Почему успех в карьере – это не всегда путь наверх

Слово успех в сочетании с прилагательными «карьерный» и «профессиональный» обычно ассоциируются с повышением в должности. А что происходит потом, когда магия момента «меня повысили» рассеивается? Готовы ли мы к тому, что скрывается за кулисами этой новой должности и красивыми словами о повышении?

Три истории о неудачном повышении

Начну с историй реальных людей – специалистов из разных сфер, в жизни которых случилось «повышение». 

1. Программист

Герой этой истории работал в престижной компании, был ведущим специалистом больших проектов. Директор компании предложил ему возглавить департамент, аргументировав предложение словами: «Ты способный, справишься. Если захочешь, можешь и программы свои писать».

Программы писать новоиспеченный глава департамента забросил, но не сразу. На него свалилась работа, о которой он до сих пор и понятия не имел: встречи с заказчиками, организация работы над проектами, совещания с другими департаментами. Расписание было забито операционными задачами, которые, как болото, засасывали его. Так прошло семь лет.

На новой должности не было возможности и энергии заниматься программированием, которое шагнуло далеко вперед за это время. Программист понял, что с течением времени превратился в «человека фирмы» – специалиста, который потерял свою значимость для рынка труда, без уверенности в своих знаниях. Он прекрасно понимал, что в других компаниях ему не дадут ту зарплату, которую он получает на текущем месте. А семь лет назад он был одним из лучших программистов в стране. 

Герой этой истории, став руководителем, фактически потерял свою специальность и профессию, он зависит от компании. Сегодня он прекрасно понимает, что догнать «профессию» будет очень трудно – не хватит ни терпения, ни времени, ни энергии.

2. Специалист по закупкам

Работал в крупных международных иностранных компаниях, последнее место работы – локальная компания, где освободилась позиция руководителя департамента, которую он и получил.

Через две недели работы в новой должности у человека пропал сон. Во время нашей первой встречи он рассказал, что на него оказывалось давление со всех сторон: 

  • Руководство давит по делам, сотрудникам, опозданиям в проектах.
  • Клиенты давят своими требованиями и недовольством.
  • Вчерашние коллеги, с которыми были хорошие крепкие отношения, стали подчиненными, часть из них считают, что тоже были достойны стать руководителями и по этой причине устроили новому начальнику итальянскую забастовку либо разные формы тихого саботажа. Теперь надо не просто постараться найти новый язык с этими людьми, а еще и отвечать за их действия и результаты.
  • Директора других департаментов раньше положительно общались с ним, потому что не было никаких конфликтов интересов. Сейчас стали иначе строить отношения с ним. Раньше, будучи специалистом, он этого давления не ощущал, потому что был руководитель, который брал на себя всю ответственность, а специалист видел только то, что было на виду: отдельный кабинет, служебную машину, которую не всегда и не всем дают, и другие маленькие плюшки.

История повышения специалиста по закупкам закончилась тем, что он решил уйти из компании в другую организацию, где сейчас является ценным специалистом и никакие изменения руководителей не влияют на него.

3. Профессионал в сфере человеческих ресурсов

Работает в современной компании с прекрасной корпоративной атмосферой: директор пристально следит за отношениями внутри команды и прикладывает серьезные усилия для того, чтобы создать монолитный коллектив. Работа здесь – первая в карьере специалиста после окончания западного высшего учебного заведения, и он проработал в ней 6 лет.

Затем специалист получает привлекательное предложение о работе от местной крупной компании: должность начальника департамента и высокую зарплату. Принять это предложение кажется правильным решением как нашему профессионалу, так и его окружению. Что в итоге и произошло. 

Через две недели работы в новой должности появились сомнения в своем выборе, а через месяц – уже уверенность, что это было ошибкой. Руководитель, который был деликатен и терпелив на собеседовании, оказался человеком с полным отсутствием эмпатии и требовал выполнения жестких дедлайнов. В компании царила атмосфера нездоровой конкуренции: нового руководителя департамента с первого же дня восприняли как чужака. Команда состояла из людей, которых было жалко выгнать, приходилось с ними работать. На собеседовании речь шла о том, что за исключением особых случаев по субботам не надо выходить на работу, на деле же оказалось, что каждая суббота – это исключение и особый случай.

