Итак, для зумеров неважно долгое, постепенное выстраивание карьеры. Их совершенно не мотивирует вариант прийти в компанию на начальную позицию, стажером и год за годом наращивать компетенции, поднимаясь в должности и зарплате. При найме на работу они четко обозначают желаемую должность и зарплату. Часто это соответствует среднерыночным зарплатным показателям в отрасли и раздражает нанимателей. Закономерная реакция начальника поколения Х: «Но у вас совсем нет опыта, такую зарплату мы платим сотрудникам со стажем 5-7 лет!».
Такая разница в подходах порождает конфликт и непонимание. В результате часто зумеры отказываются от предложений с низкой, по их мнению, зарплатой. И продолжают, например, жить с родителями, порождая разговоры об их инфантильности. Реагируя на ситуацию, работодатель начинает искать «другую молодежь», не до конца осознавая, что это – типичное поведения для «зетов».
Еще один важный аспект: поколение Z избегает рутины. Однообразие их раздражает, они считают, что, выполняя такую работу, тратят время своей жизни напрасно. Поэтому легко могут бросить работу, даже если проходили длительный отбор и обучение. Для зумера, устроившегося продавцом-консультантом, нормально отказаться от работы по причине «низкой проходимости точки». И фиксированная плата «за выход» не решает проблемы, зумер признается: «Мне скучно, и я пойду поищу себе что-то еще». Они не держатся «за место», по крайней мере, пока они еще молоды, могут рассчитывать на поддержку родителей, не создали собственных семей, не обросли кредитами и ипотеками.
Зумеры не любят напрягаться ни физически, ни эмоционально. Они не готовы к тяжелому физическому труду. Например: рассказывать покупателям о товаре – да, а разгружать коробки на складе и перемещать товар по магазину – нет. Переработки, необходимость выйти пораньше и уйти попозже их раздражает и вызывает сопротивление. Они могут прямо сказать руководителю, что надо все организовать по-другому, а не устраивать авралы и нагружать сотрудников.
Зумеры хотят получать удовольствие здесь и сейчас. Если работа не интересна, не увлекательна, не приносит приятных эмоций, мотивация зумера падает до нуля. Эмоции вообще очень важны и воспринимаются как базовая ценность. Зумер не будет терпеть скуку, а тем более грубость от коллег или руководства ради денег или продвижения по службе. Эмоциональный негатив они воспринимают как агрессию, нарушение личных границ, а это уже святое. Зумер на полном серьезе может обосновать уход с дежурства тем, что «ему стало неприятно находиться рядом с этим человеком», или потребовать компенсации в виде отпуска или отгула за «период негативного общения с недовольным клиентом», объясняя это необходимостью восстановить душевное равновесие.
Зумеры хотят видеть смысл и результат своей деятельности. Они не готовы быть просто винтиками в большом механизме, им важно понимать смысл своей работы, и видеть результат своих усилий. Если зумера «зажигает» задача, он полностью преображается, будет усердно работать, искать информацию о товаре или услуге, с которым работает, заниматься самообразованием, нарабатывать новые навыки. Он может показать очень впечатляющие результаты и приятно удивить своего руководителя, но лишь при условии интересной и воодушевляющей задачи.
Зумеры предпочтут работать удаленно или иметь гибкий график. Их жизнь состоит из множества увлекательных вещей: общения с друзьями, спорта, хобби, разнообразных мероприятий и работа – далеко не самое главное. Они могут уже при первой встрече заявить работодателю, что во вторник и четверг будут приходить позже, потому что с утра тренируются в спортзале. А раз в месяц устраивать себе выходной посреди недели, чтобы психологически разгрузиться. В парадигме мышления зумера бизнес должен учитывать интересы и требования человека.
Как выстраивать работу с поколением Z
- Понять, что это не «странный кандидат» или «низко мотивированный сотрудник», это целое поколение людей, выращенное родителями-Х. Это результат «педагогики иксов» постоянно оберегавших своих детей от трудностей и проблем, предоставлявших им огромное количество ресурсов для развития, постоянно хваливших и внушающих идею об исключительности.
- Принять факт, что от Z-поколения невозможно укрыться, как от плохой погоды и «пересидеть» кадровую проблему. Рынок активно наполняется представителями этого поколения и во многих «цифровых» профессиях никто, кроме зумеров, работать не сможет.
