Почему медиатор – актуальная профессия будущего, и как им стать?

Слово «медиация» происходит от английского «mediate» и переводится как «посредничество». Сегодня это востребованная профессия, которая позволяет людям избежать обращения в суд и решить даже, казалось бы, неразрешимые споры мирным и взаимовыгодным путем.

Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Они могут происходить на самых разных уровнях: внутри семьи и внутри коллектива, между супругами на грани развода и между крупными корпорациями. Зачастую мы привыкли воспринимать конфликтные ситуации негативно. Они забирают силы и время, мешают спокойно жить, решать повседневные дела, рушат семьи и бизнесы. 

В последние же годы конфликтный фон в мире запредельный. Негативные новости, тревожная обстановка – все это обостряет ситуации, которые еще 4-5 лет назад могли быть решены спокойно и без негативных последствий. Сегодняшний мир – это глобальное противостояние как отдельных людей, так и целых социумов.

Однако на самом деле природа конфликта – двойственная. С одной стороны, это негатив и деструктивный процесс, с другой – это сигнал. Он может говорить о новом уровне осознания своих интересов, о потребности в изменении ранее сложившихся ситуаций и паттернов поведения. Каждый человек в своей жизни проходит через конфликты. Начиная с сепарации ребенка от своих родителей и заканчивая отстаиванием своих прав в коллективе. Все это дает нам опыт преодоления сложных ситуаций, который мы потом можем применить и в рабочих процессах, к примеру, представляя свою компанию на переговорах с партнерами, и вступая в другие профессиональные или социальные взаимодействия.

Но порой наступает ситуация, когда выйти из конфликта, пользуясь привычным инструментарием, не получается. К спорной ситуации примешиваются эмоции. Если мы говорим об имущественных спорах или конфликтных ситуациях между компаниями, камнем преткновения могут стать значительный денежные суммы. В результате, конфликтующие стороны обращаются в суд.

Но есть и еще один путь, более действенный и продуктивный для всех. Это медиация, то есть способ урегулирования конфликта с помощью посредника. Эту стратегию называют «win-win»: она подразумевает процесс разрешения конфликта, в результате которого все заинтересованные стороны оказываются в выигрыше.

Для России профессия медиатора сравнительно новая. Официально она появилась в 2011 году. Именно тогда вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Документ регламентировал, кто может оказывать услугу медиации, на каких условиях осуществляется процедура, как долго она может длиться, какой статус имеет медиативное соглашение и другие нюансы.

Если обратиться к истории человечества, то мы увидим, что процедура посредничества при всевозможных спорах применялась задолго до этого закона. Еще в давние времена люди могли прийти с просьбой рассудить их к вождю или жрецу. А посредником при спорах даже самых высоких чинов, например, князей на Руси, выступали представители духовенства. Так что метод медиации не нов, хотя именно сегодня он приобрел четкие закрепленные законом характеристики и создал полноценную профессию – медиатор.

Как стать медиатором? 

Согласно закону, осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица старше 18 лет, дееспособные, без судимостей. Чуть шире требования к профессиональному медиатору. Он должен быть старше 25 лет, иметь высшее образование, а также получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. 

По сути медиатор – это посредник, который, не вставая ни на чью сторону, помогает участникам конфликта найти обоюдно приемлемый путь выхода из сложной ситуации.

Был в моей практике случай. Бывшие супруги попытались заключить нотариальное соглашение по поводу алиментов. Когда мать увидела текст предложенного соглашения, она решила, что отец пытается минимизировать свои обязательства. Формальный текст, его расхождение с устными договоренностями плюс субъективное восприятие породили конфликт. Пара обратилась к медиатору, который помог понять, что финансы – лишь верхушка айсберга. В результате было составлено подробное соглашение, которое регламентировало не только суммы, но и общий порядок участия обоих родителей в жизни детей после развода. Когда истинные интересы и пожелания сторон определены, вопросы с деньгами решаются довольно просто. И бывшие супруги вышли с медиации с пониманием, что они могут быть хорошими сотрудничающими родителями для своих детей, несмотря на развод.

В чем особенность работы медиатора?

Для любого человека привычно оправдывать свою позицию и искать в конфликте поддержку. И эту поддержку мы обычно воспринимаем как «встань на мою сторону». Окружающие, близкие, коллеги, безусловно, втягиваются, начинают поддерживать одного из конфликтующих, и это абсолютно бесполезно с точки зрения урегулирования ситуации. 

Поэтому главное правило, которое должен соблюдать медиатор – нейтральность. Он должен видеть динамику конфликта, изучить все его этапы, все доводы сторон, но при этом ни в коем случае не вовлекаться эмоционально. Медиатор помогает людям найти решение, проверяет, насколько это решение подходит в данной конкретной ситуации и конкретным сторонам, а не своим усредненным представляем о прекрасном. 

