Как изменился рынок корпоративного образования в 2022 году

Наша компания работает в сфере оценки и тестирования сотрудников уже 11 лет, и мы можем сказать точно: в любой кризис компаниям просто необходимо заниматься обучением персонала. Эти слова легко подтвердить при помощи Google Trends и Яндекс Wordstat: пики по запросу «Обучение сотрудников» приходятся на 2008-2009 годы, 2014-2015 и март 2022 года.

обучение персонала

Почему обучение персонала – это важно?

Как минимум, потому что:

  • В Gallup подсчитали, что замена сотрудника может стоить компании от половины до двух его годовых зарплат.
  • По данным исследования LinkedIn «2020 Workplace Learning», 94% сотрудников останутся работать в компании на больший срок, если им предложат поучаствовать в программах корпоративного обучения и развития.
  • Согласно исследованию Lorman от 2021 года, в компаниях с развитой культурой обучения коэффициент удержания сотрудников на 30-50% выше, чем у конкурентов.
  • Еще один интересный показатель от Lorman: 70% сотрудников в прошлом году склонялись к тому, чтобы покинуть компании, в которых их ничему не учили и не занимались их развитием.

Все эти пункты приобретают особый смысл в условиях экономии и поисков новых вариантов оптимизации бюджета. Поэтому мы с интересом следим за рынком корпоративного обучения и решили провести собственное исследование, как этот рынок поменялся за последние месяцы.

Участники исследования

В нашем исследовании приняли участие CEO, HR-менеджеры, HRBP, руководители корпоративных центров обучения и L&D/T&D-специалисты из 107 компаний различных сфер: IT, производств, ритейла, недвижимости, фармацевтики, банков, HoReCa, авто, рекламы и образования. 21% респондентов работает в компаниях со 150-300 сотрудниками в штате, 15% – с 300-1000 людьми, 36% – с 1000-10 000, а 8% – представители корпораций с +10 000 сотрудников.

обучение персонала

В 30% опрошенных компаний программы обучения отсутствовали и до текущего кризиса. Основные причины отсутствия программ – небольшое число сотрудников (в среднем, до 150) и ограничения в бюджете (по 50%), а самый актуальный вызов – непонимание, что будет с бизнесом в ближайшее время (33%). В качестве других причин респонденты упомянули отсутствие соответствующих бизнес-задач и опыта в проведении обучения.

В каждой второй компании бюджеты на обучение упали

Главное, что нам было интересно в рамках исследования – выяснить, как внезапно разразившийся кризис повлиял на бюджеты обучения. В результате картина оказалась довольно предсказуемой, хотя 7% компаний не просто не снизили бюджеты, а даже выделили на развитие сотрудников дополнительные суммы. 43% респондентов отметили, что бюджеты остались прежними.

Со снижением затрат на обучение столкнулись в каждой второй компании. При этом самый популярный вариант – полное обнуление бюджетов (14%). В 10% случаев затраты упали на четверть, в 8% – больше чем в 2 раза. Особенной корреляции размера компании с изменениями бюджетов нам заметить не удалось.

обучение персонала

Интересно, что несмотря на падение бюджетов, в 35% компаний возросли сами объемы – учиться и учить стали чаще. Это значит, что:

  1. Бизнес оптимизирует затраты и выжимает максимум из своих текущих ресурсов (в том числе, интеллектуальных).
  2. Стремительно меняющаяся ситуация требует дополнительно адаптировать сотрудников и развивать у них определенные компетенции.

Этому была посвящена вторая часть нашего опроса.

Крупные компании думают об импортозамещении, а небольшие о продажах

Мы спросили у CEO компаний и HR-специалистов о том, изменились ли корпоративные программы обучения за последние три месяца. В результате, только в 30% компаний кризис никак не отразился на развитии сотрудников. 36% респондентов признались, что изменения в программах уже вступили в силу, а еще 34% – что они запланированы.

В крупных компаниях (+1000 сотрудников) респонденты отметили следующие тренды:

  • Особенно актуальным стал вопрос импортозамещения софта – российские корпорации переходят на отечественные разработки.
  • При этом специалистам важно сохранить автоматизацию, поскольку отслеживать прогресс тысяч сотрудников – это неимоверно сложно и отнимает много времени.
  • Максимальный фокус сместился в сторону внутренних ресурсов и экспертизы. Многие компании взяли курс на так называемый social learning, его потенциал был известен и до этого, но кризис подтолкнул бизнес к трансформации. Это выражается, в том числе, в отказе от внешних источников обучения и работе с институтами внутреннего менторства и наставничества. Например, в таких компаниях организуют обучающие сессии по работе с крупными клиентами – в качестве фасилитатора выступает внутренний тренер, а сотрудники, имевшие положительный опыт и кейсы по данному направлению, делятся ими с коллегами. Все это связано с тем, что внешние обучающие провайдеры, как правило, не очень точно попадают в потребности компании. Чтобы удовлетворить их, бизнесу легче спроектировать что-то под себя, а внешних экспертов, при необходимости, встраивать в эту программу.
  • Дистанционное обучение становится приоритетным.

