Чем отличаются сотрудники, получившие высшее образование от тех, кто окончил только онлайн-курсы профессиональной переподготовки? Чего вторым чаще всего не хватает в работе? Или, возможно, наоборот, у них есть какие-то преимущества?
Редакция Executive.ru собрала мнения управленцев об опыте найма сотрудников, получивших очное высшее образование и прошедших только онлайн-курсы переподготовки. А также в этой публикации – мнения людей, которые сменили профессию после онлайн-курсов и истории их опыта трудоустройства.
Чем отличаются сотрудники, обладающие высшим образованием
Светлана Дембицкая, дипломированный тренер по голосу, речи и публичным выступлениям, эксперт бизнес-клуба для предпринимателей «Аристократ»
Человек с высшим образованием отличается совершенно другим складом ума и менталитетом. При этом неважно, какого профиля у него вышка. И даже если он после вышки не работает по этому профилю, а переквалифицировался на другое направление, пройдя 1-3 месячное обучение на онлайн-курсах, он будет на порядок выше человека, у которого нет фундаментального образования.
Почему появилось понятие «инфоцыгане»? Потому что у этих псевдоэкспертов поверхностные знания в сфере и невозможно установить первоисточник их наставников. Даже если они на кого-то ссылаются, чтобы переложить ответственность за знания, то наставник малоизвестен. И как правило, у такого наставника тоже нет специализированного образования.
Человек с высшим образованием имеет более глубокие знания, которые может применить в 3D-пространстве, у него хорошо выстроена причинно-следственная связь, он не только генерирует идеи лучше, но и берет за них ответственность, и гарантирует результат, потому что экспертность и уровень знаний позволяют. Тогда как псевдоспециалисты без вышки никогда не гарантируют результат, а наоборот перекладывают ответственность за него на вас. Это важная и существенная разница.
В основном, специалисты, прошедшие обучения на курсах, могут быть исполнителями, иногда хорошими. Работать они будут только под четко сформулированное ТЗ (техническое задание).
Для примера, найти хорошего копирайтера сейчас очень сложно. Существует множество курсов по обучению копирайтингу. Результат нулевой. Если человек не может вычленять главное и второстепенное, не владеет причинно-следственными связями и не может рассказать вкусно, потому что не начитан, словарный запас мизерный – эти курсы не помогут. В основе должен быть менталитет, определенная база знаний и за месяц получить ее невозможно.
То же самое со специалистами по созданию лендингов, дизайн-упаковки. Невозможно изучить дизайн, который проходят пять лет в институте, за два урока курсов. Для сравнения, оформление профиля в «нельзяграме» лучше получится у дипломированного специалиста, чем у прослушавшего курс. А маркетинг? Как можно обучить маркетингу за 2-4 месяца? Окончившие институт маркетологи – еще «зеленые» специалисты. Не зря существует гипотеза про 10 тыс. часов. Это то, необходимое количество практики, которое переходит в опыт.
Я работаю с предпринимателями и топ-менеджерами, и основной критерий выбора специалиста у них – наличие высшего образования и опыта в этой сфере. У специалиста с высшим образованием всегда будет преимущество: они другие, более ответственные, самостоятельные и у них есть понимание конечного результата.
Валентина Шумилова, эксперт в области стратегического и антикризисного менеджмента, управления командой и предприятием
За 20 лет в роли CEO и операционного менеджера разных компаний (от строительства до потребительских услуг) я убедилась в необходимости высшего образования. Ведь оно объединяет hard и soft skills: дает фундаментальные знания, которые помогают структурировать и использовать свои профессиональные навыки, а также учит групповой работе, что в дальнейшем позволяет эффективно управлять командой.
По моему опыту, онлайн-курсы помогают специалистам только усовершенствовать навыки, полученные благодаря очному высшему образованию. С точки зрения бизнес-показателей, компании полезнее иметь в штате специалистов с фундаментальным образованием, а не переквалифицировавшихся, так как они могут работать более комплексно.
