Как изменился рынок корпоративного образования в 2022 году

Наша компания работает в сфере оценки и тестирования сотрудников уже 11 лет, и мы можем сказать точно: в любой кризис компаниям просто необходимо заниматься обучением персонала. Эти слова легко подтвердить при помощи Google Trends и Яндекс Wordstat: пики по запросу «Обучение сотрудников» приходятся на 2008-2009 годы, 2014-2015 и март 2022 года.

обучение персонала

Почему обучение персонала – это важно?

Как минимум, потому что:

  • В Gallup подсчитали, что замена сотрудника может стоить компании от половины до двух его годовых зарплат.
  • По данным исследования LinkedIn «2020 Workplace Learning», 94% сотрудников останутся работать в компании на больший срок, если им предложат поучаствовать в программах корпоративного обучения и развития.
  • Согласно исследованию Lorman от 2021 года, в компаниях с развитой культурой обучения коэффициент удержания сотрудников на 30-50% выше, чем у конкурентов.
  • Еще один интересный показатель от Lorman: 70% сотрудников в прошлом году склонялись к тому, чтобы покинуть компании, в которых их ничему не учили и не занимались их развитием.

Все эти пункты приобретают особый смысл в условиях экономии и поисков новых вариантов оптимизации бюджета. Поэтому мы с интересом следим за рынком корпоративного обучения и решили провести собственное исследование, как этот рынок поменялся за последние месяцы.

Участники исследования

В нашем исследовании приняли участие CEO, HR-менеджеры, HRBP, руководители корпоративных центров обучения и L&D/T&D-специалисты из 107 компаний различных сфер: IT, производств, ритейла, недвижимости, фармацевтики, банков, HoReCa, авто, рекламы и образования. 21% респондентов работает в компаниях со 150-300 сотрудниками в штате, 15% – с 300-1000 людьми, 36% – с 1000-10 000, а 8% – представители корпораций с +10 000 сотрудников.

обучение персонала

В 30% опрошенных компаний программы обучения отсутствовали и до текущего кризиса. Основные причины отсутствия программ – небольшое число сотрудников (в среднем, до 150) и ограничения в бюджете (по 50%), а самый актуальный вызов – непонимание, что будет с бизнесом в ближайшее время (33%). В качестве других причин респонденты упомянули отсутствие соответствующих бизнес-задач и опыта в проведении обучения.

В каждой второй компании бюджеты на обучение упали

Главное, что нам было интересно в рамках исследования – выяснить, как внезапно разразившийся кризис повлиял на бюджеты обучения. В результате картина оказалась довольно предсказуемой, хотя 7% компаний не просто не снизили бюджеты, а даже выделили на развитие сотрудников дополнительные суммы. 43% респондентов отметили, что бюджеты остались прежними.

Со снижением затрат на обучение столкнулись в каждой второй компании. При этом самый популярный вариант – полное обнуление бюджетов (14%). В 10% случаев затраты упали на четверть, в 8% – больше чем в 2 раза. Особенной корреляции размера компании с изменениями бюджетов нам заметить не удалось.

обучение персонала

Интересно, что несмотря на падение бюджетов, в 35% компаний возросли сами объемы – учиться и учить стали чаще. Это значит, что:

  1. Бизнес оптимизирует затраты и выжимает максимум из своих текущих ресурсов (в том числе, интеллектуальных).
  2. Стремительно меняющаяся ситуация требует дополнительно адаптировать сотрудников и развивать у них определенные компетенции.

Этому была посвящена вторая часть нашего опроса.

Крупные компании думают об импортозамещении, а небольшие о продажах

Мы спросили у CEO компаний и HR-специалистов о том, изменились ли корпоративные программы обучения за последние три месяца. В результате, только в 30% компаний кризис никак не отразился на развитии сотрудников. 36% респондентов признались, что изменения в программах уже вступили в силу, а еще 34% – что они запланированы.

В крупных компаниях (+1000 сотрудников) респонденты отметили следующие тренды:

  • Особенно актуальным стал вопрос импортозамещения софта – российские корпорации переходят на отечественные разработки.
  • При этом специалистам важно сохранить автоматизацию, поскольку отслеживать прогресс тысяч сотрудников – это неимоверно сложно и отнимает много времени.
  • Максимальный фокус сместился в сторону внутренних ресурсов и экспертизы. Многие компании взяли курс на так называемый social learning, его потенциал был известен и до этого, но кризис подтолкнул бизнес к трансформации. Это выражается, в том числе, в отказе от внешних источников обучения и работе с институтами внутреннего менторства и наставничества. Например, в таких компаниях организуют обучающие сессии по работе с крупными клиентами – в качестве фасилитатора выступает внутренний тренер, а сотрудники, имевшие положительный опыт и кейсы по данному направлению, делятся ими с коллегами. Все это связано с тем, что внешние обучающие провайдеры, как правило, не очень точно попадают в потребности компании. Чтобы удовлетворить их, бизнесу легче спроектировать что-то под себя, а внешних экспертов, при необходимости, встраивать в эту программу.
  • Дистанционное обучение становится приоритетным.

