Сократить нельзя оставить: корпоративное обучение в условиях кризиса

На фоне общей неопределенности, сокращения бюджетов на внешнее обучение и заморозки T&D-проектов сотрудники как никогда нуждаются в гибких навыках и новых компетенциях, чтобы действовать уверенно, согласовано и рационально. Для нас выходом из сложившейся ситуации стали развитие наставничества и привлечение внутренних экспертов для передачи опыта.

Риски при сокращении программ обучения

В периоды неопределенности нередко бизнес пытается сократить затраты за счет социального пакета, в том числе и корпоративного обучения. В этом случае есть риск потери качества производимых услуг, так как между уровнем подготовки, эффективностью технических решений и сроками реализации проектов существует прямая зависимость. Для интегратора это представляет большую опасность. В нашей сфере репутация стоит дорого, поэтому обязательства перед партнерами необходимо выполнять на соответствующем уровне.

К тому же даже частичный отказ от системы корпоративного обучения может негативно повлиять на общую удовлетворенность и лояльность сотрудников.

Соотношение направлений обучения в текущих условиях

В своей работе L&D-специалисты должны учитывать не только операционные процессы компании и ее стратегические цели, но и внешние изменения.

На этот год мы запланировали несколько обучающих проектов как для менеджмента, так и сотрудников. Основной упор был сделан на техническое обучение, как одном из необходимых условий поддержания экспертности. В прошлом году наши коллеги сдали 87 вендорских экзаменов, более 70 раз прошли курсы повышения квалификации. 

Кроме этого, в 2021 году в компании был запущен проект по обучению soft skills для менеджмента, так как большинству руководителей необходимы кроссфункциональные знания: маркетинг, умение критически мыслить, анализировать и планировать, учитывая риски. Программа хорошо зарекомендовала себя – на следующую очередь обучения заявки подали более 90% руководителей среднего и высшего звена.

На основе этого опыта в начале года стартовала программа развития кадрового резерва. Таким образом мы попытались создать однородную среду коммуникаций между руководителями и подчиненными, улучшить качество постановки и скорость выполнения служебных задач.

В марте стало понятно, что согласованная программа обучения должна быть пересмотрена. Чтобы оценить наиболее приоритетные в текущих условиях темы и виды обучающих мероприятий, мы провели опрос сотрудников и их руководителей. По его результатам, лидировали темы, связанные с отработкой коммуникативных навыков: эффективная командная работа (за этот пункт проголосовал 71%), навыки переговоров (69%) и разрешения конфликтов (67%). В образовательные программы помимо тренингов по выстраиванию коммуникаций также были включены занятия по личной эффективности, профилактике дистресса.

80% корпоративного обучения сегодня приходится на soft skills, остальное – на технические компетенции по необходимым направлениям. До февраля пропорция была обратная.

В перспективе доля технического обучения увеличится и вернется к докризисному значению. Список присутствующих вендоров меняется кардинально, и здесь важно правильно определить, какие компетенции будут востребованы в ближайшие полгода.

Помимо этого, мы начали транслировать экспертизу посредством внутренних коммуникаций. Силами внутренних экспертов было реализовано несколько обучающих проектов, как для технической команды, так и для коммерческой дирекции. Руководители технических направлений рассказывали о ситуации в своей отрасли, отечественных разработках и возможностях их применения в тех или иных проектах.

Такой подход способствовал обмену знаниями между специалистами смежных подразделений и решил большинство вопросов преемственности информации.

При подготовке выяснилось, что около трети специалистов готовы выступать в качестве внутренних экспертов-наставников, что мы также решили использовать как инструмент нематериальной мотивации.

Реализуя программы обучения и развития, мы удерживаем экспертов, экономя бюджет на поиск и адаптацию новых сотрудников. Исходя из нашей практики, чтобы найти нового специалиста и провести адаптацию, необходимо израсходовать сумму, эквивалентную зарплате этого сотрудника за полгода. И это без учета времени, затрачиваемого внутренними экспертами и менеджерами на помощь в адаптации.

