Как бизнес-школы реагируют на изменения: тренды на рынке и новые запросы слушателей

В начале 2022 года казалось, что пандемия наконец-то позади и жизнь должна войти в привычное русло. Но последовавшие политические и экономические изменения заставили всех столкнуться с новыми вызовами. О том, что происходит на рынке бизнес-образования, как меняются программы МВА и приоритеты их слушателей, Executive.ru узнал у Льва Татарченко, заместителя директора Центра программ MBA и DBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Тенденции на рынке бизнес-образования

Executive.ru: Лев Владимирович, расскажите, пожалуйста, есть ли сейчас какие-то значимые тенденции на рынке бизнес-образования в целом и в той его части, которая касается программ МВА?

Лев Татарченко: Мы наблюдаем довольно значительные изменения. Во-первых, если во время пандемии был взлет онлайн-форматов, то постпандемийный период ознаменовался ростом спроса на офлайн-программы. В том числе это был и отложенный спрос. За время ковидных ограничений все «наелись» онлайна и захотелось общения, большей социализации и т.д. 

Во-вторых, потребители на рынке бизнес-образования ждут более емких и насыщенных программ. Образовательные программы становятся короче. Executive MBA давно уже стала годичной. И программы MBA длятся уже не два года, а 16-15-14 месяцев. Это мировая тенденция. 

В России формат фулл-тайм не получил широкого распространения, потому что люди не могут позволить себе на год-два отключиться от работы и заниматься только учебой. Поэтому у нас программы МВА рассчитаны либо на вечернюю форму обучения, либо на модульную, когда слушатели приезжают в бизнес-школу на ограниченный период времени.

Executive.ru: Изменялся ли как-то спрос на программы МВА в прошлом году с учетом происходивших политических и экономических событий? 

Л.Т.: Конечно, общероссийские тенденции не обошли бизнес-школы стороной. Не секрет, что некоторые предпочли уехать из России и прервали обучение на программе МВА. В нашей школе также был отток слушателей, но он не был катастрофическим.

У нас есть раннее бронирование обучения по льготной цене. И осенью 2022 года некоторые абитуриенты, воспользовавшиеся этой опцией, расторгли договора. Но с другой стороны, их место заняли другие слушатели, которые заключили договора позже. Эти люди понимают, что во время кризисов и неопределенности надежнее всего инвестировать в себя.

Как изменился запрос от слушателей программ MBA

Executive.ru: Менялся ли в прошлом году запрос от слушателей программ МВА? Какие знания и навыки были более востребованы ими? 

Л.Т.: Во-первых, в ответ на запрос слушателей мы осенью 2022 года запустили новую специализацию «Цифровая трансформация бизнеса» программы МВА. Во-вторых, мы видим, и это подтверждается исследованиями рынка труда, смещение фокуса с soft skills на hard skills. На нашей программе МВА мы стараемся выдержать баланс между этими двумя группами навыков.

Кроме того, следует отметить, что и требования к soft skills изменились: сегодня востребованы критическое мышление, умение работать в команде, принятие решений в условиях неопределенности.

Executive.ru: Менялся ли состав слушателей программ МВА? 

Л.Т.: В нашей школе мы не заметили значимых изменений. «Маркетинг и продажи», «Финансы», «Цифровая трансформация бизнеса» — это специализации узкофункциональные. На них приходят люди, которые хотят углубить свои навыки, развиваться именно в этой области, в том числе с точки зрения карьерного роста. 

С начала 2000-х годов мы наблюдаем, что на программу МВА приходят учиться врачи и фармацевты. Когда в России начал развиваться медицинский бизнес, выяснилось, что эта среда не очень хорошо принимает менеджеров, которые могут управлять бизнесом, но не имеют медицинского образования.

У нас есть прекрасные образцы эффективного управления в этой сфере, но если приглядеться, то во главе обычно стоят врачи, которые просто оказались вдобавок талантливыми управленцами. Но поскольку медицинские бизнесы растут, масштабируются, управленческих кадров не хватает. Поэтому медики приходят на программу МВА, чтобы получить то, что им уже нужно в работе: выстраивать стратегию с учетом имеющихся ограничений, учиться финансовому менеджменту, осваивать операционный менеджмент, логистику, навыки управления персоналом и т.д. 