Например, онлайн-маркетологи после курсов знают инструменты и нацелены на тестирование гипотез и поиск решений «методом тыка». В то время как специалисты с высшим маркетинговым образованием применяют системные знания: сегментируют рынок, доработают уникальное предложение и только после этого запускают кампании. Мне известен кейс, когда маркетолог с высшим образованием после курсов по таргетированной рекламе привел лиды из «ВКонтакте» в два раза дешевле, чем специалисты без профильного образования, но прошедшие аналогичные курсы, так как работал более комплексно.
Кроме того, онлайн-курсы, зачастую, лишают людей нетворкинга и возможности поделиться друг с другом опытом, которые доступны в личных коммуникациях. При таком одностороннем контакте с преподавателем падает вовлеченность и качество обучения.
В свое время, мы разработали онлайн-материалы по работе в 1С и предоставили их сотрудникам для более эффективной работы с системой. В результате только 10% специалистов обратились к материалам в следующие две недели, и всего 1 человек стал пользоваться ими систематически. Поэтому, на мой взгляд, обучение обязательно должно быть офлайн.
Почему онлайн-курсов недостаточно
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner
Как правило, онлайн-курсов переквалификации недостаточно, чтобы быть готовым специалистом в PR, копирайтинге или SMM. PR-менеджеру необходимо налаживать прямой контакт с журналистами. Далеко не каждый выпускник онлайн-программ по пиару умеет предложить идеи для публикаций журналистам, не говоря уже о налаженных контактах со СМИ.
Некоторые курсы полезны, поскольку в них разбор интересных кейсов, толковый инструментарий. В некоторых программах есть практика с обратной связью от кураторов. Но реальный опыт ничто не заменит. Вузовские программы грешат теорией без сильного подкрепления практикой. Поэтому и в первом, и во втором случае ребят нужно погружать в задачи и обучать на реальных проектах.
Курсы по копирайтингу могут быть полезны, только если человек уже умеет грамотно излагать свои мысли. На онлайн-курсах не учат писать с нуля, а объясняют специфику определенных текстов. Это эффективно в том случае, если есть база, например, гуманитарное образование. Хотя у нас были в команде пиарщики с экономическим образованием, и это было преимуществом в работе на банковских проектах. SMMщики размещают рекламу для лидогенерации.
Хотя на онлайн-курсах и учат определять целевую аудиторию, настраивать рекламный кабинет и запускать таргетированную рекламу, человек без опыта может потратить бюджет не лучшим образом, и компания рискует. Поэтому некоторые начинающие специалисты даже предлагают свои услуги бесплатно, чтобы наработать портфолио. Курсы не способны заменить опыт. Заметное преимущество ребят после подобных онлайн-курсов — высокая мотивация. Они выбрали эту специальность осознанно, на онлайн-курсах получили достаточно четкое представление о рабочих задачах.
Татьяна Бочарова, директор компании «МВА-Консалтинг», эксперт Executive.ru
Опыт общения с онлайн курсами у меня есть и со стороны работодателя –отправляла сотрудников для получения дополнительных знаний, и со стороны слушателя – несколько лет назад для «подкачки навыков» сама использовала платформу «Открытое образование». Такой двухсторонний опыт позволяет мне уверенно говорить о том, что онлайн курсы можно рассматривать только как первое приближение к вопросу. Они дают некоторую теоретическую базу и описывают процесс, как делать то или это.
Если сотрудник взрослый, уже успел поработать и приобрести некий базовый опыт по своей специальности, то онлайн курсы могут помочь расширить его возможности. Но навыкам нельзя обучиться, изучая теорию, и в этом смысле, сотрудники, закончившие онлайн-курсы сродни студентам, только что получившим диплом об окончании вуза. Некоторые знания есть, но в какой именно ситуации что применить – как правило, непонятно. Это обязательно нужно учитывать при постановке задач. С такими сотрудниками на первом этапе нужно будет «повозиться» и набраться терпения, когда они приходят с очевидными вопросами.
