Как защититься от «наездов» руководителя

Думаю, любой сотрудник хоть раз становился жертвой необоснованных претензий со стороны руководства, когда что-то не так или не вовремя сделано. Речь идет именно о необоснованных претензиях – ведь все мы люди, а людям свойственно совершать ошибки. И положа руку на сердце, надо признать тот факт, что в большинстве своем претензии со стороны руководителя имеют под собой основу.

Выстраивание нормальных рабочих взаимоотношений между подчиненным и руководителем – это сложный процесс. Надо практически повторить подвиг Одиссея, который провел свой корабль между Сциллой и Харибдой. С одной стороны вы должны отстаивать свое достоинство, не позволяя руководителю «вытирать о вас ноги», но с другой стороны, не должны своими действиями дать ему повод усомниться в вашей лояльности ему и компании.

Разбирая подобные ситуации, я пришел к выводу, что необоснованные претензии со стороны руководителя чаще вызваны не его злонамеренностью, а скорее, его банальной забывчивостью, а иногда – подсознательным желанием переложить ответственность на чьи-то другие плечи.

В компаниях с правильно построенными, «прозрачными» бизнес-процессами большинство подобных спорных и конфликтных ситуаций удается решать внедрением обязательного алгоритма. Когда распоряжения руководителя к исполнителю, а потом отчеты об исполнении распоряжения от исполнителя к руководителю пересылаются по электронной почте. При подобной системе всем сторонам легко отстоять свою позицию и подтвердить те или иные действия и их своевременность. Ведь «что написано пером, не вырубишь и топором»!

В суровых российских реалиях, обусловленных «особыми» методами ведения бизнеса, а часто просто банальной безалаберностью и нежеланием руководства оставлять следы неких действий и распоряжений, внедрение подобной системы во многих компаниях просто невозможно.

И что тогда делать рядовому сотруднику такой компании, оставшись один на один с необоснованными претензиями руководителя? Просто смириться, и испытывать постоянный стресс от ощущения собственной беспомощности, или попробовать что-то предпринять?

В качестве эффективного метода защиты я стал рекомендовать сотрудникам подобных компаний использовать ежедневник, в который нужно начать записывать все распоряжения начальника.

Если бы вы только знали, сколько скептицизма я вначале выслушивал от своих подопечных: «Когда мне этим заниматься?», «Это будет раздражать руководителя!» и прочее. Когда люди, пересилив свой пессимизм, начали применять мои рекомендации, то получали огромный эффект.

Чем эффективен такой простой инструмент, как ежедневник?

Запись распоряжений руководителя:

  • Позволяет самому не забывать об их сути и сроках исполнения. Что в свою очередь ведет к резкому сокращению обоснованных претензий со стороны руководства.
  • В случае необоснованной претензии от начальства позволяет быстро и четко подтвердить факт соответствия выполненной вами работы по полученному заданию.
  • Заставляет самого руководителя более взвешенно относиться к своим же распоряжениям.
  • Вынуждает руководителя, осознающего, что вами записаны «все ходы и выходы», более осмотрительно вести себя по отношению к подчиненным.

Поначалу люди опасались, что начальство может негативно отреагировать на запись всех распоряжений в ежедневник. Но в большинстве случаев эти страхи оказались беспочвенными. Даже наоборот, реакция была положительной. Учитывая, что остальные коллеги ничего подобного раньше не делали, такой подход обеспечивает пристальное и благосклонное внимание со стороны руководства. А это в свою очередь позволяет выделиться среди остальных коллег, запомниться и тем самым улучшить свои карьерные перспективы.

Как мне рассказывали мои ученики, использование данной системы записи распоряжений приводит даже к смешным ситуациям, когда начальники сами обращаются с просьбой напомнить им, что они говорили на том или ином совещании. Иногда подобные записи даже используются в спорах между руководителями различных подразделений.

Но не забывайте, что использование ежедневника нужно сделать постоянным и систематическим. Ведь по «закону подлости» – как раз по тому распоряжению, которое вы забудете записать, у вас может возникнуть конфликт с руководством.

Да, возможно, первое время записи распоряжений в ежедневник будут вызывать некий психологический дискомфорт, вы будете чувствовать себя «белой вороной», ощущать на себе ехидные или недоброжелательные взгляды сослуживцев. Но это продлится недолго, а потом все будут воспринимать ваше поведение как само собой разумеющееся.

Уверяю вас, использование столь простого инструмента позволит избежать массы стрессовых ситуаций на работе, и тем самым сохранить годы своей жизни.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по продажам, Владивосток

Я даже улыбнулся, все так. Сам так делаю: давай посмотрим у тебя в ежедневнике что мы там решили)))

Консультант, Украина

Не поможет.

- Ты сделал не так

- У меня в дневнике записано, что вы отдали распоряжение делать именно "не так"

- А почему ты меня не отговорил? Виноват!

 

Генеральный директор, Москва
Андрей Роговский пишет:

Не поможет.