Executive.ru: Приходилось ли вам менять что-то в программах МВА в ответ на запросы слушателей? 

Л.Т.: Мы даем нашим преподавателям довольно большую свободу в наполнении курсов, чтобы они были полезны слушателям. Профессиональные преподаватели передают слушателям свои знания с помощью учебных кейсов и кейсов реальных компаний. При этом среди преподавателей программы МВА большинство составляют преподаватели Высшей школы экономики. Преподаватели-практики постоянно обновляют свои портфели кейсов. Это дает возможность подстраиваться под запрос аудитории. Сбалансированный состав преподавателей мы считаем одним из основных преимуществ нашей программы. 

Мы хотим больше использовать игры. Я имею в виду не геймификацию, а именно игры — от настольных до компьютерных бизнес-симуляций. В этом году планируем сделать серьезный рывок в этом направлении. 

Мы понимаем запрос слушателей на практический опыт, поэтому значительно увеличили количество визитов в компании. Такие визиты позволяют собственными глазами увидеть, как выстраиваются рабочие процессы в успешных бизнесах. А мы помогаем студентам отрефлексировать это, чтобы они могли применить это в своих компаниях. Такая рефлексия очень ценна — она помогает трансформировать чужое знание в собственное.

Почему становятся популярными гибридные форматы обучения

Executive.ru: Чему бизнес-школы научила пандемия? 

Л.Т.: Не было бы счастья, да несчастье помогло. 30 марта 2020 года начался локдаун, а уже 15 апреля, всего две недели спустя, мы провели День открытых дверей полностью онлайн. Пандемия развеяла иллюзию, что весь мир стремится в онлайн. Идея перехода в онлайн была доведена до предела, до абсурда. Особенно тяжело было семьям, в которых несколько детей-школьников на ограниченном пространстве: в каком углу и за какой компьютер всех разместить. Думаю, что люди в целом осознали ценность офлайн-образования. 

Есть те, кто говорит о том, что онлайн растет на 30% в год и скоро будет сплошной онлайн. Помните, как один из героев фильма «Москва слезам не верит» утверждал, что через 20 лет будет одно сплошное телевидение? Это всего лишь эффект низкой базы. От нулевой отметки можно прирастать на 30% в год и пять лет, и семь. Но рано или поздно наступит предел. Я думаю, будет достигнут определенный баланс между онлайн- и офлайн-образованием. 

Приведу пример. У нас есть модульная программа, которая предназначена для слушателей, проживающих далеко от Москвы. Раньше они приезжали в школу на две недели раз в квартал. Но в таком случае они должны иметь возможность почти два месяца в году тратить на учебу. А еще же важно и отдыхать, брать отпуск. С учетом появившегося опыта онлайн-обучения мы скорректировали программу. Теперь слушатели приезжают на одну неделю раз в квартал, а по субботам учатся онлайн. Это помогает им сократить как финансовые, так и временны́е затраты на обучение. То есть в таком случае онлайн очень помогает, но сохраняется его баланс с офлайн.

Executive.ru: Будут ли какие-либо изменения в ваших программах в этом году? 

Л.Т.: В этом году мы очень серьезно пересмотрели базовые дисциплины. Теперь они закрывают все потребности руководителя в фундаментальной подготовке. В базовых дисциплинах мы выделили дисциплины инструментальные, такие как бизнес-аналитика, управленческий учет, управление проектами. Мы сместили основной фокус на ядро дисциплин. А к нему добавили специализации, выбор которых будет происходить на втором году обучения. 

В марте этого года мы будем принимать слушателей на программу МВА Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, в рамках которой будут доступны специализации «Стратегия» и «Маркетинг и продажи» в вечернем формате и формате weekend. Набор на эти специализации, а также специализации «Цифровая трансформация бизнеса» и «Финансы» во всех форматах, включая модульный, запланирован на осень. 

Мы выделили в отдельный блок интегративы. Они, с одной стороны, объединяют знания, полученные в рамках разных дисциплин. С другой стороны, все интегративы проводятся в групповом формате. Поэтому у нас получается интеграция в квадрате, за счет чего мы рассчитываем получить дополнительный синергетический эффект. К интегративам у нас относятся дисциплина «Понимание среды бизнеса», различные стратегические бизнес-симуляции, мастерская «Лучшие практики менеджмента» с выездом в российские компании. 