Плюс в том, что взрослый человек на привычной работе ориентируется гораздо быстрее студента, так что буквально спустя пару месяцев сотрудник уже свободно вписывает полученные навыки в текущий процесс именно так, как нужно фирме, и тогда уже польза от курсов становится заметна.
Дарья Коробкова, управляющий партнер консалтинговой компании TeamSonance
Работодатели часто замечают, что сразу после тренинга или во время его прохождения человек активно применяет новые навыки, а через 2-3 месяца все возвращается на прежние рубежи. Средний процент и изменений после тренингов 10-30% максимум.
Почему это происходит? Согласно андрагогике (науке обучения взрослых) людям необходимо сразу начать применять новые навыки на практике и закреплять их именно через действие. Это не всегда возможно на текущем рабочем месте, а если и возможно, то сложно. Человек, после тестирования навыков в поддерживающей тренинговой среде, попадает в привычную среду, где он оказывается один с новыми знаниями и у него нет такой поддержки в проведении изменений. И очень скоро его энтузиазм гаснет, а тренинг остается в памяти как прекрасное вдохновляющее событие прошлого. Но компания ведь не за это платит?
Что можно сделать? Использовать поддерживающие инструменты, которые помогут человеку на этапе внедрения новых знаний в практику. Лучше всего, по моему опыту, здесь подходит формат мастермайнда, когда участники тренинга встречаются и под руководством модератора обмениваются опытом и лучшими практиками внедрения нового в свою работу.
Форматов мастермайндов бывает много, но самое главное – на них формируется именно та необходимая поддерживающая среда, которая помогает человеку не «слиться», а пробовать тестировать и в результате внедрить новые навыки именно в свою рабочую среду.
Борис Сысоев, основатель HR онлайн-стартапа myresume.ru
Вуз — это хорошая теоретическая база, курсы — прокачанные практические навыки. При отборе соискателей я в первую очередь смотрю на портфолио и результаты выполнения тестового задания. По моему опыту, больше кейсов показывают кандидаты, прошедшие онлайн-обучение, а с тестовым заданием, наоборот, лучше справляются специалисты с высшим образованием. Сказать, что потом кто-то из них работает хорошо, а кто-то — плохо, не могу. Многое зависит от самого человека.
Для себя я сделал такой вывод: на курсах дают знания в конкретной области, преподаватели не учат студентов мыслить нестандартно, выходить за рамки поставленных задач. Цель такая — сформировать набор навыков, необходимых для работы, помочь реализовать первые проекты и пустить в «свободное плавание». В вузе все иначе: здесь студент развивается с нескольких сторон, осваивает разные подходы к решению проблем, поэтому на тестовом задании ему легче донести свою точку зрения.
Если говорить о софт-скиллах, то здесь преимущество за специалистами с высшим образованием. 4-5 лет непрерывного обучения — это уже показатель целеустремленности, усидчивости и ответственности. На выходе выпускники вуза лучше работают в команде, чем специалисты после онлайн-курсов, которые учились, не выходя из дома.
Личный опыт по смене профессии
1. Из переводчика в digital-маркетологи
Анна Макарова, маркетолог компании «Максофт Оптима»
По образованию я переводчик, но уже третий год работаю в digital-маркетинге, не имея диплома по этой специальности. Онлайн-курсы хороши тем, что на них можно получить актуальную информацию, которую можно применить на практике буквально во время обучения. Но онлайн-курсы не дают каких-то фундаментальных основ маркетинга и, чаще всего, посвящены узким темам.
Сейчас понимаю, что мне не хватает базовых знаний о том, как выстраивать стратегию, какие методы анализа использовать в каждом конкретном случае. И, конечно же, знания терминов. Приходится часто гуглить их значение, чтобы не ударить в грязь лицом. Но самый большой минус онлайн-курсов – отсутствие «живой» среды общения с единомышленниками и проблемы с обратной связью от наставников. В университете можно во время лекции что-то спросить, уточнить, а на практическом занятии разобрать конкретные ситуации. Обменяться мнениями с другими студентами.