В небольших компаниях (50-300 сотрудников) нам удалось выявить такие закономерности:

  • Если бюджет на обучение уменьшен, стараются сохранить его объемы, но заменить инструменты на более доступные или бесплатные.
  • Фокус в обучении сместился на продажи.
  • Стали особенно актуальны мотивирующие тренинги и работа с выгоранием и профессиональной деформацией сотрудников.

Популярные форматы и трендовые темы обучения

В целом, многие знакомые тенденции в обучении сохранились до сих пор. Так, тренд на дистанционное образование все еще силен: в 24% компаний практикуется только такой формат. Еще 59% респондентов отметили, что их сотрудники обучаются гибридно – как очно, так и онлайн. В обоих случаях HR-специалисты используют полноценные LMS-платформы или системы для массового тестирования и оценки персонала.

Интересно, что самым популярным инструментом обучения среди наших респондентов стали командные тренинги (71%). Следом расположились привычные для «дистанта» видеоуроки и электронные курсы (по 65%). Наставничество практикуют в 59% компаний, вебинары используют в 47%. Немного отошли на второй план популярные раньше бизнес-игры (41%) и коучинг (29%), скорее всего, это связано с их высокой стоимостью.

Весенний кризис отразился и на темах обучения. В числе самых популярных – топики, направленные на руководителей: управление изменениями (65%) и командами (47%), стратегический менеджмент (37%) и антикризисное управление (21%).

обучение персонала

Самая популярная тема для рядовых сотрудников – это стресс-менеджмент, который упомянули 53% респондентов. Среди лидеров также оказались темы, направленные на повышение компетенций и навыков сотрудников: профессиональные знания (59%), продажи и переговоры (59%), повышение личной эффективности (43%), кросс-функциональное взаимодействие (43%), продуктовые тренинги (41%) и стандарты безопасности (29%).

Результаты исследования

Даже в условиях санкций и урезанных бюджетов российские компании понимают, насколько важно вкладываться в обучение сотрудников. Отечественные организации чаще будут фокусироваться на внутренних ресурсах и экспертизе – это отличная стратегия, которая не только позволит сэкономить, но и воспитает лидеров и собственных менторов. Важно при этом не забывать о профессиональном развитии сотрудников. Рано или поздно любой кризис заканчивается, а побеждают самые гибкие и адаптированные к новым условиям.

Инфографика: StartExam

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Тимошин, Сергей Средний
Управляющий партнер, Москва

Интересное исследование
Обратил внимание в завершающей таблице, на какие темы больше приходилось обучения.
На первом месте - управление изменениями.
Логично.
Практически в 2 раза меньше - Стратегический менеджмент.
Если считать, что значимая часть стратегического менеджмента  про стратегию, то получается  странное соотношение.

Что вызывает необходимость в упрвлении изменениями, если запросов на стратегию существенно меньше?

Researcher, Москва

Вкладывать деньги в обучение сотрудников -- это долгосрочная инвестиция.
На растущем рынке да -- это оправданно. На падающем -- вопрос.
Сейчас для многих компаний стоит вопрос выживания -- так как продажи упали в разы (!). Режут косты, отправляют сотрудников пачками в неоплачиваемые отпуска или увольняют. Нет выручки, перспектива непонятна.
Любой кризис заканчивается, да. Вопрос лишь -- когда?, и хватит ли жирка дотянуть до этого светлого момента?

Мне кажется, идея поучить сотрудников хороша сейчас НЕ для компаний. Это самый неразумный шаг, какой только возможен.
А хороша идея поучиться для тех, кто остался без работы. Так как им теперь придется конкурировать с полчищами безработных и надо как-то выделяться компетенциями.
И точно так же, как многие HRы сейчас переквалифицировались в карьерных консультантов, компаниям, продающим корпоративные тренинги, нужно адаптировать свои продукты к тем, кто оставшись без работы, решил углубить и расширить свою экспертизу, чтобы иметь некоторые шансы найти новую работу.

Я к тому, что сейчас инициатива учиться -- это больше мотив самих сотрудников, а не компаний для своих сотрудников. Причины выше.

Статья интересная, но, мне кажется, не своевременная. Явно не успевает за событиями.
Смысл большого количества тем о корпоративном обучении на этом ресурсе понятен -- компании перестали покупать корпоративное обучение.
Но лучше не пытаться убедить еле выживающий бизнес, что черное это белое, а торговать по тренду (как говорят биржевые трейдеры) -- и переориентировать свой образовательный продукт с корпоративного на потребительский (для соискателей).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ стала лауреатом премии RuPoR

ВШБ ВШЭ стала серебряным призером номинации «Образовательные проекты в сфере коммуникаций» всероссийского конкурса в области общественных связей.

В МИРБИС прошел форум «Путь к вершине»

Форум стал площадкой для обмена знаниями, налаживания связей и взаимодействия между экспертами, предпринимателями и будущими лидерами.

«Билайн» и ИТМО открыли совместную дисциплину по устойчивому развитию

Первые лекции от экспертов начнутся уже в феврале 2025 года.

Опубликован рейтинг крупнейших EdTech-компаний в 2024 году

Суммарная выручка крупнейших EdTech-компаний России в 2024 году достигла 144,5 млрд руб., что на 19% больше, чем годом ранее.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.