Креативные форматы обучения сотрудников: кому подходят и как выбрать

Обучение сотрудников давно стало обязательным элементом развития бизнеса.  Компании стремятся разрабатывать не только классические курсы, но и внедряют сторителлинг, мемы, комиксы в учебный процесс. Но действительно ли креативные форматы — это панацея, которая работает для всех и помогает повысить эффективность учебных программ? Может ли попытка удивить сотрудников навредить бизнесу? 

Почему старые подходы не работают 

Запрос на креатив и нестандартные формы обучения в компаниях появился не сегодня. Это вызвано увеличением баз знаний, развитием корпоративной культуры, где в центре — человекоцентричный подход, борьбой за сотрудников. Теперь важно, чтобы сотрудники не просто просматривали курсы для отчета, а действительно усваивали материал, развивались и работали эффективнее.

Изменились принципы потребления информации. На рынок труда вышло поколение людей, родившихся в 2000-х годах, с другими принципами потребления информации. Длинные тексты и статичные видеоролики по 60 минут им не подходят. При этом ошибочно думать, что у всех зумеров клиповое мышление, и они могут воспринимать только форматы reels. Исследования платформы Udemy подтверждают, что не всем зумерам нравится микролернинг — короткие онлайн-курсы. Они предпочитают минимализм в визуале, уделяют много внимания пользовательскому опыту и ценят обратную связь.

KPI для корпоративных университетов изменились. Раньше обучение можно было «спустить сверху», сделав обязательным: сотрудники проходили курсы по внутреннему распоряжению руководства. Теперь такой метод все реже встречается в компаниях и его обоснованно считают устаревшим. Административные меры остались лишь для некоторых курсов, таких как пожарная безопасность и охрана труда. 

У прогрессивных HR-департаментов есть новый целевой показатель — уровень вовлеченности в обучение. Это показатель того, насколько сотрудники заинтересованы в процессе обучения. Современные компании оценивают вовлеченность через метрики активности (время, проведенное в системе, доля завершенных заданий), обратную связь (опросы, NPS, CSI) и практическое применение знаний (качественные опросы, фокус-группы и индивидуальные интервью). 

Обучение должно встраиваться в рабочий процесс. На профильных конференциях все чаще звучит тезис о том, что корпоративные университеты должны использовать продуктовый подход. Это значит, что программы обучения разрабатываются и управляются как полноценный продукт, ориентированный на потребности целевой аудитории, в нашем случае сотрудников, и бизнес-задачи компании.

Формат обучения теперь должен учитывать привычки сотрудников и органично встраиваться в рабочие будни. Решить эту задачу помогает формирование среды единомышленников, комьюнити, в котором интереснее и проще учиться. 

Как сегодня обучают

  • Один из самых востребованных и понятных форматов — лонгрид. Но все чаще компании просят сделать его в нестандартном виде повествования. Например, обучить правилам работы с коммерческой тайной с помощью детектива, а про конфликты в команде рассказать через сюжет сериала «Офис».
  • Второй по популярности креативный формат – интерактивные квесты. Сотрудники обучаются буквально «на бегу»: слушают подкасты, где к ним обращаются в форме диалога, предлагают принять решения и даже сыграть в мини-игры в чат-боте.
  • Если говорить про передачу ценностей и нюансов работы в компании, то здесь отлично работает наставничество и менторство. В компаниях можно встретить такой термин как buddying (напарничество, поддержка – англ). Бадди называют коллег, которые делятся с новичками своими рабочими лайфхаками и в целом знакомят с рабочими процессами, помогают влиться в команду.
  • Phygital-обучение (сочетание physical и digital) – новый формат, который сочетает в себе офлайн- и онлайн-виды только набирает обороты. В процессе такого обучения сотрудники компании могут усваивать часть информации онлайн, например, слушая теорию и получая задания, а выполнять их уже в помещении – сканировать QR-коды, наклеенные на стены, собирать подсказки и призы в кабинетах. Такое взаимодействие с пространством и командой помогает запомнить материал на физическом уровне. 
  • Дискуссии о способах применения нейросетей не утихают. Обычной генерацией текста и картинок уже никого не удивить. Компании идут дальше и много экспериментируют с промтами. Их цель – создание узкоспециализированных агентов, которые позволят по нажатию одной кнопки получить подходящую структуру курса, найти идею, метафору, язык коммуникации и тд. GPT-агент — это преднастроенная «роль» в интерфейсе ChatGPT, которая решает конкретные задачи и обучена на ваших данных, например, на документах предыдущих курсов или на нужной вам литературе или методологии, а еще она может учитывать модель компетенций и ценности компании.
  • Создание программы развития внутренней экспертизы – еще один набирающий обороты тренд. Его суть в том, что часть сотрудников компании, для которых «признание» служит мотивацией в работе, становятся преподавателями в собственной компании и записывают целые курсы по темам, в которых они являются экспертами. Раньше эксперты передавали знания точечно. Сегодня многие компании создают для этого особую среду и выстраивают системы развития внутренней экспертизы, чтобы знания стали частью корпоративной культуры. Создаются даже отдельные программы подготовки внутренних экспертов и платформы для обмена опытом.