Также считаю, что наличие диплома о высшем образовании внушает большее доверие HR-ам при приеме на работу, чем диплом о прохождении курсов. Могу ошибаться, но мой личный опыт именно таков.
2. Топ-менежер освоил профессию коуча
Алена Тавберидзе, team&business coach, топ менеджер в Shiseido
Знания, которые дает высшее образование сильно отличаются от реального бизнеса. Но иметь его важно, это необходимая база. Поэтому при найме сотрудников, я всегда обращаю внимание на наличие высшего образования, пусть даже по другой специализации. Но институты не могут оперативно реагировать на быстро меняющиеся потребности современного мира. Именно онлайн-курсы создают те надстройки, которые не может дать высшее образование.
Часто люди решают сменить профессию в зрелом возрасте. И тогда курсы в помощь. Я сама прошла много разных обучений. В основном просматривала все по диагонали, иногда сдавала какие-то тесты и не делала домашних заданий. Это не потому, что я такая безответственная, просто человек так устроен. Нам нужен контроль.
В какой-то момент я поняла, что хочу расширить свою профессию, стать коучем. Мне нужно было действительно освоить новую профессию, а не просто получить электронный сертификат. На выбор школы ушел год! Обычно онлайн-курсы предоставляют видео лекций. В лучшем случае это вебинары, которые можно даже не посещать, а посмотреть в записи. В конце сдается простенький тест, но чаще сертификат дают просто так.
Учитывая весь свой опыт, при поиске школы по коучингу мне было важно наличие настоящих экзаменов без поблажек. И я хотела реальной практики. Последний пункт казался не выполнимым. Во всех школах предлагалась практика «коучинг равных» - студент со студентом. Меня это не устраивало, хотелось настоящих клиентов. Я не понимала, как смогу продавать свои услуги без опыта, только с сертификатом.
«Синдром самозванца» работал в полную силу. Кто-то из моих сокурсников уже с первых дней обучения завел странички в соцсетях и продавал свои услуги. Я же не чувствовала себя экспертом, хотя менторы говорили, что у меня уже хороший уровень. Я пробовала проводить сессии с коллегами в офисе, все были довольны результатом. Но мне все равно не хватало уверенности до тех пор, пока не сдала экзамен и не получила диплом.
В итоге я попала на полугодовой курс в одной онлайн-школе. Там были еженедельные живые встречи с обязательным посещением и отработкой домашних заданий. И практика с настоящими клиентами. Это было бесплатно, но они не были моими сокурсниками. Отработав полученные инструменты на практике, мой «самозванец» умолк и я смогла с уверенностью позиционировать себя, как коуча.
Истории успеха через онлайн-обучение скорее исключение, чем правило
История 1: из курьера в руководители группы консалтинга
Алеся Петрушина, менеджер по работе с персоналом платформы UIS и CoMagic
По последним данным за 2022 год, почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена. Но что, если образование ограничивается повышением квалификации? Развитие профессиональных навыков, освоение новой профессии сегодня доступны в интернете и многие задаются вопросом, возможно ли развиваться в карьере, пройдя только онлайн-курсы?
В моей практике не много таких примеров. При работе с поколением зумеров классическое высшее образование отходит на второй план, тем не менее и в производственных, и в продуктовых (IT-компаниях) предпочтение все же отдают кандидатам с релевантными требованиями к образованию и опыту работы. Но во всех правилах возможны исключения. Пример ниже — скорее исключение, чем закономерность.
Куда на первый взгляд может развиваться курьер, принятый на работу на частичную занятость в IT-компании? Возможно, до руководителя группы или до аналитика? Все это правда.