Еще одна важная особенность процесса медиации в поиске баланса. Субъективно внутри конфликта всегда чувствуется неравенство сил, независимо от того, каковы объективные факторы. В результате одна из сторон чувствует угрозу, потенциальную потерю чего-либо. Медиатор стремится выдержать баланс сил и сделать так, чтобы стороны его соблюдали. Он должен дать людям, с которыми работает, ощущение безопасности, он создает фон, при котором возможно обсуждать и находить выход. Все это делает договоренности реальными. 

После процедуры медиации стороны сохраняют контроль над результатом и берут на себя ответственность за финальные решения. Правда, важно отметить, что, согласно упомянутому выше закону, медиативное соглашение в случае его нотариального удостоверения и без передачи дела в суд, имеет силу исполнительного документа.

Какой же человек способен быть медиатором?

  • Тот, кто твердо стоит на ногах в стрессовых и критических ситуациях – это работа с очень высокой психоэмоциональной нагрузкой и быстрыми реакциями, и ее невозможно делать без большого внутреннего ресурса. 
  • Кто уважает людей и действительно способен не принимать за них решения, не думать о том, как им жить и что делать.
  • Тот, кто способен выдерживать двойственную природу людей, их свет и их тень. 
  • Кто за самым некрасивым поведением способен слышать боль и бережно с ней обойтись. 
  • Тот, кто уже победил своего внутреннего спасателя и не считает, что нужно всех исправить и научить. 
  • Тот, у кого высокий уровень самоконтроля, понимания собственных эмоций и при этом эмпатии. 

На сегодняшний день работу медиатора можно смело назвать процессией будущего. Конфликты никуда не денутся, но практика говорит о том, что людям необходимы инструменты выхода из спорных ситуаций помимо формального суда, который несет в себе огромные временные и финансовые издержки и не гарантирует желаемого результата. При гражданских и административных делах истец нередко сталкивается с тем, что его иск не удовлетворяется. А формальное судебное решение, хоть и является законным, порой не приносит ожидаемого морального удовлетворения, так как причина конфликта может быть глубже, чем требования, которые возможно заявить по закону.

К примеру арбитражные суды в России получают более 2 миллионов заявлений в год. В среднем, одно слушание длится 5-15 минут. И задача суда – вынести решение в соответствии с законом, а не примирить людей, сохранив силы, время и нервы всех сторон, сделать возможным дальнейшую коммуникацию или партнерство. 

Медиатор же, в отличие от судьи, не выносит решение, кто прав, а кто виноват. Он помогает глубже понять причины конфликта, озвучить истинные интересы сторон и совместить их так, чтобы в плюсе остались все. Также медиатор не назначается как судья: стороны конфликта могут сами выбрать человека, с которыми им приятно и комфортно будет работать.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер по закупкам, Москва

Сильной стороне участие медиатора вряд ли будет интересно, а слабая сторона просто не может быть уверенной, что у медиатора нет какой-то личной заинтересованности в том или ином исходе...

Арт-директор, Москва

Решать конфликты - целое искусство, достойное Сунь Цзы ))) Особенно в нынешнее время, когда бизнес на бизнесе, конкуренция, гонка за каждым клиентом, кипиай, срочное выполнение планов и так далее. В таких ситуациях нужен тот, кто точно будет удерживать волну внутри коллектива

HR-директор, Санкт-Петербург
Екатерина Крылова пишет:
Сильной стороне участие медиатора вряд ли будет интересно, а слабая сторона просто не может быть уверенной, что у медиатора нет какой-то личной заинтересованности в том или ином исходе.
Да, Екатерина, это очень распространенное мнение, что медиатор - на чьей-то стороне. И что стороне с сильной позицией и так хорошо.
На самом деле, суть медиации, как и написано в статье - в нейтральности посредника, невовлеченности и незаинтересованности в том или ином исходе. Медиатор создает возможность людям общаться напрямую безопасно, без манипуляций, уважительно, равноправно. Его интерес - чтобы люди услышали друг друга и начали искать решение. 
Про "сильную сторону" - лично вижу в своей конфликтологической практике, как те, кто думал, что они в сильной позиции, что суд на их стороне (или деньги, напр), потом вдруг оказываются перед лицом непрятных последствий именно из-за того, что просто не пошли на прямые переговоры.
Так что всем рекомендую искать квалифицированного медиатора в конфликтах, благо сейчас много где нас готовят. 
Консультант, Москва

Очень интересная тема. Есть у меня книга английского адвоката Чарльза Ликсона который занимался досудебным решением конфликтов еще в прошлом веке. Называется "Семь шагов к миру". Так он  и есть  медиатор? Очень доходчиво и понятно изложена суть и конфликтов и их решения.

Первый ворос, который он предлагает решить - Что каждой стороной поставлено на карту? И он него  начинать процесс примерения сторон.

Все верно - быть нейтральным и смотреть на конфликт со стороны, не поддаваясю эмоциям. Говоря о трудностях своей работы он предлагает способ снятия напряжения перед  встречей  с клиентами, который он  назвал - "центрирование".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.