Также у нас есть мастерские, которые представляют собой цикл коротких специализированных курсов. Например, я присутствовал на мастерской по управлению талантами, которую проводил профессор Сергей Филонович. На вводном занятии он рассказал слушателям об управлении талантами как одной из основных проблем в области управления HR. Затем учебная группа была разделена на три команды, каждая из которых получила задачу: собрать информацию о том, как реализуется управление талантами в таких творческих коллективах как Большой и Мариинский театры и Метрополитен-опера, проанализировать их опыт и сформулировать предложения по улучшению.

Команды подготовили презентации, и обсуждение, и финальные результаты были великолепны. На специализации «Стратегия» есть цикл из четырех мастерских по разным функциональным направлениям, на специализации «Маркетинг и продажи» предусмотрены три мастерские, связанные одной общей задачей. Мы гордимся нашими мастерскими, это наше ноу-хау.

Что дает обучение на программах MBA

Executive.ru: Если говорить глобально, чему вы учите своих студентов программ МВА? Что они получают на выходе? 

Л.Т.: Наша задача — выработать у наших выпускников навыки владения самыми эффективными инструментами менеджмента. За время обучения на программе МВА наши слушатели узнают примерно про 120-130 инструментов из разных функциональных областей менеджмента. Из них 80-90 инструментов мы рассматриваем более подробно, 40-50 изучаем глубоко. В итоге 15-20 инструментов выпускники привыкают использовать в работе постоянно.

То есть мы рассказываем о том, какие инструменты существуют, какие из них лучше работают в тех или иных ситуациях, учим их применять на практике. В результате выпускники точно знают, где и какой инструмент применить для той задачи, которую надо решить в данный момент. Повторюсь, наша основная цель – помочь слушателям освоить основные управленческие компетенции, развить навыки и умения в области менеджмента.

Executive.ru: Какие советы вы могли бы дать тем, кто задумывается о поступлении на программу МВА? 

Л.Т.: Я постоянно общаюсь с нашими абитуриентами, и они часто задаются вопросом, какую программу выбрать. Я объясняю им, что на программе МВА они будут учиться всего один раз (если захотят учиться дальше, то пойдут на программы GMP (General Management Program) или DBA (Doctor of Business Administration) для руководителей и собственников бизнеса. 

И эта программа является мощным импульсом движения вперед. Поэтому необходимо понять, где вы хотите оказаться через пять или семь лет, кем вы хотите стать. Вот вы отучились два года, получили волшебный импульс и куда-то полетели. Куда именно? Если вы не понимаете, куда вы направляетесь, зачем вам это нужно, достаточно тяжело рассчитывать на эффективное обучение.

При выборе программы МВА я бы советовал обратить внимание на преподавательский состав и пообщаться с выпускниками школы. И, конечно, посетите пробные занятия. В нашей школе есть такая опция, как «тест-драйв»: вы сможете посетить реальные занятия на программе МВА. Это обычные, реальные занятия, которые не проводятся специально для абитуриентов. 

Executive.ru: Но в нынешних условиях неопределенности затруднительно планировать на пять или семь лет вперед. 

Л.Т.: Тех, кто затрудняется с выбором, я приглашаю на программу МВА Высшей школы бизнеса. Потому что именно здесь вы сможете определить наиболее широкий спектр возможностей для дальнейшего развития. Если вы не можете определиться сейчас, значит, вам нужно получить больше знаний, чтобы понять, чего вам хочется и чего не хватает. Ну и, соответственно, пробовать, пробовать, пробовать. Если вы не будете пробовать, вы рискуете никогда не узнать, чего хотите.


Продолжается набор на программу МВА Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Курс стартует 24 и 25 марта 2023 года. Подробности – на сайте Центра программ МВА и DBA.

16 февраля пройдет День открытых дверей, где вы сможете задать вопросы о программе, получить информационные материалы, записаться на пробные занятия и консультации с руководителями MBA.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Денис Загребиль
Менеджер, Москва

Тренды на рынке - офф-лайн, запрос на краткость обучения и hardskill + mba со специализацией "цифровая трансформация бизнеса". Геймификация, запрос на практический опыт. 
Как по мне, так это все не новые тренды.
Статья интересная :). Хотя и pr. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.