Команда нашей бизнес-школы только вздохнула от последствий пандемии: началась активная работа, которая принесла хорошие результаты по итогам 2021 года. Однако с февраля этого года новые реалии заставили посмотреть на нашу деятельность под другим углом зрения. В отличие от реального бизнеса, у нас не менялись планы, не рушились бизнес-процессы, не было оттока сотрудников, но перспектива стала размытой и неясной. Неопределенность сокращает возможности, не дает серьезно развернуться, вложиться в новые проекты.
Есть мнение, что кризисные периоды являются благоприятными моментами для разработки и реализации новых программ обучения. Я не считаю кризис и турбулентность исключительными условиями для создания чего бы то ни было нового.
Созидательность я рассматриваю как внутреннюю потребность, и, если она есть в человеке и сформирована в коллективе, она имеет место всегда, как данность. Мы в любое время – и в хорошие периоды, и в кризисные – разрабатывали новые образовательные продукты и успешно их реализовывали. Но одно дело, когда ты создаешь и видишь перспективу, и другое дело – когда не совсем ясно, что будет дальше с рынком – он становится непредсказуемым.
К осени сформировались существенные предпосылки по набору двух больших групп MBA, однако в конце сентября мы сразу потеряли около 16% клиентов, 51% остался в работе, но среди них очень много сомневающихся в необходимости пройти обучение именно сейчас. В действующих группах МВА потери по причине частичной мобилизации составили 3 человека.
Помощь пришла откуда не ждали
Что или кто может помочь или поддержать бизнес-образование в такие трудные времена? Спонсоры, родной вуз? Наверное, да. Но всем сейчас нелегко, да и просить – не в наших правилах. На фоне возникших проблем и трудностей неожиданно активизировались наши выпускники.
Кто эти ребята? Топ-менеджеры крупных компаний, среди них – многодетные отцы, которых трудно заподозрить в наличии избытка свободного времени. Они добровольно и бесплатно работают над проектом, встречаются с выпускниками, собирают пары менторов и менти, проводят вебинары. Честно говоря, наша команда не ожидала такого подарка для школы.
Как обычно происходит? Большинство выпускников российских бизнес-школ, закончив обучение, больше не вспоминают о своей альма-матер. Существующие МВА-клубы пытаются объединить выпускников и слушателей, предоставляя им различные дополнительные услуги. Организация работы клуба ложится целиком на плечи команды бизнес-школы, пассивную потребительскую пользу извлекают только выпускники, но и для них события носят несколько статичный характер – по принципу «получили и ушли» – не предполагая интенсивного общения и развития в профессиональном плане.
Какие инициативы предложил МВА-клуб
- Менторская программа. Работа клуба началась с этого проекта, и, по мнению самих инициаторов, он является особенно значимым сейчас, поскольку деловому сообществу предстоит за небольшой срок вывести свои компании и свою страну из кризисной ситуации. Программа менторства решает как задачи взаимо-обучения и обмена опытом, так и задачи создания доверительного нетворкинга. Новые знания, экспертность, какие-то вызовы, помощь, да и просто поддержка – все это есть в менторстве. В конце сентября первые пары менторов и менти уже приступили к совместному общению по своим задачам и проектам. Прошли встречи, созданы договоренности о работе. И первые отзывы уже говорят о том, что эта затея - нужный, своевременный проект.
- Программы Post MBA. Работа над менторским проектом задала отличный старт для серьезного анализа и нового видения деятельности МВА-клуба, сформулированы ближайшие задачи и пути его развития. Из первостепенных – предоставление выпускникам Post МВА – актуальных видов обучения. Уже разработана программа профессиональной переподготовки специально для выпускников программы МВА.
- Бронь от мобилизации для студентов бизнес-школ. Участники клуба выступили с инициативой и направили ее от школы в Российскую ассоциацию бизнес-образования (РАБО) о брони от мобилизации для профессиональных руководителей подразделений, предприятий и собственников бизнеса, которые учатся на образовательных программах МВА, ЕМВА, DBA и МРА.
Бабичев Сергей, руководитель МВА-клуба:
«На наш взгляд, исключение руководителей из бизнес-процессов предприятий грозит остановкой бизнеса, потерей клиентов, невыполнением контрактов (в том числе и оборонных заказов), увольнением сотрудников. Ясно, что замена профессионального руководителя может занять много месяцев, а на подготовку профессионального управленца уйдут годы. Мы считаем, что мобилизация профессиональных управленческих кадров скажется на работе предприятий в ближайшей перспективе и обязательно окажет негативный эффект на общий уровень управления и состояние экономики в стране в будущем. Наша инициатива направлена не на возможность уклониться от мобилизации, а на сохранение ценных кадров, которые здесь и сейчас принесут бОльшую пользу, чем там».
В данный момент инициатива рассматривается членами Совета РАБО. Мы считаем ее экономически обоснованной, нацеленной на будущее страны.
Особенности нашего времени
Можно отметить тренд на повышение доли корпоративных клиентов. В целом, снижения спроса на управленческие знания нет, и не может быть. Чем сложнее условия в бизнесе, тем выше спрос на талантливых и хорошо подготовленных управленцев. Естественно, дешевле подготовить команду, чем обучать менеджеров по одному.
Другая особенность настоящего времени – это запрос на нестандартные решения, поскольку стандартные уже задействованы и не вполне покрывают изменения, инициированные пандемией, санкционным кризисом и другими системными перестройками.
Для нашей бизнес-школы возможность реализации менторского проекта и программы развития МВА-клуба становятся такими нестандартными, но эффективными решениями, и своеобразным триггером совершенствования образовательного процесса. Инициатива выпускников вдохновляет, потому что для них созидание действительно стало состоянием души. Вместе с ними и бизнес-школа обязательно добьется успеха несмотря на все трудности и проблемы текущего момента.
Читайте также: