Расшифровка выступления Сергея Филоновича на презентации GMP в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ.
Представлять программу General Management Program: Бизнес-лидер будущего (GMP) довольно сложно, потому что эта программа инновационная. Поэтому, прежде чем говорить о самой программе, скажу несколько слов о бизнес-школе.
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ — самая большая бизнес-школа у нас в стране. Она интегрирована: присутствуют все программы, начиная от бакалавриата и магистратуры до программ МВА и DBA. И сегодня мы представляем программу GMP из портфеля программ ВШБ. ВШБ — полноценная бизнес-школа, которая имеет также большой набор корпоративных программ — мы работаем с крупнейшими компаниями России, такими как «Ростелеком», АФК «Система», «Газпромнефть» и многими другими. Важно понять. какое место занимает программа GMP в структуре Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
В ВШБ учатся 9 тыс. студентов и слушателей. Для сравнения — это размер небольшую регионального вуза. Предлагается портфель образовательных программ разного уровня: бакалавриат, магистратура, аспирантура А дальше — программы DBA, MBA, открытые программы дополнительного образования и, наконец, корпоративное обучение. ВШБ обладает уникальными интеллектуальными ресурсами, что чрезвычайно важно для понимания программы GMP. На этой программе работают не только преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, но и приглашенные преподаватели с других факультетов НИУ ВШЭ. У нас есть очень интересные люди, яркие профессионалы, с которыми специалистам, страдающим интеллектуальным голодом, будет интересно познакомиться. Часть материала, который будет презентован на программе, является результатом исследований, проводимых ВШБ. Некоторые вышли в печатном виде, и у слушателей, конечно, есть возможность ознакомиться с результатами этих исследований.
О LifeLong Learning
Расскажу подробнее об истории понятия «трипл L» — LifeLong Learning. Это выражение вошло в повседневный обиход всех стран мира, у нас его переводят как «образование на протяжении всей жизни». Я этот перевод не люблю, потому что он не передает сути: надо переводить как «пожизненное образование». И если моя версия перевода вызывает ассоциацию с пожизненным заключением, то все правильно, потому что так и есть: вы приговорены теперь к пожизненному образованию.
В отличие от ситуации, в которой жили, например, мои родители, когда они могли получить высшее образование и потом на основе этого образования делать успешную карьеру на протяжении всей жизни, сейчас эта схема уже не работает. Невозможно получить образование один раз и успешно его использовать на протяжении всей жизни — знания обновляются настолько быстро, что человеку приходится встраиваться в эту систему непрерывного обновления знаний.
Если задуматься, то само бизнес-образование возникло относительно недавно — чуть больше 100 лет назад. За точку отсчета истории такого направления, как менеджмент, обычно берут работы Фредерика Уинслоу Тейлора. Это примерно 1911 год. Так что, бизнес-образование возникло примерно в десятые годы XX века. Когда появилась Гарвардская школа бизнеса, ее создатели искали модель, от которой можно было бы оттолкнуться. Самой подходящей им показалась модель школы права, потому что право ближе всего к практике, особенно американское прецедентное право. Гарвардская бизнес-школа славится своим депозитарием кейсов. Но кейсы придумала не бизнес-школа, а юристы. Юристов гарвардской школы учат на основе кейс-методов, потому что в прецедентном праве без этого совершенно невозможно. Поначалу бизнесу также учили, в основном опираясь на кейсы, но уже после Второй мировой войны, когда бизнес-образование стало распространяться на Европу, была осознана ограниченность этого метода.
До Второй мировой бизнес-образования в Европе не было вовсе. Первое программы бизнес-образования появились в Великобритании, после того, как американцы после войны пригласили несколько сот британцев на свои программы MBA. Они обучились там, вернулись на родину, и запустили подобные программы у себя. В некоторых крупных странах — таких, как Германия, например, — бизнес-образование до сих пор несколько странное: менеджмент не считается универсальной профессией. Немецкие бизнес-школы появились позже российских. И первая большая немецкая самостоятельная Школа бизнеса и технологий была создана в Берлине в середине 1990-х годов.
Бизнес-образование сразу возникло в виде программы MBA. По-английски MBA — Master of Business Administration. Слово «Master» переводится как «Магистр» — «Магистр делового администрирования». И это элемент системы двухуровневого образования — бакалавриат плюс магистратура.
В России люди не очень хорошо понимают, почему мы перешли на эту систему. А есть фундаментальная причина. Во всех странах мира люди осознали, что в 17 лет, когда молодежь обычно заканчивает среднюю школу, относительно небольшое число выпускников реально понимает, кем они хотят быть. Они все равно идут в вузы, заканчивают их, но, в конечном счете, это приводит к тому, что люди по специальности почти не работают.
Чтобы избежать этого недостатка и бессмысленной траты времени и денег — а в масштабах страны это огромные деньги — в США было решено, что сначала должна быть ступень бакалаврского образования. Это во многом общее высшее образование с легкой специализацией. Тебя обучают критическому мышлению, дают основы деловой культуры, общему пониманию феноменов и процессов. Кроме этого, дают какую-то небольшую специализацию, которую можно использовать после окончания бакалавриата на рабочем месте.
Это образование называется «undergraduate» — то есть до конечного высшего образования. Предполагается, что бакалавр, поработав несколько лет, окончательно поймет, кем он хочет быть. Взрослый человек в 26-28 лет осознает, кем он хочет быть, тогда ему становится ясно, какое окончательное высшее образование нужно получить, — и он идет на магистерскую программу.
Причем в США предусмотрено, что люди могут менять образовательные треки. Вы можете закончить бакалавриат по специальности электроинженера, а на магистерскую программу прийти изучать право. Вы спросите, как же без базового образования можно изучать юриспруденцию? Для этого есть специальное решение: просто так вас на магистерскую программу не примут. Сначала нужно пройти специальные курсы выравнивания — «prerequisites» по-английски. До приема вы платите деньги и проходите эти курсы, потом сдаете экзамен для поступления, доказав, что базовыми знаниями в области права владеете. Сейчас такие курсы проводятся чаще всего в онлайн-формате.
Так вот про бизнес было ясно с самого начала: учить совсем юных людей, которые только-только вышли из школы бессмысленно, потому что у них нет жизненного опыта. Именно поэтому программа MBA сразу стала магистерской — программой, на которую приходили люди, получившие бакалаврскую подготовку в самых разных областях.
Я многие годы был связан с Мичиганским университетом, и как-то вот на одной программе встретил девушку, которая с отличием окончила знаменитый Массачусетский технологический институт (МIТ) по специальности электроинженерия и блестяще училась в бизнес-школе Мичиганского университет. После первого года обучения она была звездой рекрутеров, которые приехали на кампус набирать людей на работу в компании. Инженерное образование плюс знания бизнеса — это очень востребованное сочетание.
Наверняка вы слышали, что есть программы МВА и ЕМВА. В западном понимании они различаются не сильно. Обе программы построены по дисциплинарному принципу, где изучается весь набор предметов — от общего менеджмента через финансы, маркетинг, стратегический менеджмент — и далее к дисциплинам специализации. Отличие программы Executive MBA состоит только в том, что на них берут людей с более высоких уровней управления в компании, они постарше. И поскольку они работают на более высоких уровнях и у них меньше времени, учебный план программы сжимается, и учат их в удобное для начальства время — обычно по выходным. Идеологически и структурно ЕМВА такая же, как MBA, только слушатели опытнее.
Программы MBA в Европе и США существует уже много десятилетий, и получается, что огромное число людей, закончивших МВА, приобретают большой практический опыт, но хотят встроиться в систему lifelong learning. И возник вопрос — чему же их учить? Этим вопросом озадачились все ведущие школы бизнеса. Так что, самое название программы — General Management Program — придумано не нами. В разных крупных бизнес-школах крупных для программ такого типа используется два термина: General Management Program или Advanced Management Program.
Чему учат на General Management Program
Геннадий Константинов, один из разработчиков и идеологов этой программы, когда-то пошутил, что слово «General» здесь надо переводить не как «общий», а как «генеральский». Потому что программа предназначена действительно для людей, которые в бизнесе уже дошли до «генеральских высот» и теперь хотят посмотреть на бизнес шире, чем на программе MBA. Что значит более широкий охват бизнеса? Для того, чтобы хорошо понимать бизнес, нужно обладать общей культурой. Для этого нужно знать, как развивается современная культура. Возникнет вопрос: люди бизнеса успевают за этим следить? Успевают понимать, как развивается современная культура? Не очень — времени не хватает.
Даже если вы занимаетесь видами бизнеса, далекими от современных технологий, все равно нужно понимать, как развиваются современные технологии, а соответственно, — как развивается современная наука, из которой они происходят. Снова возникает вопрос: какой процент людей бизнеса свободно ориентируется в том, что происходит в современной науке? Если бы мы сейчас провели проверку, я бы спросил: кто может объяснить, за что в этом году были присуждены Нобелевские премии по физиологии и медицине, по химии, по физике, по экономике? Немногие люди смогут это сделать.
Людям бизнеса очень важно посмотреть на него с разных сторон, из других культур — гуманитарной и естественно-научной. Люди бизнеса — представители бизнес-культуры, которая оформилась, существует и играет очень важную роль в современном мире. Для таких людей, которые уже имеют базовую подготовку в бизнесе, многие закончили MBA, и была разработана программа General Management Program. Задача программы в том, чтобы расширить кругозор слушателей, дать им возможность посмотреть на различные вопросы несколько с иных позиций. Но хочу подчеркнуть: это не навыковая программа. На GMP навыкам ведения бизнеса мы не обучаем. Если нужны навыки, то рекомендуем пойти на программу MBA. Она навыковая, с целью научить конкретике.
Так как программа GMP не навыковая, на ней используются немного другие методы обучения. Например, на этой программе мы практически не используем кейс-метод.
Мне как физику кейс-метод напоминает решение задач из задачника. Когда я учился на первых курсах института, на курсе общей физики мы непрерывно решали такие задачки. Что характерно для задачи из задачника? Она сформулирована, есть условия, есть численные данные. Всякий умный студент физфака понимает, что, если в задаче есть данные, то все их надо использовать. Не бывает так, чтобы в задаче из задачника были лишние данные. Второй момент: если задача сформулирована, то всем ясно, что ее уже кто-то решил — решение точно есть.
Но решение задач из задачника никакого отношения к деятельности физика-исследователя не имеет. Физик-исследователь сталкивается с непонятными эффектами, которые он фиксирует. И их он должен изучить, причем с помощью методов, которые, зачастую, сам вынужден придумать. А на основе этих придуманных методов он должен построить модель — и объяснить непонятное явление.
Применяя эту аналогию к бизнес-образованию, мы видим абсолютно такую же ситуацию: на начальных этапах обучения бизнесу кейсы очень полезны, кто-то кейс сформулировал и написал, к нему есть «заметки преподавателю», в которых обозначено, как этот кейс разбирать. Теперь представьте себе тех, кто пришел на программу GMP, предназначенную для людей с большим жизненным опытом и солидным опытом ведения бизнеса? Нужно ли им большое количество кейсов, как начинающим учиться бизнесу? Очевидно, что нет.
Важно, чтобы у вас сформировались правильные ожидания от программы. Выше сказанное вовсе не означает, что мы не будем обсуждать текущие проблемы реальных компаний. Такие обсуждения будут происходить, но мы будем сами проблематизировать ситуацию. И потом самостоятельно искать ответ на вопрос, который сами сформулировали. Например: куда делась великая компания General Electric, что с ней произошло? Почему она вылетела из всех рейтинговых списков? Почему по ее показателям перестали считать индекс Доу Джонса? Что произошло с этой компанией и нет ли угрозы, что это произойдет с другими?
Мы будем обсуждать, что такое great resignation — «великое увольнение» — странный эффект, который наблюдался в американских компаниях во время пандемии: сотрудники в массовом порядке совершенно добровольно стали увольняться из организаций. Это буквально шокировало американский бизнес: обычно в условиях кризиса люди держатся за работу. А тут несколько миллионов человек покинули свои рабочие места — это был абсолютно новый феномен. Его имеет смысл обсуждать, потому что можно задать вопрос: а у нас в стране он может возникнуть? И ответ: может.
Расскажу, с чем было связано это явление. Люди получили возможность приобрести опыт работы из дома. Как обычно люди ищут работу? Они стремятся к тому, чтобы тратить время на дорогу до работы и обратно в пределах часа. Во время пандемии, когда все стали работать из дома, вдруг обнаружилось, что объем работы не стал меньше, а некоторые даже заметили, что стали работать больше и лучше. При этом время на перемещение сэкономлено. И люди начали искать работу не в пределах 40 минут от дома, а удаленную, за границами этого условного круга.
