MBA-клуб: формальность или реальная помощь для бизнес-школы?

Команда нашей бизнес-школы только вздохнула от последствий пандемии: началась активная работа, которая принесла хорошие результаты по итогам 2021 года. Однако с февраля этого года новые реалии заставили посмотреть на нашу деятельность под другим углом зрения. В отличие от реального бизнеса, у нас не менялись планы, не рушились бизнес-процессы, не было оттока сотрудников, но перспектива стала размытой и неясной. Неопределенность сокращает возможности, не дает серьезно развернуться, вложиться в новые проекты.

Есть мнение, что кризисные периоды являются благоприятными моментами для разработки и реализации новых программ обучения. Я не считаю кризис и турбулентность исключительными условиями для создания чего бы то ни было нового.

Созидательность я рассматриваю как внутреннюю потребность, и, если она есть в человеке и сформирована в коллективе, она имеет место всегда, как данность. Мы в любое время – и в хорошие периоды, и в кризисные – разрабатывали новые образовательные продукты и успешно их реализовывали. Но одно дело, когда ты создаешь и видишь перспективу, и другое дело – когда не совсем ясно, что будет дальше с рынком – он становится непредсказуемым.

К осени сформировались существенные предпосылки по набору двух больших групп MBA, однако в конце сентября мы сразу потеряли около 16% клиентов, 51% остался в работе, но среди них очень много сомневающихся в необходимости пройти обучение именно сейчас. В действующих группах МВА потери по причине частичной мобилизации составили 3 человека.

Помощь пришла откуда не ждали

Что или кто может помочь или поддержать бизнес-образование в такие трудные времена? Спонсоры, родной вуз? Наверное, да. Но всем сейчас нелегко, да и просить – не в наших правилах. На фоне возникших проблем и трудностей неожиданно активизировались наши выпускники.

Кто эти ребята? Топ-менеджеры крупных компаний, среди них – многодетные отцы, которых трудно заподозрить в наличии избытка свободного времени. Они добровольно и бесплатно работают над проектом, встречаются с выпускниками, собирают пары менторов и менти, проводят вебинары. Честно говоря, наша команда не ожидала такого подарка для школы.

Как обычно происходит? Большинство выпускников российских бизнес-школ, закончив обучение, больше не вспоминают о своей альма-матер. Существующие МВА-клубы пытаются объединить выпускников и слушателей, предоставляя им различные дополнительные услуги. Организация работы клуба ложится целиком на плечи команды бизнес-школы, пассивную потребительскую пользу извлекают только выпускники, но и для них события носят несколько статичный характер – по принципу «получили и ушли» – не предполагая интенсивного общения и развития в профессиональном плане.

Какие инициативы предложил МВА-клуб

  1. Менторская программа. Работа клуба началась с этого проекта, и, по мнению самих инициаторов, он является особенно значимым сейчас, поскольку деловому сообществу предстоит за небольшой срок вывести свои компании и свою страну из кризисной ситуации. Программа менторства решает как задачи взаимо-обучения и обмена опытом, так и задачи создания доверительного нетворкинга. Новые знания, экспертность, какие-то вызовы, помощь, да и просто поддержка – все это есть в менторстве. В конце сентября первые пары менторов и менти уже приступили к совместному общению по своим задачам и проектам. Прошли встречи, созданы договоренности о работе. И первые отзывы уже говорят о том, что эта затея - нужный, своевременный проект.
  2. Программы Post MBA. Работа над менторским проектом задала отличный старт для серьезного анализа и нового видения деятельности МВА-клуба, сформулированы ближайшие задачи и пути его развития. Из первостепенных – предоставление выпускникам Post МВА – актуальных видов обучения. Уже разработана программа профессиональной переподготовки специально для выпускников программы МВА.
  3. Бронь от мобилизации для студентов бизнес-школ. Участники клуба выступили с инициативой и направили ее от школы в Российскую ассоциацию бизнес-образования (РАБО) о брони от мобилизации для профессиональных руководителей подразделений, предприятий и собственников бизнеса, которые учатся на образовательных программах МВА, ЕМВА, DBA и МРА.

Бабичев Сергей, руководитель МВА-клуба:

«На наш взгляд, исключение руководителей из бизнес-процессов предприятий грозит остановкой бизнеса, потерей клиентов, невыполнением контрактов (в том числе и оборонных заказов), увольнением сотрудников. Ясно, что замена профессионального руководителя может занять много месяцев, а на подготовку профессионального управленца уйдут годы. Мы считаем, что мобилизация профессиональных управленческих кадров скажется на работе предприятий в ближайшей перспективе и обязательно окажет негативный эффект на общий уровень управления и состояние экономики в стране в будущем. Наша инициатива направлена не на возможность уклониться от мобилизации, а на сохранение ценных кадров, которые здесь и сейчас принесут бОльшую пользу, чем там».

В данный момент инициатива рассматривается членами Совета РАБО. Мы считаем ее экономически обоснованной, нацеленной на будущее страны.

Особенности нашего времени

Можно отметить тренд на повышение доли корпоративных клиентов. В целом, снижения спроса на управленческие знания нет, и не может быть. Чем сложнее условия в бизнесе, тем выше спрос на талантливых и хорошо подготовленных управленцев. Естественно, дешевле подготовить команду, чем обучать менеджеров по одному.

Другая особенность настоящего времени – это запрос на нестандартные решения, поскольку стандартные уже задействованы и не вполне покрывают изменения, инициированные пандемией, санкционным кризисом и другими системными перестройками.

Для нашей бизнес-школы возможность реализации менторского проекта и программы развития МВА-клуба становятся такими нестандартными, но эффективными решениями, и своеобразным триггером совершенствования образовательного процесса. Инициатива выпускников вдохновляет, потому что для них созидание действительно стало состоянием души. Вместе с ними и бизнес-школа обязательно добьется успеха несмотря на все трудности и проблемы текущего момента.

Читайте также:

Как вы считаете, нужна ли отсрочка от мобилизации для тех, кто получает бизнес-образование?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ стала лауреатом премии RuPoR

ВШБ ВШЭ стала серебряным призером номинации «Образовательные проекты в сфере коммуникаций» всероссийского конкурса в области общественных связей.

В МИРБИС прошел форум «Путь к вершине»

Форум стал площадкой для обмена знаниями, налаживания связей и взаимодействия между экспертами, предпринимателями и будущими лидерами.

«Билайн» и ИТМО открыли совместную дисциплину по устойчивому развитию

Первые лекции от экспертов начнутся уже в феврале 2025 года.

Опубликован рейтинг крупнейших EdTech-компаний в 2024 году

Суммарная выручка крупнейших EdTech-компаний России в 2024 году достигла 144,5 млрд руб., что на 19% больше, чем годом ранее.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.