- Ты сделал не так

- У меня в дневнике записано, что вы отдали распоряжение делать именно "не так"

- А почему ты меня не отговорил? Виноват!

Ну это, если у Вас не адекватный руководитель, типа волка из басни Крылова:

"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Ежедневник - это грубо и не по-европейски. Нужно использовать звуко, видео запись. И времени меньше тратится и начальник потом не отвертится. Со всех сторон сплошная выгода.

Генеральный директор, Москва
Сергей Левицкий пишет:

Ежедневник - это грубо и не по-европейски. Нужно использовать звуко, видео запись. И времени меньше тратится и начальник потом не отвертится. Со всех сторон сплошная выгода.

А вот тут далеко  не все так просто. Мои наблюдения показывают, что многие наши российские руководители, весьма болезненно воспринимают, использование электронных звуко и ведео записывающих устройств. Ну ОЧЕНЬ болезненно! А на ежедневник, реакция намного более адекватная и лояльная.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Олег Шурин пишет:
Сергей Левицкий пишет:

Ежедневник - это грубо и не по-европейски. Нужно использовать звуко, видео запись. И времени меньше тратится и начальник потом не отвертится. Со всех сторон сплошная выгода.

А вот тут далеко  не все так просто. Мои наблюдения показывают, что многие наши российские руководители, весьма болезненно воспринимают, использование электронных звуко и ведео записывающих устройств. Ну ОЧЕНЬ болезненно! А на ежедневник, реакция намного более адекватная и лояльная.

Абсолютно с Вами согласен! Но "Платон мне друг, а ИСТИНА дороже!" Нужно в политике коммуникаций компании все рукописные протоколы и пр. функциональные аналоги протоколов заменить на звуко видео зопись. Тогда все планерки-пятименутки "под запись" будут восприниматься естественно, а недрпонимания резко уменьшится.

Глава филиала, регион. директор, Украина

Как в анекдоте: "Если у вас вместо головы задница - носите записную книжку, как это делаю я"

Генеральный директор, Москва
Сергей Левицкий пишет:
Олег Шурин пишет:
Сергей Левицкий пишет:

Ежедневник - это грубо и не по-европейски. Нужно использовать звуко, видео запись. И времени меньше тратится и начальник потом не отвертится. Со всех сторон сплошная выгода.

А вот тут далеко  не все так просто. Мои наблюдения показывают, что многие наши российские руководители, весьма болезненно воспринимают, использование электронных звуко и ведео записывающих устройств. Ну ОЧЕНЬ болезненно! А на ежедневник, реакция намного более адекватная и лояльная.

Абсолютно с Вами согласен! Но "Платон мне друг, а ИСТИНА дороже!" Нужно в политике коммуникаций компании все рукописные протоколы и пр. функциональные аналоги протоколов заменить на звуко видео зопись. Тогда все планерки-пятименутки "под запись" будут восприниматься естественно, а недрпонимания резко уменьшится.

  1. Я и в мыслях не имел отметать прогрессивные начинания. Кто же спорит, что звуко и видеозапись - это лучше. Они, как мне кажется и судом могут приниматься. Но я просто констатировал свои наблюдения, нашей реальности. Вполне возможно, что Ваш руководитель или Ваши знакомые более лояльны к подобным методам регистрации подчиненными их заданий.
  2. Я в статье писал и о таком варианте:

В компаниях с правильно построенными, «прозрачными» бизнес-процессами большинство подобных спорных и конфликтных ситуаций удается решать внедрением обязательного алгоритма, когда распоряжения руководителя к исполнителю, а потом отчеты об исполнении распоряжения от исполнителя к руководителю пересылаются по электронной почте. При подобной системе всем сторонам легко отстоять свою позицию и подтвердить те или иные действия и их своевременность. Ведь «что написано пером, не вырубишь и топором»!

 

HR-директор, Москва
Олег Шурин пишет:
Сергей Левицкий пишет:

Ежедневник - это грубо и не по-европейски. Нужно использовать звуко, видео запись. И времени меньше тратится и начальник потом не отвертится. Со всех сторон сплошная выгода.

А вот тут далеко  не все так просто. Мои наблюдения показывают, что многие наши российские руководители, весьма болезненно воспринимают, использование электронных звуко и ведео записывающих устройств. Ну ОЧЕНЬ болезненно! А на ежедневник, реакция намного более адекватная и лояльная.

Абсолютно согласен с Олегом Шуриным. В нашей практике случается, что собственник бизнеса, или ТОП просит проводить собеседования кандидатов на руководящие позиции в агентстве под видеокамеру и потом присылать этот материал ему. На это практически никто из кандидатов не соглашается.

Руководитель, Москва

+ записок - там записано не как сказал руководитель, а то, как я понял, как он сказал.. То есть имеет место быть "люфт в мою пользу"

Ну а дальше могут быть разборки в духе - я от тебя хотел другого, 

я ваши слова понял именно так

ты дурак? 

да, всех умнях сотрудников умные разобрали, а я вот к вам попал.

 

Конечно, записки - это не панацея, но среди прочего - вполне себе аргумент

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.