Метанавыки: что это такое и почему они необходимы топ-менеджерам

В 2025 году Всемирный экономический форум должен обнародовать очередной перечень навыков, которые будут наиболее востребованы на протяжении следующих пяти лет. Если спектр актуальных навыков постоянно обновляется, как руководителям поспевать за новыми требованиями? Об этом, а также о новой программе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Метанавыки топ-менеджера» Executive.ru побеседовал с заслуженным профессором НИУ ВШЭ, академическим руководителем этой программы Сергеем Филоновичем.

Что такое метанавыки

Executive.ru: Сергей Ростиславович, расскажите, пожалуйста, что следует понимать под термином «метанавыки»?

Сергей Филонович: Обычно под «метанавыками» понимаются такие навыки, которые являются основой для других, более частных навыков. В современных условиях число навыков, необходимых человеку для поддержания индивидуальной конкурентоспособности и выполнения профессиональных обязанностей, все время растет. 

Например, навык эффективной межличностной коммуникации был актуален всегда. Но сейчас коммуникации приобретают иные формы. Беседа через экран отчасти похожа на то, как мы общались раньше, но в то же время значительно отличается, и это приходится учитывать. Межличностные коммуникации распадаются на множество элементов. Можно находиться в диалоге с человеком тет-а-тет, или проводить презентацию, или управлять совещанием, или давать корректирующую обратную связь и т.д. Это все разные виды коммуникации, и умение эффективно управлять всеми ими — довольно сложный метанавык, которым приходится овладевать. 

Или, например, критическое мышление. Это метанавык, также состоящий из разных элементов. Один из них — работа с памятью. Сейчас многие говорят: «Зачем хранить информацию в памяти, когда есть интернет?». Отчасти они правы. Интернет разгружает нашу память. Но именно память выступает своего рода матрицей классификации знаний, помогающей нам быстро находить и верифицировать ту информацию, которую мы можем получить из интернета. А ведь там очень много информации недостоверной.

Еще один элемент критического мышления — навык избегания когнитивных ошибок и «ловушек якорения», когда мы начинаем принимать решения под влиянием данных, которые нам целенаправленно «подсунули под нос». Мы начинаем ограничивать область поиска определенными параметрами, а следовательно, качество решения, которое мы находим, оказывается не очень высоким. Или совершаем классическую ошибку, известную еще со времен Римской империи, считая, что «после того» значит «вследствие того». Но «после» не значит «вследствие».

Мы в нашей новой программе «Метанавыки топ-менеджера» выделяем шесть таких метанавыков.

Executive.ru: Вы можете перечислить все метанавыки, которые охватывает программа? 

С.Ф.: Критическое мышление, межличностные коммуникации, практика ведения переговоров, эмоциональный интеллект, навык работы с непохожими на тебя людьми, целеполагание и управление внутренней мотивацией. 

Для чего метанавыки нужны топ-менеджерам

Executive.ru: Для чего метанавыки необходимы топ-менеджерам? Прочему им недостаточно просто спектра определенных навыков? 

С.Ф.: Спектр навыков очень быстро обновляется. Всемирный экономический форум, опираясь на результаты исследования Future of Jobs, каждые пять лет обнародует перечни актуальных навыков. В следующем году нас ждет очередное обновление, будут названы навыки, которые будут наиболее востребованы до 2030 года. Если у топ-менеджера есть просто набор навыков, ему придется их полностью обновлять в соответствии с этими рекомендациями. Без метанавыков не очень понятно, как это делать. А если у топ-менеджера развиты метанавыки, которые, как мы уже знаем, являются основой для всех остальных навыков, то скорректировать, обновить и расширить их спектр не составит труда. 

Причем если взглянуть на перечень рекомендованных навыков до 2025 года, там много тех, которые я называю «амбидекстричными». То есть они из настолько разных областей, что сложно представить, что один человек может одинаково эффективно владеть всеми ими.

Например, обладать глубокими техническими компетенциями и мастерски владеть soft skills. Конечно, в теории это возможно, но на практике я таких людей встречал крайне редко. Поэтому так важно формировать команды из людей, владеющих разными навыками. А для этого топ-менеджеру необходим метанавык работы с непохожими на него людьми. 

Особенности программы «Метанавыки топ-менеджера»

Executive.ru: Когда и почему вы приняли решение запустить программу «Метанавыки топ-менеджера»? Когда начнутся занятия первого потока?

С.Ф.: Идея этой программы пришла ко мне сравнительно недавно. Я подумал, что, возможно, мы, университетские преподаватели, проявляем в какой-то мере снобизм в отношении навыковых программ. У нас в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ большинство программ «знаниевые». Навыки же отрабатываются путем в хорошем смысле «дрессуры», когда человек многократно повторяет какие-то действия. Этим обычно занимаются тренинговые компании, и среди них есть те, которые делают это очень профессионально.

