменять аккумулятор в тайге на морозе" до серьезных университетских лекций. Это будет сложно заменить хотя бы уже потому, что значительная часть этого контента - не русскоязычная, и его создатели точно не будут ничего менять.
Плюс музыкальные видео, иногда уникальные, кинофильмы, опять же иногда уникальные, фильмы и стримы о живой природе, и так далее. Это точно заменить будет нечем.
Полностью согласен, Сергей. Это главная причина почему я не перейду на другие платформы. Я каждый день смотрю образовательные видео на английском языке по своей сфере.
Мне понравились комментарии экспертов относительно ютьюба. Они без паники и истерики.
Я обычный потребитель. Ну кому интересна реклама в ЮТ?
Да, не хочется терять ютьюб. Это как потерять флэшку с нужными файлами и материалом, который ты много лет собирал.
Хотя вокруг меня не так много людей, которые прям не могут прожить бе ЮТ. Кто-то смотрит фильмы, хотя для этого уже популярнее огромное количество других видеохостингов.
Очень много старых и редких фильмов, этого жаль. Но думаю, что это быстро исправится.
Кто-то учится. Да, я тоже относительно часто использую простейшие уроки по каким-то ремёслам. Или типа "У меня сломался телефон".
Авторами ЮТ являются ещё меньше. Ты, да я, ды мы с тобой.
Свой материал я сохранил. Буду переводить на Ртьюб. Хотя там пока много недостатков. Среди них - навязчивая реклама. При этом она ко мне не имеет никакого отношения. Например вчера висела "Расчитаем газодинамику где-то там не знаю где". И от неё не отвязаться. Очень своетовал бы разработчикам сделать какой-то неожиданный функционал. Ну, например, сохранение файлов на локальный компьютер.
Гораздо спокойнее относятся к авторским правам. И это просто замечательно! Я совсем не поклонник американской системы авторского права, как на википедии - выкладываю свою фотку, удаляют,докажи, что это твоя. "Ты не мог сам себя фотографировать". Ну да - попросил друга нажать кнопку. "Значит это его фотография, а не ваша. Пусть пишет разрешение по категории АБ/БС-CD-4DE".
Вот мой канал на ЮТ и их отношение к авторским правам. Думаете, что я злостный? Нет. просто угадать, где я нарушил почти невозможно. Достаточно взять кусок эпизода из очень старого фильма "Мосфильма" и всё.
Потихоньку всё наладится, уверен. Это как переезд на новую квартиру - всё не так, все непривычно.
Жаль, что у западных друзей исчезнет канал просмотра из России. Но им, по-моему, всё это по-барабану. Сейчас в целом массовый переход в телеграм.
Тоже верю в прекрасное будущее, но почему-то на ум приходят крылатые слова Николая Алексеевича Некрасова.
Да, ладно, Игорь! Это ж не дорога Калининград-Владивосток.
Я не хочу запрета ЮТ, но не вижу в этом катастрофы. Хотя РТ лучше, чем ЮТ не будет никогда.
Как уже незаменима википедия. Я являюсь автором на википедии. Ох и помойка! Но, увы, лучше её нет.
Тиктоком, инстой, фейсбуком я никогда особо не увлекался, твитер сам как-то ушёл в тень, поэтому пережил абсолютно безболезненно. Даже и не заметил. Иногда друзья с зап Европы пишут через ФБ, ну захожу через впн. Но это всё для меня и для них некритично.
А реклама? Боюсь нарваться на сильную критику, но я в принципе не осознаю её ценности. Только раздражает. И считать это полезной работой не хочу. Но на своей позиции настаивать не буду. Каждый сам решает, что смотреть. Примеров отрицательного воздействия рекламы выше головы.
Анатолий, и я не вижу катастрофы в закрытие ЮТ, но с каждым новым маленьким запретом становится всё непривычнее и непривычнее, как будто я всё время переезжаю в новую квартиру.
Да, мир сужается.
И это, пожалуй, самое заметное и неприятное следствие некоторых преобразований в нашем мире.
Я понимаю, что большинство из ограничений имеет смысл, но становится несколько некомфортно жить на Земле.
Вы меня на какую-то философию натолкнули. )))
Мир сужается, но в другом смысле. Говорят, что телевидение расширило горизонт. По-разному можно рассуждать, в том числе и не соглашаясь с этим. Телевидение дало нам готовую жвачку, готовые шоу, готовых артистов. Я помню появление первых телевизоров в домах. Раньше люди сами пели, а потом им стал петь телевизор. А нынче молодые люди с гитарой, к примеру, уже редкость. С аккордеоном? Ну это уже профессионал!
Можно слушать проповеди и не ходить в церковь.
Сузился мир? Да.
Говорят, что компьютер расширил наше общение. В нектором смысле это так, а если в обычном человеческом, то всё общение свелось к мессенджерам, форумам и сетям. Я на этом форуме очень давно, больше 20 лет, но никого из вас ни разу в жизни не видел, хотя уже сложились некоторые даже дружеские отношения со многими.
Сузился мир для меня? Несомненно! Теперь не нужно договариваться об отпуске, о встрече, ехать куда-то. Даже с днём рождения можно отправит гифку через какой-нибудь вотсап. У меня хранятся два письма от моих сыновей, когда они только научились писать. Всё! Я не знаю их почерк. И десятки писем от отца и матери. Я помню их почерк, их слова, их рассказы о своей жизни.
А сейчас вдруг наше мироощущение заменяет ютьюб. Мы переживаем и это понятно. Но не было каких-то 10 лет назад никаких видеохостингов и что? Зато мы знали всех продавцов на рынке, где торгуют видеодисками(видеокассетами).
Только, пожалуйста, не клеймите меня неандертальцем. Я это и без вас знаю ))))
Технический прогресс во многом, как это ни парадоксально, суживает наши возможности. "Мир сужается". Я знаю, как выгладят улицы, например,Бангкока, хотя я там не был ни разу. Я знаю даже, как выглядит Луна, Марс. Я уже всё знаю! А это как-то не очень комфортно. Вы не находите?
«Стыдно знать только то, что известно»