Из-за возможности найти работу на лучших условиях сотрудники перестали бояться увольняться. Если снято ограничение по месту, то выбор становится гигантским, и у людей возникает уверенность, что «уж точно мы себе работу найдем, нечего бояться». Так возникает интересный социальный эффект в связи с технологическими разработками и в связи с прилетом «черных лебедей», которых Нассим Талеб описал в своей знаменитой книге.
Такого рода примеры и эффекты мы на программе будем обсуждать, потому что в нашей жизни таких событий будет еще очень много. Если мы разовьем свою интуицию и будем эти слабые сигналы ловить — видеть дальше и больше, это даст нам определенное преимущество. Этому и учит программа GMP, поэтому она находится на острие системы бизнес-образования. Она стоит выше других программ. Рядом с ней можно было бы поставить другую программу — DBA, Doctor of Business Administration, которая тоже работает на изменение системы мышления, но предназначена для людей, которые хотят написать диссертацию, хотят научиться обобщать свой и чужой опыт до уровня, когда это обобщение становится интересным большому числу людей. Там развивается совсем другой навык. DBA — более творческая программа, но требующее гораздо больше усилий.
В фокусе GMP — необходимость меняться в условиях высокой неопределенности будущего. Я сам через это прошел — сменил профессию, когда мне было 40 лет. Я был очень успешным физиком, одним из очень известных специалистов в области истории науки. Я автор десяти книг по истории физики. И вот в 40 лет, когда начались социально-экономические изменения в России, а мне надо было кормить двоих детей, пришлось сменить профессию. Я перешел сначала в социологию, а потом — в менеджмент.
Уже 31 год прошел, как я занимаюсь совершенно новой областью. И я готов сменить профессию еще раз меня — меня это совсем не пугает. Самое тяжелое в таком переходе — это потеря круга общения. И вам нужно заниматься построением новой социальной сети, а это быстро не происходит. Здесь, конечно, нужно приложить определенные усилия, но они дают плоды. Для того, чтобы, при необходимости, можно было бы сменить профессию, нужно следить за тем, что происходит в мире, и программа GMP дает для этого хорошую основу. Вы не станете специалистами в области искусства, вы не станете специалистами в области науки, но наука вас перестанет пугать, а искусство будет больше привлекать. Вы начнете смотреть на мир немного другими глазами.
Продолжается набор на программу General Management Program: Бизнес-лидер будущего (GMP). Старт обучения: 17 ноября 2023 года. Академический руководитель – Сергей Филонович.
Узнать подробнее о программе GMP можно на сайте Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Партнерский материал
Читайте также:
Безусловно программа General Management Program: Бизнес-лидер будущего (GMP) является интересной и перспективной, потому что, как я понял из статьи, учит смотреть не кейсами и предметами, а явлениями, включающими в себя и то и другое!
Знания, Умения и Навыки «Генералов» понимать в каждом «здесь и сейчас» явления и события, которые формируют будущее являются очень актуальными с точки зрения управления рисками.
Но! Проблема в том, что у самих «Генералов» уже давно существует кризис менеджмента, что намекает на то, что нужна еще одна топ-программа обучения для собственников и основателей бизнеса?!
Кризис менеджмента начался уже давно. Впервые его описал Акио Морита в своих мемуарах " SONY. Сделано в Японии" еще в прошлом веке. В этом веке, более подробно об этом написал Голдратт в "Синдром стога сена".
Если коротко, то речь в них идет о локальных показателях эффективности, которыми легко отчитываться, как «Генералам», так и другим менеджерам и исполнителям, но которые не ведут компании и организации к развитию, а разрушают их.
С одной стороны есть стандарты производственной системы Тойота, которые могут помочь менеджменту, как в операционной, так и в проектной деятельности.
А с другой стороны, чтобы умело применять эти стандарты, в самой Тойоте закрепляли в своих зарубежных филиалах за Руководителем консультанта-координатора из Японии на три года.
Координатор "ходил следом" за Руководителем и в каждой ситуации спрашивал, что Руководитель думает делать в конкретной ситуации, Руководитель отвечал, а консультант-координатор учил КАК надо думать «стандартами Тойоты»!
Впоследствии, Руководитель сам смог стать координатором для других филиалов Тойоты в США!
То есть научить этому можно только на практике, иначе Знания не переходят в Умения и Навыки!
Таким образом, в самой актуальной программе обучения должна быть возможность индивидуального обучения «Генерала» на практике на своем рабочем месте.