Сегодня этот специалист в активном поиске работы. Каждое новое предложение рассматривает очень внимательно и более детально изучает компанию.

Эта статья – не попытка отговорить специалистов от карьерного роста, она о том, что надо очень хорошо знать себя, свои слабые стороны и четко, ясно и объективно представлять себе, что вам надо от жизни и работы.

Что необходимо делать перед тем, как принять предложение о повышении

  • Не программируйте себя на то, что естественное продолжение карьеры – это повышение. К любому предложению о движении вверх по карьерной лестнице надо подходить индивидуально: фокус внимания на руководителя, с которым придется работать, а также на ценности, неписанные законы и правила в компании.
  • Изучайте себя: свои сильные и слабые стороны. Люди порой переоценивают свои сильные и одновременно недооценивают свои слабые стороны.

Приведу простой пример про выдержку в офисных войнах и умение работать после офисных столкновений. Человека повысили, он стал директором департамента, а на совещаниях порой бывает столкновение интересов. Два директора других департаментов объединились против нового руководителя и оказали на него давление. Он был прав, но не смог оправдаться, потому что в стрессовой ситуации теряется и не может связывать свои мысли логически.

После подобной ситуации новоиспеченный директор потерял сон, потому что понимал, что будучи правым, оказался в плохом свете перед всем коллективом других руководителей и своим начальником. Параллельно с этим ему надо продолжать работать и при этом нести ответственность за действия своих подчиненных, которые в силу разных причин могут ему устроить давление снизу.

Тот, кто не привык или не может работать в условиях стресса, должен основательно подумать перед тем, как принять предложение о повышении.

К чему надо быть готовым, выбирая путь руководителя

Работа руководителя – это постоянное давление со стороны менеджмента, внешних и внутренних потребителей, членов своей команды, разного рода дедлайнов. В результате всего этого человек по вечерам чувствует себя сильно уставшим. В некоторых случаях это бывает на первом этапе адаптации к должности и объемам работы, но в зависимости от атмосферы в компании подобные напряженные моменты могут быть нормой в компании.

Естественно, что человек, который к вечеру выжат психологически и физически, не может уделять достаточно внимания и времени своей семье. И тут возникает вопрос: стоит ли это повышение того, чтобы вы отошли от активного и позитивного участия в жизни семьи?

Надо хорошо понимать, с каким руководителем вам придется работать. Будучи специалистом, вы можете видеть перед собой доброго, понимающего, легкого в общении директора компании, думать, что быть в его команде будет приятно. Четко разделяйте отношение руководителя компании со специалистами и его коммуникацию с теми, кто взял на себя ответственность. Приняв предложение о повышении, вы можете увидеть перед собой совершенно другого директора – жесткого, требовательного, порой даже бескомпромиссного.

Я нередко становился свидетелем того, как директор компании свято верил в слова «разделяй и властвуй», в которой все начальники отделов становятся друг другу и конкурентами, и соперниками. В такой атмосфере психика человека очень быстро устает и изнашивается.

Научитесь видеть не только сцену, на которой играет руководитель. За кулисами не так все красиво, а главное – там он проводит больше времени.

Не повторяйте «ошибки выживших», когда оцениваете работу руководителей: говорите не только с теми, кто легко и уверенно выглядит, а внимательно слушайте тех, кто отказывается от повышения, а также тех людей, которые были руководителями какое-то короткое время, но решили вернуться в свою профессию. При общении с действующими руководителями и с теми, кто уже отошел от дел, но успел за свою карьеру поработать начальником, задавайте вопросы о трудностях, старайтесь вникать в них и обязательно спрашивайте себя: а смогу ли я?

