Как российское бизнес-образование справилось с вызовами-2022: большой обзор

Как события 2022 года изменили сферу бизнес-образования в России? Какие итоги года можно подвести?

Редакция Executive.ru попросила представителей бизнес-школ рассказать о ситуации в их учебных заведениях и на рынке бизнес-образования в целом, а также дать прогнозы по развитию отрасли на 2023 год.

МИРБИС

Федор Федоров, исполнительный директор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИСФедор Федоров, исполнительный директор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС

Итоги года 2022 по отрасли

Можно сказать, что спрос на управленческое образование сохраняется. Хотя, например, на наборы МВА и Executive MBA события 2022 сказались прямым образом. При этом значительно активнее стали работать корпоративные заказчики, что связано с поддержкой команд и компаний в текущих условиях.

Конкуренция стала острее, это видно и по коммуникациям со стороны школ. В сегменте МВА, увы, снова активизировались так называемые junk MBA, которые по сути и ценностям не имеют никакого отношения к бренду МВА.

Школы бизнеса расширили линейку программ, предложили 2-3-дневные интенсивы, гибридные форматы обучения, еще больше открытых мероприятий, в общем, перестраивались «в прямом эфире».

Итоги года 2022 в МИРБИС

Нашей команде удалось выполнить поставленные в 2022 году задачи: были очень активные весна и лето, которые помогли нам выдержанно пройти осень. Группы МВА и Executive MBA открылись, как в Москве, так и Екатеринбурге (на базе ЦБО).

Нам удалось переформатировать программу ЕМВА для управленцев: появились 6 новых дисциплин, иной практичный формат стажировки, вводятся преподаватели из числа практиков – выпускников МИРБИС.

Ключевыми темами, на которые был максимальный запрос в МИРБИС, стали: стратегический и операционный менеджмент, управление проектами, устойчивое развитие компании, HR-стратегия, эмоциональный интеллект руководителя, управление изменениями.

Стартовала клубная тема, которую мы начали в октябре с запуска психологического клуба для поддержки руководителей; в 2023 году под темой «клубности» мы предложим как новые мероприятия, так и образовательные программы.

Прогнозы на 2023 год

Повышение ценностей очного образования, развитие «мягких навыков» как еще большая и перспективная часть MBA программ: тайм-менеджмент, практики развития креативного мышления, стрессоустойчивость и критическое осмысление управленческих решений.

Еще более актуальными, чем в 2022 году, могут стать темы новых моделей организации и ведения бизнеса, выстраивания коммуникации внутри компаний, поддержки баланса между личными и профессиональными задачами.

Снова, впрочем, как и всегда, общение и обмен опытом между руководителями, межотраслевые взаимодействия, конференции и экспертные выступления. Появление новых форматов занятий, более мобильных форм взаимодействия со слушателями и деловым сообществом.

Экономический факультет МГУ

Валентина Герасименко, д.э.н., профессор, руководитель программы МВА экономического факультета МГУВалентина Герасименко, д.э.н., профессор, руководитель программы МВА экономического факультета МГУ

Российское бизнес-образование уже третий год находится в состоянии шторма. Жесткие социальные ограничения периода коронавируса стимулировали внедрение цифровых технологий в учебный процесс. Практически все бизнес-школы так или иначе начали реализовывать программы с применением дистанционных образовательных технологий. А это, в первую очередь, означает рост доступности образования для регионов, где всегда наблюдался дефицит качественных программ.

Факт, который сегодня невозможно игнорировать, состоит в том, что сегодня почти каждый бизнес – это в той или иной степени IT-бизнес. Знания в этой области нужны специалистам всех уровней: от CEO до HR. Поэтому во все курсы наших программ введены вопросы цифровизации отдельных процессов и цифровой трансформации компании в целом.

Резкие изменения условий бизнеса этого года заставили бизнес-школы пересматривать свои программы и с содержательной точки зрения. В первую очередь, мы видим запрос на рассмотрение и оценку успешных стратегий и практик управления в российских компаниях. Для реализации этих целей мы расширили число экспертов-практиков на программах. И это не только эксперты из таких гигантов, как «Яндекс» и «Сбер», но и небольшие и очень перспективных компании. 

В 2022 году мы запустили новую программу бизнес-стажировок в ряд российских регионов и посещений компаний. В частности, совместно с партнером – Корпорацией развития Калининградской области – была организована программа с посещением технопарков и инновационных предприятий особой экономической зоны. Должна отметить, что по содержанию и организации, идеям и знаниям, этот модуль не уступал аналогичным зарубежным стажировкам. Мы однозначно будем продолжать эту практику.