Некий Сергей был принят в IT-компанию на должность курьера, но его очень интересовала продуктовая сфера. Пока он не видел, как может развиваться в компании, но решение возникло спонтанно, когда компания открыла набор в консалтинг с возможностью обучения. Так как штат компании был небольшим и Сергея знали как коммуникабельного и активного сотрудника, ему выпал шанс пройти тестовый день и оказаться в команде поддержки клиентов, где основной из задач была помощь в технических вопросах. Так Сергей положил начало своей карьере.
Поскольку в компании приветствуется регулярное повышение навыков, Сергей помимо основной деятельности стал самостоятельно изучать направление разработки, чтобы более глубоко погрузиться в продукт. Да, курсы были оплачены самостоятельно и стоили немало, но профессиональная команда, сопровождающая обучение, помогла Сергею применить полученные знания на практике. В результате простой курьер Сергей со временем стал руководителем группы консалтинга. Но, помогая в построении команды и процессов, Сергей не раз сталкивался с управленческими трудностями: тайм-менеджмент, стресс-менеджмент, ключевые аспекты экономики. Все это проходят студенты вузов, получая высшее образование. Но в то же время сознание такого человека не ограничивается рамками примеров, прописанных в учебной литературе, и ему часто приходят нестандартные решения, которые открывают новые возможности развития.
Таким образом, в направлении IT есть возможность развития, проходя профильные онлайн-курсы. Но, как и в любой другой профессии, важно полученные знания применять на практике и качественно выбирать онлайн-обучение, а также непрерывно стремиться к самосовершенствованию.
История 2: из физика в frontend-разработчики
Александр Бочкин, генеральный директор «Инфомаксимум»
Учитывая жесточайший дефицит IT-специалистов, мы готовы рассматривать кандидатов с любым бэкграундом. И если за спиной человека будет только прохождение каких-то профильных онлайн-курсов и горячее желание работать – мы дадим ему шанс проявить себя.
Как минимум половина таких желающих отсеиваются на этапе тестового задания – обязательном этапе трудоустройства: кто-то сам отказывается, у кого-то просто не хватает hard skills. Со всеми остальными, кто успешно выполнил поставленные задачи, мы общаемся, разбираем ошибки, даем фидбэк и рассматриваем возможность дальнейшего сотрудничества.
В нашей практике не раз бывали случаи, что онлайн-курсы становились для человека трамплином в профессии. Один из недавних кейсов связан с перспективным frontend-разработчиком. Будучи физиком по образованию, он долгое время работал на одном из местных заводов, занимаясь удешевлением технологических процессов. К идее заняться разработкой пришел на волне хайпа подобных онлайн-курсов. Учился бесплатно по YouTube-урокам. Это даже курсами не назвать – никакой проверки практики, никакого менторства или даже бумажки об окончании. Как сам сказал, просто нашел что-то «очень свое».
Он попал к нам только со второго раза и совсем «зеленым», но очень быстро прогрессировал и успел зарекомендовать себя. Прямо сейчас он работает над одним из важнейших модулей нашей системы активной бизнес-аналитики и берет на себя все более сложные задачи. И это случай не единичный, просто показательный.
На мой взгляд, есть несколько основных проблем у тех, кто входил в профессию только и исключительно по онлайн-курсам:
- полное отсутствие понимания того, как все изученные процессы реализуются на практике;
- завышенные ожидания от итогового результата (например, зарплата от 100 тысяч, куча офферов и только максимально интересные задачи);
- нехватка софт-скиллов (навык командной работы, умение слышать и воспринимать аргументированную критику, ассертивное поведение, планирование, тайм-менеджмент и т.д.).
Все это приходит только с практикой, временем и, пожалуй, набитыми профессиональными шишками.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Прекрасная статья, особенно мне понравился раздел про опыт смены профессии. Замечательные реальные истории. И да, конечно, высшее образование не стоит сравнивать с он-лайн курсами. Они выполняют, на мой взгляд, абсолютно разные задачи, служат разным целям. И я знаю людей, которым уже из практики становится ясно, что нужно после краткосрочного обучения глубже погрузиться к истоками, чтобы видеть бОльшую картинку, мыслить стратегически и т.д. И для молодых это тановится трендом. Почему бы, как говориться, да?)