Как подобрать формат обучения, который подойдет вашим сотрудникам

1. Проведите исследование 

Чтобы выбрать оптимальный формат и вид обучения, стоит провести анализ и узнать предпочтения своих сотрудников. Самый доступный способ сделать это – организовать серию интервью. Это поможет понять, в чем сотрудники видят сложность работы, как коммуницируют друг с другом, какой у них распорядок дня. 

Чтобы выбрать формат, составьте общий профиль сотрудников. Он должен учитывать факторы:

  • средний возраст и пол; 
  • должность; 
  • образование;
  • режим и место работы;
  • образ жизни;
  • отношение к работе и ценности.

Это очевидный и логичный шаг, но по-прежнему много компаний его игнорируют и совершают ошибки. Так, один из наших клиентов пришел с запросом на создание курса по управлению рисками. Эксперт компании был вдохновлен идеей показать сотрудникам глубину темы через примеры успехов и провалов крупных мировых проектов. Однако опрос целевой аудитории будущего курса показал, что участники предпочитают учиться на простых примерах из жизни. Они искали практичность и простоту, а не абстрактные размышления и исторические примеры, которые казались им интересными, но слишком далекими от рабочей жизни.

2. Подберите форму обучения

Данные из профиля сотрудников – то, от чего нужно отталкиваться при выборе формата будущего обучения. Далее встает вопрос, какую форму и вид обучения выбрать, как упаковать программу или курс, чтобы информация усваивалась.

  • Первый важный фактор — это язык коммуникации. Обратите внимание, какие фразы употребляют сотрудники, как и о чем они рассказывают, когда говорят о своей работе и жизни. Это поможет понять, сработает ли для ваших сотрудников использование креативных форм: комиксов, мемов, коротких смешных роликов, англицизмов и сленга.
  • Второй фактор — ценности. Выделите основные пункты, которые важны для ваших сотрудников, и постарайтесь определить, на что они опираются при принятии решений.
  • Третий фактор — особенности функционала и рабочего графика. От этого зависит, будет ли это один масштабный курс или несколько коротких программ, нужен курс с озвучкой, в форме видео, текстовым или интерактивным.

Рассмотри пример, когда сотрудники часто находятся в командировках. Обучение нужно продумать таким образом, чтобы люди могли проходить его в любом месте. Удобный формат — обучение в Telegram-боте с соблюдением политики конфиденциальности и без передачи персональных данных или курс, который будет удобно проходить с телефона, например, в мобильном приложении. 

В закромах корпоративных библиотек скопилось много контента, который был создан пять и более лет назад. Компаниям его жалко удалять, поскольку материал в них сохраняет свою ценность, но его подача абсолютно устарела. В таких случаях часто прибегают к редизайну курсов: можно обновить дизайн, добавить свежих примеров, которые соответствуют реалиям, скорректировать язык коммуникации и главное — заняться его продвижением внутри компании. Тогда даже давно созданный курс будет по-другому восприниматься и даст результат. Создавать новый курс с нуля в угоду нового креатива нет смысла. 

