Слово успех в сочетании с прилагательными «карьерный» и «профессиональный» обычно ассоциируются с повышением в должности. А что происходит потом, когда магия момента «меня повысили» рассеивается? Готовы ли мы к тому, что скрывается за кулисами этой новой должности и красивыми словами о повышении?
Три истории о неудачном повышении
Начну с историй реальных людей – специалистов из разных сфер, в жизни которых случилось «повышение».
1. Программист
Герой этой истории работал в престижной компании, был ведущим специалистом больших проектов. Директор компании предложил ему возглавить департамент, аргументировав предложение словами: «Ты способный, справишься. Если захочешь, можешь и программы свои писать».
Программы писать новоиспеченный глава департамента забросил, но не сразу. На него свалилась работа, о которой он до сих пор и понятия не имел: встречи с заказчиками, организация работы над проектами, совещания с другими департаментами. Расписание было забито операционными задачами, которые, как болото, засасывали его. Так прошло семь лет.
На новой должности не было возможности и энергии заниматься программированием, которое шагнуло далеко вперед за это время. Программист понял, что с течением времени превратился в «человека фирмы» – специалиста, который потерял свою значимость для рынка труда, без уверенности в своих знаниях. Он прекрасно понимал, что в других компаниях ему не дадут ту зарплату, которую он получает на текущем месте. А семь лет назад он был одним из лучших программистов в стране.
Герой этой истории, став руководителем, фактически потерял свою специальность и профессию, он зависит от компании. Сегодня он прекрасно понимает, что догнать «профессию» будет очень трудно – не хватит ни терпения, ни времени, ни энергии.
2. Специалист по закупкам
Работал в крупных международных иностранных компаниях, последнее место работы – локальная компания, где освободилась позиция руководителя департамента, которую он и получил.
Через две недели работы в новой должности у человека пропал сон. Во время нашей первой встречи он рассказал, что на него оказывалось давление со всех сторон:
- Руководство давит по делам, сотрудникам, опозданиям в проектах.
- Клиенты давят своими требованиями и недовольством.
- Вчерашние коллеги, с которыми были хорошие крепкие отношения, стали подчиненными, часть из них считают, что тоже были достойны стать руководителями и по этой причине устроили новому начальнику итальянскую забастовку либо разные формы тихого саботажа. Теперь надо не просто постараться найти новый язык с этими людьми, а еще и отвечать за их действия и результаты.
- Директора других департаментов раньше положительно общались с ним, потому что не было никаких конфликтов интересов. Сейчас стали иначе строить отношения с ним. Раньше, будучи специалистом, он этого давления не ощущал, потому что был руководитель, который брал на себя всю ответственность, а специалист видел только то, что было на виду: отдельный кабинет, служебную машину, которую не всегда и не всем дают, и другие маленькие плюшки.
История повышения специалиста по закупкам закончилась тем, что он решил уйти из компании в другую организацию, где сейчас является ценным специалистом и никакие изменения руководителей не влияют на него.
3. Профессионал в сфере человеческих ресурсов
Работает в современной компании с прекрасной корпоративной атмосферой: директор пристально следит за отношениями внутри команды и прикладывает серьезные усилия для того, чтобы создать монолитный коллектив. Работа здесь – первая в карьере специалиста после окончания западного высшего учебного заведения, и он проработал в ней 6 лет.
Затем специалист получает привлекательное предложение о работе от местной крупной компании: должность начальника департамента и высокую зарплату. Принять это предложение кажется правильным решением как нашему профессионалу, так и его окружению. Что в итоге и произошло.
Через две недели работы в новой должности появились сомнения в своем выборе, а через месяц – уже уверенность, что это было ошибкой. Руководитель, который был деликатен и терпелив на собеседовании, оказался человеком с полным отсутствием эмпатии и требовал выполнения жестких дедлайнов. В компании царила атмосфера нездоровой конкуренции: нового руководителя департамента с первого же дня восприняли как чужака. Команда состояла из людей, которых было жалко выгнать, приходилось с ними работать. На собеседовании речь шла о том, что за исключением особых случаев по субботам не надо выходить на работу, на деле же оказалось, что каждая суббота – это исключение и особый случай.
Сегодня этот специалист в активном поиске работы. Каждое новое предложение рассматривает очень внимательно и более детально изучает компанию.
Эта статья – не попытка отговорить специалистов от карьерного роста, она о том, что надо очень хорошо знать себя, свои слабые стороны и четко, ясно и объективно представлять себе, что вам надо от жизни и работы.
Что необходимо делать перед тем, как принять предложение о повышении
- Не программируйте себя на то, что естественное продолжение карьеры – это повышение. К любому предложению о движении вверх по карьерной лестнице надо подходить индивидуально: фокус внимания на руководителя, с которым придется работать, а также на ценности, неписанные законы и правила в компании.
