MBA-клуб: формальность или реальная помощь для бизнес-школы?

Команда нашей бизнес-школы только вздохнула от последствий пандемии: началась активная работа, которая принесла хорошие результаты по итогам 2021 года. Однако с февраля этого года новые реалии заставили посмотреть на нашу деятельность под другим углом зрения. В отличие от реального бизнеса, у нас не менялись планы, не рушились бизнес-процессы, не было оттока сотрудников, но перспектива стала размытой и неясной. Неопределенность сокращает возможности, не дает серьезно развернуться, вложиться в новые проекты.

Есть мнение, что кризисные периоды являются благоприятными моментами для разработки и реализации новых программ обучения. Я не считаю кризис и турбулентность исключительными условиями для создания чего бы то ни было нового.

Созидательность я рассматриваю как внутреннюю потребность, и, если она есть в человеке и сформирована в коллективе, она имеет место всегда, как данность. Мы в любое время – и в хорошие периоды, и в кризисные – разрабатывали новые образовательные продукты и успешно их реализовывали. Но одно дело, когда ты создаешь и видишь перспективу, и другое дело – когда не совсем ясно, что будет дальше с рынком – он становится непредсказуемым.

К осени сформировались существенные предпосылки по набору двух больших групп MBA, однако в конце сентября мы сразу потеряли около 16% клиентов, 51% остался в работе, но среди них очень много сомневающихся в необходимости пройти обучение именно сейчас. В действующих группах МВА потери по причине частичной мобилизации составили 3 человека.

Помощь пришла откуда не ждали

Что или кто может помочь или поддержать бизнес-образование в такие трудные времена? Спонсоры, родной вуз? Наверное, да. Но всем сейчас нелегко, да и просить – не в наших правилах. На фоне возникших проблем и трудностей неожиданно активизировались наши выпускники.

Кто эти ребята? Топ-менеджеры крупных компаний, среди них – многодетные отцы, которых трудно заподозрить в наличии избытка свободного времени. Они добровольно и бесплатно работают над проектом, встречаются с выпускниками, собирают пары менторов и менти, проводят вебинары. Честно говоря, наша команда не ожидала такого подарка для школы.

Как обычно происходит? Большинство выпускников российских бизнес-школ, закончив обучение, больше не вспоминают о своей альма-матер. Существующие МВА-клубы пытаются объединить выпускников и слушателей, предоставляя им различные дополнительные услуги. Организация работы клуба ложится целиком на плечи команды бизнес-школы, пассивную потребительскую пользу извлекают только выпускники, но и для них события носят несколько статичный характер – по принципу «получили и ушли» – не предполагая интенсивного общения и развития в профессиональном плане.

Какие инициативы предложил МВА-клуб

  1. Менторская программа. Работа клуба началась с этого проекта, и, по мнению самих инициаторов, он является особенно значимым сейчас, поскольку деловому сообществу предстоит за небольшой срок вывести свои компании и свою страну из кризисной ситуации. Программа менторства решает как задачи взаимо-обучения и обмена опытом, так и задачи создания доверительного нетворкинга. Новые знания, экспертность, какие-то вызовы, помощь, да и просто поддержка – все это есть в менторстве. В конце сентября первые пары менторов и менти уже приступили к совместному общению по своим задачам и проектам. Прошли встречи, созданы договоренности о работе. И первые отзывы уже говорят о том, что эта затея - нужный, своевременный проект.
  2. Программы Post MBA. Работа над менторским проектом задала отличный старт для серьезного анализа и нового видения деятельности МВА-клуба, сформулированы ближайшие задачи и пути его развития. Из первостепенных – предоставление выпускникам Post МВА – актуальных видов обучения. Уже разработана программа профессиональной переподготовки специально для выпускников программы МВА.
  3. Бронь от мобилизации для студентов бизнес-школ. Участники клуба выступили с инициативой и направили ее от школы в Российскую ассоциацию бизнес-образования (РАБО) о брони от мобилизации для профессиональных руководителей подразделений, предприятий и собственников бизнеса, которые учатся на образовательных программах МВА, ЕМВА, DBA и МРА.

Бабичев Сергей, руководитель МВА-клуба:

«На наш взгляд, исключение руководителей из бизнес-процессов предприятий грозит остановкой бизнеса, потерей клиентов, невыполнением контрактов (в том числе и оборонных заказов), увольнением сотрудников. Ясно, что замена профессионального руководителя может занять много месяцев, а на подготовку профессионального управленца уйдут годы. Мы считаем, что мобилизация профессиональных управленческих кадров скажется на работе предприятий в ближайшей перспективе и обязательно окажет негативный эффект на общий уровень управления и состояние экономики в стране в будущем. Наша инициатива направлена не на возможность уклониться от мобилизации, а на сохранение ценных кадров, которые здесь и сейчас принесут бОльшую пользу, чем там».

В данный момент инициатива рассматривается членами Совета РАБО. Мы считаем ее экономически обоснованной, нацеленной на будущее страны.

Особенности нашего времени

Можно отметить тренд на повышение доли корпоративных клиентов. В целом, снижения спроса на управленческие знания нет, и не может быть. Чем сложнее условия в бизнесе, тем выше спрос на талантливых и хорошо подготовленных управленцев. Естественно, дешевле подготовить команду, чем обучать менеджеров по одному.

Другая особенность настоящего времени – это запрос на нестандартные решения, поскольку стандартные уже задействованы и не вполне покрывают изменения, инициированные пандемией, санкционным кризисом и другими системными перестройками.

Для нашей бизнес-школы возможность реализации менторского проекта и программы развития МВА-клуба становятся такими нестандартными, но эффективными решениями, и своеобразным триггером совершенствования образовательного процесса. Инициатива выпускников вдохновляет, потому что для них созидание действительно стало состоянием души. Вместе с ними и бизнес-школа обязательно добьется успеха несмотря на все трудности и проблемы текущего момента.

Читайте также:

Как вы считаете, нужна ли отсрочка от мобилизации для тех, кто получает бизнес-образование?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.