3. Развивайте образовательную культуру в компании

Чем больше в компании сотрудников, тем меньше у нее возможностей сделать обучение персонализированным, учитывающим особенности и профиль каждого человека. Одно дело – обучить команду 100 человек, и совсем другое – внедрить курс на предприятии с штатной численностью более пяти тысяч сотрудников. Эту проблему трудно решить. Нивелировать ее помогает развитие образовательной культуры в компании, внедрение инструментов, которые легко воспринимаются большинством.

Если нужно обучить большое количество сотрудников разных профессией, то лучше отказаться от чрезмерно яркого креатива в пользу универсальности и простоты. Стройте повествование вокруг примеров, чтобы текст был максимально про человека и буквально вел пользователя по курсу. Визуал не должен быть перегруженным идеями, чтобы не вызвать отторжения. 

Как оценить эффективность обучения

Однозначного ответа на этот вопрос и универсальной метрики не существует. 

Оценивать обучение только через количество завершенных курсов или NPS — устаревший подход. Настоящая эффективность проявляется в том, как знания меняют поведение сотрудников и влияют на результаты бизнеса.

В некоторых областях результат можно оценить, взглянув на финансовые показатели отдела до и после обучения сотрудников. Например, обучив менеджеров по продажам новым скриптам работы с клиентами. Но это скорее исключение из правил. И даже в этом случае важно учитывать сезонность, маркетинг и другие факторы, влияющие на бизнес-результаты компании. 

Если же обучение было посвящено клиентоориентированности или функциональному взаимодействию, то в этом случае применяется качественное исследование: глубинные интервью, опросы и сбор обратной связи от сотрудников и руководителей. Также полезно будет перед стартом обучения установить определенные маркеры, по которым можно судить об успехе или неуспехе программы. Это может быть снижение нагрузки на службу поддержки, количества ошибок в процессе работы или бэклога.

Иногда оценка эффективности обучения персонала помогает вскрыть проблемы, которые не решаются с помощью обучения. Например, опрос может показать, что выполнение какой-либо задачи неудобно с пользовательской точки зрения, а в статистике выявляется, что определенный тип заявок никто не доводит до конца. В этом случае одним обучением ситуацию не исправить и нужно вносить коррективы в процессы.

Обучение – марафон, а не спринт, поэтому результаты от его внедрения есть смысл анализировать на длительной дистанции. К высоким показателям и росту эффективности бизнеса приводит симбиоз правильного регулярного менеджмента и качественного обучения.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Отличная статья, Юлия ! Все новые подходы подробно описаны. 

Только размыт ответ, 

Почему старые подходы не работают ?

А пока чёткого ответа нет, надо рефлексией заниматься, и заодно почитать такое

ответвление педагогики, как андрогогика.

А просто пихать сотню новых подходов к обучению неразумно.

Директор по развитию, Москва

Вспомнился анекдот:
- Купил креативный курс обучения английскому языку во сне. Но жена выгнала преподавательницу из постели...

Директор по развитию, Москва

А если серьезно, то мы вот в соседней ветке обсуждали критическую важность знания базовых ключевых принципов в любой сфере. И, скорее всего, их-то нужно усвоить в основном старыми методами. Креативные несомненно имеют право на жизнь, но нужна база. А вот выясняется, что с базой есть проблемы. Такой себе порочный круг получается.

Генеральный директор, Москва
Сергей Махлай пишет:

Вспомнился анекдот:
- Купил креативный курс обучения английскому языку во сне. Но жена выгнала преподавательницу из постели...

Это был носитель языка? Интересная идея.

Консультант, Новосибирск

Старые подходы не могут не работать.

1. Они основаны на тысячелетнем опыте и психологии человека.
2. Школа и высшее образование еще не приплясывают перед учащимися, поэтому к началу трудовой деятельности человек умеет учиться "по-старому".

Другое дело, что новые веяния и технологии могут повысить эффективность обучения, но отрицать базу ... странно.