Но! Таких консультантов трудно найти! В самой Тойоте их уже, даже в лучшие времена не хватало для всех зарубежных филиалов.
Поэтому более подходящим решением является решение конкретных задач из реальной жизни, либо стратегических задач из обсуждений на курсе GMP.
Подходящим такое решение является потому, что проще найти специалистов-консультантов, способных погружаться в ситуацию и действовать, если не «по Тойоте», то по «Голдратту»:))
Редакция, быбло бы хорошо, чтобы Вы вернули мой вчерашний вопрос и мы получили бы ответ на него. Это помогло бы объективно разобраться в текущей дискуссии...
С моей т.з. даже хуже - Информация не переходит в Знание и далее в Умения и Навыки!
И связано это с тем, что Информацию программ МВА и производных от нее преподносят НЕпрактикующие в бизнесе люди. В то время как изначально ценность МВА происходила из прямого контакта Мастера в своем бизнесе и Слушателя курса. Объективная причина в том, что Мастеров в бизнесе, способных выкристаллизовать свой опыт в отчуждаемом виде и передать его Слушателям крайне мало. Когда заведение, проводя курсы МВА, не в состоянии обеспечить присущую МВА технологию образовательного процесса, то возникает ощущение непригодного конечного результата, результата низкого качества или обманутых ожиданий.
Нужно признать с этим начинают бороться
https://rg.ru/2023/08/16/uchim-dorogo.html
https://www.kommersant.ru/doc/6030440
https://tass.ru/politika/12593843
Бороться начали из далека. Думаю, "потренируются на кошечках" - за оффлайн курсы возьмутся...
В конечном итоге либо придется разыскать Мастеров бизнеса для передачи опыта, либо отказаться от МВА и прочих, вводящих в заблуждение, обманывающих ожидания аббревиатур.
В принципе, Голдратт показал модель того, как можно разбирать реальные кейсы на занятиях МВА.
В Гарварде тоже есть опыт разбора явлений - когда показывают Как работает один метод, затем "убивают" его другим методом и т.д. Вероятнее всего это большое количество знаний может запутать("проклятие знаний").
Проблема(и решение) в том, что например в Тойоте, чтобы ввести нововведение нужно взаимодействовать с конкретными исполнителями - поэтому при таких взаимодействиях все внедряется легко.
Важно не только научить Что делать исполнителям, но и Как сделать организаторам(слушателям МВА), чтобы сделали исполнители(на рабочих местах):)
... и это не что инное, как советское НАСТАВНИЧЕСТВО!
MBA - это академическая программа. В каждом университете своя. Свои курсы, свои преподаватели, свои учебники и пособия, свои формат и продолжительность. Всё, по понятным причинам, со временем меняется. Но требования к аккредитованным программам MBA схожи.
Какая, на Ваш взгляд, технология присуща этому процессу, и почему она должна быть унифицирована?
Наставничество существовало и до страны Советов и вместе с ней, с одной стороны оно персонализировано, а с другой может быть и системным.
Оно очень зависит от мотивации наставника. Мотивация может быть материальной и нематериальной.
Умение организовать наставничество, безусловно является одним из ключевых в менеджменте.
Со все очевидностью.
Например, когда появились первые цеха и цеховое производство. То есть более 1000 лет назад. Так воспитывались новые кадры, а секреты профессии оставались внутри цеха. Какие-то элементы сохранились до наших дней. Система работала очень долго.
В сельском хозяйстве её элементы возникли еще раньше.
в чем отличие советсского наставничества от обычного наставничества?
"за что в этом году были присуждены Нобелевские премии по физиологии и медицине, по химии, по физике, по экономике? Немногие люди смогут это сделать" - даже сами лауреаты премии по экономики не могут этого объяснить ))
"Не бывает так, чтобы в задаче из задачника были лишние данные." - правда?! %-О
"И вот в 40 лет, когда начались социально-экономические изменения в России, а мне надо было кормить двоих детей, пришлось сменить профессию." - это-то понятно, мы все "были молоды и нам нужны были деньги", а что конкретно преподавать будут? Философию падения компаний, и всё? По тексту вообще анализа проблем и изменений/развития общества не видно, опять сферическими конями оперировать предлагают? А потом удивляются, чё это компания сдулась?
и даже, видимо, еще раньше... например, приемы наставничества, как способа передачи знаний и навыков можно увидеть в стремлении научить своих детей домашнему хозяйству, охоте и т.д.