- Учиться взаимодействовать. С ними нужно учиться строить диалог, понимать, как они устроены, что ими движет, как они мыслят и принимают решения. Как бы странно это не звучало, но руководителю поколения X или Y желательно создать аккаунты в TikTok и Instagram и пытаться понять, что за жизнь там происходит, посмотреть несколько молодежных сериалов и подписаться на музыкальный контент. Возможно, это не будет увлекательно, но даст представление о том, как мыслит и что ценит новое поколение.
- Сформулировать для себя и проработать базовые характеристики зумеров: цифровой формат жизни, стремление не читать, а смотреть – они предпочитают видеоконтент текстовому, высокая потребность в приятных эмоциях и личном комфорте, стремление к свободе и желание работать удаленно, по гибкому графику, парадигма «здесь и сейчас, все и сразу».
- Учитывать, что для зумеров цифровой мир так же реален, как и «офлайн». Порой они не чувствуют четкой границы между этими реальностями. Они могут не воспринимать руководителя, отправляющего распоряжения по электронной почте, предпочитая контактировать в мессенджерах, или поссориться с коллегой из-за ситуации в компьютерной игре.
- Следить за качеством коммуникаций. Зумеры, очень общительные в интернет-пространстве, могут быть замкнутыми и стеснительными в живом общении. Как это ни парадоксально, но их коммуникативные навыки у них хуже, чем у представителей поколения Y (миллениалов) и, тем более, Х (иксов).
- Поддерживать их мотивацию. Без мотивации и позитива зумер как сотрудник малопродуктивен, а подчас и бесполезен. Ему нужно ставить конкретные и короткие задачи, простые и легко поддающиеся объективной оценке. Давать возможность для свободы, творчества и самовыражения, но привязывать это к конечному результату.
Читайте также:
"Однообразие их раздражает", "Зумеры не любят напрягаться ни физически, ни эмоционально", "объясняя это необходимостью восстановить душевное равновесие" - "с этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем" )))
Что выросло, то выросло. Хвала кризису, когда жрать станет нечего, часть из виртуала вернётся на землю. А мотивацию - да, надо поддерживать, подавая правильные цели и задачи, пусть развиваются на радость всем )))
Кратко, перефразируя всё выше написанное:
Как мило. Видимо понятие "взаимовыгодное сотрудничество" для автора этого текста совершенно неведомо. И это всё пишет генеральный директор?
Наталья, при всём уважение, вам самой не стыдно, что простой инженер, проявляющей элементарное здравомыслие, на порядок говорит более дельные вещи, чем вы? Я знаю, какого доводить свои намерения до подчиненных - такую работу надо делать, вне зависимости от того, насколько вы хороший оратор, и если люди задают вопросы, то достаточно на них отвечать.
Думайте, что хотите, но считайте это моей нотой протеста против развешивание ярлыков на людей, какими бы они не были.
В смысле, у нас 10-летнинх уже на работу брать можно??
Наверное это и так, но похоже на описание как общаться с детьми. Это - ставить краковременные для исполнения посильные задачки, поощрять через раз, чтобы не насупились... Это всё про воспитание юных воспитаников, а не работников.
"Они не готовы быть просто винтиками в большом механизме, им важно понимать смысл своей работы, и видеть результат своих усилий". А вот это относится к любому работнику, т..к. без его самоуважения (не зазнайства), чувства сопричастности, трудно получить требумые результаты. И никакая мотивация толком не поможет..
Спасибо Наталии за интересную статью, поднятую тему и подачу материала.
В качестве информации для размышления прокомментирую обе части статьи. Вернее так, по первой части (теоретической) поделюсь информацией, по второй (практической) личным мнением и опытом.
ЧАСТЬ 1. Теоретическая. Информация к изучению и размышлению))
1. Поколения и "возрастные группы" это разные понятия (не скажу, что абсолютно, но разные). И вот почему:
2. Представители поколений вопреки различиям, обладают общим сознанием
3. Важно учитывать, что каждое поколение имеет внутри себя массу подгрупп, каждая со своими интересами, вкусами, привычками и целями
4. Что происходит по мере взросления? Какие ценности формируются? Насколько они схожи в определенном возрасте, независимо от различий при рождении? Тот ещё вопрос))
5. "В настоящее время мы находимся на беспрецендентном этапе исторического развития: несколько сравнительно схожих по масштабам поколений сосуществуют и борются за первенство" (цитата профессора школы бизнеса Уортона Мауро Гильена. Кому интересно может заморочиться и покопаться в надежности источника)))
ЧАСТЬ 2. Практическая. Руководство к действию
Наталия даёт абсолютно практичные и разумные советы, которые пригодятся бизнесу или организации любого размера и отрасли.