Люди – главная ценность организации. Мы видим, что сегодня компаниям жизненно важно удерживать своих и привлекать новых высокопрофессиональных сотрудников. Сегодня вопросы HR-маркетинга, управления репутацией работодателя и управление благополучием своих сотрудников выходит далеко за пределы специалистов по человеческим ресурсам и становится необходимой компетенцией всех руководителей. Поэтому курсы в этой области также вошли в нашу программу МВА.   

В 2022 году продолжает уверенно развиваться тренд на усиление блока soft-skills в программах МВА. Полагаем, что он продолжится в 2023. В центре внимания здесь не только управление командами и планирование, но и собственное ментальное, эмоциональное и даже физическое здоровье слушателей, управленцев, работающих в условиях постоянного стресса и неопределенности.

Бизнес-образование никогда не было набором инструментов и подходов, это — прежде всего, про системное мышление, способность анализировать, helicopter view, без которых сегодня сложно оставаться на плаву и принимать правильные стратегические решения. И именно ведущие бизнес-школы и университеты способны даже в условиях высокой турбулентности бизнес-среды учить, направлять слушателей, создавая те самые новые точки опоры, которые позволяют сохранять устойчивость и двигаться вперед во все времена.

Высшая школа бизнеса Государственного университета управления

Алла Канке, к.э.н., директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управленияАлла Канке, к.э.н., директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления

В конце февраля 2022 мы находились в состоянии смятения – было непонятно, чего ожидать. Предполагали, что резко сократится число слушателей на программу МВА и очные модульные программы– у людей изменился взгляд на жизнь, на приоритеты, в целом, на горизонт планирования. Предполагали, что дистанционное обучение будет самым востребованным, вырастет спрос на программы антикризисного обучения и логистики, увеличится поток на бесплатные курсы. Такими были наши ожидания, оправдались ли они?

Частично да, но тем не менее весной набор на программу МВА прошел успешно, да и осенью тоже. Правда, потенциал набора сократился в сентябре на 15-20%. Резкого сокращения числа слушателей по сравнению с прошлым годом мы не наблюдали, лишь небольшое изменение гендерного состава – на программе МВА женская составляющая увеличилась примерно на 10-15%. Практически в той же доле, что и в прошлом году, остался набор и на дистанционные курсы, в том числе логистика и антикризисное управление.

О снижении потребности в бизнес-образовании в целом на рынке говорить рано. Спрос на длинные программы тоже не сократился потому, что они поддерживают хорошее качество и насыщенность обучения, возможность полного в него погружения, и не отрывают слушателей от работы. На рынке все равно остается потенциал амбициозных людей, которым необходимо системное, структурное обучение.

В этом году, как никогда ранее, мы понимали, что необходимы серьезные изменения в обучении бизнесменов. Мы вернулись к исторической философии программы МВА, сделав ее универсальной, дженералистского характера. Убрали все специализации, так как они не отвечали ни требованиям программы, ни веяниям времени. Преподаватели приступили к пересмотру содержания дисциплин уже в марте, и продолжают эту работу до сих пор, следуя вектору происходящих перемен. Очень «ко времени» пришлись самые свежие обновления 2022 года – программа пополнилась новыми дисциплинами.

Обучение стало человечнее. Осенью мы провели в первый раз праздник посвящения в слушатели МВА, добавив яркости в первый учебный день, обычно наполненный официозом.

Но самой значительной гуманистической составляющей обучения стала менторская программа, инициированная летом выпускниками ВШБ ГУУ. Это гарантия помощи в решении практических проблем, с которыми сталкиваются выпускники и слушатели. Учебники и консультации не в состоянии охватить весь объем возникающих задач, и в таких случаях приходят на помощь менторы – они помогают оперативно отвечать на возникающие вызовы, а их немало.

Прогнозы? Время покажет. К сожалению, неопределенность не исчезла, но есть идеи, проекты и, главное, реальная поддержка выпускников.

Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 

Алексей Поеров, директор программы Executive MBA «Евроменеджмент – Мастер делового администрирования для руководителей» ВШКУ РАНХиГСАлексей Поеров, директор программы Executive MBA «Евроменеджмент – Мастер делового администрирования для руководителей» ВШКУ РАНХиГС

С начала 2022 года мы столкнулись с новыми условиями неопределенности для бизнес-сообщества из-за объявленной СВО, которые заставили людей взять паузу во многих новых проектах, и обучение на программах уровня Executive не стало исключением.