Даже если у вас получится справляться с психологической нагрузкой, обязательно задавайте себе вопрос: а это того стоит? Весь стресс, моральное и физическое напряжение, которое вы будете выдерживать и терпеть годами, потом могут очень сильно ударить.

Не бойтесь отказываться от руководящей должности. Иногда лучше остаться и развиваться профессионалом в своей сфере. Сильный специалист всегда на вес золота, и с ним вынужден считаться любой директор. Я нередко становился свидетелем ситуации, когда руководители, сжав зубы, вынуждены были терпеть требования редкого профессионала, повышать ему зарплату, давать бонусы, льготу и различного рода плюшки, чтобы задобрить его.

Карьера – это иногда путь вглубь, а не наверх

Возможно, карьерное счастье ждет вас не в роли руководителя. И вместо того чтобы бороться за должности и статусы, ваш путь – стать редким профессионалом своего дела, которого сложно заменить и которого будут всегда высоко ценить.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Отличная статья с верными мыслями и с примерами реальных ситуаций, с которыми каждый работающий читатель, наверняка сталкивался в своей жизни!

И с одной стороны, я думаю, что многим людям нужно в какой-то момент подумать над тем, сопоставимо ли повышение зарплаты, сопровождающее, повышение в должности, тому количеству дополнительного стресса, которое будет сопутствовать его работе на руководящей должности.

Но с другой стороны, если человек отказывается от повышения, не попробовав себя в новой ипостаси, то это может говорить о наличии у него низкой самооценки или каких-то фобий.

Поэтому, право каждого, трезво оценть свои шансы и принимать, то или иное решение.

Специалист, Пермь

Позволю высказаться. 

Один из экспресс методов само оценки склонности к роли  менеджера  кандидата. 

Тест командных ролей Белбина. 

 

Сочетание склонности к ролям

* исполнитель

* доводчик/completer finisher

* аналитик

И вместе с тем низкие баллы по ролям

* мотиватор / shaper

* исследователь ресурсов / investigator

* координатор 

Намекают на то, что лучше быть экспертом. 

Причина - склонность к решению технических задач. 

 

Если брать по психотипам, то кандилаты с ведущей акцентуацией

* шизоидной

* истероидной

* эмотивной

Менее интересны на позиции менеджера чем

* эпилептоиды - особенно хороши на линейной позиции в роли соблюдающих правила

* паранойялы. 

Консультант, Новосибирск

Спасибо за статью, Фархи!

Есть так называемый принцип Питера: каждый человек растёт в компании до уровня своей некомпетентности.

То есть человек, делающий карьеру, неизбежно в конце концов занимает должность, где он уже не справляется со своими обязанностями.

В общем случае карьера — это просто рост человека, его развитие.

В СССР был такой ругательный термин «карьерист», имеющий в виду человека, который стремится занимать все более высокие должности.

Возможно, из-за этого термина слово «карьера» стало ассоциироваться именно с должностным ростом.

В то же время есть понятие горизонтальной карьеры.

И есть «дауншифтинг» — добровольный отказ от карьерной гонки ради спокойной жизни, семьи, саморазвития, здоровья.

Я сам проработал директором 10 лет, больше не хочется.

Начальник участка, Волгоград

Хороший управленец, хороший специалист, хороший исполнитель - это разные социальный роли и разные модели мышления. Продвижение в каждой из веток ухудшает скилы в иных.
Наиболее частая кадровая ошибка это ставить хороших специалистов или исполнителей на руководящие роли. Специалист на роли управленца всех подчиненных начинает ставить в роли "помогаев" и делать работу не их руками, а фактически за них, это истощает его и подчиненных. Эта ошибка описана многократно, но иллюзия "кто хорошо работает сам - тот сможет и руководить" часто побеждает элементарное рацио.
Кадровая ошибка ставить хороших исполнителей в роли управленцев тоже часта. Исполнитель в роли управленца начинает требовать безукоснительного выполнения своей воли, размывая функционалы, инициативы подчиненных и пр. Эта иллюзия тоже описана  "требовать с лояльных результата как с нормальных" многократно описывалась и обсуждалась на этом формуме и вообще, но рацио дремлет.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

каждый умеет играть только свою роль... главное не заканчивать "самоубийством", как многие, дойдя до вершины своей "некомпетентности".