Просто надо понимать, что если Вы берете на работу сотрудника такого типа (не путать с поколением), то сохраните советы Наталии в качестве практического руководства.
При этом учитывайте, что:
С уважением к автору статьи и всем участникам сообщества,
управленец с 26-летним стажем, открытый к сотрудничеству и диалогу
А вот взрослым стоило бы поучиться у зумеров не работать с мудаками
Слушайте, я вообще не понимаю происходящего на рынке. Вот есть какой-то работодатель. У него есть какие-то задачи и объем работы, который кто-то должен делать. И вот он ищет себе сотрудников, выходит на рынок в поисках. На рынке есть вот эти поколения зумеров, ***меров и прочие - тупая, ленивая, инфантильная молодежь с короной на голове и ЧСВ до небес, которая не хочет работать, не хочет учиться, а хочет сразу миллион долларов зарплаты. Которая не хочет строить карьеру постепенно, не хочет придерживаться рабочего графика, не хочет напрягаться и не стремится чего-то достичь в карьере. И еще на рынке есть люди более старшего возраста, условно 30-50 лет, которые хорошо образованы, трудолюбивы, опытны и в профессиональном, и в жизненном плане, у которых еще горят глаза от интересных задач, которым не чуждо построение карьеры, которые могут подчиняться и придерживаться графика, имеют отвественность и понятную трудовую мотивацию.
Но работодатель делает выбор в пользу тупой инфантильной молодежи. Типа они все такие скрытые супергерои с суперспособностями. Талантливый программист, талантливый дизайнер, талантливый копирайтер - всем нужны сразу талантливые, молодые и энергичные. Только знаний - ноль и опыта - ноль, а вот самомнения - на десятерых хватит. И вот они нанимают молодежь и начинают с ней нянчиться. Вот вам такие подходы, вот вам другие подходы, вот вам геймификация, вот вам "разговоры по душам" - начинается какой-то детский сад - ясельная группа. Только бы детки не обиделись и не уволились. А то ж они все такие талантливые и ранимые. Только проблема в том, что все эти супергерои работают плохо (если вообще работают, потому как работать им некогда, у них другие приоритеты в жизни). Они толком ничего не знают и не умеют, неспособны воспринимать длинные тексты, не умеют учиться самостоятельно, неспособны концентрироваться на задаче, делают много ошибок, неадекватно реагируют даже на конструктивную критику, и так далее.
Но бизнес - это предельно циничная погоня за прибылью. Пока сотрудник выполняет работу, решает задачи - его держат, как только перестал - уволен. Через какое-то время работодатель увольняет супергероев за их супернеспособность работать....и ищет других.... точно таких же. Но людей старше 30 отбраковывают сразу, потому что "глаза не горят", "старые и немощные уже", у нас "молодой и дружный коллектив", и т.д. И вот тут я работодателя не понимаю. Вам нужно, чтобы работа была выполнена качественно и в срок, или же гордиться тем, что у вас поколение зумеров лучше всего себя чувствует и их тонкая душевная организация не страдает от всяких ужасов типа "карьера", "рутина", "рабочий день с 9 до 18"?
Наверное, все написанное выше похоже на брюзжание 40-летнего "неудачника", которому на пятки наступают "молодые и дружные, талантливые зумеры". Вот только поработав с многими молодыми людьми, могу сказать, что они реально тупые и ленивые, с огромным, ни на чем не основанным самомнением (уверены, что знают всё лучше всех). Порученную им работу потом нужно перепроверять - там гарантированно будет много ошибок.
Ну это как сказать. Начать с того, что мудаки есть везде. Где-то больше, где-то меньше - но они повсеместно. Слышал даже, что для руководителей высокого ранка есть даже такие курсы, где их учат общаться с неприятными людьми - потому что в процессе работы руководителю с кем только не приходится сталкиваться и общаться. Мудаки могут быть полезными, если с ними правильно себя вести.
Статью можно было бы называть вот так: "У нас тут подрос детский сад, давайте теперь их холить и лелеять, оберегать и облизывать! Они же такие талантливые и милые!". Как всё это относится к бизнесу - лично мне непонятно.
Ну, а куда деваться? Работать же надо кому-то в бизнесе. Сотрудники 45+ уже не торт, их гнать - они не гибкие, не креативные, так надо кем-то замещать. А тут - хоп - зумеры! Ничего не знают, не умеют, но амбиций полные штаны, такие бизнесу нужны! Вот и начинают их оберегать и облизывать. От безысходности.