Первые неутешительные прогнозы экономистов и экспертов говорили о том, что падение спроса на программы уровня Executive MBA в течение всего периода 2022 года неизбежно. Незначительный рост может наблюдаться только в осенний период. Однако на деле все произошло иначе. Например, на программе EMBA уже в апреле мы зафиксировали стандартный спрос на программы бизнес-образования и к лету вышли не только на плановые показатели, но и значительно превысили их.

Вторым негативным событием стало проведение частичной военной мобилизации в стране. Отмечалось «замирание» рынка бизнес-образования в целом до начала ноября. Фактический уход международных аккредитационных агентств с рынка российского бизнес-образования заставил особенно крупных игроков пересмотреть внутреннее содержание программ, которые многие годы были ориентированы на международные: европейские и американские стандарты обучение.

Подводя итоги уходящего года можно сказать, что минувший период был достаточно сложным, но и, вместе с тем, динамичным на изменения как самих программ, так и рынка бизнес-образования в целом. 

Несмотря на серьезные потрясения в 2022 году, наша программа продемонстрировала хорошие результаты набора. Мы вернулись на цифры допандемийного периода с существенным ростом стоимости почти на 30% по сравнению с 2019 годом. Нам удалось исполнить все свои обязательства перед выпускниками и слушателями программы и выдать немецкие дипломы нашего партнера Академии AFW Wirtschaftsakademie Bad Harzburg GmbH, Германия.

Прогнозы на 2023 год делать сложно, но необходимо. Рассматривая портрет слушателя программ бизнес-образования, можно отметить следующую тенденцию: слушатель стал более избирательным, его возможность долгосрочного планирования сокращается, частые внешние изменения заставляют подстраиваться уже в процессе обучения. Из всего перечисленного можно сделать вывод, что рынок долгосрочных программ ожидает падение спроса. Необходимо пересмотреть сроки освоения программ уровня Executive с позиции оптимальных значений, при которых качество обучения будет сохраняться на высоком уровне.

«Гибридный» формат обучения перестает быть актуальным. В условиях пандемии многие игроки бизнес-образования переходили на так называемый «гибридный» формат проведения занятий. Это неполноценный формат «онлайн», а всего лишь трансляция занятий из аудитории по средствам электронных ресурсов. Отзывы самих слушателей - однозначные – такой формат снижает качество бизнес-образование как минимум вдвое. Думаю, крупные игроки откажутся от его реализации в 2023 году.

Очевидно, что международные аккредитации окончательно уйдут с российского рынка. Здесь важно отметить, что по проводимым нами опросам среди слушателей программы EMBA, только 21% отметили важность наличия международных аккредитаций в нынешних условиях. Остальные 79% не связывают наличие международных аккредитаций с принятием решения об обучении на программе. Это заставляет задуматься о принципиально новой стратегии развития программ уровня Executive и бизнес-образования в целом.

Высшая школа менеджмента СПбГУ

Анна Кучина, директор Дирекции программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУАнна Кучина, директор Дирекции программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУ

В первую очередь для российских бизнес-школ изменения произошли в выборе локаций и партнеров для выездных модулей, когда занятия проходят за пределами домашнего региона. В ряде случаев удается сохранить международную составляющую.

Появляется большое количество программ MBA, разработанных в различных альянсах: союзы бизнес-школ по региональному принципу с целью усиления друг друга, например, объединение сил ведущих бизнес-школ СНГ, а также компаний. Сейчас наша бизнес-школа не только усиливает партнерство с Казахстанской и Белорусской бизнес-школами, но и ведет переговоры с Арменией и Узбекистаном. 

Интерес к академической мобильности со стороны слушателей и выпускников программ ЕВМА и МВА сохраняется, и для бизнес-школ важно продолжать работу в этом направлении.

Представители компаний, входящих в Совет дополнительной образовательной программы MBA бизнес-школы, обозначили необходимость обратить особое внимание на взаимодействие с бизнес-школами Китая, как в рамках содержания программы, так и в области развития академической мобильности слушателей и преподавателей.  Освоение новых рынков, например Республики Узбекистан, стран Латинской Америки и пр., также представляется перспективным с точки зрения создания долгосрочных альянсов и интернационализации программ MBA.

Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

Сергей Мясоедов, директор ИБДА РАНХиГС, проректор РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО)Сергей Мясоедов, директор ИБДА РАНХиГС, проректор РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО)

Для отрасли 2022 год был непростым: снизилась покупательная способность малого и среднего бизнеса, корпорации стали экономить на обучении кадров, в связи со сложившейся геополитической ситуацией с рынка ушли провайдеры зарубежных программ, в целом по российскому рынку наборы сократились на 15-25%.