Но мне кажется, что наиболее эффективно это происходит тогда, когда навык ложится на теоретические знания. Например, когда человек обладает базовыми знаниями психологии и коммуникации, он не просто воспринимает слова о том, что «надо управлять невербальными коммуникациями», а понимает, почему. Он понимает, почему невербальные коммуникации труднее отрабатывать, чем вербальные: вся невербалика контролируется нашим подсознанием.

На теоретическую базу навыки ложатся прочнее и развиваются лучше, и если возникает необходимость их модифицировать, человек это сможет сделать самостоятельно, без формального обучения, на основе практики. А поскольку такого рода теоретические знания сконцентрированы как раз в университетской среде, то стоит скомбинировать их с методами практической отработки навыков. В этом, собственно, и состоит методическая особенность программы «Метанавыки топ-менеджера». Первый поток программы стартует в конце января 2025 года.

Специфика программы в том, что каждый ее модуль посвящен одному из шести метанавыков и ведется двумя преподавателями. Один из них представляет академическую часть обучения, а второй — практико-тренинговую часть. Но это условное распределение ролей.

Executive.ru: Можете пояснить, чем все-таки ваша программа отличается от тренингов, где обычно тоже есть теоретическая часть? 

С.Ф.: В первую очередь, тем, что в ней есть более глубокая знаниевая компонента. А также тем, что для получения диплома слушатели должны будут сдать комплексный экзамен. Это не тесты, где нужно просто дать правильный ответ о том, как вести себя в той или иной ситуации. Это больше похоже на ассессмент-центр, где человек должен выполнить определенные действия, и по ходу их выполнения будет фиксироваться то, как он использует навыки, приобретенные на программе.

Не будет такого, что люди послушали преподавателей, поиграли и получили диплом. Это будет серьезное испытание. 

Executive.ru: На кого эта программа рассчитана? Каким опытом должны обладать слушатели, чтобы получить от программы максимальный эффект?

С.Ф.: Эта программа рассчитана на топ-менеджеров. Основные формальные требования к поступающим: высшее образование и семь лет управленческого опыта. Наличие степени МВА необязательно. Важно, чтобы человек был замотивирован на получение метанавыков. А такая мотивация возникает из опыта.

Например, у человека есть некоторый опыт ведения переговоров, но он чувствует, что «плавает», и хочет этот навык «прокачать». Когда человек понимает, для чего ему нужны метанавыки, он будет охотнее включаться в деловые игры, выполнять упражнения, которые мы будем давать в модулях.

Кто и как будет помогать топ-менеджерам развивать метанавыки

Executive.ru: Как именно вы будете помогать слушателям развивать метанавыки? Как будет строиться процесс обучения? Какие форматы он будет включать?

С.Ф.: Помимо упомянутых мной игр и практикумов будут элементы лекций, дискуссий и диспутов. В модуле по межличностным коммуникациям будут элементы видеотренинга, потому что когда человек учится, например, искусству презентации, он должен иметь возможность увидеть себя со стороны. Мы будем записывать презентацию на видео, а потом просматривать запись и давать обратную связь. Конечно, будут использоваться кейсы.

В модуле «Навык работы с непохожими на тебя людьми» со мной будет работать Марина Олешек, один из самых опытных HR в России. Она говорит, что когда лидеры устают, наступает этап выгорания, они обычно «гомогенизируют» команду, делают ее более однородной, потому что для поддержания разнообразия нужна дополнительная энергия, которой уже не хватает. Марина Дмитриевна будет рассказывать о кейсах, как лидеры преодолевают подобные ситуации. 

То есть каждый модуль будет состоять из разнообразных форматов. Все модули будут очень интерактивные — это я могу гарантировать. Они потребуют от участников большой вовлеченности. Модули будут проходить раз в месяц. Каждый из них будет длиться три дня: пятницу, субботу и воскресенье. Занятия по восемь академических часов, примерно с 10:00 до 18:00. Три дня слушатели проведут вместе, общаясь, выполняя задания, слушая преподавателей, задавая вопросы и делясь собственным опытом.

Практический опыт наших слушателей бесценен, поэтому его нужно актуализировать в рамках программы. Мы понимаем, что топ-менеджеры — люди занятые, но три интенсивных дня в месяц — это вполне разумная нагрузка. Тем более, что по сути это инвестиция в собственное развитие и элемент пожизненного обучения

Executive.ru: Будут ли на программе домашние задания?

С.Ф.: В промежутках между модулями будут проводиться вебинары, и иногда нужно будет выполнять определенные задания. Но они будут «вкусные». Например, посмотреть художественный фильм, который мы будем обсуждать во время вебинара, и обратить внимание на навыки, отчетливо проявляющиеся у героев. К тому же, я уверен, наши слушатели, получив новое знание на модуле, наверняка захотят тут же его применить на практике. Так что задания будут в удовольствие. 