Очень хорошая подборка!
Аболютно согласна с тем, что человек, который окончил курсы после вышего профильного образования, как специалист лучше, чем человек, профильное образование которого сводится к курсам.
И то, что после окончания курсов человек еще не является профессионалом, - тоже верно.
Интересные мнения про копирайтинг.
Мне кажется, копирайтингу нельзя научиться не только на курсах, но и в вузе. На факультетах русского языка и литературы университетов учат правилам русского языка, анализу художественных произведений, методикам преподавания и т.д.
Но это именно навыки, которым человека обучили. А то, как человек способен применять свои навыки, - уже зависит от наклонностей и таланта.
Среди людей с высшим образованием в сфере русского языка и литературы далеко не каждый сможет успешно работать преподавателем, не каждый - корректором, не каждый - литературным критиком, не каждый - копирайтером. Для этих видов работ нужен свой набор способностей и качеств (а иногда и психофизиологических особенностей).
Для меня хороший копирайтер - это тот, кто отвечает трем условиям:
1) Пишет в стиле, который совпадает с субъективными ожиданиями заказчика.
2) Разбирается в том, о чем пишет: либо испытывает интерес к теме, либо обладает профильным образованием или опытом работы. В крайнем случае - имеет хотя бы бытовое представление о предмете обсуждения: например, если это кулинарный блог, то копирайтер сам себе готовит еду (непоходящие варианты: студент, которому готовят родители; мужчина, которому готовит жена; женщина, которой готовит муж; человек, который, в основном, заказывает готовую еду на дом).
3) Умеет грамотно писать, излагать свои мысли.
Какой-то из последних двух пунктов может отсутствовать.
Например, копирайтер пишет хорошо, но не разбирается в теме. Допустим, человек с образованием журналиста создает тексты для корпоративного блога про обработку металлов. В этом случае сначала копирайтер осуществляет рерайт материалов с сайтов компаний-конкурентов, а потом специалист по металлообработке редактирует.
Наоборот тоже бывает: копирайтер пишет неграмотно, но интересно. Например, повар, пишущий для кулинарного блога: контент грамотный по существу, подача интересная, с юмором. Но вот по русскому языку в школе и училище была оценка - "3" пишем, "2" в уме. В таком случае сначала копирайтер создает текст, а потом корректор вычитывает, исправляет речевые и орфографические ошибки, расставляет запятые и т.д.
В статье упоминалось: ""Если человек не может вычленять главное и второстепенное, не владеет причинно-следственными связями и не может рассказать вкусно, потому что не начитан, словарный запас мизерный – эти курсы не помогут".
Вычленять главное и второстепенное и понимать причинно-следственные связи может любой психически здоровый человек, - то есть, любой человек без психиатрического диагноза.
Если копирайтер "не вычленяет главное и второстепенное" и "не видит причинно-следственных связей", значит, копирайтер не разбирается в теме, на которую пишет. И это, скорее, даже не от уровня образования зависит, а от бэкграунда копирайтера. Человек со средним образованием, работающий в клининговой службе, видит, где в уборке главное, а где второстепенное, и понимает причинно-следственные связи этого процесса лучше, чем человек с высшим филологическим образованием, которому до 25 лет уборку делали родители, а потом - жена, или муж, или клининговая служба.
Начитанность и словарный запас тоже важны, безусловно, - прежде всего, в теме, на которую пишет копирайтер. Если это блог об уборке, то копирайтер должен читать про современные устройства, используемые при уборке, технологии (какие бывают виды средств для мытья окон, какие виды щеток для пола, знать, можно ли "Пепси-Колой" мыть газовую плиту). Если копирайтер при этом обладает "общей начитанностью": например, прочитал тысячи литературных произведений, помнит цитаты из них, - то как это ему поможет в ведении блога об уборке?