И хотелось бы напомнить базовый принцип человеского развития - для развития нужно выйти из зоны комфорта. А новые подходы пытаются оставить обучаемого в комфорте )))

Бухгалтер, Волгоград

Вам английский язык... Выучить от сих до сих. Приеду — проверю. Если не выучите — моргалы выколю, пасти порву, и как их, носы пооткушу.
— А зачем нам английский?
— Посольство будем грабить!  (х/ф "Джентельмены удачи") 

Хорошо замотивированный сотрудник в картинках не нуждается)) 

Консультант, Нижний Новгород
Елена Васильченко пишет:

Вам английский язык... Выучить от сих до сих. Приеду — проверю. Если не выучите — моргалы выколю, пасти порву, и как их, носы пооткушу.
— А зачем нам английский?
— Посольство будем грабить!  (х/ф "Джентельмены удачи") 

Хорошо замотивированный сотрудник в картинках не нуждается)) 

И вы абсолютно правы, на мой взгляд. Это означает одно из 3-х: отсутствие  потребности в "вооруженности", что известно под понятием "competence drive", проявление эффекта Даннинга-Крюгера или просто инфантилизм.

Бухгалтер, Волгоград

Думаю, недостаток competence  драйва хорошо лечится fear force драйвом)) И движущую силу страха не надо недооценивать. Речь, конечно, не об угрозе физического наказания (хотя в детском возрасте это работает), но страх быть уволенным, не получить желаемую должность и зарплату из-за недостатка знаний и умений - все это мобилизует даже самого инфантильного и несознательного гражданина. Подача материала, вспомогательные методики, конечно, облегчают восприятие и улучшают усвоение. Но конечный результат определяют не они. 

Управляющий партнер, Москва
Сергей Махлай пишет:

А если серьезно, то мы вот в соседней ветке обсуждали критическую важность знания базовых ключевых принципов в любой сфере. И, скорее всего, их-то нужно усвоить в основном старыми методами. Креативные несомненно имеют право на жизнь, но нужна база. А вот выясняется, что с базой есть проблемы. Такой себе порочный круг получается.

Наблюдаю, что сейчас в целом есть тенденция на отказ от чрезмерного экспериментальных форматов, возврат к базе и правда есть.

Управляющий партнер, Москва
Елена Васильченко пишет:

Думаю, недостаток competence  драйва хорошо лечится fear force драйвом)) И движущую силу страха не надо недооценивать. Речь, конечно, не об угрозе физического наказания (хотя в детском возрасте это работает), но страх быть уволенным, не получить желаемую должность и зарплату из-за недостатка знаний и умений - все это мобилизует даже самого инфантильного и несознательного гражданина. Подача материала, вспомогательные методики, конечно, облегчают восприятие и улучшают усвоение. Но конечный результат определяют не они. 

а как же мотивация 3.0? «кнут и пряник» словно бы даже для самых консервативных и незамотивированных уже не работает... что думаете?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В школе бизнеса МИРБИС стартовала программа DBA

Участники программы освоят методы научного анализа, разработают стратегии лидерства в условиях цифровой трансформации и создадут интеллектуальные продукты.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ стартовал второй модуль новой программы для HR-лидеров

Слушатели программы уже приступили к изучению концепции «Мир SHIVA» и современных компетенций лидера.

Альфа-Банк и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провели открытый диалог

Это событие продолжило программу стратегического партнерства банка и НИУ ВШЭ.

Будущее цифровых финансовых активов обсудили в Высшей школе бизнеса ВШЭ

На площадке ВШБ НИУ ВШЭ состоялся дискуссионный форум «Финансовые инновации для бизнеса».

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: по каким признакам можно понять, что сотрудник уволиться

Опытные кадровики нередко могут предсказать увольнение сотрудника до подачи им официального заявления, опираясь на косвенные признаки.

Названы сферы с наибольшим ростом заработных плат в 2024 году

В отраслях, лидирующих по росту зарплат, доходы работников выросли более чем на 20%.

В «Газпроме» начались массовые увольнения сотрудников

Компания увольняет 1500 сотрудников главного офиса в «Лахта Центре».

Зумерам не важен идеальный коллектив

Только 10% опрошенных считают свой рабочий коллектив безупречным.