В небольших компаниях (50-300 сотрудников) нам удалось выявить такие закономерности:

  • Если бюджет на обучение уменьшен, стараются сохранить его объемы, но заменить инструменты на более доступные или бесплатные.
  • Фокус в обучении сместился на продажи.
  • Стали особенно актуальны мотивирующие тренинги и работа с выгоранием и профессиональной деформацией сотрудников.

Популярные форматы и трендовые темы обучения

В целом, многие знакомые тенденции в обучении сохранились до сих пор. Так, тренд на дистанционное образование все еще силен: в 24% компаний практикуется только такой формат. Еще 59% респондентов отметили, что их сотрудники обучаются гибридно – как очно, так и онлайн. В обоих случаях HR-специалисты используют полноценные LMS-платформы или системы для массового тестирования и оценки персонала.

Интересно, что самым популярным инструментом обучения среди наших респондентов стали командные тренинги (71%). Следом расположились привычные для «дистанта» видеоуроки и электронные курсы (по 65%). Наставничество практикуют в 59% компаний, вебинары используют в 47%. Немного отошли на второй план популярные раньше бизнес-игры (41%) и коучинг (29%), скорее всего, это связано с их высокой стоимостью.

Весенний кризис отразился и на темах обучения. В числе самых популярных – топики, направленные на руководителей: управление изменениями (65%) и командами (47%), стратегический менеджмент (37%) и антикризисное управление (21%).

обучение персонала

Самая популярная тема для рядовых сотрудников – это стресс-менеджмент, который упомянули 53% респондентов. Среди лидеров также оказались темы, направленные на повышение компетенций и навыков сотрудников: профессиональные знания (59%), продажи и переговоры (59%), повышение личной эффективности (43%), кросс-функциональное взаимодействие (43%), продуктовые тренинги (41%) и стандарты безопасности (29%).

Результаты исследования

Даже в условиях санкций и урезанных бюджетов российские компании понимают, насколько важно вкладываться в обучение сотрудников. Отечественные организации чаще будут фокусироваться на внутренних ресурсах и экспертизе – это отличная стратегия, которая не только позволит сэкономить, но и воспитает лидеров и собственных менторов. Важно при этом не забывать о профессиональном развитии сотрудников. Рано или поздно любой кризис заканчивается, а побеждают самые гибкие и адаптированные к новым условиям.

Инфографика: StartExam

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Тимошин, Сергей Средний
Управляющий партнер, Москва

Интересное исследование
Обратил внимание в завершающей таблице, на какие темы больше приходилось обучения.
На первом месте - управление изменениями.
Логично.
Практически в 2 раза меньше - Стратегический менеджмент.
Если считать, что значимая часть стратегического менеджмента  про стратегию, то получается  странное соотношение.

Что вызывает необходимость в упрвлении изменениями, если запросов на стратегию существенно меньше?

Researcher, Москва

Вкладывать деньги в обучение сотрудников -- это долгосрочная инвестиция.
На растущем рынке да -- это оправданно. На падающем -- вопрос.
Сейчас для многих компаний стоит вопрос выживания -- так как продажи упали в разы (!). Режут косты, отправляют сотрудников пачками в неоплачиваемые отпуска или увольняют. Нет выручки, перспектива непонятна.
Любой кризис заканчивается, да. Вопрос лишь -- когда?, и хватит ли жирка дотянуть до этого светлого момента?

Мне кажется, идея поучить сотрудников хороша сейчас НЕ для компаний. Это самый неразумный шаг, какой только возможен.
А хороша идея поучиться для тех, кто остался без работы. Так как им теперь придется конкурировать с полчищами безработных и надо как-то выделяться компетенциями.
И точно так же, как многие HRы сейчас переквалифицировались в карьерных консультантов, компаниям, продающим корпоративные тренинги, нужно адаптировать свои продукты к тем, кто оставшись без работы, решил углубить и расширить свою экспертизу, чтобы иметь некоторые шансы найти новую работу.

Я к тому, что сейчас инициатива учиться -- это больше мотив самих сотрудников, а не компаний для своих сотрудников. Причины выше.

Статья интересная, но, мне кажется, не своевременная. Явно не успевает за событиями.
Смысл большого количества тем о корпоративном обучении на этом ресурсе понятен -- компании перестали покупать корпоративное обучение.
Но лучше не пытаться убедить еле выживающий бизнес, что черное это белое, а торговать по тренду (как говорят биржевые трейдеры) -- и переориентировать свой образовательный продукт с корпоративного на потребительский (для соискателей).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.