Примерно 25% школьников не умеют это делать.
Найти факт в профессиональной статье не могут 80% студентов.
Они все с диагнозами?
... и с годами лучше не становится, даже когда поиск причинно-следственных связей не является научной проблемой.
Как и главное/второстепенное в ситуации с несколькими факторами. Это совсем не так просто для человека без специальной подготовки.
Поэтому я сейчас делаю курс "Введение в специальность для инженеров", где будет ставиться и этот навык тоже.
Здорово! Расскажете?
Допишу - приходите на курс)))
Они умеют это делать, но каждый на своем уровне.
Уровень, на котором любой 14-летний ученик 8 класса может видеть причинно-следственные связи, - это тексты наподобие: "Как Вася провел лето". Например, рассказ на 5 страниц, как Вася взял без разрешения чужой велосипед, и Васю избил хозяин велосипеда. Любой школьник сможет вычленить основную мысль в такой истории и даже увидеть причинно-следственную связь.
Подавляющее большинство людей к 14 годам так или иначе неоднократно (начиная с младшей группы детского сада) наблюдает ситуации, в которых дети разными способами реагируют на то, что другие дети берут их вещи без разрешения. То есть, 14-летнему школьнику хорошо понятно, почему главного героя рассказа - Васю, взявшего велосипед без спроса, - избил хозяин велосипеда. Иными словами, школьник разбирается в теме.
А если 8-класснику дать текст из учебника по физике для 8 класса и попросить выделить главное и второстепенное в серии параграфов, то вполне реально, что часть школьников этого сделать не сможет, - особенно если весь 7 класс у них по физике была "3". Если темы физики школьнику непонятны, он в них не разбирается, то с чего бы он мог в такой ситуации увидеть какие-то там причинно-следственные связи?
Неудивительно. Многие студенты, особенно если это не выпускной курс, еще не очень "шарят" в своей будущей профессии.
Более того, это касается не только студентов, но и работающих людей. Если человеку, который уже окончил вуз и работает, дать подборку научных статей по его профессии и попросить выделить тезисы, то не каждый сможет это сделать. Потому что на таком глубоком уровне, на котором тему понимают ученые, среднестатистический работник отрасли может ее и не знать (и может даже не быть способным углубиться - поэтому он и является практиком, а не ученым).
Нет. Они все умеют видеть причинно-следственные связи и отличать главное от второстепенного в текстах, соответствующих их уровню интеллекта, умению с той или иной степенью глубины понимать суть вещей, интересам и жизненному опыту.
И тут уже заказчик, приступая к поиску копирайтера, составляет примерный портрет - кого хочет найти и для чего.
Если нужен человек для ведения коммерческого блога об уборке квартир, то начитанность и умение цитировать Уайльда в подлиннике никак не пригодятся. Достаточно будет, если копирайтер: а) в целом, понимает, как делается уборка, у него не вызывает удивления факт, что щетка для мытья окон и щетка для подметания пола - это две разные щетки, и т.д.; б) умеет грамотно составлять уникальные тексты на эти темы, в том числе рерайтить статьи из Интернета (понимая, откуда можно рерайтить, а откуда нельзя, ибо чушь)
Для ведения блога об управлении персоналом нужен тот, кто обладает опытом управления персоналом: кто работал если не в HR-отделе, то хотя бы функциональным менеджером низшего звена, или проектным менеджером, или собственником малого бизнеса из нескольких человек, или кем-то еще, у кого в подчинении были люди. То есть, человек является экспертом в теме, на которую пишет.
Для ведения, например, политического блога, конечно, нужны начитанность, хорошее знание истории, умение проводить исторические параллели, определенный склад мышления. Но человека, который пишет для такого блога, и копирайтером-то назвать, в принципе, нельзя. Это уже колумнист, журналист, обозреватель, автор с собственным мнением.