Для бизнеса любой вызов – это в первую очередь возможность создания новых точек роста. Мы прочно ввели в программы дисциплины, связанные с прорывными технологиями, цифровизацией бизнеса; практикоориентированные занятия, нацеленные на отработку навыков проведения слияний и поглощений (как ответ на уход зарубежных компаний); технологии параллельного импорта, тренинги по кросс-культурному менеджменту и выходу на новые, «дружественные» зарубежные рынки. Это по достоинству ценит наша аудитория – сейчас на программах MBA/EMBA обучается 950 слушателей.

В 2023 году, как и в периоды кризисных процессов 1998, 2008, 2014 года я предвижу общую перестройку рынка. Это и повышение доли ведущих школ бизнеса в общем числе программ обучения; высокая осознанность и желание учиться среди слушателей; интерактивность и проектно-продуктовый подход в обучении; упор на инновации; тесное сотрудничество и совместные исследования образовательных программ с реальным бизнесом, привлечение практикующих преподавателей. Также на топовых программах появятся лучшие представители профессуры и практиков из новых для бизнеса «дружественных» регионов, образуются синергические союзы, которые откроют новые возможности для развития.

Академия бизнеса Б1

 Татьяна Суслова, руководитель Академии бизнеса Б1Татьяна Суслова, руководитель Академии бизнеса Б1

Сфера бизнес-образования наиболее чувствительно отреагировала на изменившиеся условия, и, по нашим наблюдениям, весной текущего года компании заморозили более 50% процентов обучающих программ у внешних провайдеров. В большей степени снизился спрос на программы и тренинги, проходящие по расписанию. К концу года ситуация изменилась: развитие и удержание талантов, в том числе с помощью обучения, включается в обновленную стратегическую повестку, сокращение бюджетов на обучение составляет не более 10-15%.

Сейчас я вижу высокий спрос на тренинги по развитию hard skills – повышение операционной эффективности, финансовое моделирование, сценарный анализ инвестиционных проектов, проектное управление, разработка цифровых решений – и это обосновано, так как произошел отток профильных специалистов, а новым сотрудникам часто не хватает опыта или требуется переквалификация.

До 2022 года существенная часть этих вопросов покрывалась международными квалификациями, но сейчас сдача экзаменов осложнена введенными ограничениями со стороны профессиональных общественных организаций.

Несмотря на это, мы не стали замораживать соответствующие программы обучения. Имея богатый опыт и методологию подготовки к квалификационным экзаменам, мы продолжаем развивать и предлагать для рынка программы профессиональной переподготовки – в частности, Академию управления бизнесом, которая включает все аспекты экзаменов CIMA (Rus).

Форматы и содержание обучающих программ существенно меняются, так как в условиях неопределенности и поиска быстрых и нестандартных решений важны не просто знания, но и бизнес-результат от обучения. Участник должен не просто пройти обучение и проанализировать полученные знания, но и сразу приступить к выработке и реализации плана действий применительно к своим задачам и проектам. Именно поэтому в обучающие программы мы все чаще включаем сессии по выработке решений, основанных на реальных данных компании – ретроспективы, фасилитации, стратегические сессии. Такая комбинация позволяет руководителям принимать бизнес-решения вместе с командой и в ускоренном режиме. При этом вполне логично, что одним из наиболее востребованных навыков этого года становится критическое мышление. С моей точки зрения, такая тенденция будет иметь место и в ближайшем будущем.

Что касается поддержания знаний, то наибольшей популярностью пользуются экспресс-форматы. Я полагаю, что в 2023 году тренд на микролернинг сохранится. Наши клиенты отмечают, что они не готовы тратить много времени на обучение линейных сотрудников. В первую очередь их интересует разнообразие тем и выжимка самого ценного за 20-30 минут – получил инструмент, обновил знания и сразу пошел применять.

По-прежнему в числе популярных форматов останется e-learning, который дает возможность обучить сотрудников массово. Сейчас в компании приходит много новых сотрудников (например, из IT отрасли), и их нужно быстро «погрузить» в корпоративные политики и процедуры. Очевидно, что дистанционные курсы – это наиболее оптимальный формат для реализации такой цели.

Что касается развития топ-менеджеров, то я вижу тренд на персонализированное индивидуальное обучение или обучение в небольших группах. Высокая неопределенность, постоянный стресс, ответственность за компанию и людей приводят к тому, что руководители хотят более закрытого формата. При этом руководители высокого уровня чаще всего выбирают очный формат и высоко ценят организованный нетворкинг с ключевыми партнерами.