- Изучайте себя: свои сильные и слабые стороны. Люди порой переоценивают свои сильные и одновременно недооценивают свои слабые стороны.
Приведу простой пример про выдержку в офисных войнах и умение работать после офисных столкновений. Человека повысили, он стал директором департамента, а на совещаниях порой бывает столкновение интересов. Два директора других департаментов объединились против нового руководителя и оказали на него давление. Он был прав, но не смог оправдаться, потому что в стрессовой ситуации теряется и не может связывать свои мысли логически.
После подобной ситуации новоиспеченный директор потерял сон, потому что понимал, что будучи правым, оказался в плохом свете перед всем коллективом других руководителей и своим начальником. Параллельно с этим ему надо продолжать работать и при этом нести ответственность за действия своих подчиненных, которые в силу разных причин могут ему устроить давление снизу.
Тот, кто не привык или не может работать в условиях стресса, должен основательно подумать перед тем, как принять предложение о повышении.
К чему надо быть готовым, выбирая путь руководителя
Работа руководителя – это постоянное давление со стороны менеджмента, внешних и внутренних потребителей, членов своей команды, разного рода дедлайнов. В результате всего этого человек по вечерам чувствует себя сильно уставшим. В некоторых случаях это бывает на первом этапе адаптации к должности и объемам работы, но в зависимости от атмосферы в компании подобные напряженные моменты могут быть нормой в компании.
Естественно, что человек, который к вечеру выжат психологически и физически, не может уделять достаточно внимания и времени своей семье. И тут возникает вопрос: стоит ли это повышение того, чтобы вы отошли от активного и позитивного участия в жизни семьи?
Надо хорошо понимать, с каким руководителем вам придется работать. Будучи специалистом, вы можете видеть перед собой доброго, понимающего, легкого в общении директора компании, думать, что быть в его команде будет приятно. Четко разделяйте отношение руководителя компании со специалистами и его коммуникацию с теми, кто взял на себя ответственность. Приняв предложение о повышении, вы можете увидеть перед собой совершенно другого директора – жесткого, требовательного, порой даже бескомпромиссного.
Я нередко становился свидетелем того, как директор компании свято верил в слова «разделяй и властвуй», в которой все начальники отделов становятся друг другу и конкурентами, и соперниками. В такой атмосфере психика человека очень быстро устает и изнашивается.
Научитесь видеть не только сцену, на которой играет руководитель. За кулисами не так все красиво, а главное – там он проводит больше времени.
Не повторяйте «ошибки выживших», когда оцениваете работу руководителей: говорите не только с теми, кто легко и уверенно выглядит, а внимательно слушайте тех, кто отказывается от повышения, а также тех людей, которые были руководителями какое-то короткое время, но решили вернуться в свою профессию. При общении с действующими руководителями и с теми, кто уже отошел от дел, но успел за свою карьеру поработать начальником, задавайте вопросы о трудностях, старайтесь вникать в них и обязательно спрашивайте себя: а смогу ли я?
Даже если у вас получится справляться с психологической нагрузкой, обязательно задавайте себе вопрос: а это того стоит? Весь стресс, моральное и физическое напряжение, которое вы будете выдерживать и терпеть годами, потом могут очень сильно ударить.
Не бойтесь отказываться от руководящей должности. Иногда лучше остаться и развиваться профессионалом в своей сфере. Сильный специалист всегда на вес золота, и с ним вынужден считаться любой директор. Я нередко становился свидетелем ситуации, когда руководители, сжав зубы, вынуждены были терпеть требования редкого профессионала, повышать ему зарплату, давать бонусы, льготу и различного рода плюшки, чтобы задобрить его.
Карьера – это иногда путь вглубь, а не наверх
Возможно, карьерное счастье ждет вас не в роли руководителя. И вместо того чтобы бороться за должности и статусы, ваш путь – стать редким профессионалом своего дела, которого сложно заменить и которого будут всегда высоко ценить.
Читайте также:
Отличная статья с верными мыслями и с примерами реальных ситуаций, с которыми каждый работающий читатель, наверняка сталкивался в своей жизни!
И с одной стороны, я думаю, что многим людям нужно в какой-то момент подумать над тем, сопоставимо ли повышение зарплаты, сопровождающее, повышение в должности, тому количеству дополнительного стресса, которое будет сопутствовать его работе на руководящей должности.
Но с другой стороны, если человек отказывается от повышения, не попробовав себя в новой ипостаси, то это может говорить о наличии у него низкой самооценки или каких-то фобий.
Поэтому, право каждого, трезво оценть свои шансы и принимать, то или иное решение.
Позволю высказаться.
Один из экспресс методов само оценки склонности к роли менеджера кандидата.
Тест командных ролей Белбина.