Executive.ru: Кто еще будет преподавать на этой программе? Почему выбор пал именно на этих преподавателей?

С.Ф.: Критическое мышление будут преподавать два человека, имеющих большой практический опыт: Валентин Тимаков, старший вице-президент «ЮниКредитБанка», и Станислав Киселев, в прошлом основатель российской практики компании Egon Zehnder. Во всех остальных модулях одним из преподавателей буду выступать я.

В модуле межличностных коммуникаций и переговорного процесса моим партнером будет бизнес-тренер Михаил Иванов. Модуль эмоционального интеллекта со мной будет вести Наталья Севастьянова, психолог, занимавшая высокие позиции в HR, в частности в РОСНО. Модуль целеполагания и внутренней мотивации мы будем вести с Анной Славновой, бывшей HR PwC, которая сейчас увлечена темой увеличения продолжительности жизни и активного долголетия, прошла специальное обучение в Стэнфорде.

Почему именно эти люди? Ответ банальный: это одни из лучших известных мне специалистов, практиков, которые поверили в мою идею и захотели стать частью команды этой программы. Все они уже преподавали на других наших программах и продемонстрировали прекрасные результаты.

Executive.ru: Что слушатели получат в результате прохождения программы? Что изменится в жизни топ-менеджера, который овладеет метанавыками?

С.Ф.: Я с уверенностью могу сказать, что жизнь человека, который пройдет нашу программу и приложит усилия для овладения метанавыками, точно станет интереснее. Мне кажется, эти люди будут охотнее браться за более сложные задачи. Они научатся управлять своей эмоциональной сферой, лучше будут понимать свою внутреннюю мотивацию. Это приведет к повышению качества принимаемых ими решений, расходованию меньших объемов психической энергии, лучшему самоощущению, получению удовольствия от жизни.

Я большой поклонник теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он выделяет особый вид интеллекта — экзистенциальный (от слова existence – существование). Мне кажется, что люди, прошедшие нашу программу, разовьют свой экзистенциальный интеллект и будут получать больше удовольствия от жизни в самом широком смысле. Потому что уйдут многие страхи. Сложные переговоры будут вызывать не мандраж, а азарт. Принимать долгосрочные решения будет проще, потому что появится умение работать с внутренней мотивацией. 

Но я хотел бы предупредить слушателей: в такой программе конечный результат будет пропорционален вашим усилиям. Он будет зависеть от того, насколько вы будете активны и внимательны. Поскольку программа посвящена освоению новых навыков, от вас потребуется энергия для их тренировки и желание выполнить свою часть работы. Но результат того стоит. 

Презентация программы «Метанавыки топ-менеджера» пройдет в очно-дистанционном формате 19 ноября 2024 года. Участие бесплатное, подробности и регистрация – на сайте ВШБ НИУ ВШЭ.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Новосибирск

Критическое мышление, межличностные коммуникации, практика ведения переговоров, эмоциональный интеллект, навык работы с непохожими на тебя людьми, целеполагание и управление внутренней мотивацией

Хороший список. Не уверен, что полный, нужно обдумать.

Практически полезен, в частности тем, что модный эмоциональный интеллект не ставится во главу угла, а является "одним из".

 

Генеральный директор, Москва

Заинтригован.

Если пройти по ссылке, то через пару недель можно послушать презентацию этой программы примерно на 1.5 часа.

Как сказано, 

Презентация программы «Метанавыки топ-менеджера».

Уникальная программа «Метанавыки топ-менеджера» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ как важный фактор развития «мягких навыков» у топ-менеджеров и руководителей высшего звена.

Открытый вопрос: как быть и что делать с hard skills руководителей высшего звена.

Независимый директор, Москва

Прекрасная статья ! 

Всё верно, мало изменяющиеся базовые навыки и быстро корректируемые трендовые навыки это основа успеха топ-менеджера "в моменте".

Но вот вопрос. А какие метанавыки привели Д. Трампа к очередной победе ?

Сергей Ростиславович ! Можете пояснить нам, не очень сведущим экспертам ?

Knowledge manager, Пермь

Очень приветствую попытку преподать актуальные навыки для руководителей!

Навыки выбраны подходящие, принцип двух специалистов тоже самый подходящий - когда один преподает теорию, а другой практику!

Недавно, изучая ситуацию и управление на фондовом рынке узнал статистику успешной торговли - она как раз получается, когда есть четкое разделение ролей.

Один является аналитиком-архитектором(теория), а другой трейдером-исполнителем(практика). При смешении ролей в одном лице, возникает соблазн изменить намеченную тактику.

То же самое присутствовало в Тойоте. Хоть руководители и инженеры имели оба навыка: руководителя и инженера и периодически изменялось направление их работы, но в моменте каждый из них отвечал только за одно направление, понимая при этом значимость другого.