В целом объем очного (офлайн) обучения у нас значительно вырос: до 70% приходится на офлайн-формат и 30% – на дистанционный. Цитируя наших клиентов, могу сказать, что очное обучение стало эксклюзивным форматом, который незаменим, если речь идет о стратегических и управленческих задачах обучающихся. Например, в этом году программа для руководителей Mini MBA востребована исключительно в очном формате. При этом с обучением специалистов хорошо справляется онлайн-формат, он особенно актуален для географически распределенных команд и региональных компаний. 

Академия «Технологий Доверия» (ранее Академия PwC в России)

Надежда Волкова, директор Академии «Технологий Доверия» (ранее Академии PwC в России)Надежда Волкова, директор Академии «Технологий Доверия» (ранее Академии PwC в России)

В условиях турбулентности сокращается горизонт планирования, в связи с этим компании не так часто заказывают долгосрочные программы в корпоративном формате – такая же тенденция актуальна для отдельных участников открытых программ. Наблюдается тренд на снижение интереса к фундаментальным программам в целом: не только компании в меньшей степени заинтересованы комплексно развивать сотрудников, но и отдельные участники не знают, где и с какими навыками они будут востребованы.

Мы также наблюдаем снижение интереса к очному обучению в пользу онлайн. Кроме того, повышается спрос на конкретные прикладные навыки – например, навыки обработки, анализа и визуализации данных. Если говорить о Soft Skills, то бОльшим спросом пользуются темы, связанные с управлением изменениями, коммуникациями в команде. Заказчики корпоративных программ заинтересованы развить навыки влияния и убеждения в переговорах, критическое и системное мышление сотрудников. На первый план выходят программы по профессиям, которые можно применить здесь и сейчас.

Несмотря на текущую ситуацию, интерес к развитию и обучению сохраняется: проводятся семинары как в открытом, так и в корпоративном форматах. В течение 2022 года произошла переориентация предложений в сторону более кастомизированных.

Полагаем, что в 2023 году, по-прежнему будут востребованы темы, связанные с цифровизацией – это касается как общих вопросов, так и конкретных навыков (использования ПО, цифровых аналитических инструментов и тд.). Это будет происходить с учетом тренда на импортозамещение: привычные продукты могут быть заменены на новые, и мы должны быть к этому готовы. Предполагаем, что будут разработаны российские квалификации, которые будут подтверждать профессиональные навыки специалистов в разных сферах. Предстоит трансформация обучения: будут разрабатываться новые методики, составляться новые программы и тесты.

Русская Школа Управления

Анастасия Боровская, директор Русской Школы УправленияАнастасия Боровская, директор Русской Школы Управления

2022 год внес свои коррективы, наверное, в планы любой компании. И мы не исключение. Планы, которые мы строили на 2022 год, нам реализовать не удалось, пришлось их пересматривать — оперативно реагировать на ситуацию и вносить необходимые изменения. Мы отказались от привычного долгосрочного планирования. Теперь наши планы определяются на 3-4 месяца вперед и при необходимости корректируются на каждом этапе. Это позволяет оперативно следить за тенденциями на рынке: чего хочет клиент, на что обращает внимание, с какими инструментами работает.

Сейчас один из ключевых трендов — организация непрерывного обучения. Поэтому в 2023 году мы планируем больше времени уделять развитию гибридного формата: когда можно учиться в любое время, в удобном месте и по широкому спектру программ. Например, в этом году у нас появился новый продукт — абонемент на обучение, который дает максимальную свободу выбора.

Еще один важный тренд — акцент на личностное развитие. Компании стали чаще отправлять своих сотрудников на курсы по саморазвитию, стрессоустойчивости, принятию решений, мобилизации внутренних ресурсов. Развитие сотрудника в этом направлении в тесной привязке к общим целям компании позволяет бизнесу повышать эффективность команд и добиваться от них лучших результатов.

Кроме того, в этом году мы увидели растущий интерес к очному обучению. Многие устали от постоянного пребывания в онлайне и хотят вернуться к традиционному обучению в аудитории. Конечно, онлайн никуда не уйдет. Это уже устоявшийся формат, который и дальше будет развиваться. Но очное обучение тоже важно. Компании используют его в качестве дополнительного бонуса, привилегии для сотрудника. Это направление очень перспективно, мы планируем и дальше его развивать. Относительно линейки курсов – кардинально она меняться не будет, так как у нас достаточно большой выбор программ и форматов. Но, конечно, сами программы постоянно улучшаются и подстраиваются под требования рынка.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.