Еще один плюс – слушатели курса не только получают новые технические знания, но и убеждаются, что компания ориентирована на будущее, и уже сейчас укрепляет собственные позиции в новых условиях.

О форматах обучения

Во время пандемии мы, как и большинство компаний, были вынуждены перейти на обучение в онлайн-формате. У него есть свои плюсы: экономия финансов и времени, оперативность назначения курсов. Но присутствуют и минус: за время карантина мы остро ощутили разрозненность команд, управленческая коммуникация потеряла в качестве. В проектной работе это не лучшим образом сказывается на количественных показателях – нарастает отставание от трека проекта, увеличивается количество корректировок и доработок.

У сотрудников стала пропадать эмоциональная связь с компанией, чувство причастности к коллективу, снизилось количество офлайн-собраний, упал интерес к участию в корпоративных мероприятиях.

Поэтому при первой же возможности мы вернулись к офлайн-формату, чтобы сверить коммуникативные инструменты команд-смежников и стандартизировать процессы передачи информации. Сотрудники направляются на занятия в рабочее время, с учетом планирования занятости. Таким образом, они лучше концентрируются на изучаемом материале и более вовлечены в процесс.

Направление электронного обучение тоже развивается. Во-первых, наши коллеги продолжают дистанционно сдавать внешние экзамены и тестирования. Во-вторых, мы создаем собственные электронные курсы, тем самым значительно экономя время экспертов.

Внутренними ресурсами были созданы курсы по работе с 1С, процессам оформления и формирования бюджета сделок, а также системе постановки задач.

Это позволило нам вывести экспертов из процесса рутинного очного обучения новых сотрудников, и существенно сэкономить дорогостоящие «человеко-часы» специалистов, плюс – обучаемый может обращаться к информации, содержащейся в электронном курсе необходимое количество раз. Прохождение «Базового курса нового сотрудника», например, занимает до четырех часов. При этом из процесса организации исключены не только эксперты, но и координаторы процесса – система направляет уведомления и отчеты и обучаемым, и администраторам СДО (система дистанционного обучения).

В настоящий момент мы продолжаем формировать пул дистанционных занятий – разрабатываются расширенные курсы по технике безопасности в офисе и на производственных объектах, основным принципам составления бюджета отдела и прочим прикладным навыкам.

Больше, чем обучение

Важно осознавать, что вложения в обучение — это не только инвестиции в знания, которые применят сотрудники на практике, но и действенный способ их удержания, мотивации и лояльности к компании, развитие HR-бренда. 7 из 10 кандидатов, приходящих на собеседования, заявляют, что одним из наиболее значимых стимулов для них является возможность обучения и развития за счет работодателя.

Мы проводим обучающие мероприятия не только с целью получения знаний и навыков, но и для создания общего коммуникативного поля в компании, возможности обсудить с коллегами служебные ситуации, поделиться опытом, добиться синергии смежных подразделений.

Когда ситуация нестабильна и мало предсказуема, задача компании – внушить сотрудникам уверенность и обеспечить их деятельностью, процесс которой они могут контролировать и видеть результаты. Обучение отлично подходит для данной цели.

На данном этапе мы видим эффект от оптимизации обучения в комплексе – это и хорошие отзывы о мероприятиях, возможность для HR вовлечения сотрудников в процесс планирования их обучающего трека и обучения коллектива в целом, формирование в компании «точки притяжения» для корпоративного комьюнити.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ стала лауреатом премии RuPoR

ВШБ ВШЭ стала серебряным призером номинации «Образовательные проекты в сфере коммуникаций» всероссийского конкурса в области общественных связей.

В МИРБИС прошел форум «Путь к вершине»

Форум стал площадкой для обмена знаниями, налаживания связей и взаимодействия между экспертами, предпринимателями и будущими лидерами.

«Билайн» и ИТМО открыли совместную дисциплину по устойчивому развитию

Первые лекции от экспертов начнутся уже в феврале 2025 года.

Опубликован рейтинг крупнейших EdTech-компаний в 2024 году

Суммарная выручка крупнейших EdTech-компаний России в 2024 году достигла 144,5 млрд руб., что на 19% больше, чем годом ранее.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.