Аналитик, Москва

Очень верные советы. "Не бойтесь отказываться от руководящей должности", пишет Фахри - да, именно так, не бойтесь отказываться.

И всё-таки малость не соглашусь с коллегами. Не бойтесь отказываться, но не бойтесь рискнуть и познать себя. Далеко не все и не всегда компании будут характеризоваться грубым и истероидным руководством. И писал как-то статью о разных стилях управления в зависимости от сектора работы. 

Например, высококонкурентные компании (алкоголь, вообще торговля, хорека) имеют склонность к быстрым решениям, конкуренции между отделами, истероидным руководителям.

ИТ-компании гораздо более логичны. Директор с плохим владением специальностью там будет белой вороной. Глупой вороной. "Эта редиска расколется при первом же шухере".

Банки - там подобострастность и вождизм. Главбух равен апостолу. Если вы согдаситесь, то тоже будете равны апостолам. Класс! И можно ничего особого не делать. Просто надо не обманывать начальство.

Так что не слушайте чужие советы. Мои в том чсиле. Может именно в вашей компании работают чудесные люди с поразительно миролюбивым настроем и  они ждут вашей помощи.

И вы не пугайтесь новых задач. Поймите, что очень трудно вам будет первые три месяца. За этот срок вы должны показать всем свои правила, настоять на них. Соберите всю волю в кулак, не бойтесь показывать зубы по принципиальным вопросам. Просто - не бойтесь и всё. Всего три месяца! Пусть вы будете даже нелепо выглядеть, забудут. Не забудут вашу принципиальность. Будьте наглы, особенно с руководством. Максимально наглы и приницпиальны. Пусть это вы сами себе поставите испытательный срок. Предусмотрите план Б, вы же теперь управленец, но не ищите спасения в этом плане Б, так - есть и есть. Как специалист вы всегда найдёте работу.

И если вы этот срок перенесёте, то через три месяца переходите к планированию своей лично работы, личной карьеры. убирайте неугодных, недобросовестных, неприятных вам. Стукачей и хитрых. Ленивых.

Уверяю вас, что через год вы будете с улыбкой вспоминать свои терзания по поводу карьеры.

Алексей Уланов пишет:

Хороший управленец, хороший специалист, хороший исполнитель - это разные социальный роли и разные модели мышления. Продвижение в каждой из веток ухудшает скилы в иных.
Наиболее частая кадровая ошибка это ставить хороших специалистов или исполнителей на руководящие роли. Специалист на роли управленца всех подчиненных начинает ставить в роли "помогаев" и делать работу не их руками, а фактически за них, это истощает его и подчиненных. Эта ошибка описана многократно, но иллюзия "кто хорошо работает сам - тот сможет и руководить" часто побеждает элементарное рацио.
Кадровая ошибка ставить хороших исполнителей в роли управленцев тоже часта. Исполнитель в роли управленца начинает требовать безукоснительного выполнения своей воли, размывая функционалы, инициативы подчиненных и пр. Эта иллюзия тоже описана  "требовать с лояльных результата как с нормальных" многократно описывалась и обсуждалась на этом формуме и вообще, но рацио дремлет.

Нет, всё-таки не всё так линейно и таблично. Всё гораздо ярче и интереснее. Человек разнообразен, человек различен в разном возрасте, в разных обстоятельства, в разном окружении.
Если можно ваши слова интерпретировать, как необходимость в индивидуальном подходе, то тут согласен. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россиянам требуется в среднем полгода, чтобы найти новое место работы

Каждый второй соискатель нашел новую работу с первой попытки.

IT-компании стали чаще заниматься превентивным удержанием специалистов

Компании больше внедряют программы онбординга и адаптации и расширяют соцпакеты.

62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.