Наверное, проблемы с поиском исполнителей возникают у заказчиков, когда для блогов, где нужен эксперт или обозреватель-колумнист, пытаются нанять копирайтера.
Звучит не вполне однозначно - а как Вы оцениваете их уровень интеллекта?
Если я заказчик и выбираю копирайтера, то я не оцениваю отдельно уровень его интеллекта.
Я оцениваю в комплексе - насколько личные и профессиональные интересы человека, его навыки, интеллект, профиль образования, мировоззрение и т.д. дают основания полагать, что сотрудничество в конкретном проекте может быть долгим и успешным.
Например, заказчик - салон красоты, который требует, чтобы копирайтер писал такие статьи, какие и у конкурентов, только лучше (но, в целом, информация одна и та же у всех игроков отрасли, так как все ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию - широкие слои населения - и идут по одним и тем же SEO показателям).
Здесь копирайтеру должна быть не чужда тема красоты (например, это девушка, которая иногда в жизни пользуется макияжем, или иногда красит волосы, - а если не пользуется и не красит, то идея писать на тему макияжа и покраски волос у нее не вызывает отторжения).
Сами процессы нанесения тонального крема на лицо или покраски волос таковы, что любая женщина, прочитав статью визажиста или парикмахера, сможет понять причинно-следственные связи ("если тональный крем слишком темный, то он будет контрастировать с цветом кожи и выглядеть неестественно"). Поэтому копирайтером в данном случае может быть человек без профильного образования (то есть, не визажист, не парикмахер, не нейл-дизайнер). Такой копирайтер может осуществлять рерайт статей из интернета с сайтов другиих салонов красоты.
При выборе копирайтера здесь оценивается, может ли человек выдавать в месяц определенное количество уникальных статей, поготовленных путем рерайта с сайтов разных салонов красоты, на темы визажа, причесок, покраски волос и наращивания ногтей для широкого круга лиц.
Это сможет, в принципе, любая девушка или женщина, которая интересуется темами визажа и причесок, любит и умеет грамотно писать и обладает дисциплиной, чтобы сдавать материалы вовремя.
Такому заказчику с такими требованиями на такой проект найти копирайтера легко.
Другая ситуация: заказчик - химическая лаборатория, оказывающая услуги промышленным предприятиям, и ее собственник ожидает, что копирайтер будет писать для корпоративного блога научно-популярные статьи на основе современных англоязычных источников.
Тут уже другое. Копирайтер должен, прочитав фразу по-английски (напрямую или через онлайн-переводчик), понять, что это значит по-русски. То есть, он должен хорошо понимать химические процессы по теме, чтобы подобрать правильный эквивалент на русском языке. Сделать это будет легче человеку, у которого есть профильное образование в виде химического факультета колледжа или университета. Потом, копирайтер должен, прочитав несколько статей по узкой научной теме из сферы химии, понять, где там главное, где второстепенное, и какие причинно-следственные связи. Из каждой статьи он должен выбрать главное и составить новую статью. Это значит, что человеку следует обладать определенным научным складом ума.
Здесь оценивается, может ли человек выдавать в месяц определенное количество уникальных статей (ориентированных на профессиональное сообщество производителей химической промышленности), подготовленных на основе анализа и выбора тезисов оригинальных англоязычных научных и научно-популярных материалов на темы процессов в химической лаборатории.
Это сможет сделать человек, умеющий грамотно писать, обладающий профильным химическим образованием, научным складом ума и дисциплиной, чтобы сдавать статьи вовремя.
То есть, это может быть студент старших курсов химического колледжа или вуза, обладающий научным складом ума; либо преподаватель или научный сотрудник колледжа или вуза; либо химик-практик, которому интересно заниматься такой работой и который обладает научным складом ума.
Такому заказчику найти копирайтера будет намного сложнее, чем салону красоты.