Сочетание склонности к ролям
* исполнитель
* доводчик/completer finisher
* аналитик
И вместе с тем низкие баллы по ролям
* мотиватор / shaper
* исследователь ресурсов / investigator
* координатор
Намекают на то, что лучше быть экспертом.
Причина - склонность к решению технических задач.
Если брать по психотипам, то кандилаты с ведущей акцентуацией
* шизоидной
* истероидной
* эмотивной
Менее интересны на позиции менеджера чем
* эпилептоиды - особенно хороши на линейной позиции в роли соблюдающих правила
* паранойялы.
Спасибо за статью, Фархи!
Есть так называемый принцип Питера: каждый человек растёт в компании до уровня своей некомпетентности.
То есть человек, делающий карьеру, неизбежно в конце концов занимает должность, где он уже не справляется со своими обязанностями.
В общем случае карьера — это просто рост человека, его развитие.
В СССР был такой ругательный термин «карьерист», имеющий в виду человека, который стремится занимать все более высокие должности.
Возможно, из-за этого термина слово «карьера» стало ассоциироваться именно с должностным ростом.
В то же время есть понятие горизонтальной карьеры.
И есть «дауншифтинг» — добровольный отказ от карьерной гонки ради спокойной жизни, семьи, саморазвития, здоровья.
Я сам проработал директором 10 лет, больше не хочется.
Хороший управленец, хороший специалист, хороший исполнитель - это разные социальный роли и разные модели мышления. Продвижение в каждой из веток ухудшает скилы в иных.
Наиболее частая кадровая ошибка это ставить хороших специалистов или исполнителей на руководящие роли. Специалист на роли управленца всех подчиненных начинает ставить в роли "помогаев" и делать работу не их руками, а фактически за них, это истощает его и подчиненных. Эта ошибка описана многократно, но иллюзия "кто хорошо работает сам - тот сможет и руководить" часто побеждает элементарное рацио.
Кадровая ошибка ставить хороших исполнителей в роли управленцев тоже часта. Исполнитель в роли управленца начинает требовать безукоснительного выполнения своей воли, размывая функционалы, инициативы подчиненных и пр. Эта иллюзия тоже описана "требовать с лояльных результата как с нормальных" многократно описывалась и обсуждалась на этом формуме и вообще, но рацио дремлет.
каждый умеет играть только свою роль... главное не заканчивать "самоубийством", как многие, дойдя до вершины своей "некомпетентности".
Очень верные советы. "Не бойтесь отказываться от руководящей должности", пишет Фахри - да, именно так, не бойтесь отказываться.
И всё-таки малость не соглашусь с коллегами. Не бойтесь отказываться, но не бойтесь рискнуть и познать себя. Далеко не все и не всегда компании будут характеризоваться грубым и истероидным руководством. И писал как-то статью о разных стилях управления в зависимости от сектора работы.
Например, высококонкурентные компании (алкоголь, вообще торговля, хорека) имеют склонность к быстрым решениям, конкуренции между отделами, истероидным руководителям.
ИТ-компании гораздо более логичны. Директор с плохим владением специальностью там будет белой вороной. Глупой вороной. "Эта редиска расколется при первом же шухере".
Банки - там подобострастность и вождизм. Главбух равен апостолу. Если вы согдаситесь, то тоже будете равны апостолам. Класс! И можно ничего особого не делать. Просто надо не обманывать начальство.
Так что не слушайте чужие советы. Мои в том чсиле. Может именно в вашей компании работают чудесные люди с поразительно миролюбивым настроем и они ждут вашей помощи.
И вы не пугайтесь новых задач. Поймите, что очень трудно вам будет первые три месяца. За этот срок вы должны показать всем свои правила, настоять на них. Соберите всю волю в кулак, не бойтесь показывать зубы по принципиальным вопросам. Просто - не бойтесь и всё. Всего три месяца! Пусть вы будете даже нелепо выглядеть, забудут. Не забудут вашу принципиальность. Будьте наглы, особенно с руководством. Максимально наглы и приницпиальны. Пусть это вы сами себе поставите испытательный срок. Предусмотрите план Б, вы же теперь управленец, но не ищите спасения в этом плане Б, так - есть и есть. Как специалист вы всегда найдёте работу.
И если вы этот срок перенесёте, то через три месяца переходите к планированию своей лично работы, личной карьеры. убирайте неугодных, недобросовестных, неприятных вам. Стукачей и хитрых. Ленивых.
Уверяю вас, что через год вы будете с улыбкой вспоминать свои терзания по поводу карьеры.
Нет, всё-таки не всё так линейно и таблично. Всё гораздо ярче и интереснее. Человек разнообразен, человек различен в разном возрасте, в разных обстоятельства, в разном окружении.
Если можно ваши слова интерпретировать, как необходимость в индивидуальном подходе, то тут согласен.