Могу добавить, что возможно пока не хватает для обучения на этой программе.

Если взять в качестве примера бизнес-образование Гарварда, описанное Голдраттои, то там на конкретных реальных, еще не решенных задачах обучающиеся могли соприкоснуться с поиском решений.

Несмотря на плюсы приведенного мной примера, реальные навыки для всех обучающихся при непосредственном обучении получить все таки не удастся.

Возможно такие навыки получат те обучающиеся, чьи кейсы будут разбираться.

Навыки можно получить только при коммуникации с исполнителями, которые на обсуждении при обучении отсутствуют. Оно будет происходить как бы за кадром, непосредственно в самой компании.

В любом случае обучение навыкам я очень приветствую - надо с чего то начинать!:)

К другим актуальным навыкам могу еще добавить Наставничество!

Его в указанном стиле преподавания можно изучать и разбирать по книжным примерам.

Хотя более подходящим способом является безусловно подбор таких методов на практике - для реальных текущих потребностей компании.

 

 

 

Knowledge manager, Пермь
Евгений Равич пишет:

Заинтригован.

Если пройти по ссылке, то через пару недель можно послушать презентацию этой программы примерно на 1.5 часа.

Как сказано, 

Презентация программы «Метанавыки топ-менеджера».

Уникальная программа «Метанавыки топ-менеджера» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ как важный фактор развития «мягких навыков» у топ-менеджеров и руководителей высшего звена.

Открытый вопрос: как быть и что делать с hard skills руководителей высшего звена.

Условно, можно назвать твердые навыки профессионализмом.

Учитывая, что сейчас происходит в большинстве мировых компаний, когда руководители могут приравниваться к инженерам(и наоборот), а экономистами могут называться финансисты или математики, то обучаться на этом курсе можно сразу двум или трем специалистам из одной компании, формируя таким образом команду перемен понимающих друг друга "на одном языке"!:)

Генеральный директор, Краснодар

Неплохо было бы топ-менеджеров обучать проектированию команд на основе навыков и метанавыков. Коллективные навыки, которые появляются в результате объединения и взаимодействия, вообще малораспространенная тема, при этом многие мечтают создать суперкоманды (дословно суперорганизмы), обладающие бесграничной эмерджентностью

Руководитель проекта, Москва
Борис Кондрабаев пишет:
Несмотря на плюсы приведенного мной примера, реальные навыки для всех обучающихся при непосредственном обучении получить все таки не удастся.

Согласен с Вами. Любое обучение не может сформировать навык (только умение), так как навык формируется через длительное повторение. И про наставничество тоже согласен. 

Knowledge manager, Пермь
Юрий Гурин пишет:
Борис Кондрабаев пишет:
Несмотря на плюсы приведенного мной примера, реальные навыки для всех обучающихся при непосредственном обучении получить все таки не удастся.

Согласен с Вами. Любое обучение не может сформировать навык (только умение), так как навык формируется через длительное повторение. И про наставничество тоже согласен. 

Точно подмечено! Сначала формируются умения и при длительном их применении формируются навыки.

Knowledge manager, Пермь
Дмитрий Санников пишет:

Неплохо было бы топ-менеджеров обучать проектированию команд на основе навыков и метанавыков. Коллективные навыки, которые появляются в результате объединения и взаимодействия, вообще малораспространенная тема, при этом многие мечтают создать суперкоманды (дословно суперорганизмы), обладающие бесграничной эмерджентностью

У Тойоты был именно такой подход, его конечно можно изучать в теории, но на практике такие коллективные взаимодействия осуществляются когда менеджеры и инженеры прямого производства входят в проектные команды с самого начала.

Именно поэтому удается сразу ставить на производство сначала опытную модель, а потом постепенно заменять одну модель на другую.

Иногда на одной сборочной линии сразу могут собирать две разные модели, как например это делали в Тойоте, собирая поштучно попеременке разные модели, либо седан, либо хэтчбэк.

Тренировка поштучного производства на серийном и массовом производстве является прекрасным поводом для формирования навыков гибкого управления производством у Руководителей, Инженеров и Исполнителей.

Правда занимаются этим не когда нужно повысить производительность труда, а когда при высокой производительности труда сезонно или циклично снижается платежеспособный спрос(заказы) на продукцию.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне отказываются от поездок за рубеж из-за скачка курса доллара

Резкое подорожание доллара негативно сказалось на отпускных планах россиян.

Большинство работодателей не приняли решение по новой шкале НДФЛ

В 2025 году в России начнет действовать прогрессивная шкала НДФЛ на доходы физических лиц.

60% работодателей отправят сотрудников на обучение в 2025 году

Среди наиболее востребованных тем обучения: личная эффективность и коммуникации, работа в команде и управление проектами.

Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.